Уроки шахмат для 3 разряда

Уроки шахмат для 3 разряда

3 разряд по шахматам: как его получить?

Автор: Дядя Валера

Доброго времени суток, дорогой друг!

Полагаю, вы согласитесь: шахматист – разрядник звучит более солидно, чем просто шахматист. 3 разряд по шахматам — по сути начало шахматной иерархии. Сегодня обсудим, как его получить и, что более важно, — как научиться играть в силу 3 разряда.

Что такое 3 разряд в шахматах?

3 разряд, как и любой другой разряд, — квалификационный уровень шахматиста, закрепленный документально. То есть присваивается записью в квалификационной книжке.

Запись обычно делается по результатам турнира и закрепляется печатью уполномоченной организации, например горспорткомтета.

Как получить 3 разряд?

Разрядную систему в шахматах мы уже обсуждали в этой статье.

Конкретно для 3 разряда необходимо:

  • Участвовать в турнире, в котором средним рейтинг более или равен 1301 пунктов
  • Набрать в этом турнире определенное количество очков в реально состоявшихся партиях

Например: средний рейтинг в диапазоне 1301—1325, – необходимо набрать 75% возможных очков.

Для сравнения, в турнире со средним рейтингом 1476—1500 достаточно набрать только 40 %

Как присваивается разряд, мы также уже рассматривали. Бывает, достаточно задать вопрос организаторам турнира, они все разъяснят. Обычно соответствующий документ -квалификационная книжка, выдается сразу по окончании турнира.

Или делается запись в книжке, если таковая уже имеется.

Порядок получения юношеских разрядов, в том числе 3 юношеского, абсолютно аналогичен. Разница только в рейтингах, для юношеских разрядов они начинаются с 1000.

Кстати, Жорик буквально вчера без особого труда осилил задачу выполнения 3 юношеского разряда с первой попытки.

Что есть уровень игры 3 разряда?

По мнению автора этих строк, первым серьезным рубежом, который должен преодолеть шахматист, — перестать «зевать».

«Зевок» — грубая ошибка, обычно в один ход, ведущая к материальным потерям или мгновенному проигрышу, мату. Такие ошибки обусловлены неумением увидеть и отразить элементарные угрозы.

Уровень 3 разряда – уровень игры, когда преодолен эта беззевковая планка . То есть зевки конечно бывают, не без этого, — но они скорее исключение, нежели правило.

Беззевковая планка – уровень, когда позиция воспринимается как единое целое, а не фрагментально. И элементарные угрозы замечаются и парируются без особых усилий, «на автомате».

Как перестать зевать?

Чтобы научиться плавать, нужно как минимум, — заходить в воду. Для начинающего шахматиста главное и единственное средство преодолеть беззевковую планку – практическая игра .

Важно, чтобы игра без зевков стала навыком, закрепилась на уровне подсознания. Почему это важно?

Если вы думаете, что партии выигрываются за счет гениальных стратегических замыслов и искрометных комбинаций, — вы заблуждаетесь.

Большинство партий шахматистов на уровне 3 разряда завершаются в результате ошибок . Ошибся – проиграл. Избежал грубых ошибок, заметил ошибки соперника и воспользовался ими, – выиграл.

В состоянии высокого эмоционального напряжения, а без него в турнирной игре не обойтись, — высшие функции мозга отключаются. Остаются только инстинкты, глубоко усвоенные навыки. Чем выше уровень этих «автоматических» навыков шахматиста, тем сильнее он в реальной турнирной борьбе.

Итак, для того чтобы достичь уровня игры, ответствующего 3 разряду, важно больше играть. Соотношение практики и теории в занятиях шахматами должно быть примерно 75% на 25% .

То есть три четверти времени, отведенного на шахматы – играем, одну четверть – занимаемся теорией. А также решаем задачи, представленные в следующем разделе.

Задачи

1. Черные дают мат в 1 ход

2 . Белые дают мат в 1 ход

3. Белые дают мат в 2 хода

(если нет автоматического ответа на ход белых, — начните задачу заново, нажав «начать заново»)

4. Белые дают мат в 2 хода

(если нет автоматического ответа на ход белых, — начните задачу заново, нажав «начать заново»)

5. Черные дают мат в 2 хода

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.
Читать еще:  Видео уроки nx10

Программа «Подготовка юных шахматистов 3 — 1 разрядов»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Муниципальное казённое учреждение дополнительного

образования Дом детского творчества

г. Буй, Костромская область

Исполнительный директор ФШКО: Директор МКУДО ДДТ г. Буя:

_______________А. Б. Лебедев ___________И. В. Татаринцева

____________________2017 г. ____________________2017 г.

«Подготовка юных шахматистов 3 – 1 разрядов»

Возрастной контингент: 7 – 18 лет

Срок реализации: 3 года

Разработчик: педагог дополнительного образования

Смирнов Николай Михайлович

Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»,

-«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. N 1008)

-СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 N 41).

-«Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (приложение к письму Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844)

-Положение о порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

Администрация МКУ ДО Дом детского творчества

Педагог дополнительного образования Н.М. Смирнов

Основная цель программы

Развитие творческих, спортивных, интеллектуальных способностей обучающихся

посредством изучения основ шахматной игры. Участие детей в соревнованиях и получение ими спортивной квалификации.

Основные задачи программы

-Формирование здорового образа жизни.

— Содействие профессиональной ориентации.

-Выполнение разрядных норм. Участие в соревнованиях городского,регионального,

межрегионального, российского, международного уровней.

Педагог дополнительного образования МКУ ДО Дом детского творчества

Возрастной диапазон занимающихся (возраст)

Тип образовательного процесса

Ожидаемые результаты реализации программы

Результатами обучения детей по данной программе является то, что у обучающихся

воспитываются волевые качества, творческий подход к решению задач, тренируется па-

мять, развивается логическое мышление, появляется острота и цепкость мысли. Спортивным итогом являются результаты участия воспитанников в соревнованиях различного уровня, получение ими и дальнейшее повышение спортивной квалификации.

Система организации и контроля за исполнением программы

Администрация МОУ ДОД Дом детского творчества

Значение шахмат в системе школьного воспитания, опираясь на свой многолетний

опыт, ярко охарактеризовал известный педагог-новатор В. Сухомлинский. Он писал:

«В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам… Мальчики

и девочки часто засиживались за шахматной доской. Игра в шахматы дисциплинирова-

ла мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие

памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают

положение, которое было, и представляют то, что будет…».

«Правомерно утверждать, — писал доктор психологических наук, гроссмейстер Н.В.

Крогиус, — что особенно благотворно воспитательную роль шахматы могут играть на

том жизненном отрезке, где формируются основы характера и индивидуального сти-

ля мыслительной деятельности, то есть в школьном возрасте».

Шахматы являются одним из средств в формировании личности. Являясь одновре-

менно наукой, исскуством и спортом они воспитывают в человеке логическое мышле-

ние, пространственное воображение, творческий подход к решению различных задач,

волевые качества, память, остроту и цепкость мысли, самостоятельность и ответствен-

ность. Шахматная игра требует решительности, смелости, готовности пойти на риск и

вместе с тем ответственности при принятии решения, известной осторожности.

Борьба шахматных фигур оказывается проекцией двух характеров, двух творческих

индивидуальностей, одинаково стремящихся к победе, но идущих разными путями.

Сила фантазии, память, внимание, ориентировка в сложной ситуации, способность к

анализу и синтезу, физическая выносливость – все эти качества приходят на помощь

турнирному бойцу и становятся его оружием в выборе лучшего хода и варианта из

тысячи возможностей. Так проходит процесс поисков шахматой истины, которая об-

наруживается не столько сама по себе, сколько путём яркого контраста с другими,

Научные работники в области педагогики подчёркивают, что воспитание предпола-

гает воздействие как на рациональную, так и на эмоциональную сферу юного любите-

ля шахмат. Конечно, только комплексное решение проблем воспитания позволяет

учесть всё многообразие связей, факторов и явлений, которые определяют результа-

тивность воспитательных усилий педагога. Говоря конкретно, в зависимости от воз-

растных и индивидуальных особенностей наставник-организатор должен учить своих

воспитанников владеть собой, проявлять твёрдость характера, волю и самообладание,

наряду с профессиональной квалификацией. Остаётся добавить, что педагогические

наблюдения и многолетний опыт тренировочных занятий с детьми и подростками

Читать еще:  Unity 2d уроки

подтверждают следующее. Чем выше поднимается юный шахматист по квалифика-

ционным ступеням, тем совершеннее становятся его волевые и физические свойства,

умение приобретать новые знания и обладать навыками к учёбе и трудовой деятель-

При сохранении последовательности и единства предлагаемой программы, взаимо-

связи теории и практики, педагог должен учитывать специфику местных условий, раз-

личия в составе групп и времени, уделяемом на занятия. Могут быть также учтены

запросы самих учащихся.

Нельзя забывать, что к преподаванию теории шахмат (дебюта и эндшпиля) должны

предъявляться те же педагогические требования (от простого к сложному, от знакомо-

го к незнакомому), насколько это укладывается в сферу шахматного совершенствова-

ния. Основой совершенствования остаётся шахматная практика, участие в тренировоч-

ных занятиях и квалификационных соревнованиях.

Вместе с тем педагог должен обратить серьёзное внимание на хорошую учёбу в шко-

ле, воспитательную работу, на сознательную дисциплину занимающихся и на необхо-

димость всестороннего физического развития юных шахматстов.

Развитие творческих, спортивных, интеллектуальных способностей обучающихся

посредством изучения основ шахматной игры. Участие детей в соревнованиях и по-

лучение ими спортивной квалификации.

1. Формирование здорового образа жизни.

2. Содействие профессиональной ориентации.

3. Выполнение разрядных норм. Участие в соревнованиях городского, областного,

межрегионального, российского, международного уровней.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется через работу объединения «Шахматная школа». Возраст

обучающихся: от 7 до 18 лет.

Численный состав групп:

1-й год обучения (12 – 15 человек).

2-й год обучения (10 – 12 человек).

3-й год обучения (10 – 12 человек).

Программа рассчитана на три года обучения.

1-й год обучения – ребята получают первоначальные сведения об игре в шахматы.

Изучают теорию, участвуют в квалификационных турнирах. К концу учебного года

большинство обучающихся выполняют норматив третьего спортивного разряда.

2-й год обучения – расширение и углубление знаний шахматной теории. Ребята

участвуют в соревнованиях городского, областного и межрегионального уровней.

По итогам третьего года обучения многие воспитанники выполняют норму второго

3-й год обучения – изучение дебютных схем, типовых позиций миттельшпиля и

эндшпиля. Учащиеся принимают участие в соревнованиях городского, областного,

межрегионального, российского и международного уровней. Наиболее подготовлен-

ные спортсмены достигают уровня первого спортивного разряда.

Занятия проводятся 2 раза в неделю и сочетают в себе теоретическую и прак-

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Лекции, конкурсы решения задач и этюдов, разбор сыгранных партий, работа с

компьютерными программами, тренировочные партии, сеансы одновременной игры,

квалификационные турниры. Участие в соревнования городского, областного, межре-

гионального, российского, международного уровней. Основной формой являются заня-

тия в группе, сочетающие в себе теоретическую и практическую части.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Помещение для занятий, необходимый спортивный инвентарь, мебель и оборудо-

вание, финансовое обеспечение участия воспитанников в соревнованиях различного

Шахматные столики, комплекты шахмат, шахматные часы, учебные магнитные

демонстрационные доски, стенды для положений, турнирных таблиц, грамот, фото-

графий, объявлений. Портреты чемпионов мира, шкафы для хранения инвентаря и

шахматной литературы. Бланки для записи партий, бланки протоколов соревнований,

турнирных таблиц. Персональный компьютер с подключением к интернету.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ, НАВЫКАМ

И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ

По окончании первого года обучения учащиеся должны овладеть следующими знания-

ми и умениями: изучить основы стратегии и тактики шахматной игры. Усвоить элемен-

тарные приёмы игры в пешечных, легкофигурных, ладейных, ферзевых, тяжелофигур-

ных, смешанных окончаниях. Знать основы позиционной игры. Уметь наносить такти-

ческие удары. Знать основные идеи открытых дебютов. Вести запись партий во время

турниров. Участвовать в соревнованиях городского уровня. По итогам учебного года

выйти на уровень третьего спортивного разряда.

По окончании второго года обучения воспитанники должны овладеть следующими

знаниями и умениями: начать формирование собственного дебютного репертуара.

Уметь самостоятельно работать со справочной шахматной литературой. Самостоятель-

но анализировать и комментировать сыгранные партии. Овладеть основными принципа-

ми позиционной игры. Участвовать в соревнованиях городского, областного и межрегио-

нального уровней. По итогам учебного года достичь уровня второго спортивного разря-

По окончании третьего года обучения юные шахматисты должны овладеть следую-

щими знаниями и умениями: овладеть методикой самостоятельного изучения дебютных

схем, уметь эффективно работать с шахматными программами на персональном компью-

тере. Хорошо ориентироваться и знать приёмы игры в типовых позициях миттельшпиля.

Читать еще:  Бабушкин квадрат по испански видео уроки

Уверенно играть в окончаниях различного типа. Принимать участие в соревнованиях го-

родского, областного, межрегионального, российского и международного уровней. По

итогам учебного года выйти на уровень первого спортивного разряда.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПРОГРАММЕ

Результатами обучения детей по данной программе является то, что у обучающихся

воспитываются волевые качества, творческий подход к решению задач, тренируется па-

мять, развивается логическое мышление, появляется острота и цепкость мысли. Спор-

тивным итогом являются результаты участия воспитанников в соревнованиях различно-

го уровня, получение ими и дальнейшее повышение спортивной квалификации.

ФОРМЫ ОЦЕНКИ ОБУЧЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Для оценки уровня обученности воспитанников, оценки их знаний и умений приме-

няются следующие формы: открытые занятия, конкурсы решения задач и этюдов, сеан-

сы одновременной игры, квалификационные турниры, анализ выступлений в официаль-

ных соревнованиях, выполнение разрядных норм, занятые места в турнирах различного

ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ШАХМАТИСТОВ 3-ГО РАЗРЯДА

Тематический учебный план

1. Шахматная доска

2. Фигуры и пешки

3. Мат тяжёлыми фигурами

4. Мат лёгкими фигурами

5. Превращение пешки

1. Главные дебютные принципы

2. Дебют: понятие о тактике

3. Дебют: понятие о стратегии

4. Открытые дебюты

5. Полуоткрытые дебюты

6. Закрытые дебюты

7. Методика изучения дебюта

1. Решение задач и этюдов

2. Приёмы шахматной игры

3. Понятие о тактических приёмах

4. Сложные комбинации

5. План игры и оценка позиции

6. Как рассчитывать варианты

7. Атака на короля

8. Комбинации в миттельшпиле и реализация материального перевеса

1. Пешечные окончания

2. Ферзь против пешки

3. Король, лёгкая фигура и пешка против короля

Как получить разряд по шахматам

Многие начинающие шахматисты задаются вопросом как получить разряд по шахматам? Если у вас возник такой вопрос, несомненно, вы умеете играть в эту замечательную старинную игру. Не много отклонимся от темы, и заметим, что шахматисты всегда воспринимались обществом как умные люди, разбирающиеся в точных науках. Конечно же, в большинстве случаев это верно. Вот если бы подкрепить звание «шахматиста» еще бы и разрядом, то уже можно собой гордиться. Давайте рассмотрим подробнее все существующие шахматные разряды.

Все шахматные разряды

Начнем с самого низшего — это 4 разряд. Как только вы пришли в секцию шахмат — вам автоматически присваивается четвертый разряд. Можно сказать, что это нулевой отсчет.

Затем идет 3 разряд. Чтобы его присвоили шахматисту, он должен сдать экзамен своему тренеру. Шахматист, играющий в уровень третьего разряда должен уметь ставить мат ферзем, ладьей, слонами. Должен знать правило оппозиции, и множество основных теоретических знаний.

Второй разряд. Тут уже на тренировке его не получить. Необходимо выступить в турнире по шахматам, причем с хорошим результатом. Если турнир состоит из 9 туров, то нужно встретиться с 5 перворазрядниками и набрать в партиях с ними 2,5 очка, при условии, что остальные партии не проиграны.

Норма первого разряда также присваивается на турнире за отличную игру.

Следующее звание — кандидат в мастера спорта по шахматам. Это уже более серьезный разряд, который присваивается на профессиональном уровне. Чтобы его заполучить нужно выполнить норму двух кандидатских баллов, а затем и норму кандидата, участвуя в турнирах.

Норма Мастера спорта присваивается шахматисту за хорошее выступление среди мастеров. Нужно чтобы игрок набрал 50% в партиях с мастерами.

Международный мастер — тоже что и норма мастера, только на международном уровне. Причем шахматист должен сыграть не в одном, и не в двух международных турнирах.

Самое высшее шахматное звание — Гроссмейстер (GM — grand master). Такое звание очень сложно заслужить. Гроссмейстерами являются чемпионы мира и выдающиеся игроки. Следует отметить, что также есть определенная норма выполнения данного звания.

Не много о системе рейтинга

В настоящее время введена система рейтинга, по которой также можно определить силу игры шахматиста. Многие считают, что разряды и вовсе не нужны, главное рейтинг шахматиста. Приблизительно у мастеров рейтинг 2300, у международников 2400-2500, гроссмейстер — начиная от 2500. Также следует отметить, что нормы у женщин значительно отличаются. Так, например, норму мастера женщина может получить с рейтингом 2200.

Шахматистам — разрядникам специально выдается квалификационный билет, который подтверждает их разряд, и является основным документом.

Образование Онлайн
Добавить комментарий