Strong-stuff.ru

Образование Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уроки астрономии для начинающих

Уроки онлайн по физике и астрономии
Учитель Чигарёв Д.Л.

Астрономия. Урок №1. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Наука Астрономия

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №2. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Звёздное небо. Небесная сфера.

Смотреть урок

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №3. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Небесные координаты

Смотреть урок

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №4. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Определение географической широты места

Смотреть урок

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №5. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Определение географической долготы места

Смотреть урок

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №6. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Гелиоцентрическая система мира

Смотреть урок

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №7. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Видимое движение солнца и луны

Смотреть урок

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №8. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Итоги первой четверти (самостоятельная работа)

Смотреть урок

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №9. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Законы Кеплера

Смотреть урок

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №10. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Закон всемирного тяготения

Смотреть урок

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №11. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Определение расстояний до недесных тел в солнечной системе и их размеров

Смотреть урок

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №12. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Происхождение солнечной системы

Смотреть урок

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №13. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Планеты земной группы

Смотреть урок

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №14. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Планеты гиганты

Смотреть урок

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №15. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Спутники планет

Смотреть урок

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №16. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Малые тела солнечной системы

Смотреть урок

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №17. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Первое полугодие контрольная работа

Смотреть урок

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №18. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Исследование электромагнитного излучения небесных тел

Смотреть урок

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №19. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Солнце как звезда

Смотреть урок

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №20. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Влияние солнца на жизнь земли

Смотреть урок

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №21. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Основные характеристики звёзд. Светимость.

Смотреть урок

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №22. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Температура и размеры звёзд

Смотреть урок

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №23. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Двойные звёзды. Масса звёзд

Смотреть урок

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №24. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Эволюция звёзд

Смотреть урок

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №25. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Нестационарные звёзды

Смотреть урок

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №26. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Наша галактика

Смотреть урок

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №27. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Межзвёздная среда

Смотреть урок

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №28. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Звёздные системы-галактики

Смотреть урок

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №29. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Расширяющая вселенная

Смотреть урок

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №30. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Жизнь и разум во вселенной

Смотреть урок

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №31. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Второе полугодие. Контрольная работа №2

Смотреть урок

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №32. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Вечернее наблюдение (осень)

Смотреть урок

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №33. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Дневное наблюдение солнца

Смотреть урок

Скачать урок на компьютер wmv или zip

Астрономия. Урок №34. (Демо-обзор) Учитель Чигарёв Д.Л.
Вечернее наблюдение (весна)

Смотреть урок

Уроки астрономии для начинающих

Небесный свод, горящий славой,
Таинственно глядит из глубины,
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
Ф. Тютчев

Тема: Предмет астрономии.

Цель: Дать представление об астрономии – как наука, связи с другими науками; познакомится с историей, развитием астрономии; инструментами для наблюдений, особенности наблюдений. Дать представление о строении и масштабах Вселенной. Рассмотреть решение задач на нахождение разрешающей способности, увеличения и светосила телескопа. Профессия астронома, значение для народного хозяйства. Обсерватории. Задачи:
1. Обучающая: ввести понятия астрономии, как науке и основных разделах астрономии, объектах познания астрономии: космических объектах, процессах и явлениях; методах астрономических исследований и их особенностях; обсерватории, телескопа и его различных видов. Истории астрономии и связи с другими науками. Роли и особенности наблюдений. Практическом применении астрономических знаний и средств космонавтики.
2. Воспитывающая: историческая роль астрономии в формировании представления человека об окружающем мире и развитии других наук, формирование научного мировоззрения учащихся в ходе знакомства с некоторыми философскими и общенаучными идеями и понятиями (материальности, единства и познаваемости мира, пространственно-временными масштабами и свойствами Вселенной, универсальностью действия физических законов во Вселенной). Патриотическое воспитание при ознакомлении с ролью российской науки и техники в развитии астрономии и космонавтики. Политехническое образование и трудовое воспитание при изложении сведений о практическом применении астрономии и космонавтики.
3. Развивающая: развития познавательных интересов к предмету. Показать, что мысль человеческая всегда стремится к познанию неизвестного. Формирование умений анализировать информацию, составлять классификационные схемы. Знать: 1-й уровень (стандарт) — понятие астрономии, основных ее разделах и этапах развития, месте астрономии среди других наук и практическом применении астрономических знаний; иметь первоначальное понятие о методах и инструментах астрономических исследований; масштабах Вселенной, космических объектах, явлениях и процессах, свойства телескопа и его виды, значение астрономии для народного хозяйства и практических нужд человечества. 2-й уровень — понятие астрономии, системы, роль и особенности наблюдений, свойства телескопа и его виды, связь с другими предметами, преимущества фотографических наблюдений, значение астрономии для народного хозяйства и практических нужд человечества. Уметь: 1-й уровень (стандарт) — пользоваться учебником и справочным материалом, строить схемы простейших телескопов разных видов, наводить телескоп на заданный объект, искать в Интернет информацию по выбранной астрономической теме. 2-й уровень — пользоваться учебником и справочным материалом, строить схемы простейших телескопов разных видов, вычислять разрешающую способность, светосилу и увеличение телескопов, проводить наблюдения с помощью телескопа заданного объекта, искать в Интернет информацию по выбранной астрономической теме.

Оборудование: Ф. Ю. Зигель “Астрономия в ее развитии”, Теодолит, Телескоп, плакаты “телескопы”, “Радиоастрономия”, д/ф. “Что изучает астрономия”, «Крупнейшие астрономические Обсерватории», к/ф «Астрономия и мировоззрение», «астрофизические методы наблюдений». Глобус Земли, диапозитивы: фотографии Солнца, Луны и планет, галактик. CD- «Red Shift 5.1» или фотографии и иллюстрации астрономических объектов из мультимедийного диска «Мультимедиа библиотека по астрономии». Показать Календарь Наблюдателя на сентябрь (взять с сайта Астронет), пример астрономического журнала (электронного, например Небосвод). можно показать отрывок из фильма Астрономия (ч.1, фр. 2 Самая древняя наука).

Читать еще:  Алгебра 7 класс интернет урок

Межпредметная связь: Прямолинейное распространение, отражение, преломление света. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Фотоаппарат (физика, VII кл). Электромагнитные волны и скорость их распространения. Радиоволны. Химическое действие света (физика, X кл).

Вводная беседа (2 мин)

  1. Учебник Е. П. Левитан; общая тетрадь – 48 листов; экзамены по желанию.
  2. Астрономия – новая дисциплина в курсе школы, хотя вкратце с некоторыми вопросами вы знакомы.
  3. Как работать с учебником.
  • проработать (а не прочитать) параграф
  • вникнуть в сущность, разобраться с каждым явлениями и процессами
  • проработать все вопросы и задания после параграфа, кратко в тетрадях
  • контролировать свои знания по перечню вопросов в конце темы
  • дополнительно материал посмотреть в Интернете

Лекция (новый материал) (30 мин) Начало — демонстрация видео клипа с CD (или моей презентации).

Астрономия [греч. Астрон (astron) — звезда, номос (nomos) -закон] – наука о Вселенной, завершающая естественно-математический цикл школьных дисциплин. Астрономия изучает движение небесных тел (раздел “небесная механика”), их природу (раздел “астрофизика”), происхождение и развитие (раздел “космогония”) [Астрономия — наука о строении, происхождении и развитии небесных тел и их систем =, то есть наука о природе]. Астрономия — единственная наука, которая получила свою музу-покровительницу — Уранию.
Системы (космические): — все тела во Вселенной образуют системы различной сложности.

  1. Солнечная система — Солнце и движущиеся вокруг (планеты, кометы, спутники планет, астероиды), Солнце – самосветящиеся тело, остальные тела, как и Земля светят отраженным светом. Возраст СС

5 млрд. лет. /Таких звездных систем с планетами и другими телами во Вселенной огромное количество/

  • Видимые на небе звезды, в том числе Млечный путь – это ничтожная доля звезд, входящих в состав Галактики (или называют нашу галактику Млечный Путь)– системы звезд, их скоплений и межзвездной среды. /Таких галактик множество, свет от ближайших идет к нам миллионы лет. Возраст Галактик 10-15 млрд. лет/
  • Галактикиобъединяются в своего рода скопления (системы)
  • Все тела находятся в непрерывном движении, изменении, развитии. Планеты, звезды, галактики имеют свою историю, нередко исчисляемую млрд. лет.

    На схеме отражена системность и расстояния:
    1 астрономическая единица = 149, 6 млн.км (среднее расстояние от Земли до Солнца).
    1пк (парсек) = 206265 а.е. = 3, 26 св. лет
    1 световой год (св. год) — это расстояние, которое луч света со скоростью почти 300 000 км/с пролетает за 1 год. 1 световой год равен 9,46 миллионам миллионов километров!

    История астрономии (можно фрагмент фильма Астрономия (ч.1, фр. 2 Самая древняя наука))
    Астрономия – одна из самых увлекательных и древнейших наук о природе – исследуется не только настоящее, но и далекое прошлое окружающего нас макромира, а также вырисовать научную картину будущего Вселенной.
    Потребность в астрономических знаниях диктовалась жизненной необходимостью:

    Этапы развития астрономии
    I-й Античный мир (до н. э). Философия →астрономия → элементы математики (геометрия).
    Древний Египет, Древняя Ассирия, Древние Майя, Древний Китай, Шумеры, Вавилония, Древняя Греция. Ученые, внесшие значительный вклад в развитие астрономии: ФАЛЕС Милетский (625-547, Др.Греция), ЕВДОКС Книдский (408- 355, Др. Греция), АРИСТОТЕЛЬ (384-322, Македония, Др. Греция), АРИСТАРХ Самосский (310-230, Александрия, Египет), ЭРАТОСФЕН (276-194, Египет), ГИППАРХ Родосский(190-125г, Др.Греция). подробнее
    II-ой Дотелескопический период. (наша эра до 1610г). Упадок науки и астрономии. Развал Римской империи, набеги варваров, зарождение христианства. Бурное развитие арабской науки. Возрождение науки в Европе. Современная гелиоцентрическая система строения мира. Ученые, внесшие значительный вклад в развитие астрономии в данный период: Клавдий ПТОЛЕМЕЙ (Клавдиус Птоломеус)( 87-165, Др. Рим ), БИРУНИ, Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль – Бируни (973-1048, совр. Узбекистан), Мирза Мухаммед ибн Шахрух ибн Тимур (Тарагай) УЛУГБЕК(1394 –1449, совр. Узбекистан), Николай КОПЕРНИК (1473-1543,Польша), Тихо(Тиге) БРАГЕ (1546- 1601, Дания).
    III-ий Телескопический до появления спектроскопии (1610-1814гг). Изобретение телескопа и наблюдения с его помощью. Законы движения планет. Открытие планеты Уран. Первые теории образования Солнечной системы. Ученые, внесшие значительный вклад в развитие астрономии в данный период: Галилео ГАЛИЛЕЙ (1564-1642, Италия), Иоганн КЕПЛЕР (1571-1630, Германия), Ян ГАВЕЛИЙ (ГАВЕЛИУС) (1611-1687, Польша), Ганс Христиан ГЮЙГЕНС (1629-1695, Нидерланды), Джованни Доминико (Жан Доменик) КАССИНИ> (1625-1712, Италия-Франция), Исаак НЬЮТОН (1643-1727, Англия), Эдмунд ГАЛЛЕЙ ( ХАЛЛИ, 1656-1742, Англия), Вильям (Уильям) Вильгельм Фридрих ГЕРШЕЛЬ (1738-1822, Англия), Пьер Симон ЛАПЛАС (1749-1827, Франция).
    IV-ый Спектроскопия. До фотографии. (1814-1900гг). Спектроскопические наблюдения. Первые определения расстояния до звезд. Открытие планеты Нептун. Ученые, внесшие значительный вклад в развитие астрономии в данный период: Йозеф фон ФРАУНГОФЕР (1787-1826, Германия), Василий Яковлевич (Фридрих Вильгельм Георг) СТРУВЕ (1793-1864, Германия-Россия), Джордж Бидделл ЭРИ (ЭЙРИ, 1801-1892, Англия), Фридрих Вильгельм БЕССЕЛЬ (1784-1846, Германия), Иоганн Готфрид ГАЛЛЕ (1812-1910, Германия), Уильям ХЕГГИНС (Хаггинс, 1824-1910, Англия), Анжело СЕККИ (1818-1878, Италия), Федор Александрович БРЕДИХИН (1831-1904, Россия), Эдуард Чарльз ПИКЕРИНГ (1846-1919, США).
    V-ый Современный период (1900-наст.время). Развитие применения в астрономии фотографии и спектроскопических наблюдений. Решение вопроса об источнике энергии звезд. Открытие галактик. Появление и развитие радиоастрономии. Космические исследования. Подробнее смотрите Хронологию.

    Связь c другими предметами.
    ПСС т 20 Ф. Энгельс – “Сперва астрономия, которая уже из-за времен года абсолютно необходима для пастушеских и земледельческих работ. Астрономия может развиваться только при помощи математики. Следовательно приходилось заниматься и математикой. Далее, на известной ступени развития земледелия в известных странах (поднятие воды для орошения в Египте), а в особенности вместе с возникновением городов, крупных построек и развитием ремесла развивалось и механика. Вскоре она становится необходимой для судоходства и военного дела. Она так же передается в помощь математике и таким образом способствует ее развитию”.
    Астрономия сыграла столь ведущую роль в истории науки, что многие ученые считают — “астрономию наиболее существенным фактором развития от ее возникновения — вплоть до Лапласа, Лагранжа и Гаусса” — они черпали из нее задания и создавали методы решения этих задач. Астрономия, математика и физика никогда не теряли взаимосвязи, что нашло отражение в деятельности многих ученых.

    Современная астрономия – фундаментальная физико-математическая наука, развитие которой непосредственно связано с НТП. Для исследования и объяснения процессов используется весь современный арсенал разнообразных, вновь возникших разделов математики и физики. Существует и профессия астронома.

    Основные разделы астрономии:

    Смотреть в небо: 6 полезных ссылок для тех, кто хочет изучать астрономию

    Теории и практики

    Каждую неделю «Теории и практики» рассказывают о номинантах премии «Просветитель» 2018 года, а они советуют для «Библиотеки T&P» источники знаний по своей теме. Автор книги «Любительская астрономия. Люди, открывшие небо» Ирина Позднякова выбрала 6 полезных ссылок для всех, кто неравнодушен к космосу: книга и сериал, паблик во «ВКонтакте» и YouTube-канал , программа-планетарий и астрофестиваль.

    Ирина Позднякова

    автор нескольких книг об астрономии

    Эта книга — живой рассказ ученого о своей науке и о людях, которые работают в ней. Она не выполняет функции справочника, учебника или иллюстрированного атласа, но доступным языком знакомит читателя с последними достижениями астрономии, а также с историей и основами этой науки. Несмотря на название, речь в ней идет далеко не только о планетах. Книга идеальна для первого знакомства с астрономией, но ее с интересом прочтут и более опытные любители.

    Сериал с участием известного астрофизика и популяризатора науки Карла Сагана вышел в 1980 году, но до сих пор остается актуальным. И дело не в научных данных — конечно, за это время наука ушла вперед, — а в поднятых темах: взаимосвязи человека и Вселенной, истории Земли и жизни на ней, нашей ответственности за родную планету. Фильм учит смотреть в небо, но не забывать о Земле.

    Читать еще:  Уроки программирования с нуля для начинающих бесплатно

    Очень известная программа-планетарий — помощник для тех, кто от чтения книг и просмотра фильмов переходит к наблюдениям. Строит реалистичные изображения звездного неба как для невооруженного глаза, так и для телескопа, позволяет прогнозировать и моделировать различные астрономические явления. Кроме того, содержит массу интересной информации: например, показывает традиционные фигуры созвездий, причем не только европейских, но и других культур — в частности, китайских, монгольских и эскимосских.

    Здесь — информация о будущих и состоявшихся астрономических и атмосферных явлениях, как прогнозируемых (солнечные и лунные затмения или противостояния планет), так и внезапных (падения метеоритов, полярные сияния, серебристые облака). Участники сообщества делятся в нем и своими наблюдениями, астрофотографиями, видео, таймлапсами. Подойдет для тех, кто не хочет пропустить ничего из того, что происходит на небе и что можно увидеть самому — невооруженным глазом или в оптический прибор.

    Видео обо всех направлениях любительской астрономии. Здесь есть и новости науки, и обзоры будущих явлений, и советы начинающим (а также опытным) наблюдателям, и тесты оборудования, и репортажи с мероприятий и наблюдений. Видеоформат создает повышенный эффект присутствия и показывает жизнь астронома-любителя со всех сторон.

    Крупнейший и старейший в России фестиваль любительской астрономии, проходящий в Подмосковье уже два десятка лет. В программе — лекции, доклады, практические семинары от ученых и опытных астрономов-любителей, астрономические наблюдения, выставки и многое другое. Здесь найдется место и тем, кто хочет узнать новости с переднего края науки непосредственно от известных ученых, и тем, кого интересуют самостоятельные наблюдения любого уровня: от первых шагов до серьезных исследований, имеющих научную ценность.

    Уроки астрономии для начинающих

    Небесный свод, горящий славой,
    Таинственно глядит из глубины,
    И мы плывем, пылающею бездной
    Со всех сторон окружены.
    Ф. Тютчев

    Тема: Предмет астрономии.

    Цель: Дать представление об астрономии – как наука, связи с другими науками; познакомится с историей, развитием астрономии; инструментами для наблюдений, особенности наблюдений. Дать представление о строении и масштабах Вселенной. Рассмотреть решение задач на нахождение разрешающей способности, увеличения и светосила телескопа. Профессия астронома, значение для народного хозяйства. Обсерватории. Задачи:
    1. Обучающая: ввести понятия астрономии, как науке и основных разделах астрономии, объектах познания астрономии: космических объектах, процессах и явлениях; методах астрономических исследований и их особенностях; обсерватории, телескопа и его различных видов. Истории астрономии и связи с другими науками. Роли и особенности наблюдений. Практическом применении астрономических знаний и средств космонавтики.
    2. Воспитывающая: историческая роль астрономии в формировании представления человека об окружающем мире и развитии других наук, формирование научного мировоззрения учащихся в ходе знакомства с некоторыми философскими и общенаучными идеями и понятиями (материальности, единства и познаваемости мира, пространственно-временными масштабами и свойствами Вселенной, универсальностью действия физических законов во Вселенной). Патриотическое воспитание при ознакомлении с ролью российской науки и техники в развитии астрономии и космонавтики. Политехническое образование и трудовое воспитание при изложении сведений о практическом применении астрономии и космонавтики.
    3. Развивающая: развития познавательных интересов к предмету. Показать, что мысль человеческая всегда стремится к познанию неизвестного. Формирование умений анализировать информацию, составлять классификационные схемы. Знать: 1-й уровень (стандарт) — понятие астрономии, основных ее разделах и этапах развития, месте астрономии среди других наук и практическом применении астрономических знаний; иметь первоначальное понятие о методах и инструментах астрономических исследований; масштабах Вселенной, космических объектах, явлениях и процессах, свойства телескопа и его виды, значение астрономии для народного хозяйства и практических нужд человечества. 2-й уровень — понятие астрономии, системы, роль и особенности наблюдений, свойства телескопа и его виды, связь с другими предметами, преимущества фотографических наблюдений, значение астрономии для народного хозяйства и практических нужд человечества. Уметь: 1-й уровень (стандарт) — пользоваться учебником и справочным материалом, строить схемы простейших телескопов разных видов, наводить телескоп на заданный объект, искать в Интернет информацию по выбранной астрономической теме. 2-й уровень — пользоваться учебником и справочным материалом, строить схемы простейших телескопов разных видов, вычислять разрешающую способность, светосилу и увеличение телескопов, проводить наблюдения с помощью телескопа заданного объекта, искать в Интернет информацию по выбранной астрономической теме.

    Оборудование: Ф. Ю. Зигель “Астрономия в ее развитии”, Теодолит, Телескоп, плакаты “телескопы”, “Радиоастрономия”, д/ф. “Что изучает астрономия”, «Крупнейшие астрономические Обсерватории», к/ф «Астрономия и мировоззрение», «астрофизические методы наблюдений». Глобус Земли, диапозитивы: фотографии Солнца, Луны и планет, галактик. CD- «Red Shift 5.1» или фотографии и иллюстрации астрономических объектов из мультимедийного диска «Мультимедиа библиотека по астрономии». Показать Календарь Наблюдателя на сентябрь (взять с сайта Астронет), пример астрономического журнала (электронного, например Небосвод). можно показать отрывок из фильма Астрономия (ч.1, фр. 2 Самая древняя наука).

    Межпредметная связь: Прямолинейное распространение, отражение, преломление света. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Фотоаппарат (физика, VII кл). Электромагнитные волны и скорость их распространения. Радиоволны. Химическое действие света (физика, X кл).

    Вводная беседа (2 мин)

    1. Учебник Е. П. Левитан; общая тетрадь – 48 листов; экзамены по желанию.
    2. Астрономия – новая дисциплина в курсе школы, хотя вкратце с некоторыми вопросами вы знакомы.
    3. Как работать с учебником.
    • проработать (а не прочитать) параграф
    • вникнуть в сущность, разобраться с каждым явлениями и процессами
    • проработать все вопросы и задания после параграфа, кратко в тетрадях
    • контролировать свои знания по перечню вопросов в конце темы
    • дополнительно материал посмотреть в Интернете

    Лекция (новый материал) (30 мин) Начало — демонстрация видео клипа с CD (или моей презентации).

    Астрономия [греч. Астрон (astron) — звезда, номос (nomos) -закон] – наука о Вселенной, завершающая естественно-математический цикл школьных дисциплин. Астрономия изучает движение небесных тел (раздел “небесная механика”), их природу (раздел “астрофизика”), происхождение и развитие (раздел “космогония”) [Астрономия — наука о строении, происхождении и развитии небесных тел и их систем =, то есть наука о природе]. Астрономия — единственная наука, которая получила свою музу-покровительницу — Уранию.
    Системы (космические): — все тела во Вселенной образуют системы различной сложности.

    1. Солнечная система — Солнце и движущиеся вокруг (планеты, кометы, спутники планет, астероиды), Солнце – самосветящиеся тело, остальные тела, как и Земля светят отраженным светом. Возраст СС

    5 млрд. лет. /Таких звездных систем с планетами и другими телами во Вселенной огромное количество/

  • Видимые на небе звезды, в том числе Млечный путь – это ничтожная доля звезд, входящих в состав Галактики (или называют нашу галактику Млечный Путь)– системы звезд, их скоплений и межзвездной среды. /Таких галактик множество, свет от ближайших идет к нам миллионы лет. Возраст Галактик 10-15 млрд. лет/
  • Галактикиобъединяются в своего рода скопления (системы)
  • Все тела находятся в непрерывном движении, изменении, развитии. Планеты, звезды, галактики имеют свою историю, нередко исчисляемую млрд. лет.

    На схеме отражена системность и расстояния:
    1 астрономическая единица = 149, 6 млн.км (среднее расстояние от Земли до Солнца).
    1пк (парсек) = 206265 а.е. = 3, 26 св. лет
    1 световой год (св. год) — это расстояние, которое луч света со скоростью почти 300 000 км/с пролетает за 1 год. 1 световой год равен 9,46 миллионам миллионов километров!

    История астрономии (можно фрагмент фильма Астрономия (ч.1, фр. 2 Самая древняя наука))
    Астрономия – одна из самых увлекательных и древнейших наук о природе – исследуется не только настоящее, но и далекое прошлое окружающего нас макромира, а также вырисовать научную картину будущего Вселенной.
    Потребность в астрономических знаниях диктовалась жизненной необходимостью:

    Читать еще:  Уроки английского на инглиш галакси

    Этапы развития астрономии
    I-й Античный мир (до н. э). Философия →астрономия → элементы математики (геометрия).
    Древний Египет, Древняя Ассирия, Древние Майя, Древний Китай, Шумеры, Вавилония, Древняя Греция. Ученые, внесшие значительный вклад в развитие астрономии: ФАЛЕС Милетский (625-547, Др.Греция), ЕВДОКС Книдский (408- 355, Др. Греция), АРИСТОТЕЛЬ (384-322, Македония, Др. Греция), АРИСТАРХ Самосский (310-230, Александрия, Египет), ЭРАТОСФЕН (276-194, Египет), ГИППАРХ Родосский(190-125г, Др.Греция). подробнее
    II-ой Дотелескопический период. (наша эра до 1610г). Упадок науки и астрономии. Развал Римской империи, набеги варваров, зарождение христианства. Бурное развитие арабской науки. Возрождение науки в Европе. Современная гелиоцентрическая система строения мира. Ученые, внесшие значительный вклад в развитие астрономии в данный период: Клавдий ПТОЛЕМЕЙ (Клавдиус Птоломеус)( 87-165, Др. Рим ), БИРУНИ, Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль – Бируни (973-1048, совр. Узбекистан), Мирза Мухаммед ибн Шахрух ибн Тимур (Тарагай) УЛУГБЕК(1394 –1449, совр. Узбекистан), Николай КОПЕРНИК (1473-1543,Польша), Тихо(Тиге) БРАГЕ (1546- 1601, Дания).
    III-ий Телескопический до появления спектроскопии (1610-1814гг). Изобретение телескопа и наблюдения с его помощью. Законы движения планет. Открытие планеты Уран. Первые теории образования Солнечной системы. Ученые, внесшие значительный вклад в развитие астрономии в данный период: Галилео ГАЛИЛЕЙ (1564-1642, Италия), Иоганн КЕПЛЕР (1571-1630, Германия), Ян ГАВЕЛИЙ (ГАВЕЛИУС) (1611-1687, Польша), Ганс Христиан ГЮЙГЕНС (1629-1695, Нидерланды), Джованни Доминико (Жан Доменик) КАССИНИ> (1625-1712, Италия-Франция), Исаак НЬЮТОН (1643-1727, Англия), Эдмунд ГАЛЛЕЙ ( ХАЛЛИ, 1656-1742, Англия), Вильям (Уильям) Вильгельм Фридрих ГЕРШЕЛЬ (1738-1822, Англия), Пьер Симон ЛАПЛАС (1749-1827, Франция).
    IV-ый Спектроскопия. До фотографии. (1814-1900гг). Спектроскопические наблюдения. Первые определения расстояния до звезд. Открытие планеты Нептун. Ученые, внесшие значительный вклад в развитие астрономии в данный период: Йозеф фон ФРАУНГОФЕР (1787-1826, Германия), Василий Яковлевич (Фридрих Вильгельм Георг) СТРУВЕ (1793-1864, Германия-Россия), Джордж Бидделл ЭРИ (ЭЙРИ, 1801-1892, Англия), Фридрих Вильгельм БЕССЕЛЬ (1784-1846, Германия), Иоганн Готфрид ГАЛЛЕ (1812-1910, Германия), Уильям ХЕГГИНС (Хаггинс, 1824-1910, Англия), Анжело СЕККИ (1818-1878, Италия), Федор Александрович БРЕДИХИН (1831-1904, Россия), Эдуард Чарльз ПИКЕРИНГ (1846-1919, США).
    V-ый Современный период (1900-наст.время). Развитие применения в астрономии фотографии и спектроскопических наблюдений. Решение вопроса об источнике энергии звезд. Открытие галактик. Появление и развитие радиоастрономии. Космические исследования. Подробнее смотрите Хронологию.

    Связь c другими предметами.
    ПСС т 20 Ф. Энгельс – “Сперва астрономия, которая уже из-за времен года абсолютно необходима для пастушеских и земледельческих работ. Астрономия может развиваться только при помощи математики. Следовательно приходилось заниматься и математикой. Далее, на известной ступени развития земледелия в известных странах (поднятие воды для орошения в Египте), а в особенности вместе с возникновением городов, крупных построек и развитием ремесла развивалось и механика. Вскоре она становится необходимой для судоходства и военного дела. Она так же передается в помощь математике и таким образом способствует ее развитию”.
    Астрономия сыграла столь ведущую роль в истории науки, что многие ученые считают — “астрономию наиболее существенным фактором развития от ее возникновения — вплоть до Лапласа, Лагранжа и Гаусса” — они черпали из нее задания и создавали методы решения этих задач. Астрономия, математика и физика никогда не теряли взаимосвязи, что нашло отражение в деятельности многих ученых.

    Современная астрономия – фундаментальная физико-математическая наука, развитие которой непосредственно связано с НТП. Для исследования и объяснения процессов используется весь современный арсенал разнообразных, вновь возникших разделов математики и физики. Существует и профессия астронома.

    Основные разделы астрономии:

    Основы астрономии

    • 5 недель

    3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

    Курс физического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Читался как в рамках межфакультетских курсов МГУ с 2013 по 2019 год для студентов всех специальностей. Один из первых открытых онлайн курсов МГУ.

    О курсе

    Цель данного курса лекций заключается в знакомстве слушателей с базовыми понятиями астрономии, её основными достижениями и современными проблемами.
    Речь пойдёт о важнейших понятиях астрономии и особенностях работы астрономов, об их приборах и объектах изучения: о том, что можно увидеть в телескоп — планетах, звёздах, галактиках; и том, чего не видно — тёмном веществе и тёмной энергии.

    Слушатели узнают, что такое небесные координаты, звёздные величины и спектры, и как из наблюдений можно узнать время, расстояние, химический состав и физические свойства небесных объектов. Плавно перейдём к вопросам строения и эволюции звёзд — как устроены звёзды, почему они не взрываются (а иногда и взрываются!), почему не сжимаются в точку (а порою сжимаются!), за счёт чего они излучают свет, как рождаются, как умирают и как «живут после смерти». Речь пойдет также и о межзвёздных молекулах, о звёздных скоплениях, о строении нашей Галактики и о Вселенной в целом. В общем, о прошлом и будущем нашего мира.

    Курс состоит из двух блоков: методы и объекты.

    • Первый блок — описание астрономии как профессии: история, инструменты, системы измерения координат и времени, связь астрономии с физикой и космонавтикой, принципы действия важнейших приборов.
    • Второй блок — обсуждение физической природы, строения и эволюции планет, звёзд, галактик и Вселенной в целом.

    Ориентирован на формирование представления об астрономии как науке.

    Формат

    Форма обучения заочная (дистанционная). Еженедельные занятия содержат тематические видеолекции и тестовые задания с автоматизированной проверкой результатов. Важным элементом изучения дисциплины является написание творческих работ в формате реферата-рассуждения по заданным темам, которое должно содержать полные развёрнутые ответы, подкреплённые примерами из лекций и/или личного опыта, знаний или наблюдений.

    Требования

    Курс рассчитан на широкую аудиторию неспециалистов и требует знания основ физики и математики в объёме школьной программы.

    Рекомендации

    Курс может быть использован для учебного процесса в вузах по программам подготовки бакалавров, магистров и специалистов в качестве дополнительного образования.

    Программа курса

    Раздел 1. Астрономия в мире и в России. Где работают астрономы и чем занимаются. Типы астрономических объектов: галактики, звёзды, планеты, астероиды, кометы.

    Раздел 2. Принцип работы телескопов. Рефракторы и рефлекторы. Активная и адаптивная оптика. Приёмники излучения. Астроклимат. Методы измерения расстояний до космических тел. Параллакс. Единицы расстояния в астрономии. Излучение небесных тел. Звёздные величины. Спектры излучения и поглощения. Принцип работы спектрографа. Эффект Доплера и его использование в астрономии. Основные системы координат и измерение времени. Движение небесных тел. Законы Кеплера. Характерные массы космических тел и методы их измерения. Планеты: сравнительные характеристики. Физические условия на поверхности, наблюдательные характеристики атмосфер. Температура поверхности планет; парниковый эффект. Кольца и спутники планет. Планеты-спутники. Приливные эффекты. Астероиды, кометы, метеорное вещество. Астероидно-кометная опасность. Методы и результаты поиска планетных систем у других звёзд

    Раздел 3. Основные характеристики звёзд: светимость, масса, температура, радиус. Внутреннее строение звёзд и ядерные источники их энергии. Основные этапы эволюции звёзд. Солнце. Проявления солнечной активности и её влияние на Землю. Поздние стадии эволюции звёзд. Белые карлики, нейтронные звёзды, черные дыры. Галактики. Крупномасштабная структура Вселенной. Элементы космологии.

    Результаты обучения

    В результате изучения данного курса слушатели должны:

    • получить представление об астрономии как науке, об особенностях работы астрономов и главных направлениях их исследований;
    • познакомиться с базовыми понятиями астрономии, её основными достижениями и современными проблемами;
    • познакомиться с принципами работы важнейших астрономических приборов;
    • получить представление об основных астрономических явлениях и процессах;
    • научиться анализировать происходящие в космосе события на основе физических законов;
    • познакомиться с основными фактами из истории астрономии.
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector