Strong-stuff.ru

Образование Онлайн
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Программирование basic обучение

MICROSOFT SMALL BASIC — ПРОС­ТЕЙШИЙ ЯЗЫК ПРОГРАМ­МИРО­ВАНИЯ

Первый шаг для начи­нающего програм­миста

Small Basic — это един­ственный язык програм­мирования, созданный специально для начинающих. Он максимально удобен при переходе от визуального, блочного програм­мирования к текстовому кодированию.

Small Basic сочетает в себе дружест­венный русско­язычный интерфейс с очень простым языком и богатым набором библиотек. С помощью интеллек­туальных всплывающих подсказок, Small Basic делает написание кода еще легче.

Microsoft рекомендует Small Basic начинать изучать в возрасте от 7 лет. Эти рекомендации для англоязычных стран, поскольку при програм­мировании на Small Basic необходимо писать код на английском языке. Для неангло­язычных стран возраст изучения Small Basic с 8-9 лет.

С чего начать, Scratch или Small Basic?

Scratch vs Small Basic

Детям с 8-12 лет, умеющим читать и двигать компьютерной мышкой, рекомендуется изучать Scratch-програм­мирование. Здесь дети изучают основы програм­мирования в игровой форме, двигая блоки мышкой, дети на интуитивном уровне понимают понятие циклов, логических условий, переменных, событий, процедур и функций. Т.е. дети не понимают в классическом понимании определения сложных терминов програм­мирования, однако понимают, когда и как их можно использовать при составлении программы.

Дети, прошедшие курс Scratch-програм­мирования, наиболее подготовлены к изучению основ програм­мирования, поскольку уже составляли программы, хотя и с помощью блоков. Детям старше 12 лет, а также взрослым, уже не интересно заниматься програм­мированием на Scratch. Для таких категорий слушателей мы рекомендуем изучить основы програм­мирования на примере языка програм­мирования Microsoft Small Basic.

Не лучше ли, как раньше, Pascal, чем Small Basic?

Pascal vs Small Basic

До 2009 года начинающие програм­мисты осваивали базовые концепции, изучив язык програм­мирования Pascal. Однако в этом случае придется выполнять упражнения и решать задачи в явно устаревшей, (ориенти­рованной на работу в операционной системе DOS) среде разработки Turbo Pascal, столкнуться с массой проблем при ее использовании в современных операционных системах семейства Windows.

Small Basic создавался специально для новичков в програм­мировании. Нет более легкого языка для изучения, чем Small Basic. Этот язык наиболее современный, т.к. Small Basic был создан 23.10.2008 года и более удобный для первого освоения, чем большинство аналогичных языков для новичков, написанных во время архаичной операционной системы DOS или еще раньше, как например: Pascal, Turbo Pascal, Fortran, Basic, QBasic, Turbo Basic и др. Язык програм­мирования Small Basic более легок в понимании и в освоении для новичка, чем любой другой.

Начать лучше со Small Basic или Java?

Small Basic vs Java

Клуб програм­мистов «1С» предлагает начинать обучаться школьникам програм­мированию с 11 лет с языка Java, и ни слова не говорит про Small Basic. Вполне резонный вопрос, может лучше начать с Java, и пропустить Small Basic, с учетом того, что на тематических ознакомительных видеоуроках от фирмы «1С» часто можно слышать, что они даже детям с 10 лет предлагают начинать с Java?

На самом деле Java гораздо сложнее, чем Small Basic, и для освоения Java нужно иметь базовые знания по основам компьютерной грамотности и основам програм­мирования, о чем подразумевают в клубе програм­мистов «1С», даже когда рекомендуют изучать Java с «нуля». Вы сами можете попробовать пройти Первое занятие по Java-програм­мированию для школьников, а затем сделать выбор: если вам все понятно, вы освоили первый урок по Java, то имеет смысл пропустить Small Basic и начинать изучение програм­мирования с Java. Если же вам показалось, что Java слишком сложно для освоения, то, тогда однозначно, следует начинать програм­мировать со Small Basic. Кстати говоря, сама фирма «Microsoft» рекомендует Small Basic для детей начиная с 7 лет!

Python очень легкий и попу­лярный. Может с него начать?

Python vs Small Basic

Язык програм­мирования Python более сложный, более требова­тельный к знаниям и навыкам програм­мирования, чем Small Basic. Если у Вас нет навыков програм­мирования, начните с более простого языка Small Basic. Если вы поймете и освоите Small Basic, то, скорее всего, вы сможете также осилить и Python. Нередко начинающие с языка програм­мирования Python не могли освоить его и бросали на пол-пути, предполагая, что это слишком сложно.

В какой-то степени Small Basic является лакмусовой бумажкой для новичка в програм­мировании. В том смысле, что еще окончательно неизвестно, сможет ли человек стать програм­мистом или эта профессия не подходит ему. Если новичок освоил Small Basic, то при желании и упорстве он сможет освоить и другие, более сложные языки програм­мирования. Если же самый легкий язык Small Basic оказался не по зубам, то, скорее всего, и более сложные языки програм­мирования окажутся невозможным для освоения.

Почему стоит начать програм­мирование со Small Basic

А не гнаться за популярными языками

Современные системы програм­мирования, такие как Python, Java, JavaScript, Delphi, и, тем более, C++ или Microsoft Visual C++, ориентированы на профессиональную разработку и предполагают наличие у пользователя знаний и начального опыта в области програм­мирования. Но откуда взять эти начальные знания и опыт в области програм­мирования? Другими словами, они не подходят начинающим для обучения програм­мированию.

Очевидно, осознав проблему отсутствия современной среды разработки, ориентированной на начинающих, Microsoft предложила свое решение — Microsoft Small Basic. Язык програм­мирования Microsoft Small Basic, несмотря на название «маленький», тем не менее является современной, вполне приличной и доступной для начинающих средой разработки с автодополнением кода и всплывающими подсказками. Кроме этого интерфейс программы и интерактивная помощь полностью русифицированы и адаптированы для русско­говорящего пользователя, и только код пишется на английском языке.

Чтобы выбрать первый язык програм­мирования, надо ориенти­роваться не на спрос, а надо ориенти­роваться на задачу. Если задачей является стать програм­мистом и нет никакого опыта програм­мирования, надо выбрать самый легкий в изучении язык, и, освоив его, переходить к более сложным и продвинутым языкам, пользующимся спросом. Профес­сиональный програм­мист должен в совершенстве знать несколько языков програм­мирования, и, в случае необходимости, быть готовым к изучению нового языка програм­мирования.

Язык програм­мирования Small Basic предназначен для того, чтобы сделать обучение програм­мированию предельно простым и доступным занятием для новичков, которое также может приносить удовольствие. Язык Small Basic разрабатывался с намерением снести барьер сложности и проложить дорогу в удивительный мир компьютерного програм­мирования как для взрослых, так и для детей.

Все читатели этих строк могут принять участие и проголосовать в социологическом опросе онлайн, ответив на вопрос «Какой должен быть первый язык програм­мирования для начинающих?», и увидеть результат, исходя из мнений народного голосования.

Изучите основы програм­мирования

C помощью Microsoft Small Basic

Основы програм­мирования – это фундаментальные знания по програм­мированию, это начало и азы навыков по програм­мированию. Без основ програм­мирования вы не освоите ни один из языков програм­мирования. Основы програм­мирования частично входят в базовый школьный курс «Информатики» начиная с 7 класса. В некоторых школах изучают углубленно этот предмет, а в некоторых школах изучают поверхностно, ограничиваясь понятием компьютера и его истории развития, понятием информации и информати­зации, общими понятиями информа­ционных технологий и их роли в повседневной жизни. Понятия «алгорит­мизация» и «програм­мирование» в некоторых школах проходят настолько поверхностно, что многие уже и не помнят, проходили или нет такое.

Програм­мирование, как и иностранный язык, лучше начинать в школе, и чем раньше, тем лучше. Все больше и больше стран понимают пользу от раннего изучения програм­мирования, в некоторых странах его изучают в школах с 5 лет. Раннее изучение програм­мирования позволяет развить творческое, креативное мышление, расширяет кругозор, развивает логическое и алгоритмическое мышление, причинно-следственные связи, способность к аналитическому мышлению. Изучение методов програм­мирования позволяет разбить задачу на более мелкие, строить логические связи и анализировать ситуации.

Каковы даль­нейшие перс­пективы после Small Basic?

Что потом изучать проще всего?

На примере Small Basic можно изучить базовые концепции програм­мирования, алгорит­мические структуры, инструкции управления ходом выполнения программы, циклы, научиться работать с массивами, файлами и графикой. В Microsoft Small Basic в качестве языка програм­мирования используется диалект языка Basic, что позволяет в дальнейшем без особых проблем перейти на следующий уровень — начать работать в Microsoft Visual Basic, или изучать более продвинутые языки разработки, например язык програм­мирования Python.

Microsoft Visual Basic

На языке Small Basic можно компили­ровать программы и писать приложения под Windows. Если же функциональ­ности вам будет недостаточно, проще всего при самосто­ятельном изучении перейти к следующему уровню – Microsoft Visual Basic, при этом переучи­ваться на другой язык не нужно, поскольку Microsoft Visual Basic, по сути, продолжение и расширение Microsoft Small Basic. Более того, код программы, написанный в Small Basic, если перенести без изменения в Visual Basic, точно так же запускается и выполняется.

VB.NET

Продолжением Microsoft Visual Basic, (а следовательно и Microsoft Small Basic) является один из мощнейших и современ­нейших языков програм­мирования Visual Basic .NET (VB.NET), реализованный на платформе Microsoft .NET.

Где еще пригодится Small Basic?

VBScript & VBA

Кроме того, следующим шагом, после Microsoft Small Basic можно изучить VBScript (VBS, развернуто Microsoft Visual Basic Script Edition, иногда еще называют Visual Basic Script). VBScript пригодится при веб-програм­мировании как альтернатива JavaScript на веб-страницах, а также при создании динами­ческих веб-страниц ASP, как альтернатива PHP страниц.

Знание Small Basic поможет вам при дальнейшем изучении Visual Basic for Applications (VBA). Знания VBA вам поможет при програм­мировании в приложениях Microsoft Office (Excel, Word, Access и др). Учитывая популярность и возможности офисных программ, с помощью VBA можно писать, дописывать и редакти­ровать макросы (которые, кстати, написаны на VBA), т.е. создавать расширения в офисных программах Microsoft Office.

И это все, что может Small Basic?

Дополни­тельные возможности

С помощью Small Basic можно програм­мировать игровую приставку Kinect, роботов Lego Mindstorm и Arduino, гарнитуру для вирту­альной реальности Oculus Rift и многое другое. С помощью Silverlight player вы можете даже размещать свои игры, написанные на Small Basic, в собственных блогах и веб-сайтах и воспроиз­водить их в браузере. Кроме этого, есть множество расширений Microsoft Small Basic, позволяющие существенно расширить функционал и возможности програм­мирования на языке Microsoft Small Basic.

Знание Small Basic это, в первую очередь, знание основ програм­мирования. Никто не запрещает вам изучать после Microsoft Small Basic такие языки програм­мирования, как Python, Java, C++, JavaScript и прочие языки програм­мирования для дальнейшего самообразования, саморазвития или трудоустройства. Таким образом, Microsoft Small Basic — это первый шаг програм­миста практически любого направления програм­мирования.

Хочу всё знать. Язык Visual Basic

В 80-е годы популярность BASIC пошла на спад. Новые языки программирования избавились от сложного синтаксиса, при этом их возможности возросли. И только Microsoft продолжал гнуть свою линию, выпустив сначала еще один бестселлер QBasic, а потом и героя сегодняшнего текста — Visual Basic.

Краткая справка

Первые версии Visual Basic не снискали успеха среди разработчиков. Графический интерфейс, а потом и подсветка синтаксиса являлись едва ли не единственным отличием от QBasic. Microsoft начала вносить значительные перемены лишь с версии 3.0. В комплектации Professional разработчики получили возможность работать с базой данных Access, графические возможности позволяли работать с языком даже не программистам. Кроме того, повысилось быстродействие и упростилась установка ПО.

Читать еще:  Веб дизайнер обучение с нуля

В 1995 году свет увидел Windows 95, вместе с которым захватывать мировое господство отправился Visual Basic 4.0. Здесь появился полноценный компилятор, возможность создавать 32 и 16-разрядные приложения, увеличилась скорость работы. В 1998 году вышла последняя версия традиционного Visual Basic. Далее компания Microsoft изменила концепцию, пустив развитие языка по двум направлениям: VB на платформе .NET и адаптированные версии для решения локальных задач (VBA, VBScript, eVB).

Visual Basic в наши дни

VB — инструмент для быстрого создания Windows-приложений. После смены концепции язык обрел:

  • поддержку ООП с конструкторами, деструкторами и наследованием;
  • свободную многопоточность;
  • компиляцию в байт-код, исполняемую при помощи CLR;
  • структурную обработку исключений;

Но главное удобство — платформа .NET. Это означает, что теперь разработчики имеют доступ к огромному количеству библиотек платформы для работы с БД, графикой, формами, безопасностью и вебом.

Другим популярным наследником является Visual Basic for Applications (VBA). Это урезанный VB 6.0 для обработки макросов, создания скриптов, который упрощает работу внутри ОС.

В AutoCAD, CorelDraw, SolidWorks и, конечно же, Microsoft Office вы можете экспортировать данные, структурировать информацию, подключать БД. Даже на бытовом уровне вам пригодится умение создавать автозаполняемые формы, вытягивать информацию в один клик из Excel. В работе, не обязательно связанной с программированием, VBA упростит создание технических документов, чертежей и планов.

Литература

Обучение языку лучше начинать с VBA. Во-первых, он проще, во-вторых, целевые продукты вам прекрасно известны, в-третьих, ограничения позволят вам сконцентрироваться на языке. Считается, что для изучения VBA вам понадобится 30 часов. Фактически — не более 15. Можете взять за основу одну из следующих книг:

Программировать на Visual Basic .NET сложнее, но и интереснее. Времени и справочных ресурсов потребуется больше:

На годы обращать внимания не стоит, здесь важнее практические навыки.

Заключение

Современный Visual Basic слабо напоминает язык, изобретенный более 50 лет назад. Он сохранил простоту, но оброс большим количеством функций и возможностей. А так как Microsoft продолжает работать над платформой .NET, то на ближайшие лет 10 он останется полезным инструментом для любого программиста.

В 1964 году на свет появился язык BASIC. Он разрабатывался для учебных целей, чтобы студенты вузов с помощью простых алгоритмов изучать программирование. BASIC стал настоящим прорывом в образовании, а в реальной жизни программисты соревновались в создании диалектов. Среди очарованных языком гиков оказался Билл Гейтс. В 13 лет он написал на нем свою первую программу, в 20 — зарабатывал деньги реализацией версии Altair BASIC, разработанной им совместно с Полом Алленом.

В 80-е годы популярность BASIC пошла на спад. Новые языки программирования избавились от сложного синтаксиса, при этом их возможности возросли. И только Microsoft продолжал гнуть свою линию, выпустив сначала еще один бестселлер QBasic, а потом и героя сегодняшнего текста — Visual Basic.

Краткая справка

Первые версии Visual Basic не снискали успеха среди разработчиков. Графический интерфейс, а потом и подсветка синтаксиса являлись едва ли не единственным отличием от QBasic. Microsoft начала вносить значительные перемены лишь с версии 3.0. В комплектации Professional разработчики получили возможность работать с базой данных Access, графические возможности позволяли работать с языком даже не программистам. Кроме того, повысилось быстродействие и упростилась установка ПО.

В 1995 году свет увидел Windows 95, вместе с которым захватывать мировое господство отправился Visual Basic 4.0. Здесь появился полноценный компилятор, возможность создавать 32 и 16-разрядные приложения, увеличилась скорость работы. В 1998 году вышла последняя версия традиционного Visual Basic. Далее компания Microsoft изменила концепцию, пустив развитие языка по двум направлениям: VB на платформе .NET и адаптированные версии для решения локальных задач (VBA, VBScript, eVB).

Visual Basic в наши дни

VB — инструмент для быстрого создания Windows-приложений. После смены концепции язык обрел:

  • поддержку ООП с конструкторами, деструкторами и наследованием;
  • свободную многопоточность;
  • компиляцию в байт-код, исполняемую при помощи CLR;
  • структурную обработку исключений;

Но главное удобство — платформа .NET. Это означает, что теперь разработчики имеют доступ к огромному количеству библиотек платформы для работы с БД, графикой, формами, безопасностью и вебом.

Другим популярным наследником является Visual Basic for Applications (VBA). Это урезанный VB 6.0 для обработки макросов, создания скриптов, который упрощает работу внутри ОС.

В AutoCAD, CorelDraw, SolidWorks и, конечно же, Microsoft Office вы можете экспортировать данные, структурировать информацию, подключать БД. Даже на бытовом уровне вам пригодится умение создавать автозаполняемые формы, вытягивать информацию в один клик из Excel. В работе, не обязательно связанной с программированием, VBA упростит создание технических документов, чертежей и планов.

Литература

Обучение языку лучше начинать с VBA. Во-первых, он проще, во-вторых, целевые продукты вам прекрасно известны, в-третьих, ограничения позволят вам сконцентрироваться на языке. Считается, что для изучения VBA вам понадобится 30 часов. Фактически — не более 15. Можете взять за основу одну из следующих книг:

Программировать на Visual Basic .NET сложнее, но и интереснее. Времени и справочных ресурсов потребуется больше:

На годы обращать внимания не стоит, здесь важнее практические навыки.

Заключение

Современный Visual Basic слабо напоминает язык, изобретенный более 50 лет назад. Он сохранил простоту, но оброс большим количеством функций и возможностей. А так как Microsoft продолжает работать над платформой .NET, то на ближайшие лет 10 он останется полезным инструментом для любого программиста.

Visual Basic для новичков. Шаг за шагом. Самоучитель/справочник (Евгений Матвеев)

Для самостоятельного изучения языка Visual Basic, позволяет без помощи преподавателя, «с нуля» разобраться в основах программирования и научиться создавать полноценные приложения для Windows. Большое количество информации о Visual Basic также даёт возможность использовать книгу и в качестве справочника.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Установка Visual Basic на компьютер пользователя
  • Глава 2. Знакомство с Visual Basic
  • Глава 3. Использование мастеров
  • Глава 4. Операторы и выражения
  • Глава 5. Условные переходы и циклы
  • Глава 6. Процедуры и функции
  • Глава 7. Типы данных, переменные и константы

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Visual Basic для новичков. Шаг за шагом. Самоучитель/справочник (Евгений Матвеев) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Евгений Матвеев, 2016

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

О чЁм эта книга?

Книга представляет собой пошаговый самоучитель по программированию на языке Microsoft Visual Basic версии 6.0, с последовательным изучением всех основных компонентов языка Visual Basic и элементов управления Windows, которые в нём используются.

Она будет также очень полезна и при рассмотрении других версий языка Visual Basic, так как отличия между ними на начальном уровне изучения не приниципиальны.

Доступный стиль изложения, большое количество иллюстраций, реальных примеров исходных текстов программ, полезных советов и обилие справочной информации помогут вам хорошо изучить данный язык программирования «с нуля» в кратчайшие сроки.

Прочитав эту книгу, вы научитесь:

• устанавливать Microsoft Visual Basic 6.0 на свой компьютер,

• пользоваться всеми основными возможностями среды программирования,

• находить нужную информацию в справочной системе,

• оперировать свойствами и методами объектов Windows,

• программировать различные внешние устройства,

• писать сетевые приложения для работы в Интернете,

• проектировать свое собственное приложение,

• разрабатывать его интерфейс,

• создавать исходный текст программы,

• отлаживать программу и находить в ней ошибки,

• компилировать код программы в исполнимый файл,

• создавать инсталляцию готового приложения,

• распространять свои программы через Интернет,

• …и многому другому!

Простой и доступный стиль изложения материала рассчитан на студентов, преподавателей и других лиц, желающих самостоятельно освоить принципы современного визуального проектирования приложений на языке Visual Basic.

Большая часть информации, содержащейся в этой книге, пригодится вам также и в других целях, не связанных напрямую с изучением Visual Basic:

• для лучшего понимания принципов работы операционной системы Microsoft Windows,

• изучения основ программирования вообще,

• написания программ на других диалектах языка Basic.

История появления языка Visual Basic

Почти сразу же после появления электронных вычислительных машин (ЭВМ), в 50-х годах ХХ века были разработаны первые языки программирования для управления вычислительным процессом.

Они были крайне сложны, специализированы для конкретных моделей ЭВМ и предназначались для создания управляющих программ, решающих сложные математические задачи.

По мере распространения ЭВМ возникла необходимость упрощения языка взаимодействия человека с машиной, в результате чего в Dartmouth College был создан язык программирования BASIC. Это название являлось аббревиатурой, а полное наименование этого языка звучало как Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code (универсальный символьный программный код для начинающих). В то же время слово Basic переводится с английского как «базовый», «основной». Как бы то ни было, прижился именно короткий вариант названия.

Поначалу Basic был очень простым языком программирования, так как предназначался для обучения. Именно из-за своей простоты и компактности он был выбран в качестве языка для первых микрокомпьютеров серии Альтаир (Altair), выпущенных в 1975 году и имеющих всего 4 кб оперативной памяти. Разрабатывали интерпретатор языка основатели корпорации Microsoft – Билл Гейтс (Bill Gates) и Пол Аллен (Paul Allen).

Когда появились персональные компьютеры фирмы IBM, был создан интерпретатор Microsoft GW-Basic, работающий под управлением операционной системы DOS. У интерпретатора GW-Basic имелся интерфейс командной строки и занимал он менее 100 кб оперативной памяти компьютера.

Следующим шагом в развитии языка Basic для DOS было появление двух компиляторов: Microsoft QuickBasic и Borland TurboBasic. Они оба отличались более удобным оконным интерфейсом, наличием текстового редактора для написания программ, системы отладки и возможностью генерации выполнимых exe-файлов.

Через несколько лет после появления операционной системы Microsoft Windows, в 1991 году был создан Microsoft Visual Basic for Windows версии 1.0. Это был революционный шаг в развитии языка, так как теперь отпала необходимость в скурпулезном программировании интерфейса приложений – достаточно было нарисовать его.

В дальнейшем развитие языка шло в направлении совершенствования Microsoft Visual Basic for Windows, которое было связано, в основном, с добавлением новых инструментальных средств и расширением поддержки работы с объектами операционной системы Windows, а также прикладными программами, прежде всего – с пакетом Microsoft Office.

Отличительные особенности Visual Basic

Читатели, которые даже немного знакомы хотя бы с одним классическим языком программирования, в котором не предусмотрены визуальные средства проектирования приложений, особенно сильно почувствуют разницу между обычными системами программирования, включая другие диалекты языка Basic, и современным Visual Basic.

Визуальное проектирование в значительной степени ускоряет разработку приложений за счет уменьшения количества кода, который должен написать программист.

Создание объектов интерфейса: окон, кнопок, полей ввода, флажков и т. п., с помощью Visual Basic не представляет большого труда и напоминает рисование в графическом редакторе. После этого остается лишь написать подпрограммы, связанные с этими объектами.

Читать еще:  Веб верстальщик обучение

Существенное отличие Visual Basic от QuickBasic, TurboBasic и других диалектов языка Basic для DOS, заключается в том, что в него встроена поддержка работы с объектами Windows, а также предоставлена возможность использования любых функций операционной системы.

Исходный текст программы Visual Basic может считывать и обрабатывать построчно, сразу же выполняя операторы языка, то есть, функционировать как интерпретатор.

Но он же может быть и компилятором, создающим исполняемые файлы, которые работают независимо от самой среды программирования.

Работа в среде Visual Basic очень комфортна, чему способствует наличие большого количества мастеров, многоуровневой справочной системы и удобных средств отладки приложений.

Все это говорит в пользу того, что Visual Basic является мощной средой программирования, с помощью которой можно разрабатывать широкий круг профессиональных приложений для Windows.

Редакции Visual Basic

Фирма Microsoft выпускает Visual Basic 6.0 в нескольких редакциях, которые различаются своими возможностями, поставляемой документацией и, конечно же, своей стоимостью:

Learning Edition (Учебная редакция) – включает основные возможности по созданию приложений и базовый набор элементов управления,

Professional Edition (Профессиональная редакция) – содержит больше инструментов и вспомогательных средств разработки, а также ряд дополнительных элементов управления,

Enterprise Edition (Промышленная редакция) – предназначено для разработчиков корпоративных систем и клиент-серверных приложений, поэтому охватывает все аспекты создания и поддержки больших баз данных, базирующихся на различных технологиях.

Несмотря на имеющиеся отличия, все редакции языка программирования Visual Basic, имеют много общего в среде разработки и совсем не отличаются по своему синтаксису, поэтому практически идентичны между собой для начинающего программиста.

Visual Basic 6.0 Enterprise Edition, какой мы будем рассматривать в этой книге, поставляется не отдельно, как это было в предыдущих версиях, а в составе интегрированного пакета Microsoft Visual Studio 6.0, предназначенного для разработчиков программного обеспечения.

В этот пакет входит, кроме Microsoft Visual Basic еще и Microsoft Visual C++, Microsoft Visual FoxPro, а также ряд других вспомогательных программ и компонентов.

Теперь рассмотрим основные обозначения, принятые в данной книге, которые помогут вам свободно в ней ориентироваться.

Списки, в которых перечисляются какие-либо понятия, выглядят так:

• элемент списка 1,

• элемент списка 2,

Если вам нужно выполнить практическое действие для получения определенного результата, то это будет выглядеть примерно так:

Сделайте это… На экране появится следующее…

Названия клавиш, которые придется нажимать на клавиатуре, заключены в квадратные скобки и выделены жирным шрифтом, например: [F1]. Комбинации клавиш, нажимаемые одновременно, содержат между собой знак «плюс», например: [Ctrl] + [Break].

Последовательно выбираемые мышью пункты меню разделены знаком «дефис», а в скобках приводится их перевод на русский язык: File – Open… (Файл – Открыть…).

Названия программ в тексте выглядят таким образом: Microsoft Visual Basic.

Исходные тексты программ, которые придется набирать на клавиатуре вручную, отделены от остального текста пустыми строками и выделены жирным шрифтом, например:

Изучаем язык BASIC. Занятие 1, Введение в язык программирования Basic.

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Введение в язык программирования Basic.

Для представления алгоритма в виде, понятном компьютеру, служат языки программирования. Сначала разрабатывается алгоритм действий, а потом он записывается на одном из таких языков. В итоге получается текст программы — полное, законченное и детальное описание алгоритма на языке программирования. Затем этот текст программы специальными служебными приложениями, которые называются трансляторами, либо переводится в машинный код (язык нулей и единиц), либо исполняется.

Языки программирования — искусственные языки. От естественных они отличаются ограниченным числом «слов», значение которых понятно транслятору, и очень строгими правилами записи команд (операторов).

Для написания текста программы можно использовать обычный текстовый редактор (например, Блокнот), а затем с помощью компилятора перевести её в машинный код, т.е. получить исполняемую программу. Но проще и удобнее пользоваться специальными интегрированными средами программирования.

Basic (Бейсик) создавался в 60-х годах в качестве учебного языка и очень прост в изучении. По популярности занимает первое место в мире.

Алгоритмический язык Бейсик используется преимущественно в режиме диалога человека и ЭВМ. Этот язык ориентирован на решение различных задач вычислительного и не вычислительного характера. Название языка возникло от сокращения английских слов (Beginner’s Allpurpose Symbolic Instuction Code), что в переводе означает “многоцелевой язык символических инструкций для начинающих”.

Алфавит языка (основные символы языка).

В языке Бейсик используют следующие основные символы:

а) 26 букв заглавного латинского алфавита A,B,C. X,Y,Z.

(допустимы также строчные).

в) Специальные символы:

1) знаки арифметических операций +,-,*,/,,^.

Язык Бейсик использует ряд слов для обозначения команд, операторов, имен функций. Изменить значение этих слов пользователь не может, поэтому эти слова называются зарезервированными (служебными, ключевыми). К ним относятся:

1) имена команд: NEW, RUN, LIST.

2) имена функций: SIN, COS, ATN.

3) имена операторов: READ, INPUT, IF.

Основные элементы языка.

К основным элементам языка относятся константы, переменные и специальные функции.

Константы представляют собой объекты, чьи значения не могут быть изменены в процессе выполнения программы. В языке Бейсик различают числовые и символьные константы. Числовые константы делятся на целые и действительные.

1)Целая константа имеет вид обычных десятичных чисел со знаком или без него. Целый тип константы указывает знак %. Целые константы могут принимать значения в диапазоне от -32768% до 32768%.

2) Вещественная константа может быть записана в двух формах:

а) нормальный 3.21

б) экспотенциальный 1.2Е3 = 1200

Пример. Определить правильно или неправильно записаны константы: 37.25Е28, 1.5Е2, 3Е, Е5, 1Е2.5, 34Е 24, 33%, 4.2Е2%, 3Е44, 44.

3) Символьные (строковые или текстовые) константы представляют собой последовательность символов (цепочку литер) заключенную в кавычки “ ПРИВЕТ”. Максимальная длина текстовой константы 255 символов. В символьных константах могут использоваться любые символы алфавита, кроме кавычек.

В отличие от констант переменные представляют такие объекты, значение которых могут изменяться в процессе выполнения программы. Каждая переменная снабжается уникальным именем — идентификатором, состоящим из одних букв либо из букв и цифр. Имя переменной в конце может иметь знак, определяющий тип переменной:

Имя переменной может содержать от одного до 40 алфавитно-цифровых символов. В идентификаторах должны использоваться только буквы латинского алфавита и начинаться обязательно с буквы.

Стандартные и нестандартные функции.

Функцию можно представить себе как некоторую вычислительную процедуру, на вход которой подается набор допустимых аргументов, а на выходе получается единственный результат — значение числового или символьного типа. Любая функция реализуется с помощью программы, которая либо является постоянной компонентой системы программирования, либо должна быть сконструирована в той или иной форме пользователя. В соответствии с этим все функции подразделяются на системные (стандартные) и пользовательские (нестандартные). Подобно переменным каждая функция снабжается уникальным именем, которое образуется по тем же правилам, что и имя переменной. За стандартными функциями закреплены фиксированные имена, которые нельзя употреблять в качестве идентификаторов других объектов. Аргумент функции всегда записывается непосредственно за названием функции и заключается в скобки.

Стандартные математические функции:

INT(X) — нахождение ближайшего целого, не превосходящего х

FIX(X) — ближайшее целое с округлением

SGN(X)-взятие знака числа ( -1 при x 0, 0 при x=0)

RND(X)- генерация случайных чисел от 0 до 1.

Аргумент тригонометрических функций должен задаваться в радианах. Результаты работы функции ATN(X) также выдается в радианах. Аргументы функции LOG(X) должны быть положительными.

Натуральный логарифм легко перевести в простой логарифм

MOD – нахождение остатка от деления.

Арифметическое выражение является аналогом обычной алгебраической формулы. Оно задает правило выполнения конечной последовательности арифметических действий, результатом которой является число. В арифметическое выражение могут входить константы, переменные и функции, соединенные между собой знаками арифметических операций и круглыми скобками.

В языке Бейсик различают следующие арифметические операции:

^возведение в степень.

Записать на Бейсике следующее выражение:

( X ^2+ SIN ( X )^2)/(2.5* SQR ( X ))

Правила записи арифметических выражений.

1. Арифметические выражения записываются линейно, т.е. в строчку.

2. Два знака операций не должны стоять рядом:

3. Круглые скобки используются для указания очередности выполнения операции.

4. Если последовательность выполнения операций не полностью определены скобками, то действия выполняются в следующем порядке:

2) Возведение в степень.

3)Умножение и деление.

4) Деление нацело.

5) Сложение и вычитание.

5. Возведение в целочисленную степень выполняется путем последовательных умножений.

6. Если показатель степени вещественный, то основание Х должно быть положительным.

7. Операция извлечения корня любой степени кроме квадратного заменяется возведением в дробную степень x^(m/n).

REM – оператор комментария. Все что следует после этого оператора до конца строки игнорируется компилятором и предназначено исключительно для человека. Т.е. здесь можно писать что угодно. Удобно использовать комментарий в начале программы для указания её названия и назначения.

REM Это комментарий

‘ Это тоже комментарий

Программа на языке Бейсик представляет собой последовательность конкретных указаний ЭВМ: ввести информацию, вычислить значение выражений, напечатать результат и т.д.

Каждое конкретное указание называется оператором. Все операторы можно разделить на 2 группы: выполняемые и невыполняемые.

Оператор присваивания имеет вид

[LET] V=A, где V — переменная(простая или индексированная), А — арифметическое выражение.

Оператор присваивания выполняется следующим образом: вычисляется значение арифметического выражения, полученный результат присваивается переменой, т.е. заносится в ячейку памяти ЭВМ, соответствующую переменной V.

Пример: x=3.4 z=x+y z=8.9

y =5.5 z = z +1 z =9.9

1. К моменту выполнения оператора присваивания все переменные, входящие в арифметическое выражение должны быть определены.

2. Тип переменной, стоящей слева от знака присваивания может не совпадать с типом выражения, стоящим справа от знака присваивания. В этом случае осуществляется автоматическое преобразование числового значения из одного формата в другой. Никаких округлений при этом не происходит.

2. Оператор ввода.

Операторы ввода-вывода информации предназначены для обмена информации между оперативной памятью ЭВМ и ее внешними устройствами.

Оператор ввода INPUT

При его использовании данные вводятся с клавиатуры дисплея во время выполнения программы.

где V1, V2. — список переменных, разделенных запятой.

При выполнении этого оператора ЭВМ делает паузу и на экране появляется ?, и ЭВМ ждет ввода данных. На клавиатуре набираются числа, подлежащие вводу в порядке, задаваемом списком ввода. Если чисел несколько, то они отделяются друг от друга запятой. После того, как ввод данных закончен необходимо нажать ввод.

В общем виде оператор INPUT записывается следующим образом:

Выполнение оператора INPUT начинается с приостанова работы программы. В этот момент на экране дисплея появляется сообщения, заданное параметром “text”, вслед за которым в этой же строке или в начале следующей появляется знак “?”. Позиция, в которой появляется знак вопроса зависит от наличия или отсутствия символа “;” сразу после наименования оператора. Если символ “;” присутствует, то знак “?” появляется в той же строке, что и подсказка “text”. Если в качестве разделителя, стоящего за параметром “text” используется “,”, то выдача “?” отменяется.

Читать еще:  Веб аналитика обучение бесплатно

3. Оператор вывода.

Общий вид PRINT список вывода (на экран).

Список вывода может содержать имена переменных, константы, арифметические выражения, тексты.

Тексты применяются для печати всевозможных заголовков и пояснений. Текст может содержать любые символы, включая буквы русского алфавита. Сам текст заключается в кавычки.

Если в списке вывода содержатся арифметические выражения, то они сначала вычисляются.

Для удобства восприятия информации строка экрана разбивается на 6 зон по 14 позиций первые пять и 10 позиций последняя (всего 80). Если разделителем в списке вывода является запятая, то вывод осуществляется по зонам. Если данные не помещаются в зоне, то берется следующая зона.

Появление запятой всегда указывает на переход в следующую зону. Если в качестве разделителя в списке вывода используется “;”, то вывод осуществляется в так называемом плотном формате, т.е. каждая следующая данная печатается после предыдущей через пробел. При последнем “,” или”;” переход на новую строку не осуществляется.

Простейшие примеры алгоритма с командами ввода-вывода.

3.1. Простой ввод-вывод

3.2. Ввод-вывод с коментариями

10 INPUT “Введите два числа”; А,В

20 PRINT “Вы задали А=“;А;”В=“;В

3.3. Простейшие вычисления формул:

3.4. Решение геометрических задач.

Задана сторона квадрата А. Найти площадь квадрата S.

10 INPUT “Чему равна сторона квадрата”;А

30 PRINT “ Площадь квадрата S=“; S

3.5. Решение физических задач.

Велосипедист едет со скоростью V в течении t времени. Какой путь он проедет.

10 INPUT “Чему равна скорость”;V

20 INPUT ”Какое время”; t

40 PRINT “ Путь S=“;S

4. Записать выражения на языке Бейсик:

y=ABS(x^2+TAN(x))

y=COS(x) + x^(3/2)

Основы программирования на QBasic

Среда программирования QBasic.
Бейсик (Basic) — диалоговый учебный язык программирования для персональных компьютеров. На современных компьютерах используется следующие версии Basic: GWBasic, QBasic 4.5, Turbo Basic для DOS, Visual Basic 3.0-6.0 для Windows. Здесь мы рассмотрим QBasic 4.5.

QBasic входит в состав операционной системы MS-DOS 6.0-6.22. Есть русифицированная версия QBasic.

Для запуска QBasic надо или найти файл qbasic.exe и Enter, или ввести в командную строку qbasic и Enter. Меню — Alt.

Запуск программы Shift-F5.

Получение помощи Shift-F1.

Создать файл: Меню Файл, Сохранить Как, выбрать каталог, задать имя файла, ОК. Файл получит расширение bas.

Сохранить файл: Меню Файл, Сохранить.

Открыть файл, то есть считать его с диска: Меню Файл, Открыть.

Выход из QBasic: Меню Файл, Выход.

Копирование выделенного фрагмента программы в буфер (Edit,Copy) — Ctrl-Insert,

Вставка фрагмента из буфера (Edit,Paste) — Shift-Insert,

Вырезать (Edit,Cut) — Shift-Delete.

Удобно выделять и делать все указанные операции с помощью мыши. Можно выделенный фрагмент программы вставить в другой файл, если после выделения открыть его.

В QBasic 4.5 можно откомпилировать текстовый bas-файл, превратив его в двоичный exe-файл, который можно использовать отдельно, то есть без среды программирования QBasic.

Переменная в программе
Переменная — это область в памяти компьютера, где хранится некоторое значение. Каждая переменная имеет имя, значение и тип.

Имя переменной обозначается английской буквой, после которой может быть цифра, причем первой стоит буква, например: x, y, z, A1, B2. Имя переменной служит для обозначения некоторой величины в программе, которая при выполнении программы может иметь какое-либо значение, но может быть и не определена. Пример задания часто употребляемой константы: pi=3.14159.

Типы переменых: целая, вещественная, логическая, символьная, строковая и др. Если в переменной хранится число, то это числовая переменная, если в переменной хранится слово или фраза, то это строковая (символьная) переменная. В QBasic строковая переменная обозначается a$, b$ (в конце имени стоит знак доллара $). Содержимое хранится в переменной, до тех пор, пока оно не будет специально изменено.

Операция предачи новых данных в переменную называется присваиванием и обозначается в QBasic знаком «=», например, x=10.

Некоторые основные директивы QBasic
Директива REM или апостроф ‘ — обозначает комментарий к программе или команде. Вся строка (как правило, это поясняющий текст), что идёт после знака комментария, не исполняется. Этот знак используется при отладке программ.

Оператор CLS-оператор очистки экрана. С него часто начинаются программы, работающие в текстовом режиме.

Директива END означает конец программы. Применение этой команды в конце программы не является обязательным.

Все формулы в QBasic записываются в строку, при этом используются следующие математические знаки:

«+» и «-» — сложение и вычитание;

«*» и «/» — умножение и деление;

«^» — возведение в любую степень;

(x+3.14)/(a+b) — используются только круглые скобки и десятичная точка вместо запятой.

Пример: S=Vo*t+g*t^2/2

В QBasic применяются следующие встроенные функции:

SQR(X) — извлечение квадратного корня;

ABS(X) — модуль (абсолютная величина) числа;

SIN(X); COS(X); TAN(X) — тригонометрические функции синус, косинус и тангенс угла в радианах;

ATN(X) — арктангенс числа в радианах;

INT(X) — округление числа (дробная часть числа отбрасывается);

RND(X) — случайное число;

z = y MOD x — целый остаток от деления y на x.

LOG(X) — логарифмическая функция (натуральный логарифм по основанию e=2.71828);

EXP(X) — показательная (экспоненциальная) функция.

Операции ввода-вывода информации
Для вывода (печати) информации на экран применяется оператор PRINT. Пример:

PRINT X — вывод на экран значения числа X.

PRINT «Скорость тела равна: V=»; V; «м/с» — выводимый на экран текст указывается в кавычках. Вместо знака «;» можно ставить знак «,».

Просто оператор PRINT без текста и знаков даёт пустую строку на экране.

Если при работе в среде QBasic 4.5 вместо слова PRINT ставить знак вопроса «?», а затем нажать Enter, то слово PRINT само появится на экране. Это упрощает работу программиста.

Ввод данных с клавиатуры осуществляется с помощью оператора INPUT

Пример: INPUT X — ввод числа X. На экране появится знак «?» и компьютер ждёт ввода переменной Х (это приглашение ввести число).

INPUT «Введите число Х=»; X — можно вводить в кавычках подсказку, она будет выводиться на экран. После подсказки можно ставить знак «,» вместо знака «;», но тогда знака вопроса «?» на экране не будет, а вместо него в качестве приглашения будет мигать курсор.

Пример 1: Вычислить площадь треугольника по формуле Герона.

CLS

‘Определите площадь треугольника по формуле Герона.

INPUT «Введите величину стороны a: a=», a

INPUT «Введите величину стороны b: b=», b

INPUT «Введите величину стороны c: c=», c

p = (a + b + c) / 2

S = SQR(p * (p — a) * (p — b) * (p — c))

PRINT «Ответ: площадь треугольника равна: S=»; S

Пример 2 (с использованием строковых переменных). Напечатайте на экране введённые с клавиатуры фамилию, имя и класс ученика.

CLS

INPUT «Введите свою фамилию: «, f$

INPUT «Введите своё имя: «, i$

INPUT «Введите свой класс: «, k$

PRINT

PRINT f$; » «; i$; «, «; k$

END

Управляющие конструкции QBasic
1. Оператор безусловного перехода GOTO N, где N-метка. В качестве N можно взять любое число, не обязательно совпадающее с номером строки, так как в QBasic 4.5 строки можно не нумеровать. Но двух одинаковых меток в одной программе не должно быть. Исполнение программы будет продолжено с той её части, которая начинается с указанной метки.

Пример:

GOTO 10

10 PRINT «Текст»

2. Условный оператор IF. THEN. ELSE (Если. Тогда. Иначе):

IF THEN ELSE

Если заданное условие истинно, выполняется список операторов, стоящий после THEN, в противном случае выполняется список операторов, стоящий после ELSE.

Слово ELSE может и отсутствовать. Тогда происходит переход к строке, следующей за оператором IF. THEN.

Условия представляют собой логические соотношения: равенства или неравенства = равно, <> неравно, > больше, = больше или равно, GOTO N ELSE Число N — метка. Если условие выполняется, то происходит переход по метке N, а иначе выполняется список операторов, стоящих после ELSE. Слово ELSE может и отсутствовать. Тогда происходит переход к строке, следующей за оператором IF. GOTO.

Пример 3:

CLS

INPUT «Если хочешь каникулы, вводи 1. Если нет, любое число. n=», n

IF n = 1 THEN GOTO 10 ELSE GOTO 20

10 PRINT «Хочу каникулы!»: END

20 PRINT «Хочу учиться!»

3. Оператор цикла FOR. TO. NEXT. позволяет реализовать циклический алгоритм, когда часть программы может быть выполнена много раз подряд. FOR. TO. — начало цикла, NEXT. — конец цикла.

То, что стоит между началом и концом цикла, называется телом цикла. Иногда также применяются вложенные циклы, то есть циклы могут быть вложенными один в другой.

FOR X=A TO B STEP H

NEXT X

Здесь X — переменная, A — начальное значение переменной, B — конечное значение переменной, H — шаг, с которым меняется переменная. Если шаг STEP H отсутствует, то по умолчанию шаг H=1. При этом переменная X называется счётчиком цикла. Повторение участка программы с шагом H происходит до тех пор, пока X B.

Пример 1: Напечатать на экране текст 20 раз.

CLS

FOR X=1 TO 20

PRINT «С Новым Годом!»

NEXT X

Пример 2: Вычислить сумму n первых членов ряда S=1+1/4+1/9+. +1/n^2

CLS

INPUT «Введите число членов ряда: n=», n

FOR i = 1 TO n

S = S + 1 / i ^ 2

NEXT i

PRINT «Сумма n первых членов ряда равна: S=», S

Пример 3: Нарисуйте 15 разноцветных концентрических окружностей.

SCREEN 7

FOR i = 1 TO 15

CIRCLE (160, 100), i * 6, i

NEXT i

Пример 4: Разлинуйте экран в клеточку.

SCREEN 7

FOR i = 1 TO 32

LINE (0, 10 * i)-(320, 10 * i), 15

LINE (10 * i, 0)-(10 * i, 200), 15

NEXT i

Примеры 5,6 : Одновременное использование циклического и условного операторов. Вычисление функций, имеющих ограничения в области определения.

Примечание: Оператор IF. THEN. ELSE в QBasic должен быть записан в одну строку!

Пример 5.

CLS

REM Вычислить функцию y=1/(x^2-5*x-6)

FOR x = -10 TO 10

IF x ^ 2 — 5 * x — 6 = 0 THEN PRINT «При x=-1, x=6 функция не определена!»

ELSE y = 1 / (x ^ 2 — 5 * x — 6)

PRINT «x=»; x, » y=»; y

NEXT x

Пример 6.

CLS

REM Вычислить функцию y=1/SQR(x^2-3*x+2)

FOR x = -5 TO 5

IF x >= 1 AND x 1-эллипс вытянут вдоль малой оси.

Пример: CIRCLE (160, 100), 70, 15, , , 0.5

Пример графики на QBasic: Квадрат, три концентрические окружности и точка. Программа имеет вид:

SCREEN 7

COLOR 14, 8

PRINT «Пример графики на QBasic:»

LINE (100, 50)-(220, 150), 13, B

CIRCLE (160, 100), 20, 11

CIRCLE (160, 100), 30, 12

CIRCLE (160, 100), 40, 14

PSET (160, 100), 15

END

Установка цветов в операторе COLOR QBasic:
Число Цвет

0 Черный

1 Синий

2 Зеленый

3 Голубой

4 Красный

5 Фиолетовый

6 Коричневый

7 Серый

8 Темно-серый

9 Светло-синий

10 Светло-зеленый

11 Светло-голубой

12 Светло-красный

13 Светло-фиолетовый

14 Желтый

15 Белый

Некоторые сочетания цветов в операторе COLOR QBasic:
1) 14, 8 — желтый на темно-сером фоне;

2) 1, 7 — синий на светло-сером фоне;

3) 5, 14 — фиолетовый на желтом фоне;

4) 4, 11 — красный на голубом фоне;

5) 5, 10 — фиолетовый на светло-зеленом фоне;

6) 15, 5 — белый на фиолетовом фоне;

7) 14, 1 — желтый на синем фоне;

8) 15, 1 — белый на синем фоне;

9) 8, 11 — темно-серый на голубом фоне;

10) 1, 15 — синий на белом фоне

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector