Третий год обучения
Начальная школа за три или четыре года: каким детям она полезна
Некоторые школы уже второй год набирают классы «эффективной «началки». Эксперимент особо не афишируется, но на сайтах школ информация для родителей есть. Просто так в трехлетний класс не запишут — надо пройти отбор. Итак, чем отличается «началка» за три года вместо четырех? Главные отличия — на первом году обучения. Материал первого класса ученики должны пройти до декабря, а с января по май — материал второго класса.
Ирина Шаповаленко, заведующая кафедрой возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета рассказала «РГ»: «Сама идея сокращенного, ускоренного обучения в начальной школе у меня отторжения не вызывает. Появляется вариативность образовательной траектории, родители могут выбрать трехлетний или четырехлетний вариант обучения. Порассуждаем, каким детям может быть полезна трехлетняя «началка»?
Скорее всего, это дети достаточно интеллектуально развитые, как будто бы вполне способные начать обучение в школе по своим умственным способностям, но имеющие сложности разного рода. Например, ребенок гиперактивный, с трудностями концентрации внимания. Или дети тревожные, чувствительные, ранимые, затрудняющиеся в общении со сверстниками. Или дети физически ослабленные, часто болеющие. Они получают шанс провести в детском саду дополнительное время, в более свободной атмосфере дошкольных занятий преодолеть некоторые свои слабости (тем более, что период от 6 до 7 лет очень важен и с точки зрения созревания мозга). А затем пойти в школу по трехлетней программе.
В этом случае их родители будут меньше беспокоиться о том, что умненький, но имеющий некоторые сложности, ребенок «пересидит», опоздает по сравнению со сверстниками… В то же время четырехлетняя программа начальной школы имеет свои преимущества, которые позволяют большинству детей в подходящем темпе, с опорой на собственные силы усвоить необходимое содержание. Что меня настораживает в реализации модели трехлетней, «сокращенной» или «ускоренной» «началки»? Проработаны ли новые программы? Не окажется ли так, что программа четырехлетки будет механически втиснута в три года? Если какие-то классы переходят на трехлетнее обучение, то в школе должны быть программы и для четырех, и для трех лет учебы. Нельзя просто выкинуть некоторые разделы или сократить время, содержание обучения должно быть продумано и переструктурировано. Да и учебники должны быть приведены в соответствие с новыми условиями, а сделано ли это?
Три совета Ирины Шаповаленко родителям будущих первоклассников:
1. Ни в коем случае не надо стремиться отправить ребенка на трехлетнюю программу начальной школы «ради сокращения времени» или из соображений престижа. Если ваш ребенок, по мнению учителей, не готов учиться три года вместо привычных четырех, это совсем не значит, что он будет менее успешен, чем другие.
2. Не стоит тратить силы на натаскивание ребенка для успешного прохождения вступительного тестирования любой ценой — заставлять силой учить цифры и буквы, подсовывать прописи. Это может только повредить и оттолкнуть ребенка от школы, вызвать отвращение к самому процессу учебы.
3. Учтите, что, если ребенок уже умеет читать, владеет навыками счета, это еще не означает, что у него все абсолютно в порядке со «школьной зрелостью». Есть понятие психологической готовности к школе. Ребенок должен быть позитивно настроен на школу, мотивирован на этот важную ступень, воспринимать учителя, принимать задачу, уметь включиться в общую работу… У всех детей эта готовность формируется в разное время, и не без участия заинтересованных и заботливых родителей!
Что надо знать родителям про трехлетнюю «началку»
При трехлетнем обучении иностранный язык у детей начнется на первом году обучения, и домашние задания — тоже. В то время как в обычных классах домашних заданий на первом году обучения нет, а иностранный язык учат только со второго года учебы, во втором классе. Если в обычной «началке» обязательная нагрузка составляет 21 час, то в ускоренной — 23 часа.
Декабрь — апрель — независимые диагностики. Не прошел диагностику? Как сказано в документах, «в случае неудовлетворительных результатов независимой диагностики или не ликвидации академической задолженности в установленные школой сроки, количество лет на освоение образовательной программы может быть увеличено до показателя, утвержденного в стандарте». Как это будет выглядеть на деле — не ясно. Получается, что первоклашку, видимо, должны перевести, скажем, из 1 А, который занимается по ускоренной программе, в 1 Б, если он идет по обычной. А если вся параллель в школе перешла на «эффективную «началку», идти в другую школу? Или переходить на индивидуальное или домашнее обучение? Как быть, если по итогам диагностики пришлось перевести в другие классы 5-10 учеников? В 5 А будет 25 учеников, а в 5 Б — только 15? Если из начальной школы вычитается целый год, то и учителей надо меньше. Пусть это 1-2-3 педагога, но их придется увольнять?
Есть и другие вопросы. Главная задача ускоренного обучения — поддержка мотивированных детей, очень хорошо подготовленных к школе. Да, есть дети, которые читают и пишут с 4 лет, владеют основами фонетики и знают, что такое фразеологический оборот. Но таких единицы! Вот отзывы родителей о том, что меняется в ускоренной началке: «ужимаются прописи и азбука, увеличенное домашнее задание», «математика — галопом по европам», «с января основное — английский язык и таблица умножения, а учебники по английскому рассчитаны на тех, кто уже умеет прилично читать- писать и изучение длится не полгода, а год».
Что должен знать и уметь первоклассник в ускоренной школе к декабрю? (пример диагностической работы МЦКО)
Русский язык
1. Отметь слова с согласным звуком в начале (ягода, ирис, орех, пион, уха) 2. Отметь слово, в котором второй слог ударный (юбка, удача, мышка, пирожки) 3. Отметь строчку, где все слова, отвечают на вопрос «какие?»
— письменные, повар, добро- белая, рыжий, краснеть- карандаши, игрушки, домики- цветные, мягкие, школьные
Математика
1. У Коли стояли 5 книг на полке и 7 книг в шкафу. Сколько всего книг было у Коли? 2. На столе лежали три яблока, 7 конфет и 5 груш. Сколько всего фруктов лежало на столе? Запиши решение и ответ. 3. Рассмотри рисунок ( на нем линейка с двумя отмеченными разным цветом отрезками). Для ответа на какой вопрос нужно выполнить действие вычитание? Отметь верный ответ. На сколько сантиметров длина нижнего отрезка больше длины верхнего отрезка? Какова длина верхнего отрезка? Какова длина двух отрезков? Как найти длину каждого отрезка?
Чтение
Прочитай текст и выполни задания (их восемь)
На переменке в звериной школе первоклашки знакомиться стали. Говорили, где живут, что любят. — Я в поле живу, — сказал Кролик. — Больше всего на свете люблю маму и морковку.- Моя квартира на пальме, — сказала Обезьянка. — И мне очень нравятся бананы. Потом говорили Слоненок и Ежик. Только Кенгуренок молчал, будто воды в рот набрал. — Где ты живешь? — спросил его Кролик. — Может, ты бездомный? — Не бездомный. Я живу у мамы в сумке. — обиделся Кенгуренок. — В сумке? — удивился Слоненок. — А когда твоя мама прыгает-скачет, ты тоже там сидишь? — Конечно. Я в этой сумке сплю, — ответил Кенгуренок. — Значит, ты живешь в прыгающем домике! — обрадовался Ежик.
Задания, например, такие:
Отметь знаком книгу, которая больше остальных подходит для прочитанного текста (стихотворения, сказки, рассказы, песни).
Выбери самое точное название текста. («В лесу», «Прыгающий домик», «Переменка», «Разговор животных»).
Третий год обучения
5.3. Третий год обучения
На третьем году обучения курсанты должны освоить выполнение операций текущего и планово-предупредительного технического обслуживания и пользования диагностической аппаратурой для определения причин отказов и неисправностей машины. Необходимо проводить профилактические мероприятия по сравнению с ремонтными работами по устранению имеющихся отказов. Обучение должно подготовить курсанта к самостоятельной работе в конце третьего года. Программу занятий составляют в соответствии с указаниями настоящего стандарта. Курсант должен уметь управлять машиной, чтобы проверить качество ремонта. Он должен быть готов проконсультировать оператора во избежание неправильного использования машины на объекте.
5.3.1. Обучение курсантов, не намеренных учиться четвертый год.
Ниже приведено типовое содержание программы третьего года обучения для курсантов, которые не будут учиться четвертый год. Программа включает следующие разделы: выборочный демонтаж и замена основных сборочных единиц, например редуктора, двигателя, гидромотора или насоса («выборочный» в данном случае означает, что демонтаж заменяемой сборочной единицы не требует предварительного снятия большого числа других элементов): ремонт топливной системы с полным демонтажем ее элементов, от карбюратора (форсунки) до насоса, фильтров и топливного бака, с последующей сборкой и проверкой работы системы, ремонт системы охлаждения двигателя; ремонт тормозной системы машины; снятие и замена канатов лебедок, монтаж-демонтаж блоков и т.д.; порядок ведения журнала технического обслуживания и регламентных работ и наблюдение за операциями технического ухода, выполняемыми оператором машины; ремонт металлоконструкций машины.
5.3.2. Обучение курсантов, намеренных учиться четвертый год.
В программу обучения курсантов включают все разделы, перечисленные в п. 5.3.1, но обучение проводят на более высоком уровне, дополняя типовую программу следующими разделами: демонтаж, проверка, сборка и испытание основных сборочных единиц, в том числе двигателей, редукторов, гусениц и т.д.; полная проверка рабочего оборудования, контроль безопасности его работы; оценка качества работы механизмов и составление отчетов; изготовление мелких деталей; вычерчивание эскизов с размерами и изготовление деталей по этим эскизам и другим чертежам; механическая обработка простых деталей, например расточка тормозных барабанов и т.д.
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .
Смотреть что такое «Третий год обучения» в других словарях:
третий — прил., употр. часто 1. Третьим называется какой либо значимый, обозримый период времени, который по счёту идёт, следует за вторым и перед четвертым. Третий урок. | Третья неделя. | Не спать третью ночь. | Третья четверть. | Прошёл год, другой,… … Толковый словарь Дмитриева
2009 год — Эта статья о годе. См. также статью о числе 2009. Годы 2005 · 2006 · 2007 · 2008 2009 2010 · 2011 · 2012 · 2013 Десятилетия 1980 е · 1990 е 2000 … Википедия
Список награждённых медалью «За спасение погибавших», 1996 год — Приложение к статье Медаль «За спасение погибавших» Содержание … Википедия
1948 год — Годы 1944 · 1945 · 1946 · 1947 1948 1949 · 1950 · 1951 · 1952 Десятилетия 1920 е · 1930 е 1940 е 1950 е · 1960 е … Википедия
1900 год — У этого термина существуют и другие значения, см. 1900 (значения). Годы 1896 · 1897 · 1898 · 1899 1900 1901 · 1902 · 1903 · 1904 Десятилетия 1880 е · 1890 е 1900 е … Википедия
Самообразование способ обучения — так называется образование, которое получается вне какой бы то ни было школы путем самостоятельного изучения отдельных наук и чтения серьезных книг. Обучение в школе не исключает необходимости в С.: одна школа не может дать всего, что нужно знать … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Самообразование, способ обучения — так называется образование, которое получается вне какой бы то ни было школы путем самостоятельного изучения отдельных наук и чтения серьезных книг. Обучение в школе не исключает необходимости в С.: одна школа не может дать всего, что нужно знать … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Список литературы по курсу «Основы православной культуры» — Официальным учебником по курсу Основы православной культуры (ОПК) является учебник, подготовленный протодиаконом Андреем Кураевым. Православным Свято Тихоновским гуманитарным университетом подготовлено методическое пособие для учителей. Кураев А … Википедия
ГОСТ 27928-88: Машины землеройные. Эксплуатация и обслуживание. Обучение механиков — Терминология ГОСТ 27928 88: Машины землеройные. Эксплуатация и обслуживание. Обучение механиков оригинал документа: 5.2. Второй год обучения 5.2.1. Типовая программа второго года обучения содержит следующие разделы: техническое обслуживание и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Пирс, Пол — Пол Пирс Paul Pierce … Википедия
Третий год обучения
Количественные представления
Сравнение двух групп множеств предметов, объемных или плоскостных моделей путем пересчета с использованием способов проверки (приложение и наложение) в пределах двух#x2011;четырех#x2011;пяти.
Вырезание кружков, полосок, квадратов в количестве, соответствующем заданию учителя или результатам пересчета предметов предъявленного множества (столько же, сколько) с помощью взрослого, самостоятельно.
Решение задач#x2011;драматизаций и задач#x2011;иллюстраций с открытым результатом на сложение и вычитание в пределах трех с использованием наглядного материала.
Наблюдение за преобразованием количества, производимого учителем, называние сопряженно или отраженно производимых действий: поставили – стало больше, убрали – стало меньше, проверили – подставили или наложили предметы друг на друга – одинаково и т.п.
Пересчет количества предметов в пределах одного#x2011;пяти с последовательным указанием на каждый предмет, называние итогового числа и обведение общего количества круговым движением руки.
Продолжение наблюдений за преобразованием количества предметов, производимого учителем, называние действий, сопряженно и отраженно воспроизведение таких же действий с различными предметами, объемными и плоскостными моделями.
Составление арифметических задач в пределах одного#x2011;трех по предметам, игрушкам, различным картинкам.
Определение цифр от 1 до 5, написание их по трафаретам, опорным точкам и самостоятельно.
Называние цифрового ряда, раскладывание цифр в последовательности, выбор соответствующей цифры к заданному количеству предметов.
Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах двух#x2011;пяти на наглядном материале, проведение вычисления на калькуляторе.
Обучение последовательному определению кнопки с соответствующими цифрами на счетной машинке, использование клавиатуры калькулятора, показ знаков «+», «#x2011;», «=».
Написание ответов примеров или задач, которые сосчитаны на счетной машинке, в тетради с помощью взрослого, по трафарету, самостоятельно.
Использование счетной машинки при подсчетах в процессе практических упражнений по бытовой ориентировке, в процессе сюжетно#x2011;ролевых игр «Магазин», «Аптека», «Парикмахерская».
Представления о форме
Игры с различными строительными наборами (например: «Детская площадка», конструктор «Лего», «Цвет и форма» и др.). Выполнение по образцу, данному учителем, простейших конструкций или выкладывание последовательно фигур по рисунку#x2011;образцу.
Обучение выбору шаров, кубов, треугольных призм (крыши), кирпичиков (прямоугольные призмы), кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников.
Конструирование квадрата, треугольника из палочек разной величины, пересчет количества сторон.
Соотнесение плоскостных и пространственных фигур в процессе различных дидактических игр и игровых упражнений.
Вырезание по контуру с помощью учителя и самостоятельно заданных по трафарету, по образцу, пространственных и плоскостных фигур.
Рисование по опорным точкам и самостоятельно различных геометрических фигур на листе бумаги, в тетради в крупную и мелкую клетку.
Представления о пространстве
Определение сторон (верх, низ, право, лево), показ сторон по подражанию действиям взрослого, по образцу, с помощью различных символов (повязка#x2011;ленточка на правой руке, значок#x2011;сердечко с левой стороны и т.п.).
Выкладывание на плоскости листа различных геометрических фигур, картинок по подражанию действиям взрослого, по словесной инструкции педагога.
Черчение прямой линии по линейке, соединение с помощью линейки двух точек.
Дифференциация слов, обозначающих направление движения (вверх#x2011;вниз, вперед#x2011;назад), выполнение действий по инструкциям, включающим эти слова.
Представления о величине
Сравнение полосок по ширине, длине, использование приемов проверки (приложение и наложение).
Определение легких и тяжелых предметов при сравнении двух предметов, резко различающихся по весу.
Временные представления
Определение частей суток, соотнесение названий частей суток с соответствующими картинками, стихотворениями, потешками и песенками.
Выражение с помощью пантомимических средств характерных признаков частей суток, времен года (ночь – закрыты глаза, руки под щекой – спит; день – прыгает, изображает какое#x2011;то действие; зима – сжались, холодно; лето – раскрылись к солнцу и т.п.).
Называние выходных дней недели, первого дня после выходного, по возможности, остальные дни недели. Данная работа ведется индивидуально с каждым ребенком, исходя из возможностей усвоения материала.
Формируемые математические представления и умения должны широко использоваться в различных ситуациях бытовой жизни, в процессе экскурсий, наблюдений, игровой деятельности, особенно в сюжетно#x2011;ролевой игре, элементарной трудовой деятельности.
Предполагаемые результаты обучения (для учителя )– это наличие у детей на фоне положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками и изображениями, выполняемыми в контексте математического содержания, следующих умений:
–осуществлять действия с множествами на дочисловом и элементарном числовом уровне в пределах пяти (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу и по словесной инструкции);
–выделять от одного до пяти предметов из множества и собирать заданное множество предметов по подражанию и образцу действиям взрослого;
–узнавать цифры 1–5 и соотносить их с количеством пальцев и предметов;
–писать цифры 1–5 по трафаретам, по опорным точкам, самостоятельно;
–называть цифровой ряд, выкладывая цифры в последовательности, подбирая соответствующую цифру к количеству предметов;
–понимать и использовать приемы наложения и приложения при образовании множеств в пределах пяти и соотнесении предметов по величине;
–решать задачи#x2011;драматизации и задачи#x2011;иллюстрации на сложение и вычитание, используя наглядный материал в пределах трех;
–пользоваться калькулятором: узнавать цифры и знаки на клавиатуре, производить простейшие арифметические действия в пределах пяти;
–выделять по подобию, по индивидуальным возможностям и по словесной инструкции признаки цвета (красный, желтый, зеленый, синий и белый); формы (куб, шар, треугольная призма (крыша), прямоугольная призма (брусок), квадрат, круг, треугольник, прямоугольник); величины (большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, тяжелый, легкий) в предметах (задания типа «Найди такой же…»);
–осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб, треугольная призма (крыша), прямоугольная призма, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции, а также определять форму предметов в бытовом окружении;
–производить объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, треугольные призмы (крыши), прямоугольные призмы (бруски), круги, квадраты, треугольники и прямоугольники);
–соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений;
–перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно;
–производить простейшие действия по перемещению предметов вперед, назад, вверх, вниз по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;
–узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времена года (лето, зима, осень, весна) и части суток (утро, день, вечер, ночь).
Второй и третий год обучения
Второй год обучения предусматривает три периода, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами, содержанием и объёмом усваиваемого материала. Эти этапы в то же время взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание обучения на каждом из предшествующих этапов подготавливает детей к прохождению нового, более сложного материала.
?период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Дети составляют простые предложения (по картине, при демонстрации действий, по вопросам), а затем объединяют их в короткий рассказ. Например: Дети дома. Они помогают маме. Таня подметает комнату, Тома моет окно.
В этот период должна проводится работа по овладению навыками составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картинке, по моделям:
а)именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + прямое дополнение: Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) + пьёт чай (компот, молоко), читает книгу, газету;
б)именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: Кому мама шьёт платье? — Дочке, кукле. Чем мама режет хлеб? — Мама режет хлеб ножом.
Проводится работа по закреплению навыка составления короткого рассказа.
Особое внимание обращается на точное понимание смысла предложений, где имеются слова, сходные по своему звуковому составу, но разные по значению. В этих предложениях употребляются личные и возвратные глаголы (покажи, где мальчик катается на санках — где мальчика катают на санках), существительные в различных падежах (покажи, где малыш надевает шубу — где на малыша надевают шубу); притяжательные прилагательные (дай Коле карандаш — дай Колин карандаш).
Для того чтобы дети умели правильно строить и употреблять в своей речи простые предложения (распространённые и нераспространённые), важно, чтобы все слова были им понятны. Логопед следит за порядком слов в предложении (в случае необходимости поправляет с помощью вопросов), за правильным употреблением соответствующей формы глагола, согласованием его в лице и числе с существительным. Детям предлагается самостоятельно подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения и т. д.
На вопрос кто? дети отвечают по-разному: мама, папа, брат, сестра, мальчик, девочка и т. д.
На вопрос что делает? они также дают различные варианты ответов: сидит, спит, ест, рисует, пьёт, шьёт и т. д.
Первоначально, используя перечисленный выше лексический материал, дети составляют предложения типа: Мама сидит. Папа спит (именительный падеж существительного + согласованный глагол).
Затем модель предложения усложняется в соответствии с требованиями программы.
Составляя предложения по описанию различных действий, по содержанию картинки и т. п., они учатся связно рассказывать об увиденном.
Постепенно такие сообщения объединяются в короткий рассказ.
? период обучения (декабрь, январь, февраль, март)
Закрепление навыка построения предложений; распространение предложений путём введения однородных членов; первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочинённых исложноподчинённых предложений.
Основное направление- составление коротких рассказов по картинке, серии картинок, рассказов-описаний, пересказов.
По мере того, как дети овладевают навыками употребления простого распространённого предложения с однородными членами, можно начинать обучать их составлять разные виды сложных предложений. Например: Сначала надо посуду вымыть, а потом её вытереть. У Вовы карандаш, он будет рисовать дом или раскрашивать машину.
При обучении правильному синтаксическому и грамматическому построению сложного предложения рекомендуется использовать вопросно-ответную форму речи. Сначала дети проговаривают вторую часть сложного предложения, отвечая на поставленный вопрос.
Необходимо научить детей правильно отвечать на вопрос почему? (Мальчик заплакал, потому что шар улетел), а также строить сложноподчинённые предложения типа: Я хоу, чтобы мы пошли в цирк.
Переход к практическому усвоению более сложных морфологических закономерностей диктует необходимость включения в логопедические занятия упражнений с предложными конструкциями. Поскольку предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, рекомендуется знакомство с предлогами проводить на материале словосочетаний и несложных фраз. На первые занятия выносятся наиболее простые предлоги на, под.
Логопед даёт детям следующее задание:
— Положи кружок на стол, а грибок под стул. — Одинаковые или разные действия с предметами нужно выполнить? Чем они отличаются?
Логопед учит детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность.
Постепенно задания усложняются: в ряду «маленьких слов» надо выделить, например, слова подили на.Услышав их, в ряду: на, из, в, под, на, около, между, над, на, ребёнок должен хлопнуть в ладоши.
Затем детям предлагается задание на понимание обобщающего значения предлогов на, под: Книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? (На стуле, на окне, на полке и т. д.). Мяч упал под стол. Куда он ещё может закатиться? (Под шкаф, под кровать, под скамейку и т. д.).
При этом логопеду следует голосом, интонацией выделять предлог и изменяемое окончание: положить на стол, под стол, лежит на столе, под столом.
На занятиях большая роль отводится вслушиванию в грамматические формы.
?период обучения (апрель, май, июнь)
На третьем этапе обучения дети должны составлять предложения разных типов:
а) простых распространённых из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);
б) предложений с противительным союзом а (сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить);
в) сложноподчинённых предложений: с придаточными причины (Мальчик заплакал, потому что потерял удочку); с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (Я хочу, чтобы пошёл снег).
Также важно умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи (два — три — четыре), выделять предлог как отдельное служебное слово.
В ? периоде продолжается активная работа по обучению детей составлению разных типов предложений. Широко используются речевые упражнения на основе образца, данного логопедом. Затем усваиваются самостоятельно построенные предложные конструкции, а также различные преобразования предложений — перестройка предложений путём изменения действующего лица; распространение предложений при введении однородных членов; замена отдельных элементов; составление предложений по опорным по опорным словам, по одному опорному слову, по предметной или сюжетной картинке.
Так, дети не слышат инструкции логопеда, обращённой к водящему. Тот молча выполняет задание. Дети следят за его действиями. Затем они подробно и последовательно рассказывают обо всём, что выполнил водящий. Например: Миша встал со стула, подошёл к столу, который стоит около окна, достал коробку с кубиками и убрал её в шкаф. После этого Миша сел на своё место.
Третий год обучения (подготовительная группа)
Основные направления логопедической работы по формированию предложений:
- а) совершенствование лексико-грамматических средств языка;
- б) развитие диалогической и монологической речи;
- в) совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
- г) овладение элементами грамоты.
Практически в каждое логопедическое занятие включаются упражнения по распространению предложений путём введения однородных членов, изменению форм глаголов в зависимости от поставленных вопросов (что делает? что будет делать?). Во 2-3 периодах обучения широко используются задания на закрепление в речи сложных предложений со значением противопоставлений (зимой деревья голые, а весной появляются листочки). Особое внимание уделяется закреплению навыка связного, последовательного, выразительного пересказа литературных произведений, умению передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей. Значительное время отводится на упражнение по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, рассказов из собственного опыта
Первые шаги в мире информатики. Третий год обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бокучава Татьяна Петровна, Тур Светлана Николаевна
В журналах № 2 и № 3/4 были опубликованы программы курса «Первые шаги в мире информатики» 1 и 2 год обучения, а также описание программного обеспечения из ППП «Страна Фантазия» для 1 и 2 года обучения. Сегодня Вашему вниманию предлагается программа курса «Первые шаги в мире информатики» 3 год обучения, а также краткое описание программного обеспечения из ППП «Страна Фантазия» для 3 года обучения.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бокучава Татьяна Петровна, Тур Светлана Николаевна
Текст научной работы на тему «Первые шаги в мире информатики. Третий год обучения»
Бокучава Татьяна Петровна Тур Светлана Николаевна
ПЕРВЫЕ ШАГИ В МИРЕ ИНФОРМАТИКИ
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
В журналах № 2 и № 3/4 были опубликованы программы курса «Первые шаги в мире информатики» — 1 и 2 год обучения, а также описание программного обеспечения из ППП «Страна Фантазия» для 1 и 2 года обучения. Сегодня Вашему вниманию предлагается программа курса «Первые шаги в мире информатики» — 3 год обучения, а также краткое описание программного обеспечения из ППП «Страна Фантазия» для 3 года обучения.
Курс «Первые шаги в мире информатики » рекомендуется изучать с 1 по 3 класс по программе 1-3 или со 2 по 4 классы по программе 1-4.
ПРИМЕРНОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОК 1. ПОВТОРЕНИЕ: ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ, ПОНЯТИЕ «ИНФОРМАЦИЯ», СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ, БАЗЫ ЗНАНИЙ.
Повторение техники безопасности. Повторение понятия «информация», свойств информации, назначения Баз знаний. Работа с прикладной программой «Базы знаний» из ППП «Страна Фантазия — 2 год обучения».
УРОК 2. ПОВТОРЕНИЕ: КОДИРОВАНИЕ И ДЕКОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ.
Знакомство с историей развития вычислительной техники. Повторение кодирования и декодирования информации. Закрепление навыков кодирования и декодирования информации. Работа с прикладной программой «Базы знаний».
Программа «БАЗЫ ЗНАНИЙ» предусматривает 2 режима:
1) прочитай Базу знаний;
2) заполни Базу знаний.
В режиме 1 предусмотрено знакомство с двумя Базами данных: «Страны мира» и «Столицы мира». В режиме 2 -заполнение пяти Баз данных, например. «Растения» или «Увлечения моих друзей».
УРОК 3. ПОНЯТИЕ АЛГОРИТМА,
Продолжить знакомство с историей развития вычислительной техники. Знакомство с понятием алгоритма, Исполнителя Развитие логического и алгоритмического мышления. Работа с прикладной программой «Алгоритмы».
Программа «АЛГОРИТМЫ» предназначена для развития алгоритмического мышления учащихся и содержит 6 частей:
1) расставь действия по порядку;
2) догадайся, по какому алгоритму записаны числовые ряды; запиши недостающие числа;
3) для указанного ряда чисел выбери подходящий алгоритм;
4) для указанного алгоритма выбери подходящий ряд чисел;
5) составь блок-схему для примеров; ь по блок-схемам запиши примеры.
УРОК 4. АЛГОРИТМЫ
Продолжить знакомство с историей развития вычислительной техники. Знакомство с алгоритмами, используемыми в ма-
ематике. Развитие логического и алгоритмического мышления. Формирование уме-еня анализировать и делать выводы. Работа с прикладной программой «Алгоритмы».
УРОК 5. АЛГОРИТМЫ
В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.
Продолжить знакомство с историей развития вычислительной техники. Знакомство с алгоритмами, используемыми в русском языке. Развитие логического и алгоритмического мышления. Работа с прикладной программой «Алгоритмы».
УРОК 6. СПОСОБЫ ЗАПИСИ
СЧЕТ ПО БЛОК-СХЕМАМ.
Продолжить знакомство с ис-«орией развития вычислительной -ехники. Знакомство с графическим способом записи алгоритмов. Формирование умения считать но блок-схемам. Формирование умения ¿нализировать и делать выводы. Работа с прикладной программой «Алгоритмы».
УРОК 7. КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК.
Контроль усвоения пройденного материала. Работа с прикладной программой «Алгоритмы».
УРОК 8. АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ
Анализ контрольной работы. Диагностическое тестирование. Работа с прикладной программой по выбору учителя.
УРОК 9. ЗНАКОМСТВО
С АЛГОРИТМИЧЕСКИМ ЯЗЫКОМ
Знакомство с краткой и доступной формой записи простейших алгоритмов для вычерчивания геометрических фигур. Пропедевтика понятия «цикл». Формирование умения анализировать и получать вариативные решения. Познакомить с основными характеристиками Исполнителя. Познакомить с основными характеристиками Ис-
Дпя указанного ряда чисел Выбери подходящий алгоритм.
Для указанного алгоритма Выбери подходящий ряд чисел.