Strong-stuff.ru

Образование Онлайн
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технологии обучения взрослых

Основные организационные формы и технологии обучения взрослых

Особенности технологии обучения взрослых

Технология обучения взрослых – это отрасль андрагогики.

На всех стадиях учебного процесса, в котором принимают участие две его стороны: взрослые обучающие и взрослые обучающиеся, технология обучения включает в свой состав методы, приемы и технику реализации процесса обучения, ориентированного на достижение определенных целей и задач.

Изменение технологии обучения возможно только в случае кардинальных перемен, произошедших с его участниками и изменением процесса их взаимодействия.

Специфика технологии обучения взрослых состоит в том, что она базируется на принципах андрагогики. Андрагогика – это наука о саморазвитии, самореализации и самосовершенствовании человека в процессе всей его жизнедеятельности. Она ориентирована на раскрытие личности в любом возрасте, развитие ее стремления к непрерывному саморазвитию и совершенствованию своих знаний и навыков в различных областях и направлениях деятельности.

Процесс обучения взрослых целесообразно строить именно на базе андрагогики, поскольку в этом случае, обучения основывается на приоритете позиций обучаемого в процессе обучения. Обучающий только помогает сформировать опыт, расширить кругозор, дать больший объем знаний и навыков обучаемому, раскрыть его природный потенциал и реализовать себя в различных сферах.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основными принципами андрагогики, определяющими специфику технологии обучения взрослых, являются следующие:

  1. Принцип развития самостоятельности. Он означает, что обучающийся рассматривается, как целостная, всесторонне развития личность, самостоятельно принявшая решение учиться, следуя какой-то цели, стремясь раскрыть себя, осознать свою значимость в социальной среде, самореализоваться;
  2. Принцип опоры на имеющиеся знания и навыки обучающегося. Поскольку, обучающийся является взрослым человеком, то он имеет за своими плечами жизненный опыт, багаж знаний и навыков, которые можно использовать в учебном процессе;
  3. Принцип практичности. Он означает, что взрослый человек стремится быстрее реализовать на практике те знания и умения, которыми он овладел в ходе обучения;
  4. Принцип подверженности процесса обучения влиянию многих факторов. На процесс обучения взрослого человека влияет время, пространство, общество и тенденции его развития, бытовая и профессиональная сфера его деятельности. эти факторы могут, как ограничивать процесс обучения, так и, напротив, способствовать его активизации;
  5. Принцип взаимодействия участников учебного процесса: обучающего и обучающегося. Это взаимодействие реализуется на всех стадиях учебной деятельности;
  6. Принцип эклектичности обучения. Такое обучение предполагает свободный выбор обучающимся форм и методов обучения, его программ, системы оценивания, целевого назначения и т.д.;
  7. Принцип рефлективности обучения. Предполагается, что обучающийся делает осознанный выбор в пользу своего обучения, к которому у него имеются свои мотивы

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Андрагогическая модель технологии обучения взрослых

Целевое назначение процесса обучения взрослых, в основном, всегда имеет четкое обоснование и практическую значимость для конкретного направления деятельности человека: профессионального, бытового, социального, личностного.

Если взрослый человек начинает обучаться, то он заранее имеет представление о том, каким образом он будет применять знания и умения в дальнейшей жизнедеятельности, понимает для чего они ему нужны и, насколько они важны.

Взрослый человек является самостоятельной, организованной личностью. Он имеет жизненный опыт, на котором базируется его обучение и, который применяется для обучения его коллег. Кроме того, обучение взрослого всегда мотивировано т.е. он готов получить знания и навыки для конкретных целей.

Технология обучения взрослых, базирующаяся на андрагогической модели, основывается на следующих моментах:

  1. Приоритетная роль обучающегося в учебном процессе. Обучающегося нельзя назвать обучаемым, поскольку, именно он определяет цели, задачи, содержание, функциональную роль и практическое применение тех знаний и навыков, которые он получит в ходе учебной деятельности;
  2. Осознание взрослым человек своей самостоятельности, способности к саморазвитию, самоконтролю и самоуправлению;
  3. Обучение взрослого происходит для решения им какой-то, имеющейся жизненной проблемы, профилактики ее развития или достижения конкретной цели;
  4. Полученные знания и навыки в учебном процессе, находят моментальное практическое применение;
  5. Процесс обучения взрослых подвержен внутреннему и внешнему воздействию различных факторов среды и внутреннего развития личности;
  6. Обучение взрослых носит, в основном, интенсивный характер т.е. оно проходит быстро, по четко установленной программе.

Контекстное обучение

Контекстное обучение – это форма активного обучения взрослого человека в высшей школе, направленная на его профессиональную подготовку.

Такое обучение ориентировано на подготовку студента к его дальнейшей профессиональной деятельности, по выбранной специальности или переподготовку кадров, в случае перепрофилирования деятельности предприятия. Обучение основывается на построении моделей профессиональной деятельности. Обучающийся осознает необходимость его теоретических знаний и находит способ их применения в профессиональной деятельности. такая форма обучения мотивирует учащихся, делает обучение более осознанным и целесообразным, а главное, продуктивным.

Контекстная форма обучения делает его процесс более динамичным за счет опоры на следующие принципы:

  1. Принцип включения студента в учебный процесс.
  2. Принцип моделирования компонентов и процессов профессиональной деятельности.
  3. Принцип проблемного обучения.
  4. Принцип опоры на традиционные и инновационные методы обучения при их взаимодействии.
  5. Принцип единства обучения и воспитания профессионалов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ

В предыдущих разделах мы выявили некоторые «точки отсчета», основания, позволяющие нам перейти к обсуждению вопросов, связанных с технологиями обучения взрослых. Это, с одной стороны, представления о взрослом человеке, попадающем в образовательное пространство, а с другой, — современные подходы к развитию профессионального образования взрослых.

В этом разделе книги мы сначала предпримем попытку обобщения выявленных оснований, предложив Вашему вниманию две базовые образовательные модели и соответствующие им формы организации обучения, а затем перейдем к рассмотрению собственно технологий обучения взрослых.

Модели и формы организации образовательного процесса

В последние десятилетия в мире происходят интенсивные процессы становления новой образовательной парадигмы, идущей на смену классической. При всей сложности этого процесса, начало которому положено еще на рубеже XIX—XX веков, и пестроте современных инноваций отличия классической и новой парадигмы сводятся к следующему [21, с. 13]:

Классическая парадигма (традиционное обучение)

Новая, неклассическая парадигма (развивающее образование)

1. Основная миссия образования: подготовка подрастающего поколения к жизни и труду

1. Основная миссия образования: обеспечение условий для самоопределения, саморазвития и самореализации личности

2. Человек — простая система

2. Человек — сложная система

3. Знания — из прошлого («школа памяти»)

3. Знания — из будущего («школа мышления и развития личности»)

4. Образование — передача ученику известных образцов знаний, умений, навыков

4. Образование — созидание человеком образа мира в себе самом посредством активного освоения культурноисторического опыта

Классическая парадигма (традиционное обучение)

Новая, неклассическая парадигма (развивающее образование)

5. Ученик — объект педагогического воздействия, обучаемый

5. Ученик — субъект познавательной деятельности, обучающийся

6. Субъект-объектные, монологические отношения педагога и обучаемого

6. Субъект-субъектные, диалогические отношения педагога и обучающегося

7. «Ответная», репродуктивная деятельность обучаемого

7. Активная, творческая деятельность обучающегося

Вы, конечно, заметили, что все четыре подхода, которые мы с Вами обсуждали в первом разделе книги, относятся к новой образовательной парадигме. Обозначим эти подходы термином «развивающее образование», отделив тем самым эту новую реальность от традиционного обучения.

Теперь мы можем сравнивать концептуальные модели традиционного обучения и развивающего образования (рис. 3.1).

Рис. 3.7. Особенности основных образовательных моделей

Схема организации классического образования выглядит следующим образом: «ЗНАНИЕ — ПОНИМАНИЕ — ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ В СТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЯХ». Целью и результатом такого типа обучения являются знания и навыки решения стандартных задач.

Схема организации развивающего образования принципиально иная: «ОПЫТ — РЕФЛЕКСИЯ — ЗНАНИЕ — ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ В ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ СИТУАЦИЯХ».

Целью и результатом подобной организации образовательного процесса является развитие компетентности специалиста как интегральной характеристики, выражающей способность человека успешно осуществлять конкретную производственную деятельность в рамках принятых стандартов в ситуации неопределенности.

Продолжая сопоставление двух базовых образовательных моделей, следует заметить, что они в реальном образовательном процессе воплощаются в виде различных организационных форм обучения. Как известно, основными формами организации профессионального обучения, или оргформами, являются лекция, семинары, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа слушателей (СРС), различного рода практики. Именно из них образуется «ткань» образовательного процесса (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Классические формы организации профессионального обучения

Под организационными формами обучения (оргформами) понимаются специфические варианты педагогического общения между обучающими и обучающимися в образовательном процессе, или целостные совокупности завершенных способов осуществления образовательной деятельности на ее различных этапах [22].

В оргформе как в инвариантной «клеточке» соединяются воедино цели, содержание образования, тип педагогического взаимодействия между участниками образовательного процесса и, наконец, методы и средства обучения и образования [23].

Если так, то каждая оргформа зависит от тех целей, содержания образования и прочих элементов, определяющих целостную образовательную модель. Это означает, что вслед за изменением образовательных моделей, на которых строит образовательную деятельность то или иное образовательное учреждение, неизбежно изменяются и орг- формы: их состав, свойства, функции.

Читать еще:  Помощник с обучением вакансии

Но можно посмотреть на это и иначе: та или иная образовательная модель может быть выражена через совокупность тех или иных форм организации обучения. Через оргформы можно обнаружить сущность той или иной образовательной модели. Это — симметричная связь между оргформами и образовательными моделями.

Современное образование дает нам множество примеров этой связи между образовательной моделью и оргформами. Так, развивающееся быстрыми темпами Открытое дистанционное образование привнесло в педагогику новые оргформы, которые не могли возникнуть в другой образовательной модели. Речь идет о таких оргформах, как, например, виртуальный тьюториал, выездная Воскресная школа, синхронная видеоконференция, вебинар и пр. Процесс возникновения и развития орг- форм не завершен, а, напротив, набирает скорость. Правда, за многими новыми названиями оргформ зачастую можно увидеть все те же: лекцию, семинар, практическое занятие. И все же в хорошем образовательном учреждении эти оргформы приобретают новые черты.

Очевидно, что такие оргформы, как лекция, семинар, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа слушателей (СРС) и практика, да еще и встроенные в расписание занятий в перечисленной последовательности и в привычном для нас содержательном наполнении, воплощают собой модель классического образования. Мы говорим о ней как о модели, ориентированной на освоение слушателями знаний, умений и навыков для повышения качества своей профессиональной деятельности. Однако следует заметить, что и сама эта модель в современных условиях изменяет свой облик. А вместе с ней изменяются и сущностные черты традиционных оргформ.

Концептуальная схема развивающего образования воплощается в ином сочетании оргформ (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Формы организации образования взрослых в контексте парадигмы развивающего образования

Эти различия между составом оргформ наглядно демонстрируют различия между основаниями образовательных моделей. Для преподавателя, тьютора важно понимать эти основания, с тем чтобы каждый раз определять функциональное предназначение и условия уместности применения той или иной оргформы.

Представленные на рис. 3.3 оргформы в явном виде воплощают три модели педагогического общения:

  • 1- я модель общения — индивидуальная самостоятельная работа слушателей;
  • 2- я модель общения — коллективная самостоятельная работа слушателей;
  • 3- я модель общения — коллективная самостоятельная работа слушателей с участием преподавателя, тьютора.

Эти три модели педагогического общения в совокупности образуют полный цикл деятельности по развитию желаемого уровня компетентности, сообщая этому циклу свойства необходимости и достаточности. Посмотрим, как это происходит в реальности.

Обучающийся вначале осмысливает индивидуальный опыт и осуществляет сбор информации. При этом у него возникают затруднения, связанные с недостаточностью собственных знаний и способностей, что актуализирует потребность в «другом» — привлечении дополнительных знаний, опыта и способностей. В роли «другого» сначала выступает группа, а затем, по мере возникновения новых затруднений, — преподаватель как носитель интегрированного опыта и инструментария (знаний-средств и знаний-способов деятельности), позволяющих организовать рефлексию и найти адекватное решение проблемы. После этого слушатель снова должен вернуться к самостоятельному поиску для встречи с новыми затруднениями и открытиями.

Фактически эта «петля» наращивания компетентности [23] представляет собой универсальный механизм расширения индивидуального опыта и развития способностей человека, составляющий сущность образования как всеобщей формы развития (рис. 3.4).

Рис. 3.4. «Петля» наращивания компетентности

В табл. 3.1 предложена возможная версия использования различных оргформ для той или иной модели педагогического общения.

Выбор оргформ относительно моделей педагогического общения

Методика и формы работы с взрослыми.

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Методика обучения взрослых. Формы работы.

Начальные принципы работы со взрослыми

Особенности взрослого учащегося

Взрослые ученики более целенаправленны, чем другие студенты.

У взрослых имеется прошлый учебный опыт.

У взрослых устоявшиеся привычки

У взрослых имеются мнения о том, чему их учат.

Взрослые имеют тенденцию связывать то, чему их учат с тем, что они уже знают.

Взрослым нужно активно принимать участие в учебном процессе.

Взрослые учащиеся должны верить в компетентность преподавателя.

Рекомендации по взаимодействию со взрослым учащимся

Спросите учащихся о том, что они уже знают.

Обращайтесь с учениками, как с личностями.

Будьте им помощником.

Приспособьте скорость обучения к скорости усвоения учащихся.

Не пытайтесь конкурировать с учениками.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С УЧАСТНИКАМИ, стратегии:

Подтверждение – постоянно обращайтесь к опыту учащихся, пусть новое знание подтверждает и достраивает то что уже имеется у них.

Признание – признавайте, что ваши ученики – умны компетентны профессиональны, имеют право на собственное мнение, имеют право оценивать и пристрастно реагировать на то, чему вы их учите.

Наведение мостов – лучшее знание то, которое человек сможет встроить в свой опыт, не давайте готовых решений, помогите учащемуся самому определить ценность и способ использования материала

Стадии процесса усвоения знания взрослыми:

Осознание – мы должны стимулировать сознательную потребность к обучению, взрослые люди усваивают исключительное востребованное знание, если цели обучения и его предполагаемые результаты не осознанны, взрослые не усвоят материал.

Интерес – индикатором качества и содержания процесса обучения является интерес учащихся, если взрослым скучно, остановитесь, проанализируйте свой стиль преподавания, адекватность подобранного материала.

Оценка – в обучении взрослых, учащиеся получают возможность оценить вас раньше, чем вы их. Это их неотъемлемое право, критически относится к излагаемому материалу и способам его изложения

Испытание – знание полезно тогда, когда оно действует. Покажите ученикам, как оно действует, пусть они потренируются применять полученное от вас знание.

Усвоение или отвержение – после испытания знание либо принимается как полезное, либо отвергаться как ненужное. Взрослый учащийся имеет право выбирать усвоить или отвергнуть поданный материал, однако, у него должна быть отработана аргументация, почему материал был отвержен, или же почему был принят. Помогите взрослому сформировать такую аргументацию

Факторы влияющие на процесс обучения

Простота – чем проще вы излагаете материал, тем легче людям не испытывать дискомфорт как тем, кто знают мало.

Безопасность – обучение взрослых, это всегда определенное изменение их самооценки, мы должны сделать пространство обучения максимально безопасным.

Разносторонность – жизненных контекстов, в которых взрослые будут использовать полученное знание бесконечно много, постарайтесь обсудить максимум из таких контекстов.

Гибкость – будьте готовы менять формат работы, ваша задача не потерять интерес аудитории, сохраняя естественность процесса обучения

Некоторые характеристики обучения взрослых

Взрослые интеллектуально более пытливы

Взрослые более мотивированы для обучения

Взрослые готовы взять ответственность за обучение

Они хотят работать усердно при обучении

Взрослым ясно, чему они хотят научиться

Взрослых волнует практическое применение и использование полученных знаний

Учащиеся, ориентированные на цель эти люди используют образование для достижения чётких задач

Учащиеся, ориентированные на деятельность, те учащиеся, которые принимают участие в учебных мероприятиях для знания, а также для социального контакта и человеческих отношений, которые они дают.

Учащиеся, ориентированные на учёбу, те учащиеся, которые ищут знания ради знания.

МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Причины, по которым учатся взрослые;

Для удовлетворения любопытства или разрешения загадки

Для ответа на вопросы

Для получения удовольствия от применения нового навыка

Ради чистого удовольствия от учёбы

Для встречи с другими людьми, у которых такие же интересы

Для успеха в работе

Что мотивирует взрослого учащегося?

Тип учащегося оказывает влияние на мотивацию взрослых. Три основные типы учащихся- это учащиеся, ориентированные на цель, учащиеся, ориентированные на деятельность, и учащиеся, ориентированные на учёбу. Человек может переходить из одного типа в другой при различных ситуациях, и часто взрослый учащийся заключает в себе несколько типов обучающихся.

Хотя, может быть, и правда, что “лучшая мотивация — это самомотивация”, имеются свидетельства, что взрослых учащихся можно заинтересовать учёбой. Если вам удастся развить интерес к предмету, продемонстрировать на ранней стадии, что обучение будет полезным, а также гарантировать малый риск, то вы можете убедить некоторых нежелающих учиться людей. Иногда определение позитивных и негативных ожиданий учащихся может прояснить ситуацию и увеличить участие.

Обучение взрослых сосредотачивается на проблеме. Так как многие взрослые учатся только ради учения более часто, чем невзрослые ученики, они ищут учебный опыт для того, чтобы справиться с событиями, меняющими жизнь, такими как новая работа, продвижение по службе, новые технологии, развод, женитьба и т. д..

Как можно повлиять на мотивацию?

Гарантируя небольшой риск для учащихся

Что удерживает взрослого от обучения?

1. Индивидуальные: семья связанные с домом проблемы

2. Тревоги по поводу оплаты за обучение

3. Вопросы по поводу перспективности обучения ценность

4. Негативное восприятие ценности обучения

5. Отсутствие мотивации безразличие к учёбе вообще

6. Отсутствие уверенности в своих способностях

7. Несовместимость времени и места

Читать еще:  Обучающие сайты для взрослых ру

Стратегии борьбы с препятствиями

Преодоление низкой самооценки и негативного отношения к образованию

Дать возможность получить образование при низком уровне риска или угрозы

Более положительный личный опыт на ранней стадии обучения

Поддержка супруги и семьи обучающегося взрослого

Преодоление ситуативных и ведомственных препятствий

Договорённость с администрацией

Скользящий график Продлённые часы

“Дистанционное” преподавание (посредством телевизионной связи)

Своевременная и подходящая информация

Ожидания и тревоги слушателей, на которых ориентировано обучение

Оценка — это не конец, а начало.

Для совершенствования вашего учительского мастерства

Для определения, работают ли новые методы

Подходящим образом модифицировать новые методы

Для гарантии того, что учебные цели были достигнуты

Для улучшения планирования учебной деятельности

Для подтверждения ценности учебной программы

Для обоснования расширения или прекращения программ

Взрослые желают учиться, но хотят, чтобы обучение было полезным. Им необходимо видеть немедленную пользу от новых знаний или навыков, которые они приобрели. У большинства взрослых учащихся имеются свои дела, и хотя им , можнт быть, интересно учиться, у них нет лишнего времени. Будучи взрослыми, мы желаем потратить время на учёбу, но мы хотим видеть результаты немедленно.

Как, будучи преподавателями для взрослых, мы можем быть уверены, что то.чему мы учим, полезно взрослому ученику? Одним из лучших способов является эффективный процесс оценки потребностей. Оценка потребностей-это просто процесс определения того, что хочет студент или ,чему он хочет научиться. Хотя группа учащихся может зарегистрироваться и пойти на одну и ту же программу, они все придут с разным жизненным опытом и разными ожиданиями. Оценка потребностей позволит вам определить, чему группа хочет научиться и , что они уже знают.

Есть один основной вопрос, который вам надо решить при планировании и проведении оценки потребностей. Кому нужно, что, и кем это определяется. Этот вопрос был предложен Томасом Хатчинсоном в 1978 году и подводит итог эффективному плану оценки потребностей. Иногда его называют вопросом трёх WWW ( в ангийском варианте используются три буквы WWW )— “ кому ”, имея в виду, кому нужно(ученики), “что”, имея в виду потребность(что им необходимо узнать) и “кем”, имея в виду определение( те, кто определяет потребности). Кто решает, чему учить? Учитель? Ученики?

Мы не можем учить тому, чего не знаем и, как преподаватели, мы часто имеем наши собственные приоритеты. Иногда мы попадаем в ловушку, думая, что мы знаем то, чему нам надо обучать, что самое лучшее для студента, а это напрямую связано с нашими собственными приоритетами, а не с потребностями учащихся. Преподаватель должен быть вовлечён в планирование того, чему обучать, однако взрослые учащиеся могут также определить то, чему учить. Если занятие не отвечает потребностям учеников, они дадут вам знать. Они просто уйдут или вовсе не будут посещать занятия. Будучи учителем, вам необходимо узнать, что студенты знают и, что они думают им нужно или, что они хотят узнать.

При оценке эффективности обучения взрослых, мы задаем четыре основных вопроса:

Понравилось ли им то что они изучили, узнали приобрели (реакция, настроение)?

Действительно ли он поняли и разобрались в материале (обучение)?

Как, где и вообще – используют ли они полученное знание? (поведение)?

Привнесло ли новое знание полезные изменения (очевидный результат)?

Методы активного обучения взрослых

Таблица эффективности применения тех или иных методов на разных стадиях процесса обучения взрослых

Виды форм и методов обучения взрослых

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ

В предыдущих разделах мы выявили некоторые «точки отсчета», основания, позволяющие нам перейти к обсуждению вопросов, связанных с технологиями обучения взрослых. Это, с одной стороны, представления о взрослом человеке, попадающем в образовательное пространство, а с другой, — современные подходы к развитию профессионального образования взрослых.

В этом разделе книги мы сначала предпримем попытку обобщения выявленных оснований, предложив Вашему вниманию две базовые образовательные модели и соответствующие им формы организации обучения, а затем перейдем к рассмотрению собственно технологий обучения взрослых.

Модели и формы организации образовательного процесса

В последние десятилетия в мире происходят интенсивные процессы становления новой образовательной парадигмы, идущей на смену классической. При всей сложности этого процесса, начало которому положено еще на рубеже XIX—XX веков, и пестроте современных инноваций отличия классической и новой парадигмы сводятся к следующему [21, с. 13]:

Классическая парадигма (традиционное обучение)

Новая, неклассическая парадигма (развивающее образование)

1. Основная миссия образования: подготовка подрастающего поколения к жизни и труду

1. Основная миссия образования: обеспечение условий для самоопределения, саморазвития и самореализации личности

2. Человек — простая система

2. Человек — сложная система

3. Знания — из прошлого («школа памяти»)

3. Знания — из будущего («школа мышления и развития личности»)

4. Образование — передача ученику известных образцов знаний, умений, навыков

4. Образование — созидание человеком образа мира в себе самом посредством активного освоения культурноисторического опыта

Классическая парадигма (традиционное обучение)

Новая, неклассическая парадигма (развивающее образование)

5. Ученик — объект педагогического воздействия, обучаемый

5. Ученик — субъект познавательной деятельности, обучающийся

6. Субъект-объектные, монологические отношения педагога и обучаемого

6. Субъект-субъектные, диалогические отношения педагога и обучающегося

7. «Ответная», репродуктивная деятельность обучаемого

7. Активная, творческая деятельность обучающегося

Вы, конечно, заметили, что все четыре подхода, которые мы с Вами обсуждали в первом разделе книги, относятся к новой образовательной парадигме. Обозначим эти подходы термином «развивающее образование», отделив тем самым эту новую реальность от традиционного обучения.

Теперь мы можем сравнивать концептуальные модели традиционного обучения и развивающего образования (рис. 3.1).

Рис. 3.7. Особенности основных образовательных моделей

Схема организации классического образования выглядит следующим образом: «ЗНАНИЕ — ПОНИМАНИЕ — ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ В СТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЯХ». Целью и результатом такого типа обучения являются знания и навыки решения стандартных задач.

Схема организации развивающего образования принципиально иная: «ОПЫТ — РЕФЛЕКСИЯ — ЗНАНИЕ — ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ В ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ СИТУАЦИЯХ».

Целью и результатом подобной организации образовательного процесса является развитие компетентности специалиста как интегральной характеристики, выражающей способность человека успешно осуществлять конкретную производственную деятельность в рамках принятых стандартов в ситуации неопределенности.

Продолжая сопоставление двух базовых образовательных моделей, следует заметить, что они в реальном образовательном процессе воплощаются в виде различных организационных форм обучения. Как известно, основными формами организации профессионального обучения, или оргформами, являются лекция, семинары, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа слушателей (СРС), различного рода практики. Именно из них образуется «ткань» образовательного процесса (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Классические формы организации профессионального обучения

Под организационными формами обучения (оргформами) понимаются специфические варианты педагогического общения между обучающими и обучающимися в образовательном процессе, или целостные совокупности завершенных способов осуществления образовательной деятельности на ее различных этапах [22].

В оргформе как в инвариантной «клеточке» соединяются воедино цели, содержание образования, тип педагогического взаимодействия между участниками образовательного процесса и, наконец, методы и средства обучения и образования [23].

Если так, то каждая оргформа зависит от тех целей, содержания образования и прочих элементов, определяющих целостную образовательную модель. Это означает, что вслед за изменением образовательных моделей, на которых строит образовательную деятельность то или иное образовательное учреждение, неизбежно изменяются и орг- формы: их состав, свойства, функции.

Но можно посмотреть на это и иначе: та или иная образовательная модель может быть выражена через совокупность тех или иных форм организации обучения. Через оргформы можно обнаружить сущность той или иной образовательной модели. Это — симметричная связь между оргформами и образовательными моделями.

Современное образование дает нам множество примеров этой связи между образовательной моделью и оргформами. Так, развивающееся быстрыми темпами Открытое дистанционное образование привнесло в педагогику новые оргформы, которые не могли возникнуть в другой образовательной модели. Речь идет о таких оргформах, как, например, виртуальный тьюториал, выездная Воскресная школа, синхронная видеоконференция, вебинар и пр. Процесс возникновения и развития орг- форм не завершен, а, напротив, набирает скорость. Правда, за многими новыми названиями оргформ зачастую можно увидеть все те же: лекцию, семинар, практическое занятие. И все же в хорошем образовательном учреждении эти оргформы приобретают новые черты.

Очевидно, что такие оргформы, как лекция, семинар, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа слушателей (СРС) и практика, да еще и встроенные в расписание занятий в перечисленной последовательности и в привычном для нас содержательном наполнении, воплощают собой модель классического образования. Мы говорим о ней как о модели, ориентированной на освоение слушателями знаний, умений и навыков для повышения качества своей профессиональной деятельности. Однако следует заметить, что и сама эта модель в современных условиях изменяет свой облик. А вместе с ней изменяются и сущностные черты традиционных оргформ.

Читать еще:  Парикмахер стилист обучение

Концептуальная схема развивающего образования воплощается в ином сочетании оргформ (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Формы организации образования взрослых в контексте парадигмы развивающего образования

Эти различия между составом оргформ наглядно демонстрируют различия между основаниями образовательных моделей. Для преподавателя, тьютора важно понимать эти основания, с тем чтобы каждый раз определять функциональное предназначение и условия уместности применения той или иной оргформы.

Представленные на рис. 3.3 оргформы в явном виде воплощают три модели педагогического общения:

  • 1- я модель общения — индивидуальная самостоятельная работа слушателей;
  • 2- я модель общения — коллективная самостоятельная работа слушателей;
  • 3- я модель общения — коллективная самостоятельная работа слушателей с участием преподавателя, тьютора.

Эти три модели педагогического общения в совокупности образуют полный цикл деятельности по развитию желаемого уровня компетентности, сообщая этому циклу свойства необходимости и достаточности. Посмотрим, как это происходит в реальности.

Обучающийся вначале осмысливает индивидуальный опыт и осуществляет сбор информации. При этом у него возникают затруднения, связанные с недостаточностью собственных знаний и способностей, что актуализирует потребность в «другом» — привлечении дополнительных знаний, опыта и способностей. В роли «другого» сначала выступает группа, а затем, по мере возникновения новых затруднений, — преподаватель как носитель интегрированного опыта и инструментария (знаний-средств и знаний-способов деятельности), позволяющих организовать рефлексию и найти адекватное решение проблемы. После этого слушатель снова должен вернуться к самостоятельному поиску для встречи с новыми затруднениями и открытиями.

Фактически эта «петля» наращивания компетентности [23] представляет собой универсальный механизм расширения индивидуального опыта и развития способностей человека, составляющий сущность образования как всеобщей формы развития (рис. 3.4).

Рис. 3.4. «Петля» наращивания компетентности

В табл. 3.1 предложена возможная версия использования различных оргформ для той или иной модели педагогического общения.

Выбор оргформ относительно моделей педагогического общения

Технологии обучения взрослых

Лекция 1. Понятие «обучение взрослых людей»

Обучение людей старшего возраста не может опираться на общие рекомендации, и требует использования определенных методологических подходов.

Для эффективного обучения людей старшего возраста, в первую очередь, требуется выполнение следующих условий:

1. Предварительное знакомство с курсом, выбранным для последующего изучения с пожилыми учащимися, и высокая степень осведомленности в освещаемой сфере.

2. Знание основ обучения взрослых и особенностей восприятия материала людьми старшего возраста.

Работая в системе образования взрослых, необходимо ориентироваться на открытость и свободу выбора. Именно свободное обучение является одной из основных форм образования взрослого населения и предполагает высокий уровень самостоятельности обучаемого. В центре внимания находится личность. Также важно предоставление учащимся широкого спектра образовательных услуг, адекватных запросам рынка труда региона; вариативность методов и форм обучения; активное использование дистанционного обучения как одного из наиболее удобных способов обучения. Таким образом, технология обучения взрослых является системой научно-обоснованных принципов обучения, осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленной цели и задач обучения.

В чем заключается основная роль преподавателя в таком учебном процессе? Прежде всего, это осуществление постановки учебной задачи; проведение мотивации обучающегося; осуществление передачи и интерпретации определенного содержания образовательного курса; проведение методической проработки учебного материала. Так же важно осуществлять индивидуализацию образовательного процесса, находить дополнительную информацию, контролировать учебную деятельность. Ну и конечно, преподаватель является главным помощником обучаемого во всех вопросах, связанных с процессом обучения

Если работа преподавателя проведена правильно, то обучающийся в последствии переходит от получения знаний к самостоятельному их поиску и к созданию индивидуального пути самообучения.

Возросшая роль технических средств связи, а именно компьютерных телекоммуникаций во всех сферах позволяет с уверенностью говорить о об использовании компьютерных телекоммуникаций в качестве технологической основы обучения. Главным преимуществом такой основы является возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого вида (визуальной и звуковой, статической и динамичной, текстовой и графической) и любого объема.

Какие еще есть основные возможности для использования ИКТ технологий как базы для обучения людей старшего возраста?

1. Интерактивность (оперативная обратная связь).

2. Возможность хранения информации в памяти компьютера в течение необходимого времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки и т.д..

3.Возможность доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет, работы с этой информацией.

4.Возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудио-конференций и видеоконференций и диалога с любым партнером. Возможность запроса информации по интересующему вопросу через электронные конференции и переноса полученных материалов на свою дискету, распечатать их и работать с ними так и тогда, когда и как это наиболее удобно пользователю.

Накопленный опыт применения телекоммуникаций показал, что этот вид информационных технологий позволяет широко использовать их в различных сферах образования: организовывать совместные исследовательские проекты студентов, научных работников из различных вузов, научных и учебных центров; организовывать оперативную консультационную помощь широкому кругу обучаемых и повышение квалификации педагогических кадров; обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников совместным проектам, вопросам, темам, расширяя кругозор, повышая образовательный уровень; формировать коммуникативные навыки, культуру общения, что предполагает умение кратко и четко излагать собственные мысли, терпимо относиться к мнению собеседника, умение вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения и уметь слушать и уважать мнение партнера.

Эффективность любого обучения (если это обучение, а не самообразование) зависит от четырех составляющих:

— эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого;

— используемых при этом педагогических технологий;

— эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки и использования методов;

— эффективности обратной связи.

Следовательно, успешность и качество обучения зависят от:

— эффективной организации и педагогического качества используемых материалов,

— мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.

Технически решить проблему обучения людей старшего возраста в настоящее время можно по-разному. Современные информационные технологии предоставляют неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния, любого объема и содержания; на первый план системы обучения выходит ее педагогическая, содержательная организация (отбор содержания для усвоения, структурная организация учебного материала).

Образование с использованием информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ), основанное на использовании современных информационных и коммуникационных технологий, позволит осуществить многоцелевые, в том числе трансдисциплинарные, образовательно-профессиональные программы, доступные различным социальным группам и слоям населения. Особое значение образование с использованием ИКТ имеет для развития комплексных центров социального обслуживания населения (КЦСОН) , образовательных учреждений в сельской местности, библиотек, а также для сферы повышения квалификации и переподготовки специалистов.

Использование ИКТ в образовании взрослых имеет ряд преимуществ для обучения людей старшего возраста:

Во-первых характерно использование одного учебного средства: пособия для самостоятельного изучения, учебных курсов или лекции.

Во-вторых использование нескольких обучающих средств одновременно, то есть изучение дисциплины происходит не только на слух, но и с помощью аудио лекций и видео материалов.

Видеозапись – научно обоснованный путь обновления образования. Видео – принципиально новое явление, резко меняющее все системы учебной информации, создающее альтернативу традиционным моделям обучения. К педагогическим возможностям учебной видеозаписи относятся полная, точная информация об изучаемом явлении; наглядность обучения, доступность материала; повышение эффективности обучения за счет увеличения темпов изложения материала.

Однако используя видео уроки вне учебной аудитории (например , дома) процесс обучения затрудняет отсутствие обратной связи между добровольцем и человеком в возрасте. Поэтому возникает потребность в создании таких учебных систем, которые позволят улучшить качество обучения и ускорить процесс обучения путем обеспечения двустороннего общения.

В связи с этим выделим главное преимущество, которое должен использовать доброволец при обучении людей старшего возраста, это внедрение средств двусторонней коммуникации.

Использование современных средств телекоммуникации в учебном процессе в разных странах позволяет сделать вывод о том, что в мире происходит активное развитие различных форм обучения для взрослых. Как показывает опыт к преимуществам такой системы обучения, по сравнению с традиционной, относятся:

— повышение качества обучения;

— улучшение восприятия информации;

— возможность ознакомления с уникальной информацией;

— активизация мыслительного процесса людей старшего возраста и другие.

Применение информационных технологий в образовании взрослых не исключает возможных негативных последствий, в связи с чем, очевидна актуальность исследований психолого-педагогического воздействия и медицинских последствий применения информационных технологий на здоровье обучающихся и необходимости организации системы охраны здоровья пользователей новыми информационными и коммуникационными технологиями.

В процессе проведения обучения, с использованием ИКТ, реализуются педагогические возможности добровольцев. В центре педагогического процесса находится конкретный доброволец с самостоятельной учебно-познавательной деятельностью и индивидуальной учебной программой; у студента формируются навыки и умения творческого поиска, приобретение и усвоение знаний, которые будут востребованы в его профессиональной деятельности; индивидуальное приобретение знаний носит активный характер. 1

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector