Семинар по профильному обучению
Предпрофильная подготовка
Уважаемые родители, обучающиеся и гости нашего сайта!
Предлагаем Вам ознакомиться с информацией и заполнить гугл-форму по выбору направления предпрофильной подготовки (5-9 классы) в 2020-2021 учебном году
Выбор профессии важный шаг в жизни каждого человека. Многие родители и дети рассматривают множество вариантов прежде чем окончательно определиться с будущей профессией. Наша Школа предлагает подготовить детей к этому важному шагу еще на уровне основного общего образования (5-9 классы), а окончательный выбор дети делают уже в старшей школе (10-11 классы).
Ранняя профилизация на ступени основного общего образования и профильное обучение старшеклассников позволяет обеспечить полноценное качественное образование в соответствии с их индивидуальными способностями. Углубленное изучение отдельных предметов становится средством самоопределения ребенка. Это происходит за счет индивидуализации образования, создания возможностей для построения гибких индивидуальных образовательных траекторий, учитывая запросы современного общества, работодателей и способности ребенка.
В учебном плане обучающегося Школы №1550 с 2020-2021 учебного года нами предусмотрено:
- изучение обязательных учебных предметов для всех профилей и предпрофильного обучения;
- изучение учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей;
- учебные предметы для изучения на углубленном уровне;
- обучение с экспертами по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ и результативному участию во Всероссийской олимпиаде школьников, Московской олимпиаде школьников;
- занятия с педагогами в рамках дополнительного образования по подготовке к научно-практическим конференциям и сдаче предпрофессионального экзамена.
В новом учебном году начиная с пятого класса в нашей Школе №1550 планируется предпрофильное обучение по 4 направлениям: “Инженерно-технологическое”, “Социально-экономическое”, “Естественно-научное”, “Гуманитарное”.
Помимо изучения предметов на базовом уровне, выделение предпрофиля происходит за счет увеличения количества часов на изучение отдельных предметов, отраженных в красной части учебного плана.
С целью усиления профильной направленности во второй половине дня в школе будет реализована система подготовки ребят для участия в МОШ, ВсОШ, и в предпрофессиональных олимпиадах (ВсОШ-Всероссийская олимпиада школьников, МОШ — Московская олимпиада школьников). Кроме того, обучающимся будет предоставлена возможность выбора эксперта для подготовки к олимпиадам по направлениям отраженных в синей части учебного плана.
Фиолетовая часть учебного плана содержит занятия с педагогами в рамках дополнительного образования и предназначена для системной подготовки обучающихся к научно-практическим конференциям и сдаче предпрофессионального экзамена. Занятия будут также организованы во второй половине дня.
По всем возникающим вопросам вы можете обратиться к заместителю директора
Назарбеговой И.А. по тел.+7 (985) 814-02-80 или по эл.почте: 123@sch1550.ru
Из опыта организации профильного обучения в школе
статья по теме
В статье изложен опыт работы по организации профильного обучения в МБОУ СОШ №6 г.Пятигорска, предложены варианты учебных планов, дана подробная характеристика различных направлений предпрофильной подгогтовки и профильного обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Из опыта организации профильного обучения в МБОУ СОШ №6 г.Пятигорска
Сегодня школа имеет статус муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов. Социальный заказ последних лет показывает, что приоритетными, наиболее востребованными являются такие области знаний, как филология, математика, естествознание и обществознание. Усилия педагогического коллектива МБОУ СОШ № 6 направлены на организацию гуманно-личностного образовательного процесса, то есть на создание условий для развития ребенка как творческой личности, что нашло отражение в организации урочной деятельности и в вариативности учебных курсов и возможности их выбора.
Школа находится в самом центре города, пользуется авторитетом среди учащихся и их родителей, о чем свидетельствуют показатели комплектования контингента: доля учащихся нашей школы, проживающих вне школьного микрорайона, составляет 53,3%.
Солидный, более чем столетний, период существования школы обязывает свято хранить и преумножать традиции обучения. Неслучайно около 25% ее выпускников приводят своих детей в те же классы, в которых когда-то осваивали азы науки сами.
В школе преподают учителя с высоким уровнем педагогического мастерства: 1 кандидат педагогических наук, 60% учителей с высшей и 29 % с первой квалификационной категорией, 96 % учителей имеют высшее образование. 41,5% составляют педагоги пенсионного возраста, которые являются нашей гордостью и «золотым фондом» учительства, 37 педагогов награждены знаками «Почетный работник общего образования Российской Федерации» и «Отличник народного просвещения Российской Федерации». Средний возраст педагогов 42 года. Учителя школы – активные участники городских конференций, семинаров, фестивалей, конкурсов, зачастую проводимых на базе нашей школы
Школа — обладатель «Серебряного», «Золотого» и «Платинового знаков качества Ставрополья», в 2007 году в рамках национального проекта «Образование» школа стала победителем в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы и получила грант в размере 1 миллиона рублей на материально-технические и программное оснащение школы.
Цель Программы развития школы — создание условий для повышения качества образования для формирования компетентной, социально значимой личности.
Задачи Программы: совершенствование содержания и технологий образования в школе; распространение передового педагогического опыта; создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, активного включения их в социально-экономическую, культурную жизнь общества; развитие материально-технической базы.
В настоящее время школа находится на этапе, который состоит в обновлении содержательно-технологического компонента образовательной среды, приоритетными направлениями работы которого являются:
- освоение нового содержания обучения и воспитания;
- оптимизация педагогических технологий на основе индивидуальных учебных траекторий;
- психологизация обучения и воспитания;
- здоровьесберегающая направленность образовательного процесса;
- демократизация отношений в педагогическом и ученическом коллективах и их соуправленческой деятельности;
- развитие творческого потенциала педагога через создание благоприятного творческого климата в педагогическом коллективе, постоянное повышение профессионального уровня учителя.
Направленность образовательных программ
Школа реализует образовательные программы базового, профильного и углубленного уровней в соответствии с Государственными образовательными стандартами.
Усилия педагогического коллектива МБОУ СОШ № 6 направлены на организацию гуманно-личностного образовательного процесса, то есть на создание условий для развития ребенка как творческой личности, что нашло отражение в организации урочной деятельности и в вариативности учебных курсов и возможности их выбора.
Программа основного образования сопровождается программой дополнительного образования. Так, например, учащиеся математического класса обучаются в Федеральной заочной физико-технической школе при Московском государственном физико-техническом институте (государственный университет). Учащиеся 9-11-х классов осваивают программу в Центре творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей «Поиск» по предметам: русский язык, математика. В системе дополнительных образовательных услуг работает структурное подразделение – центр дополнительного гуманитарного образования «Лингва». Особое место в нем занимает «Школа юного лингвиста для одаренных детей». Заслуживает внимания опыт работы «Школы юного математика» для одаренных детей 5-10 классов, организованной в сотрудничестве с Центром дополнительного образования им. Бернулли г. Краснодара. Одна из главных задач «Школы» – развитие учащихся и подготовка их к олимпиадам различного уровня.
Профессиональная стратификация выпускников школы показывает, что на протяжении последних лет достаточно высок и продолжает расти процент выпускников, поступающих в ВУЗы своего региона. Это позволят надеяться, что наши выпускники после окончания ВУЗов останутся трудиться на благо родного края, региона, города. Значительным является и процент выпускников школы, поступивших в столичные ВУЗы, что свидетельствует о прочных, стабильных знаниях по всем предметам. Именно это позволяет большинству наших выпускников, поступивших в столичные ВУЗы, успевать на «4» и «5». Процент поступления в учреждения НПО и СПО снизился за счет стойкого стремления юношей и девушек к получению высшего образования, а также достаточно качественного профильного и углубленного обучения в школе третьей ступени.
Результаты внешней оценки (мониторинговые исследования Управления образования администрации г.Пятигорска) показывают высокий показатель качества знаний учащихся.
Для нашей школы введение профильного обучения подготовлено значительной многолетней работой. Приведу фрагмент своего выступления на семинаре заместителей директоров по учебно-воспитательной работе школ г.Пятигорска еще в 2008г.
Тема моей научно – методической работы «Профильное обучение — основа формирования социально-значимой личности современного общества».
Как показывают исследования, для современного образования в нашей стране характерны следующие противоречия:
- Между потребностью в образовании самой личности и общественными ожиданиями, связанными с содержанием, уровнем и направленностью образования,
- Между потребностями отдельной личности и условиями массовой школы,
- Между реальным процессом развития личности и нивелирующий его системой образования,
- Между возросшим интересом молодежи к проблеме профессионального самоопределения и невладением способами изучения своих индивидуальных возможностей.
В большой степени разрешению этих противоречий способствует осуществление профильного обучения как одного из путей формирования личности в условиях системы образования.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года перед образованием ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и самореализацию учащихся»…
Профильное обучения и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это 2 главные части одной системы – подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути. Они становятся главными, поскольку определяют конкретику выбора. Остановившись на том или ином варианте обучения, старшеклассник направляет основные образовательные усилия на освоение тех дисциплин, которые определяются как профильные.
Принятая в концепции гибкая система профильного обучения предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, осваиваемых учащимися. Эта система включает в себя курсы трех типов:
- базовые общеобразовательные;
- профильные общеобразовательные;
- элективные.
Содержание каждого из базовых и профильных курсов должно определяться стандартом, а их недельный объем – федеральным базисным учебным планом.
Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащегося, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени или в набор предпрофильных дисциплин для учащихся 9-х классов (а возможно, и для учащихся 1-8 классов в зависимости от организации предпрофильного обучения в конкретной школе).
Выбирая различные сочетания базовых и профильных курсов в пределах нормативов учебного времени, установленных СанПиНами и БУПом, каждая школа, каждый класс, а в принципе, и каждый ученик вправе формировать собственный учебный план. В таком учебном плане – образовательной траектории – вполне могут, теоретически говоря, соседствовать базовая математика, профильная история, профильная физика и элективные курсы по математике и т.д.
На момент организации профильного обучения в школе, согласно приказу № 331 от 12.05.2004 г., МОСК рекомендовало следующие профили:
Профильное образование
СЕМИНАРЫ ПО ВОПРОСАМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ – развитие профессиональных компетенций педагогических работников, реализующих программы среднего общего образования для учащихся инженерных классов, необходимые для достижения высоких образовательных результатов, формирования предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта среднего общего образования.
ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ — внедрение современных педагогических технологий профильного обучения в классах инженерной направленности, методов организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся, применения лабораторных комплексов и высокотехнологичного оборудования в общем образовании.
Мы приглашаем Вас посетить следующие образовательные семинары для педагогических работников, работающих в инженерных классах:
Тема семинара №1
Организация проектной деятельности в профильном образовании учащихся
Программа рассчитана на педагогов профильных инженерных классов, знакомит с психологическими особенностями детей и подростков 14-17 лет, особенностями профессионального самоопределения в этом возрасте через реализацию проектной работы и инженерного творчества, методиками мотивации профессионального самоопределения школьников через практико-ориентированную индивидуальную проектную деятельность.
дата проведения -по согласованию
Тема семинара №2
Особенности углубленного преподавания физики в профильных классах общеобразовательных организаций и их ресурсное обеспечение
Курс рассчитан на педагогов профильных инженерных классов, знакомит с особенностями применения теоретических основ естественных наук в практической области инженерии и строительства, позволяет расширить спектр тематик образовательных дисциплин и элективных курсов в программах инженерных классов, освещает новейшие индустриально-промышленные технологии и вводит ряд новейших тем проектов исследовательской направленности школьников в рамках работы профильных инженерных классов.
дата проведения — по согласованию
Тема семинара №3
Инновационные технологии в образовательном процессе в общеобразовательных организациях
Программа рассчитана на педагогов профильных инженерных классов, знакомит с особенностями применения теоретических основ информационных технологий и программирования в практической области инженерии и строительства, позволяет расширить спектр тематик образовательных дисциплин и элективных курсов в программах инженерных классов, освещает новейшие информационные технологии, основы робототехники, компьютерного моделирования, принципы автоматизации инженерных систем в строительстве и вводит ряд новейших тем проектов исследовательской направленности школьников в рамках работы профильных инженерных классов.
дата проведения — по согласованию
Место проведения семинаров: г. Москва, Ярославское шоссе, дом 26, аудитория 217 КМК, ЦТПО МГСУ, зал №43 (Актовый зал, 2 этаж)
Количество слушателей в группе: 25-50 человек
Научно-практический семинар по проблемам организации предпрофильного и профильного обучения в вечерней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова Людмила Леонидовна
Текст научной работы на тему «Научно-практический семинар по проблемам организации предпрофильного и профильного обучения в вечерней школе»
В Е С Т Н И К ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
ИНФОРМАЦИЯ О КОНФЕРЕНЦИЯХ
Л. Л. Горбунова (Санкт-Петербург) кандидат педагогических наук
Научно-практический семинар по проблемам организации предпрофильного и профильного обучения в вечерней школе.
Ориентация экономики на рыночные отношения, изменение социального престижа профессий в условиях все более нарастающего потока противоречивой информации значительно усложнили профессиональный выбор современной молодежи. На встрече со студентами нижегородских вузов министр образования и науки РФ А.И Фурсенко10 февраля 2005 заявил, что основной проблемой, существующей на сегодняшний день в российской системе образования, является слабая информированность о востребованности специальностей, а также проблема правильного прогноза востребованных специальностей. «Образование должно активней реагировать на внешние заказы», — считает А.Фурсенко.
15 марта 2005 года в Институте образования взрослых РАО состоялся научно-практический семинар «Организация предпрофильного и профильного обучения в вечерней школе». В работе семинара приняли участие ученые Института образования взрослых, учителя, завучи и директора вечерних школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Со вступительным словом выступила директор ВСШ №195 Н.Н.Сунко, которая сформулировала цели и задачи семинара и более подробно остановилась на работе по подготовке к переходу на пред-профильное обучение за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений ( колледжа, УПК и др.).
Выступавший далее д.п.н., профессор А.Е.Марон основное внимание в своем докладе сосредоточил на актуальных задачах развития образования молодежи и взрослых. Он отметил, что введение профильной дифференциации в старшей ступени общеобразовательной школы требует серьезного изучения потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов учащихся на протяжении длительного времени, что в определенной мере будет способствовать профессиональному самоопределению выпускников. Однако положительный результат в профилизации общеобразовательной школы возможен лишь при правильной организации предпрофильной подготовки учащихся на второй ступени основной школы. Предпрофильная подготовка поможет учащимся сделать выбор профиля обучения в старшей школе неслучайным. Российская вечерняя школа всегда выступала инициатором экспериментов в области профессиональной ориентации и начальной профессиональной подготовки и накопила большой опыт по дифференциации и индивидуализации обучения учащихся. Многие инновационные идеи пришли в современную педагогику из вечерней школы.
В своем основном докладе д.п.н. С.В.Кривых остановился на особенностях организации предпрофильного и профильного обучения в вечерней школе. Молодежь часто испытывает затруднения в самореализации через образование и профессиональное самоопределение. Школа должна ориентировать учащихся на самопознание и саморазвитие и помогать им в становлении самостоятельности, способности к проектированию и реализации индивидуальных жизненных стратегий. Докладчик познакомил участников семинара с экспериментом по социально-профессиональной адаптации молодежи и ее профессиональной начальной подготовке в условиях открытой школы, которым он руководил в г. Новокузнецке. Многие практические рекомендации и советы по организации учебного процесса вызвали большой интерес у участников семинара.
Во второй части семинара был проведен Круглый стол по проблемам управления вечерней школой в условиях перехода к предпрофильному и профильному обучению (рук.:А.Е.Марон, Н.Н.Сунко). В выступлениях ученых, учителей, завучей и директоров вечерних школ Санкт-Петербурга и Ленинградской
Академический вестник Института образования взрослых Российской Академии образования
области: д.п.н., проф. А.Е.Марона; к.п.н., ст.н.с. Л.Л.Горбуновой; к.п.н., ст.н.с. Е.Г.Королевой; ст. препод. кафедры управления и развития образования ЛОИРО Т.И.Алиевой; зам дир. вечерней (сменной) школы № 195 по ОЭР М.В.Тоесевой; психолога вечерней (сменной) школы № 195 В.В.Олейник; директора вечерней (сменной) школы г. Волосово Н.Я.Кольцовой; директора вечерней (сменной) школы г. Гатчина А.В.Федоровой; директора вечерней (сменной) школы г.Луга Н.И.Короченковой; директора Информационного центра ИОВ РАО Соколова В.И. было рассмотрено много интересных, актуальных для практики работы школы вопросов, связанных с переходом вечерних школ к предпрофильному и профильному обучению. В выступлении Е.И.Таракановой был представлен для обсуждения уже имеющийся опыт работы по рассматриваемой на семинаре проблеме. В соответствии с проектом «Подготовка к переходу на предпрофильное обучение в образовательных учреждениях Всеволожского района Ленинградской области» в течение 2004-2005 уч. года ведётся работа над реализацией этого проекта в вечерней школе. Основная задача предпрофильной подготовки — это создание образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся 9-х классов. Первый этап работы ложится на специалистов психолого-педагогического сопровождения. В их работе можно выделить два главных направления. Первое — это проведение информационно-просветительской работы, направленной на развитие психологической культуры учащихся. Второе — проведение индивидуальных консультаций с подростками, предусматривающих и коррекцию и, собственно, консультацию.
Второй этап работы — подготовка элективного курса. Курс включает в себя два блока: информационный и практический. Информационный — предполагает усвоение полученной информации, практический — встречи с представителями различных профессий, экскурсии, деловые игры, посещение профессиональных училищ.
При обсуждении было отмечено, что очень важно, чтобы учащиеся сами выяснили необходимую информацию о путях получения профессии, её режиме, условиях труда, оплаты. Обогащение знаний о профессии будет способствовать формированию более адекватного представления не только о самой профессиональной деятельности, но и обо всех тех условиях, в которых она протекает. Многие школы области сотрудничают с районными Центрами занятости населения , что позволяет в определенной мере решить вопрос о трудоустройстве учащихся, получивших в школе начальную профессиональную подготовку.
В Постановлении, принятом участниками научно-практического семинара, была отмечена важность планомерного обобщения и анализа опыта работы школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области по переходу к профильному и предпрофильному обучению и определены конкретные меры по его распространению, в том числе и с помощью Информационного центра ИОВ РАО.
Участники семинара пришли к выводу, что проведение научно-практических семинаров, позволяющих непосредственно общаться ученым и практикам, чрезвычайно полезно и помогает вечерним школам в выборе образовательных перспектив.