Сайт коррекционного обучения
Информационно-аналитический журнал
Коррекционное образование или коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему специальных психолого-педагогических, социокультурных и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, сообщение им доступных знаний, умений и навыков, развитие и формирование их личности в целом.
Коррекционное образование или коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему специальных психолого-педагогических, социокультурных и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, сообщение им доступных знаний, умений и навыков, развитие и формирование их личности в целом. Сущность коррекционного образования состоит в формировании психофизических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением или ослаблением, сглаживанием, имеющихся у него нарушений психики, сенсорики, моторики, поведения.
Впервые специально обучать особых детей начали в Испании в 1578 году. Попытки специального обучения детей с нарушениями интеллекта начались в XIX веке, сочетаясь с исследованиями самого явления олигофрении. В России система специального образования детей появилась в 1797 году.
Концепция обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на протяжении XX века претерпела ряд изменений. В мировой практике условно выделяют три этапа трансформации:
1. До середины ХХ века – сегрегация (медицинская модель), рассматривающая лицо с инвалидностью и ОВЗ как больного человека, которому необходим медицинский уход и лечение, что лучше всего осуществляется в специальном учреждении.
2. Вторая половина ХХ века – интеграция (модель нормализации), при которой барьеры и ограничения жизнедеятельности людей с ОВЗ стали рассматриваться как неприспособленность окружающей среды к индивидуальным особенностям каждого человека.
3. Середина 80-х годов – настоящее время – инклюзия (модель включения), предполагающая вовлечение в образовательный процесс каждого ученика с помощью индивидуальной программы, которая соответствует его возможностям, обеспечение специальных условий. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам.
Становление отечественной специальной педагогики во всех ее отраслях связано с научной деятельностью Л.С. Выготского (1896-1934), который заложил основы современного специального образования.
Специальное образование – это процесс обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, осуществляемый в различных образовательных структурах и обеспечивающий общее образование, коррекционные услуги, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Оно осуществляется по линии трех министерств: Министерства просвещения РФ, Министерства здравоохранения РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ.
Проблемы специального образования:
• отсутствие ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии,
• недостаточная разработанность нормативно-правовой базы,
• недостаточная изученность психологических особенностей детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии,
• несовершенность системы коррекционной помощи детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии.
Компенсация – возмещение, замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма. Это сложный, многообразный процесс приспособляемости организма вследствие врожденных либо приобретенных аномалий. Процесс компенсации опирается на значительные резервные возможности высшей нервной деятельности. У детей в процессе компенсации происходит формирование новых динамических систем условных связей, исправление нарушенных или ослабленных функции, развитие личности.
Чем раньше начинается специальное педагогическое воздействие, тем лучше развивается процесс компенсации. Коррекционно-воспитательная работа, начатая на ранних этапах развития, предупреждает вторичные последствия нарушений органов и способствует развитию ребенка в благоприятном направлении.
В России деятельность специальных (коррекционных) образовательных организаций длительное время регламентировалась типовым положением «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии» (1997).
I вид – для глухих и слабослышащих (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи), а также позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь). В учебное расписание включаются курсы, направленные на компенсацию слуха посредством использования звукоусиливающей аппаратуры, коррекция произношения, социально-бытовая ориентировка и другие.
II вид – для глухонемых детей. Образовательный процесс направлен на восстановление утраченных слуховых способностей, организацию активной речевой практики, обучение коммуникативным навыкам.
III вид – для незрячих детей, а также детей с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.
IV вид – для слабовидящих детей с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией, а также для детей с косоглазием и амблиопией, имеющих более высокую остроту зрения (выше 0,4) для продолжения лечения зрения .
V вид – для детей с тяжелой речевой патологией, в том числе с заиканием. Учебно-воспитательный процесс организован таким образом, чтобы дети имели возможность развивать речевые навыки в течение всего дня.
VI вид – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Восстановление, формирование и развитие двигательных функций, коррекция недостатков психического и речевого развития детей способствует их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество.
VII вид – для детей с дислексией – частичным специфическим расстройством овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций, с задержкой психического развития (ЗПР), у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.
VIII вид – для детей с умственной отсталостью. Коррекция отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологическая реабилитация способствуют последующей интеграции в общество.
Кроме того, достаточно распространенными формами образования в последние годы являются: индивидуальное/надомное обучение, обучение в условиях стационара (лечебного учреждения), санатория, школы-профилактория. Получение профессионального образования возможно в организациях СПО, лечебных мастерских, центрах социально-трудовой реабилитации.
Исследование эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней, выполненное Н.Н. Малофеевым, позволило выделить переломные моменты, разграничивающие пять периодов эволюции:
1. Первый период – от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии (18 век).
2. Второй период – от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них (начало 19 века).
3. Третий период – от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых (30-е годы 20 века).
4. Четвертый период – от осознания необходимости обучения части особенных детей к пониманию необходимости обучения всех особенных детей (50-90 годы).
5. Пятый период – от изоляции к интеграции (с 90-х годов, наше время).
При интеграционном подходе не произошло изменений в организации системы общего образования, т.е. в программах, методиках, стратегиях обучения. Это явилось основным барьером в широкой реализации политики и практики включения детей с инвалидностью и ОВЗ в общеобразовательную среду. Переосмысление этого процесса привело к изменению концепции «особых образовательных потребностей» и появлению нового термина – «инклюзия».
Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных организациях. Модель инклюзивного образования строится на основании следующего социального подхода – нужно менять не людей с ограниченными возможностями, а общество и его отношение к инвалидам.
При этом необходимо отметить, что инклюзивное обучение в России еще не стало системным явлением. В большинстве регионов имеют место только отдельные эпизоды реализации подобного обучения.
Организация психологической помощи в системе специального образования в России представляет собой результат определенных социально-экономических изменений, происходящих последние 10-15 лет. Для улучшения качества жизни лиц с инвалидностью и ОВЗ была разработана многоступенчатая государственная программа «Доступная среда», реализация которой продлена до 2025 года. Что же касается практической психологической службы специального образования, то она еще только начинает оформляться и заявлять о себе.
Подходит ли вам профессия педагога начальных классов коррекционного образования?
Учитель начальных классов коррекционного образования занимается воспитанием и обучением детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Таким ребятам гораздо труднее учиться, чем их сверстникам без ограничений здоровья, — им требуется профессиональная помощь в коррекции недостатков развития. Именно поэтому роль специального педагога так важна — от него зависит будущее учеников.
Профессию учителя выбирают сердцем, особенно когда речь идет о работе с особенными детьми. Но все же, прежде чем сделать окончательный выбор, убедитесь, что она вам подходит.
Мы расскажем о работе педагогов компенсирующего образования, а также объясним, где можно получить эту профессию, и дадим ссылки на курсы.
С какими детьми работают учителя компенсирующего и коррекционно-развивающего образования?
С детьми с ОВЗ. В их числе слабослышащие, слабовидящие, дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), расстройствами аутистического спектра (РАС).
У большинства таких учеников основное ограничение здоровья «тянет» за собой комплекс других особенностей. В частности, если ребенок плохо слышит, у него, скорее всего, будут трудности в освоении речи.
Именно поэтому изучение коррекционной педагогики в начальном образовании предполагает погружение в смежные дисциплины. Хороший учитель должен знать не только детскую психологию и педагогику, но также основы физиологии, дефектологии и анатомии, методы и технологии работы с детьми с разными особенностями.
Если вы выберете работу в сфере коррекционного начального образования, то изучите много дополнительных дисциплин помимо общепедагогических и будете регулярно знакомиться с новыми методиками, обмениваться опытом с коллегами, изучать исследования и рекомендации ученых и педагогов. Такая работа предполагает постоянное развитие.
Обязанности учителя начальных классов коррекционного образования
Полный список обязанностей вы найдете в должностной инструкции, а она у каждой организации своя. Но есть общий перечень, на который можно ориентироваться.
Часто работа педагога начинается с комплектации классов. Специалист должен учесть особенности каждого ребенка, чтобы собрать группы, в которых дети смогут учиться наиболее эффективно. Для этого учитель использует разные методы, обычно в комплексе:
- Наблюдение. Важно знать, как ребенок взаимодействует со сверстниками и взрослыми, как он играет, как действует самостоятельно и пр.
- Беседа. При этом внимание нужно обращать не только на слова, но и на невербальные сигналы.
- Исследование результатов деятельности и анамнеза. Учитель просматривает медкарту каждого ребенка, обращает внимание на рекомендации специалистов (психолога, невропатолога, дефектолога, педиатра и пр.) Также он изучает поделки и рисунки ребенка.
- Изучение документов, оформленных воспитателями. В детских садах ведется документация со сведениями о каждом ребенке — изучая ее, можно получить очень ценные рекомендации по работе с учеником.
Перечисленные методы помогают выполнять и другие обязанности: составлять планы уроков, формировать индивидуальные программы для некоторых учеников. В начале учебного года педагог готовит характеристику и план развития для каждого ребенка, в процессе обучения отслеживает динамику развития, а в конце года фиксирует достижения и дает рекомендации по корректировке индивидуальной программы. Будьте готовы к большому объему бумажной работы. Ее нужно выполнять ответственно: на ваши записи и рекомендации будут опираться другие специалисты, в том числе учителя, которые начнут работать с ребенком после перехода в 5 класс.
В обязанности педагога компенсирующего образования также входит взаимодействие со специалистами (дефектологом, психологом и пр.), консультирование родителей и учителей (инструктора по физкультуре, учителя музыки и пр.) Иногда это требует проведения лекций и групповых занятий.
Особенности работы: к чему нужно быть готовым?
Коррекционная педагогика в начальных классах — это не только обучение письму и чтению, математике и естествознанию. Вам предстоит научить детей с ОВЗ анализировать информацию, рассуждать, работать самостоятельно, в парах и в группах, соблюдать правила, быть дисциплинированными, планировать свое время. От этих навыков зависит и дальнейшее обучение, и само будущее детей.
Несмотря на то, что создана обширная база знаний по работе с детьми с ОВЗ, разработаны и усовершенствованы разнообразные программы обучения, вам наверняка придется корректировать планы. Иногда — после каждого занятия. Задержки развития и ограничения здоровья могут быть очень разными. В результате материал, который один класс проходит без проблем, другой осваивает вдвое медленнее. Вы должны быть к этому готовы.
Иногда менять план приходится прямо во время урока. Помните, что детям с ОВЗ учеба дается гораздо труднее, чем их сверстникам без ограничений здоровья. Излишнее давление может вызвать переутомление и даже нервный срыв. Поэтому уже в первой половине урока вы должны понять, легко дети усваивают тему или нужно отложить часть запланированного материала на следующее занятие.
Дети с ОВЗ могут часто болеть и пропускать уроки. При этом в большинстве случаев они не готовы самостоятельно пройти тему дома, а родители не всегда понимают, как учить такого ребенка. Конечно, можно помочь детям освоить пропущенный материал во время индивидуальных занятий. Но на быстрый результат рассчитывать не стоит — дети с ограничениями здоровья легко утомляются.
Домашние задания — еще одна важная тема. Часто приходится готовить сразу несколько заданий для разных детей с учетом их особенностей. Нередко требуется и особая работа с родителями — они должны знать, как помочь ребенку сделать домашнее задание, если потребуется.
В начальных классах очень важен пример, который подает взрослый. Терпение, тактичность, умение оставлять бытовые заботы за дверями школы, способность сопереживать и тонко чувствовать чужие эмоции, находить общий язык с разными детьми — важные качества для педагога.
У учеников младших классов еще не сформирована адекватная самооценка, и они во многом строят ее, опираясь на слова и поступки взрослых. И при работе с детьми с ОВЗ это особенно важно учитывать: несколько неосторожных фраз могут убедить ребенка, что он «хуже других», «не способен хорошо учиться из-за проблем со здоровьем» и вообще «плохой ребенок». Важна вера в способности каждого ребенка, готовность поддерживать, настойчивость в стремлении добиться результата.
Готовы ли вы к этому? Если да — выбирайте вариант обучения.
Как выучиться на педагога в коррекционном начальном образовании?
Первый вариант — поступить в вуз и получить специальность, проучившись 5 лет. Если у вас еще нет высшего образования, этот вариант идеально вам подходит. Но если вы уже окончили вуз, вам нет смысла тратить несколько лет на получение второго высшего образования. Вместо этого вы можете пройти курсы профессиональной переподготовки за несколько месяцев и устроиться на работу по новой специальности.
Обучение коррекционной педагогике в начальном образовании может проходить в дистанционном* формате — именно так учат в АНО ДПО «УрИПКиП». Это значит, что вы сможете учиться без отрыва от работы, изучать материал и выполнять практические задания в удобное время, не отпрашиваясь у руководства и не меняя личные планы. Всё, начиная с поступления и заканчивая получением диплома о профпереподготовке, проводится удаленно.
Коррекционная педагогика
Одним из направлений в педагогической науке и образовательной практике является область коррекционной педагогики.
Важно так организовать обучение и воспитание, чтобы обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не приспосабливались к правилам и условиям общества, а включались в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Как эффективно работать с особенными детьми!?
Как создавать условия для успешной их адаптации в обществе!?
Как успешно работать по ФГОС коррекционного образования!?
Где педагогу быстро и доступно повысить квалификацию!?
На все эти и другие вопросы Вы найдете ответы в
«Моем университете»!
Мы предлагаем дистанционные курсы повышения квалификации для специалистов коррекционных образовательных учреждений:
Коррекционная педагогика:
ДК «Разработка урока/занятия в коррекционном учреждении по технологии АМО в условиях внедрения ФГОС»
Объем часов: 108 часов
Стоимость: 1839 рублей
ДК «Создание ЭОР для коррекционных образовательных мероприятий посредством Интернет-сервисов»
Объем часов: 36 часов
Стоимость: 632 рубля
ДК «Обучение детей с задержкой психического развития в соответствии с требованиями ФГОС»
Объем часов: 108 часов
Стоимость: 1980 рублей
ДК «ФГОС на уроках чтения в коррекционных ОО для обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
Объем часов: 144 часа
Стоимость: 1925 рублей
ДК «ФГОС на уроках русского языка в коррекционных ОО для обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
Объем часов: 144 часа
Стоимость: 1923 рубля
ДК «Персональная учебная среда дистанционного обучения ребенка-инвалида: формирование и практика работы»
Объем часов: 144 часа
Стоимость: 2070 рублей
Ольга Геннадьевна
«Я удовлетворена формой организации пройденного мною дистанционного курса. На данный момент я получила всю необходимую информацию. Спасибо преподавателям за разработку такого замечательного курса и проделанную методическую работу лично со мной и с коллегами. Думаю, что следующее повышение квалификации буду проходить только в «Моём университете»!
Елена Геннадьевна
Благодарю Вас за труд, терпение, корректность. В дистанционных курсах принимала участие впервые, поэтому немного волновалась, но напрасно: дружеская атмосфера, рука помощи всегда присутствовали на курсе. Спасибо Вам! Удачи в вашем труде!
Светлана Сергеевна
Весь курс спланирован и организован на высоком уровне. Система дистанционного обучения очень удобна и работает без сбоев. Двухсторонняя связь с преподавателем важна для успешной учёбы. Это мой первый курс в Моём Университете, но думаю, что не последний.
ДК «Арт-терапия для детей и подростков с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Объем часов: 108 часов
Стоимость: 1972 рубля
ДК «Актуальные вопросы олигофренопедагогики при реализации ФГОС»
Объем часов: 108 часов
Стоимость: 2002 рубля
ДК «Организация взаимодействия и сотрудничества школы и родителей детей с ОВЗ»
Объем часов: 108 часов
Стоимость: 1805 рублей
ДК «Разработка индивидуально-образовательной программы для учащегося с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Объем часов: 108 часов
Стоимость: 1979 рублей
ДК «Адаптация рабочей программы педагога для обучающихся с ОВЗ в свете требований ФГОС»
Объем часов: 72 часа
Стоимость: 1481 рубль
ДК «Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС»
Объем часов: 108 часов
Стоимость: 1996 рублей
Галина Евгеньевна
Ваш дистанционный курс очень помог мне в работе, теперь я смогу пройти аттестацию. Обязательно посоветую своим коллегам! Большое спасибо! До новых встреч!
Инесса Накитдиновна
Весь материал курсов очень актуален и востребован, много нужной и ценной информации, которую трудно найти, я получила от Вас. Почти все материалы я скачала и буду использовать в работе. Обязательно порекомендую ваш курс коллегам. Большое Вам спасибо!
Марина Михайловна
Я очень благодарна за возможность обучаться на курсах повышения квалификации без отрыва от работы и семьи. Материал полный и доступный для молодого специалиста! Желаю Вам успеха, творческих взлетов и крепкого здоровья!
ДК «Образование и сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях внедрения и реализации ФГОС»
Объем часов: 108 часов
Стоимость: 2004 рубля
ДК «Современные подходы применения адаптивной физической культуры в работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья»
Объем часов: 108 часов
Стоимость: 2027 рублей
ДК «Взаимодействие субъектов коррекционно-развивающего процесса при работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Объем часов: 108 часов
Стоимость: 1997 рублей
Логопедия:
ДК «Комплексный подход к коррекции звукопроизношения у дошкольников в условиях введения ФГОС»
Объем: 108 часов
Цена: 1978 рублей
ДК «Логопедическое сопровождение детей, имеющих задержку психического развития, в соответствии с требованиями ФГОС»
Объем: 108 часов
Цена: 2015 рублей
ДК «Логопедическое сопровождение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях внедрения и реализации ФГОС»
Цена: 1977 рублей
Галина Евгеньевна
Ваш ДК очень помог мне в работе, теперь я смогу пройти аттестацию. Обязательно посоветую своим коллегам! Большое спасибо! До новых встреч!
Вера Петровна
Система дистанционного обучения очень удобна и работает без сбоев. Научилась разрабатывать уроки по технологии АМО. Высококвалифицированные, грамотные, тактичные, доброжелательные преподаватели. Готовность прийти на помощь и решение любых проблем дистанционно – это уникально. Огромное Вам спасибо.
Вера Владимировна
Большое спасибо за подборку материала по курсу. Все разработки составлены на высоком профессиональном уровне. Каждое задание начиналось со слов например… , всё было доступно, поэтому задания было выполнять легко.
Дефектология:
ДК «Особенности работы учителя-дефектолога в условиях введения ФГОС»
Объем часов: 108 часов
Стоимость: 2009 рублей
Наши преимущества:
Соответствие законодательству РФ:
- Работаем с 2001 года, 17 лет работы на образовательном рынке России и стран СНГ
- Обучение на курсах законно! Лицензия на осуществление образовательной деятельности №2338 от 01.09.2014, выдана МО РК
- Удостоверение о повышении квалификации соответствует закону «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 и признается аттестационными комиссиями всех регионов России
- Удостоверение отправляется бесплатно сразу по окончании курса в электронном виде и обязательно в оригинале по «Почте России»
После зачисления на курс Вы можете получить Справку, подтверждающую Ваше обучение на курсе для оперативного представления в аттестационную комиссию или в иное место по требованию
Качество и доступность обучения:
- На курсах работают преподаватели высшей квалификационной категории, с научными степенями и богатым практическим опытом
- Вы получаете постоянную поддержку от преподавателей во время обучения и ответы на все Ваши вопросы
- Материалы курсов написаны доступным языком, практические задания небольшие и понятные
- Обучение на курсах практико-ориентированное. Результаты обучения Вы можете сразу применить в своей профессиональной деятельности
Удобство обучения:
- Вы можете быстро (досрочно) закончить обучение на выбранном курсе
- Обучение в удобное для Вас время и в удобном темпе, не нужно быть он-лайн в определенное время
- Skype не нужен!
- Обучение на курсах начинается каждую неделю, включая летние месяцы
- Обучение полностью дистанционное. Вам не нужно никуда приезжать, даже за получением удостоверения. Вы «не теряете уроки», остаетесь с семьей, экономите свои силы, время, средства
Очень выгодные условия:
- Доступная стоимость обучения на курсах
- Вы можете получить социальный вычет 13% от стоимости курса по окончанию обучения (пп. 2 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ)
- Гарантированная скидка 5% при онлайн оплате по банковской карте сразу после подачи заявки на обучение на нашем сайте
- Возможность подачи заявки от юридического лица. Ваша организация оплатит Ваше обучение
- Гарантированный подарок при обучении на любом курсе!
Мы даем реальное повышение квалификации!
Обучаясь в «Моем университете» Вы приобретаете знания, умения, навыки и качества, которые помогут быть успешным в работе в рамках Национальной системы учительского роста (НСУР) и Профессионального стандарта педагога!