Strong-stuff.ru

Образование Онлайн
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Процессуальная психология обучение

Швейцарская Сертификационная Программа по Процессуальной Работе

Добро пожаловать в Сертификационную Программу по Процессуальной Работе!

Что такое Процессуальная Работа?

Процессуальная Работа или Процессуально-Ориентированная Психология (основоположник — Арнольд Минделл)- это гибкий и современный метод содействия процессам изменения в различных сферах деятельности: в психотерапии, психологическом консультировании, коучинге и супервизии, в искусстве и бизнесе, в работе с командами, организациями, сообществами и группами; в фасилитации конфликтов и социальных проблем.

Отправным пунктом Процессуальной Работы является утверждение, что ключ к жизнеспособному решению проблемы скрыт в самой проблеме.

Процессуально-ориентированная психология находит свои истоки в работах К.Г. Юнга и Гуманистическом направлении психологии. Теоретические принципы Процессуальной Работы включают в себя новую научную парадигму (современную физику и Теорию Систем), также как духовные дисциплины и шаманские практики. Целью является исследование процесса восприятия и раскрытие потенциала человека в условиях реализации принципов Глубинной Демократии (DeepDemocracy): осознавание и поддержка всех ролей, позиций и чувств, как во внутреннем поле человека, так и на уровне социума.

Телесные симптомы, проблемы в отношениях, командная и групповая динамика, также как и социальное напряжение, содержат информацию, жизненно-необходимую для творческого развития личности, команды и организации.

Мировая Работа (Worldwork) – это приложение Процессуальной Работы для работы с малыми и большими группами. Мировая Работа предлагает инструменты и видение для фасилитации процессов изменения и развития в группах, командах, организациях, в бизнесе и всевозможных социальных областях. Мировоззрение Фасилитатора Мировой Работы базируется на принципах Глубинной Демократии: поддержке «права голоса» всех внутренних, внешних и даже призрачных участников ситуации. Динамика рангов и привилегий, центральных позиций и маргинализированных голосов также важна, как и внешнее взаимодействие людей, их индивидуальные переживания и взаимоотношения.

Рациональные цели группы, эмоции, физиологические реакции и измененные состояния сознания, все может быть использовано для нахождения решения. В групповом поле скрыто общее направление, путь, который может быть найден, если позволить опыту, проживаемому на внешнем и внутреннем уровне реальности группы выразиться во всей его полноте.

Обучение Процессуальной Работе

Любой желающий познакомиться с методом Процессуальной Работы по Док. Арнольду Минделлу может принять участие в семинарах, предлагаемых нами в Москве, Санкт-Петербурге и Казани.

Качество предлагаемого учебного курса гарантируется высоким профессионализмом преподавательского состава факультета цюрихского Института Процессуальной Работы, филиалом которого является данная Сертификационная Программа.

Студенты получат новую перспективу видения и инновационный инструментарий для работы со снами, симптомами, проблемами в отношениях и коммуникационных паттернах, командной и групповой динамикой, а также для работы с измененными состояниями сознания.

3-годичная Сертификационная Программа по Процессуальной Работе

3-годовое базовое обучение Процессуальной Работе – это программа повышения квалификации, созданная для социальных психологов, психологов-консультантов, психотерапевтов, общественных деятелей, учителей, социальных работников, работников здравоохранения, коучей, бизнес-консультантов, а также для всех заинтересованных в получении профессионального базового образования в процессуально-ориентированной психологии.

Формат обучения позволяет сочетать практическую работу и личностный рост с изучением теоретических основ Процессуальной Работы. Программа предлагает студентам широкий выбор возможностей обучения, как теоретического, так и практического, в разнообразных сферах приложения Процессуальной Работы.

Завершение базового обучение знаменуется получением Сертификата Процессуального Работника.

Студенты, завершившие сертификационный курс, получают возможность (с согласия их учебного факультета) допуска к Дипломной Программе по Процессуальной Работе в России, или при желании, они могут продолжить дипломное обучение в Институте Процессуальной Работы в Цюрихе, Швейцария.

Основные требования Сертификационной Программы

  • 12 4-х-дневных семинаров (должны быть пройдены в одной из обучающих программ Москвы, Санкт-Петербурга или Казани)
  • минимум 12 индивидуальных терапевтических сессий (личных, телефонных или Скайп-сессий)
  • обучение в пир-группах (минимум 12 встреч, 4 встречи в год)
  • положительная оценка факультета по окончании обучения и сессия обратной связи от преподавателей

Темы семинаров, соответствующие четырем основным областям Процессуальной Работы

Учебный план нацелен на освоение теоретических знаний и совершенствование практических навыков путем изучения следующих областей (4 семинара на каждый раздел):

  • Сны + Работа с телом: Восприятие и Процесс;
  • Самовосприятие; личностное и межличностное видение;
  • Коммуникация и взаимодействие;
  • Мировая Работа с Системой: Командная и групповая динамика.

Год 1

1 Введение в процессуальную работу 25-28 февраля 2021 Виктория Саат

2 Телесная работа. Ресурсы симптомов 7-10 июня

3 Сны, СновИдение и Творец Сновидений 20-23 сентября

4 Работа с отношениями 22-25 ноября

Год 2

7 Работа с движением 12-15 сентября 2019

8 Процессуальная лаборатория 14-17 ноября 2019

Год 3

9 Измененные состояния сознания в отношениях (Травма, Транс, Нападение и Защита) 5-8 марта 2020 Кейт Джоб

10 Групповой процесс: конфликт и трансформация 4-7 июня 2020 Райни Хаузер и Екатерина Скворцова

11 Лидерство, фасилитация, старейшинство 24-27 сентября 2020 Эльке Шлехубер и Беа Шонфельдт

12 Прошлое и Будущее: завершение и будущее 26-29 ноября 2020 Штефан Мюллер и Алексей Разумов

Темы семинаров могут меняться, так как учебный план – это со-творческий процесс между учителями и студентами, и обе стороны вправе влиять на него в соответствии со своими образовательными потребностями.

Зачетная книжка

Каждому студенту выдается зачетная книжка(logbook), куда она/он вносит записи о всех выполняемых требованиях программы: посещенных семинарах, индивидуальных терапевтических сессиях, супервизиях и супервизиях клиентского случая до получения Сертификата и после, в случае, если он/она продолжает обучение в Дипломной Программе.

Индивидуальные терапевтические сессии

Индивидуальная терапия – это один из основных принципов и форматов обучения. Каждый студент обязан пройти индивидуальную терапию с преподавателем в количестве 12 сессий (минимум).

Пир-группы

Пир-группы из 2-4 студентов встречаются 4 раза в год (12 встреч) и совместно работают над снами, симптомами, жизненными вопросами, отношениями и динамикой малой группы.

Супервизия

Прохождение живой супервизии является одним из аспектов обучения. Учителя ответственны за создание возможности для студентов работать в присутствии группы (работа в центре) и за получение обратной связи от группы и преподавателей.

Чтение

Для студентов Сертификационной Программы чтение основных текстов Процессуально-ориентированной психологии настоятельно рекомендуется. Для тех студентов, кто намерен продолжать обучение в Дипломной Программе чтение специальной литературы, которая доступна в России на английском и русском языках, является обязательным. Тексты Минделла на русском языке доступны на www.mindell.ru

Встречи и Общение

Постоянное общение студентов с преподавателями является существенным фактором успешного обучения. Студентам настоятельно рекомендуется организовать доступ к интернету и учить английский язык.

Последующее обучение в Дипломной Программе

Студенты, которые пожелают продолжить обучение в Дипломной Программе должны обсудить это с преподавательским составом факультета как можно раньше, не позднее второго года обучения. Они должны быть одобрены факультетом для вступления в Дипломную фазу обучения (дальнейшие детали см. в Приложении «Дипломная Программа»). Преподавательские состав помогает студентам в подготовке к Дипломной Программе, консультирует по предписанной к чтению литературе, дает сессии и супервизии.

Швейцарская Сертификационная Программа по Процессуальной Работе

Представленная в настоящее время в Москве, Санкт-Петербурге и Казани.

Программа по Процессуальной Работе является филиалом Института Процессуальной Работы (IPA) в Цюрихе, Швейцария www.institut-prozessarbeit.ch и отвечает требованиям и стандартам филиала Института Процессуальной Работы в России, а также стандартам Международной Ассоциации Процессуально-Ориентированной Психологии (IAPOP) www.iapop.com

Организатор семинаров по Мировой Работе в рамках Сертификайионной программы в Москве:

Центр семейного консультирования «Ольвия»: olvia-center.ru

Кто ведет этот тренинг

Кейт Джоб

Психотерапевт и тренер по Процессуально-ориентированной психологии. Эксперт в области использования невербальной коммуникации и движения как бесценных инструментов исследования и развития человеческой психики.

Райни Хаузер

Доктор философии (PhD), психолог, психотерапевт, член ассоциации швейцарских психотерапевтов, дипломированный процессуальный терапевт, возглавляет Исследовательское общество Процессуально-ориентированной психологии в Цюрихе (Швейцария).

Екатерина Скворцова

Практикующий психотерапевт, психолог, дипломированный процессуальный терапевт (Dipl.POP, IPA, Цюрих), педагог, музыкант. Область профессиональных интересов: психология творчества, сценического выступления, мастерства и харизмы.

Виктория Саат

(Viktoria Saat МА, Dipl.PW) — психолог, дипломированный
процессуальный терапевт, коуч, групповой фасилитатор.

Штефан Мюллер

Тренер-аналитик, супервизор, тренер и соруководитель Цюрихского Института Процессуальной Работы (Швейцария)

Эльке Шлехубер

Психолог, процессуально-ориентированный психотерапевт, дипломированный тренер Центра Процессуальной Работы (Портланд, штат Орегон, США). Область её интересов — групповая работа и разрешение конфликтов.

Беа Шонфельдт

Психолог, процессуально-ориентированный психотерапевт, дипломированный тренер Центра Процессуальной Работы (Портланд, штат Орегон, США).

Алексей Разумов

Алексей Разумов, психотерапевт, сексолог. Получил диплом и мастерскую степень в Process Work Institute (Portland, USA). Член международной ассоциации процессуально-ориентированной психологии IAPOP. Защитил в США диссертацию по работе с сексуальностью, магнетизмом и травмой развития. Ведет семинары и тренинги. Композитор, антрополог, путешественник.

Читать еще:  Когнитивно поведенческая терапия обучение дистанционно

Процессуальная психология обучение

11 апреля 2020 — 12 апреля 2020 г.

Отношения: социальный аспект. Аутентичное лидерство, теория рангов.

Сертификационная программа Международной школы процессуальной работы (стандарт IAPOP)
АНО ДПО «Международный институт процесс-ориентированной психологии и психотравматологии» (МИПОПП)

Ведут: Елена Николаева, Елена Антонова, Маргарита Бабак, Александр Николаев

14 апреля 2020 г.

Открытая супервизионная группа в процессуальном подходе

Ведут: Елена Николаева, Александр Николаев

17 апреля 2020 г.

Онлайн-семинар «Работа с травмой насилия в процессуально-ориентированном подходе»

Ведет: Ирина Зингерман

18 апреля 2020 — 19 апреля 2020 г.

Онлайн-семинар «Метанавык креативности в процессуальном подходе»

Сертификационная программа «Процессуальный Ум». Международная школа процессуальной работы в России (ISPWR)

Ведет: Ирина Зингерман

18 апреля 2020 — 19 апреля 2020 г.

Сновидения

Сертификационная программа Международной школы процессуальной работы (стандарт IAPOP)
АНО ДПО «Международный институт процесс-ориентированной психологии и психотравматологии» (МИПОПП)

Ведут: Елена Николаева, Елена Антонова, Маргарита Бабак, Александр Николаев

18 апреля 2020 — 19 апреля 2020 г.

Отношения: социальный аспект. Аутентичное лидерство, теория рангов.

Сертификационная программа Международной школы процессуальной работы (стандарт IAPOP)
АНО ДПО «Международный институт процесс-ориентированной психологии и психотравматологии» (МИПОПП)

Ведут: Елена Николаева, Елена Антонова, Маргарита Бабак, Александр Николаев

20 апреля 2020 г.

Онлайн-супервизионный день со Збигневым Милунским, Москва

Ведет: Ирина Зингерман

25 апреля 2020 — 26 апреля 2020 г.

Сновидения

Сертификационная программа Международной школы процессуальной работы (стандарт IAPOP)
АНО ДПО «Международный институт процесс-ориентированной психологии и психотравматологии» (МИПОПП)

Ведут: Елена Николаева, Елена Антонова, Маргарита Бабак, Александр Николаев

16 мая 2020 — 17 мая 2020 г.

Семинар «Полярности тела сновидений, взаимоотношения и конфликты», Москва

Сертификационная программа «Процессуальный Ум». Международная школа процессуальной работы в России (ISPWR)

Ведет: Ирина Зингерман

20 мая 2020 — 29 мая 2020 г.

WorldWork 2020 Мировая работа в Ванкувере

Ведут: Арнольд Минделл, Эми Минделл, Макс Шупбах, Эллен Шупбах

23 мая 2020 — 24 мая 2020 г.

Работа с группами.

Сертификационная программа Международной школы процессуальной работы (стандарт IAPOP)
АНО ДПО «Международный институт процесс-ориентированной психологии и психотравматологии» (МИПОПП)

Ведут: Елена Николаева, Елена Антонова, Маргарита Бабак, Александр Николаев

23 мая 2020 — 24 мая 2020 г.

Сновидения

Сертификационная программа Международной школы процессуальной работы (стандарт IAPOP)
АНО ДПО «Международный институт процесс-ориентированной психологии и психотравматологии» (МИПОПП)

Ведут: Елена Николаева, Елена Антонова, Маргарита Бабак, Александр Николаев

Открытая супервизионная группа в процессуальном подходе

Ведут: Елена Николаева, Александр Николаев

06 июня 2020 — 07 июня 2020 г.

Отношения: социальный аспект. Аутентичное лидерство, теория рангов.

Сертификационная программа Международной школы процессуальной работы (стандарт IAPOP)
АНО ДПО «Международный институт процесс-ориентированной психологии и психотравматологии» (МИПОПП)

Ведут: Елена Николаева, Елена Антонова, Маргарита Бабак, Александр Николаев

06 июня 2020 — 07 июня 2020 г.

Отношения: социальный аспект. Аутентичное лидерство, теория рангов.

Сертификационная программа Международной школы процессуальной работы (стандарт IAPOP)
АНО ДПО «Международный институт процесс-ориентированной психологии и психотравматологии» (МИПОПП)

Ведут: Елена Николаева, Елена Антонова, Маргарита Бабак, Александр Николаев

18 июня 2020 — 21 июня 2020 г.

Онлайн-семинар «Альтернатива терапии», Москва

Сертификационная программа «Процессуальный Ум». Международная школа процессуальной работы в России (ISPWR)

Ведет: Ирина Зингерман

25 июня 2020 — 27 августа 2020 г.

Психодинамическая соматическая терапия травмы

Интенсив
АНО ДПО «Международный институт процесс-ориентированной психологии и психотравматологии» (МИПОПП)

Ведут: Елена Николаева, Александр Николаев

Процессуально-ориентированная психология и психотерапия в Москве

Описание

Процессуально-ориентированная психология (англ. process oriented psychology, Process Work) — это направление психологии, объединяющее в себе психотерапию, личностный рост и групповые процессы, это разносторонний подход к работе с телом и разрешению.

Процессуальная работа следует за человеческим опытом с осознанием и открытостью. В процессуальной работе переживания, телесные симптомы, конфликты во взаимоотношениях, социальные напряженности рассматриваются как временные состояния на дороге жизни. Их можно довести до полного выражения, а это будет началом разрешения проблемы. Жизненные затруднения могут стать отправной точкой нового процесса личностного роста и осознания. В любом событии, происходящем с человеком изначально заложен смысл. И осознавание этого облегчает состояние человека, который находится в поиске. Можно сказать, что процессуальная работа — это практика осознавания.

Теория процессуально ориентированной психологии берёт своё начало в конце 1970-х годов и связана с именем американского психотерапевта Арнольда Минделла и его жены Эми. Арнольд Минделл, исследуя связи между телесными переживаниями и сновидениями и каким образом сознание сновидения производит бессознательные сигналы, проявляющиеся в человеке в процессе общения, обнаружил, что это осознавание увеличивает эффективность межличностной коммуникации.

Процессуальная работа близка философии даосизма и дзен-буддизма. Также она использует телесно-ориентированную терапию, НЛП, глубинную психологию и другие направления XX и XXI века. В процессуальную работу включены идеи квантовой физики, буддийских учителей медитации, учения Дона Хуана Матуса, описанного Карлосом Кастанедой, представления о сновидении аборигенов Австралии, Африки и Америки.

Некоторые аспекты процессуальной работы не всегда можно выразить, но ее конкретная часть имеет дела с сигналами, которые могут рассказать о том, что они означают.

Выделяют три уровня процессуальной работы:

  1. Уровень общепринятой реальности. Здесь процессуальная работа имеет дело с «реальными» событиями, нерешенными вопросами, которые связаны с развитием отдельных людей, предприятий, и городов.
  2. Уровень Страны грез. Это сновидения, глубинные чувства, невысказанными истинами, непреднамеренные сигналы, «призраки» и призрачные роли в историях и мифах отдельных людей и организаций.
  3. Уровень «сущности«. Здесь мы имеем дело с ощущением тенденций. Их направляющее воздействие человек может чувствовать, но пока не может выразить словами. Даосизм говорит об этом уровне как о «Дао, которое нельзя выразить словами«

В процессуальной психотерапии выделяют две формы процесса: первичный, находящийся ближе к сознанию, и вторичный, не осознаваемый человеком, включающий в себя различные физические симптомы, сны, непроизвольные движения. И процессуальная психотерапия сосредотачивает своё внимание на вторичном процессе, который не используется обычно человеком в повседневной жизни. Основной акцент делается на поток событий, процесс, происходящий с человеком и уважение к нему. Природу человека нельзя не признавать и процессуальная работа есть следование этой природе. Это даже не набор определённых техник, а специфическое отношение к человеку. Научиться понимать, как мы воспринимаем этот мир, вот что важно.

Бывают моменты, когда человек стоит словно на краю. В процессуальной работе край — это точка, заключающая в себе наибольший потенциал для изменения. Человек, работающий над своими «краями» постепенно становимся более гибкой личностью.

«Каждый раз, когда вы игнорируете сущность — непонятное, сноподобное ощущение, вы попадаете в состояние легкого шока. Это происходит потому, что вы прошли мимо духа жизни, в котором кроется ваш потенциал», — пишет Арнольд Минделл. Так не проходите же мимо себя. Экспериментируйте с неизвестным, проявляйте смелость, творчество и вы откроете новые миры.

Процессуальная психология обучение

Мы предлагаем Вам принять участие в уникальной УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ – впервые в России программа проходит в полном объеме, с возможностью дальнейшего получения международного диплома* процессуального терапевта.

В Нашем институте программа проводится исключительно дипломированными* специалистами Процессуально-ориентированной психологии (из Швейцарии, США), имеющими право преподавания, и полностью соответствует требованиям Научно-исследовательского общества Процессуально-ориентированной психологии (Цюрих, Швейцария).

Основатели процессуальной терапии – Арнольд Минделл и Эми Минделл

Что такое процессуальная терапия? Сертификационная программа по процессуальной терапии

Процессуально ориентированная психология, процессуальная работа (англ. process oriented psychology, Process Work) — теоретическое и практическое направление в психологии, объединяющее широкий спектр областей, включая психотерапию, личностный рост и групповые процессы.

Процессуальная терапия была основана в 70-х годах доктором Арнольдом Минделлом, специалистом по юнгианскому анализу из Цюриха. Процессу­ально-ориентированная психотерапия − это междисциплинарный подход, гармонично соединяющий западную психологию и восточную философию. Часто обучающиеся психотерапии получают набор стандартных процедур, разрозненных навыков и мучаются, пытаясь определить – когда же какой прием необходимо применить в своей терапии. “Обычно терапевты гораздо более осведомлены о своих теоретических позициях, чем о реальном поведении с клиентами”. Процессуально-ориентированная психология дает ответы на эти вопросы в самом процессе терапии.

Истоки её лежат в наблюдении, что ночные сновидения находят отражение в соматических переживаниях клиентов Минделла, в особенности физических симптомах. Минделл расширил термин «сновидение», включив в него любые аспекты опыта, которые — хотя, вероятно, и отличаясь от общепринятых взглядов на реальность — согласуются как со сновидениями, фантазиями и соматическими переживаниями человека, так и с непреднамеренными, но имеющими смысл сигналами, формирующими фон межличностных отношений.

Читать еще:  Православное обучение дистанционно

Это мультикультурная многоуровневая практика осознавания. Процессуальная работа сосредотачивается на осознавании «реальных» и «выдуманных» психологических процессов, раскрывающих и, вероятно, разрешающих вопросы внутриличностного, межличностного, группового и глобального характера. Благодаря своему физическому образованию Минделл сформировал собственную точку зрения на бессознательное как с феноменологических, так и с символических позиций, что выразилось в применении концепций теории информации к наблюдению поведения своих клиентов. В этом свете он расширил концецпию «бессознательного», чтобы включить в себя целый спектр неинтенциональных (непреднамеренных) вербальных и невербальных сигналов, с одной стороны, и перцепциями, убеждениями и идеями, с которыми индивид не идентифицируется — с другой.

По наблюдениям Минделла, опыт можно разделить на два вида: тот, с которым мы себя идентифицируем, и тот, который определяется как «чуждый» нам. Переживания, с которыми мы себя идентифицируем, называются «первичным процессом», поскольку он происходит на осознаваемом нами уровне. Опыт, маргинализируемый нами в качестве «чуждого», называется «вторичным процессом», ибо он не находится в фокусе осознавания.

Чтобы помочь своим клиентам интегрировать эти формы бессознательных проявлений, Минделл расширил такие юнгианские техники, как активное воображение и интерпретация сновидений, добавив к ним методы по прямой работе с невербальным, телесным опытом. Основываясь на паттернах осознавания, заимствованных из разнообразных источников (от даосизма и шаманизма до современной физики), Миндел разработал систему, в которой клиенты поощраются к индентифицированию себя с бессознательным опытом через процесс, названный им «разворачивание» (англ. unfolding). Процесс разворачивания представляет собой деконструкцию опыта клиента, полагающуюся не только на вербальный материал и воображение, но и на движения, глубинные соматические переживания, межличностные отношения и социальный контекст.

Процессуальная работа акцентирует внимание на важности осознавания — и со стороны клиента, и со стороны психотерапевта. Термин «процесс» в процессуальной работе основывается на нескольких источниках. Один из них — это концепция Юнга о процессе индивидуации, при котором клиент интегрирует содержимое бессознательного, проявившееся через сновидения, фантазии и синхронистичности. Другой источник термина можно найти в физике и формулировке Дэвида Бома о потоках, лежащих в основе всех событий. Процесс описывает коммуникацию и течение сигналов между терапевтом и клиентом.

Методы процессуальной терапии эклектичны: в ней используется многое из разных видов психотерапии: “В какой-то момент терапевт просто сидит и как психоаналитик обсуждает проблемы своего клиента; а в другом случае он похож скорее на танцевального или арт-терапевта, который шаг за шагом выходит за рамки решения проблем, сливаясь с творческими элементами жизни”.

Круг проблем, с которыми имеет дело процессуальная психология, впечатляет – работа со снами и движением, взаимоотношения и коматозные состояния, большие группы и внутренняя работа, разрешение конфликтов и работа с психотическими состояниями. Это не “неразборчивость” и самоуверенность панацеи. Дело в методах процессуальной работы. Процессуальная терапия предлагает новые способы работы с проблемными и болезненными областями жизни. Минделл утверждал, что решение проблемы содержится непосредственно в самой проблеме. Таким образом, корректное и тщательное изучение симптомов и процессов телесных проявлений, трудностей в общении, социльных конфликтов, а также сновидений и измененных состояний сознания может способствовать новым открытиям и личностному и духовному росту.

Попытаемся кратко описать философию процессуально-ориентированной психологии. Основные понятия процессуальной терапии – первичный и вторичный процесс. Первичный процесс – это то, что мы осознаем, с чем себя идентифицируем, вторичный, соответственно – то, что мы в данный момент не осознаем, то, что относится к бессознательному, этот вторичный процесс несет в себе очень важную и полезную информацию, к которая мы может получить доступ. Когда клиента поощряют принять в себя или идентифицироваться с переживаниями вторичного процесса, он обычно делает это с неохотой или даже оказывается неспособен на подобный поступок, как если бы какая-то граница отделяла первичные процессы от вторичных. Такая граница в терминах процессуальной работы называется «гранью» (англ. edge) идентичности человека.

Грани можно категоризировать, основываясь на источнике той идентичности, которую они определяют:

Личные: у человека грань может лежать касаться его интеллекта, что способно привести к проецированию высокого интеллекта на других и восприятию самого себя как глупого или невежественного. Истоки подобной грани могут лежать в раннем опыте семейного или школьного общества.

Семейные: у семейной системы может быть какое-то предубеждение или правило относительно определённого вида опыта, который, по такому правилу, члену семьи надлежит старательно избегать. Например, семья, воспринимающая себя как мирную или дружественную может наказывать или маргинализировать агрессивное или соревновательное поведение у члена семьи. Такой субъект может развить грань в отношении своих агрессивных и соревновательных склонностей, проецируя их на других и испытывая от этого неудобство.

Социальные: пол, религия, этническая или иная социальная принадлежность часто определяют поведенческие или опытные нормы, ведущие к осложнению для субъекта возможности выражать контрастные переживания. Например, человек из другой культуры, акцентированной на жёсткости и бесчувственности как необходимых маскулинных чертах, может испытывать серьёзные неудобства из-за своих чувственных черт. Он может проецировать эти переживания на других людей, почитаемых им за «слабых» или, например, гомосексуальных. Это один из механизмов, движущих гомофобией.

Человеческие: существует определённый спектр опыта, обычно приписываемый «человеческой природе», в то время, как другие переживания, не входящие в рамки этого спектра, определяются как «бесчеловечные», «животные» или «не от мира сего». Люди, проявляющие склоннсть к сильно изменённым состояниям сознания и духовным переживаниям, зачастую имеют грань, отделяющую их от подобного опыта, считаемого ими нечеловеческим. Данная точка зрения также поддерживается социальной реальностью консенсуса, или общепринятой реальностью. Подобные переживания могут порождать экстремальные состояния сознания, приводящие к психиатрическому вмешательству.

Вторичный процесс может проявляться в снах, телесных симптомах, или движениях, жестах, которые мы не замечаем, и роль терапевта – отслеживать и помогать клиенту раскрывать вторичный процесс, и, при необходимости, расширять границы своей идентичности. Именно раскрытие и осознание тех посланий, которые нам дает бессознательное через вторичные процессы, дает ключ к решению проблем и личностному росту.

Большое значение в процессуальной психологии уделяется чувственным навыкам терапевта, умения отслеживать обратную связь, которая может быть положительной, отрицательной и “промежуточной”, так называемой “краевой”, когда человек колеблется, отчасти он хочет идти дальше, отчасти сопротивляется. “Край” может быть не только у клиента, но и у терапевта, поэтому для терапевта важно осознание собственных чувств. “Без осознания своих меняющихся чувств терапевт может подавлять другого человека или действовать с позиции превосходства”. Процессуальная работа делает акцент на сознательном использовании чувств в практике. Актуальные чувства, время от времени овладевающие терапевтом, – задача состоит в том, чтобы сделать их осознаваемыми и полезными в терапевтической ситуации. Способность легко, по мере возникновения, переходить от одной чувственной позиции к другой дает терапевту доступ к основам основ различных школ психотерапии. “Мы развиваем способность ценить и принимать собственные чувства, с которыми сталкиваемся на практике.”

“Терапевт может обратить внимание на различные чувства и состояния, возникающие у него во время работы. Если он способен сознательно уловить эти “голоса” и может озвучить их в своей работе, то становится гибким практиком, который превращает свои чувства в пользу. Потом он замечает обратную связь клиента и может настроиться на нее. Он следует за процессом клиента и своим собственным, используя свои чувства, состояния и техники в работе.”

В процессуальной работе стремятся определить как первичные и вторичные процессы клиента, так и грани, их разделяющие. Затем в ней фасилитируется обогащение идентичности клиента путём усиления и разворачивания вторичнопроцессуальных переживаний до степени осознавания (на когнитивном и соматическом уровнях), чтобы они стали частью сознаваемого клиентом мира

Обращая внимание на еле заметные движения, взгляды, нюансы отношений, процессуальный психотерапевт помогает разворачиваться неосознаваемому процессу, включающему различные физические симптомы, непроизвольные движения, сны, в котором заключено очень много энергии. Чтобы получить доступ к этой энергии, необходимо следовать за этим процессом.

В процессе обучения техникам процессуальной терапии Вы:

Процессуально-ориентированная психотерапия

Процессуально ориентированная психология, процессуальная работа — теоретическое и практическое направление в практической психологии, объединяющее широкий спектр областей, включая психотерапию, личностный рост и групповые процессы. В США она обычно известна под названием «процессуальная работа», тогда как название «процессуально ориентированная психология» используется на территории Европы и Азии.

Читать еще:  Ту 153 обучение

История

Процессуально ориентированная психология была основана в конце 1970-х годов Арнольдом Минделлом, занимавшимся в то время юнгианским анализом. Истоки её лежат в наблюдении, что ночные сновидения находят отражение в соматических переживаниях клиентов Минделла, в особенности физических симптомах. Он расширил термин «сновидение», включив в него любые аспекты опыта, которые — хотя, вероятно, и отличаясь от консенсуальных взглядов на реальность — согласуются как со сновидениями, фантазиями и соматическими переживаниями человека, так и с непреднамеренными, но имеющими смысл сигналами, формирующими фон межличностных отношений.

Физическое образование Минделла способствовало формированию точки зрения на бессознательное как с феноменологических, так и с символических позиций, что выразилось в применении концепций теории информации к наблюдению поведения своих клиентов. В этом свете концепция «бессознательного» была расширена, чтобы включить в себя целый спектр неинтенциональных (непреднамеренных) вербальных и невербальных сигналов, с одной стороны, и перцепциями, убеждениями и идеями, с которыми индивид не идентифицируется — с другой.

Чтобы помочь своим клиентам интегрировать эти формы бессознательных проявлений, Минделл расширил такие юнгианские техники, как активное воображение и интерпретация сновидений, добавив к ним методы по прямой работе с невербальным, телесным опытом.

Основываясь на паттернах осознавания, заимствованных из разнообразных источников (от даосизма и шаманизма до современной физики), Миндел разработал систему, в которой клиенты поощряются к индентифицированию себя с бессознательным опытом через процесс, названный им «разворачивание». Процесс разворачивания представляет собой деконструкцию опыта клиента, полагающуюся не только на вербальный материал и воображение, но и на движения, глубинные соматические переживания, межличностные отношения и социальный контекст.

В начале 1980-х вместе со своими коллегами по процессуальной работе Минделл начал применять концептуальную рамку, используемую им для работы с индивидами, парами и семьями, для фасилитации решения конфликтов в больших группах. Он стал автором термина «работа с миром», описывающего эту новую дисциплину.

В конце 1990-х Минделл вновь вернулся к своему интересу в физике, и приступил к разработке системы по пониманию общих основ человеческого опыта, на которых, с одной стороны, основывается психология, а с другой — квантовая и релятивистская физика.

Основные идеи процессуальной работы

По определению Минделла, процессуальная работа — это мультикультурная многоуровневая практика осознавания. Процессуальная работа сосредотачивается на осознавании «реальных» и «выдуманных» психологических процессов, раскрывающих и, вероятно, разрешающих вопросы внутреличностного, межличностного, группового и глобального характера. Хотя процессуальная работа применяется и к ситуациям психотерапии, и к таким традиционно не считающимся терапевтическими, как разрешение конфликтов, основные идеи процессуально ориентированной психологии можно более чётко понять именно с психотерапевтической точки зрения.

Процессуальная работа акцентирует внимание на важности осознавания — и со стороны клиента, и со стороны психотерапевта. Термин «процесс» в процессуальной работе основывается на нескольких источниках. Один из них — это концепция Юнга о процессе индивидуации, при котором клиент интегрирует содержимое бессознательного, проявившееся через сновидения, фантазии и синхронистичности. Другой источник термина можно найти в физике и формулировке Дэвида Бома о потоках, лежащих в основе всех событий. Процесс описывает коммуникацию и течение сигналов между терапевтом и клиентом.

Согласно процессуально ориентированной психологии, опыт можно разделить на два вида: тот, с которым идентифицирует себя клиент, и тот, который определяется как «чуждый» клиенту. Переживания, с которыми клиент себя идентифицирует, называются «первичным процессом», поскольку он происходит на осознаваемом клиентом уровне. Опыт, маргинализируемый клиентом в качестве «чуждого», называются «вторичным процессом», ибо он не находится в фокусе осознавания. Более того, когда клиента поощрают принять в себя или идентифицироваться с переживаниями вторичного процесса, он обычно делает это с неохотой или даже оказывается неспособен на подобный поступок, как если бы какая-то граница отделяла первичные процессы от вторичных. Такая граница в терминах процессуальной работы называется «гранью» индентичности человека.

Грани можно категоризировать, основываясь на источнике той идентичности, которую они определяют:

  • Личные: у человека грань может лежать касаться его интеллекта, что способно привести к проецированию высокого интеллекта на других и восприятию самого себя как глупого или невежественного. Истоки подобной грани могут лежать в раннем опыте семейного или школьного общества.
  • Семейные: у семейной системы может быть какое-то предубеждение или правило относительно определённого вида опыта, который, по такому правилу, члену семьи надлежит старательно избегать. Например, семья, воспринимающая себя как мирную или дружественную может наказывать или маргинализировать агрессивное или соревновательное поведение у члена семьи. Такой субъект может развить грань в отношении своих агрессивных и соревновательных склонностей, проецируя их на других и испытывая от этого неудобство.
  • Социальные: пол, религия, этническая или иная социальная принадлежность часто определяют поведенческие или опытные нормы, ведущие к осложнению для субъекта возможности выражать контрастные переживания. Например, человек из другой культуры, акцентированной на жёсткости и бесчувственности как необходимых маскулинных чертах, может испытывать серьёзные неудобства из-за своих чувственных черт. Он может проецировать эти переживания на других людей, почитаемых им за «слабых» или, например, гомосексуальных. Это один из механизмов, движущих гомофобией.
  • Человеческие: существует определённый спектр опыта, обычно приписываемый «человеческой природе», в то время, как другие переживания, не входящие в рамки этого спектра, определяются как «бесчеловечные», «животные» или «не от мира сего». Люди, проявляющие склоннсть к сильно изменённым состояниям сознания и духовным переживаниям, зачастую имеют грань, отделяющую их от подобного опыта, считаемого ими нечеловеческим. Данная точка зрения также поддерживается социальной реальностью консенсуса, или общепринятой реальностью. Подобные переживания могут порождать экстремальные состояния сознания, приводящие к психиатрическому вмешательству.

В процессуальной работе стремятся определить как первичные и вторичные процессы клиента, так и грани, их разделяющие. Затем в ней фасилитируется обогащение идентичности клиента путём усиления и разворачивания вторичнопроцессуальных переживаний до степени осознавания (на когнитивном и соматическом уровнях), чтобы они стали частью сознаваемого клиентом мира.

Уровни опыта

Категоризирование опыта на первичные и вторичные процессы, как правило, акцентирует внимание на контрастностях в опыте клиента, а не на его целостности. На этом уровне, который в процессуальной работе называется «сновидением», вторичнопроцессуальные переживания вступают во взаимодействие с первичными процессами клиента, угрожая его целостности и выражаясь в виде «проблем», которые необходимо решить.

Подробное исследование опыта клиента раскрывает более глубокий, довербальный и доконцептуальный уровень, унифицирующий переживания, конфликтующие на уровне сновидения. Этот уровень опыта описывается Арнольдом Минделлом как «чувствующая сущность». Работа с чувствующими сущностями может оказаться весьма полезной для клиентов, страдающих от полярных сновиденческих процессов на протяжение многих лет и внутренних конфликтов, связанных с напряжением из-за неразрешённости проблемы.

Сферы применения

Арнольд Миндел со своей женой Эми Минделл и коллегами исследовали возможность применения концепций процессуально ориентированной психологии и её методов на широком спектре ситуаций, в некоторых случаях выходящих за пределы внимания вербально основанных и ориентированных на понимания видов психотерапии. В качестве примеров можно привести:

  • Работа с физическими симптомами как с проявлениями процесса сновидения. Проявляя внимания к субъективному опыту болезни, переживание «создателя симптома» зачастую раскрывает важные и потенциально полезные вторичные процессы. Если клиент может интегрировать эти переживания, они могут оказать целительный эффект на физический симптом.
  • Работа с клиентами в коматозных и околосмертных состояниях сознания (см. также терминальные состояния). Такие субъекты обычно рассматриваются как обладающие недостаточным уровнем сознавания, чтобы с ними взаимодействовать вербально ориентированными способами коммуникации и психотерапии.
  • Работа с людьми в экстремальных состояниях сознания, диагностированных как обладающие психиатрическими расстройствами.
  • Фасилитация конфликтов в малых и больших группах. Группа схожа с индивидом в том, что у неё есть идентичность, или первичный процесс, а также вторичные процессы, беспокоящие эту идентичность. Если помогать группе интегрировть эти влияния, это обогащает её идентичность и помогает ей стать ещё более глубоко демократичной.
  • Работа с миром (worldwork, букв. «мировая работа») в ситуациях бизнеса, с некоммерческими и правительственными организациями. Работа с миром представляет собой глобальную теорию с универсальными категориями, описывающими и анализирующими все организационные процессы. Многие организации применяют этот метод при разрешении конфликтов или ликвидации препятствий для развития стратегии, проведения переговоров или роста лидерских навыков.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector