Strong-stuff.ru

Образование Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предпрофильное обучение в школе

«Предпрофильная подготовка в школе как важнейший компонент самоопределения учащихся»
статья на тему

Из опыта работы школы

Скачать:

Предварительный просмотр:

Куксова О.Л., директора МОУ «Мамоновская ООШ»

Пронского района Рязанской области

В современной школе предпрофильная подготовка является важнейшим компонентом, одним из условий индивидуализации обучения и подготовки учащихся к жизненно важному выбору, точность которого будет зависеть от умения реально оценивать свои силы, принимать и осуществлять решения, нести ответственность за свой выбор.

В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования ведётся профильное обучение. Очевидно, что основная школа должна активно включиться в этот процесс: необходимо проведение системной подготовительной работы в конце обучения в основной школе.

В Концепции профильного обучения отмечается, что «реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности».

Важность подготовки к этому ответственному выбору — профиля обучения, а в перспективе и будущей профессии — определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе.

На сегодняшний день можно сказать, что предпрофильная подготовка — это система

содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности.

Предпрофильная подготовка является частью профильного обучения, выполняя подготовительные функции, помогая ученику девятого, еще лучше восьмого класса, определиться с направлением его дальнейшего обучения.

Какую сферу деятельности выбрать? Гуманитарную, математическую, естественно — научную?

Школа не избирает профессию, а лишь профиль, по которому ученик будет обучаться в 10-11 классах или ином учебном заведении. Т.е. он сам выбирает образовательную траекторию после окончания основной школы.

Основная цель предпрофильной подготовки в основной школе : формирование у детей способности делать осознанный выбор дальнейшего профиля образования.

Школьники должны уметь объективно оценивать свои способности в выборе профиля, быть готовыми для получения качественного образования.

Основными составляющими предпрофильной подготовки являются:

  • Курсы по выбору , которые должны помочь учащимся реально оценить свои возможности и сориентировать их в дальнейшем выборе профиля обучения.
  • Создание образовательной сети , которая будет включать в себя самые разные типы образовательных учреждений: школы, учреждения дополнительного образования, профессионального обучения.
  • Информационная работа , т.е. спланированные действия по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им образовательной сети.
  • Профильная ориентация — специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения, а также на повышение готовности подростка к социальному, профессиональному, культурному самоопределению в целом.

Образовательный рейтинг выпускника основной школы определяется :

— результатами итоговой аттестации ;

— «портфолио», т. е. совокупностью индивидуальных образовательных достижений (личный «портфель учебных достижений»), достигнутых учеником во образовательной деятельности.

Основной целью нашей школы является создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки , способствующей самоопределению обучающихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и выбору способа получения дальнейшего образования.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

  1. Выявление интересов и склонностей, способностей обучающихся, формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе.
  2. Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным самоопределением.
  3. Развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.
  4. Формирование способности принимать адекватное решение относительно выбора дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

На основе регионального базисного учебного плана 2004 года разработан и утверждён учебный план для обучающихся девятых классов. Из часов, отведенных на компонент образовательного учреждения, были выделены часы на организацию предпрофильной подготовки.

Большое значение для успешной реализации задач школьного образования имеет представление учащимся возможности изучения курсов по выбору , содержание которых предусматривает расширение и углубление знаний, развитие познавательных интересов, предпрофильную ориентацию учеников.

В 2013-2014 учебном году в рамках предпрофильной подготовки педагогами нашей школы реализуются следующие программы курсов по выбору для обучающихся 9 класса:

  • «Я и моя профессия»;
  • «К тайнам мысли и слова»;
  • «Элементы комбинаторики и теории вероятностей».

В школе создан банк программ курсов по выбору:

  • «Элементы комбинаторики»
  • «Компьютерные технологии»
  • «Основы электротехники»
  • «Агрономия – ведущая отрасль сельскохозяйственного производства» и др.

Все представленные программы курсов по выбору соответствуют требованиям.

Курсы по выбору проводятся на достаточном методическом уровне. Учителя используют разнообразные формы и методы обучения, элементы новых педагогических технологий, связь с жизнью.

На всех курсах постоянно идет расширение области изучаемого материала за рамки программы, умело создается атмосфера творчества, ситуация успеха и полного взаимопонимания.

На каждой из этих курсов методически грамотно излагается изучаемый материал, используется индивидуальный подход к учащимся, активные формы работы, используется современное компьютерное оборудование, Интернет-ресурсы.

Самыми популярными и востребованными курсами являются:

«Биология твоего здоровья»,

«Культура общения делового человека» и др.

В рамках данных курсов реализованы учебные проекты «Будь здоров!», «Грамотный покупатель», «Я и моя профессия».

По завершению курсов учащимися были представлены:

  • рефераты,
  • творческие работы;
  • информационные буклеты;
  • мультимедийные презентации;
  • сочинения и т.п.

В рамках предпрофильной подготовки формируется портфолио достижений учащегося, куда включаются важные показатели учебной и внеучебной деятельности. Портфолио позволяет учащемуся реально с учетом требований времени планировать, прогнозировать и составлять свой индивидуальный маршрут непрерывного образования с учетом личностных качеств и желаний.

Ведется непрерывная работа с родителями .

  • родительские собрания на темы:

«Все работы хороши – выбирай на вкус»

«Все профессии важны, все профессии нужны»

«Самые востребованные профессии Рязанской области» и др.

  • анкетирование и собеседования ;
  • День открытых дверей «Дорога в будущее »;
  • Презентация курсов по выбору для учащихся и их родителей

С целью профильной ориентации учащихся 8-9 классов при участии социального педагога школы, учителей – предметников, классных руководителей ежегодно проводятся следующие мероприятия:

  • встречи с людьми различных профессий нашего района;
  • конкурс сочинений «Моя будущая профессия »;
  • проекты «Профессии моих родителей», «Престижные профессии. Мифы и реальность»;
  • ярмарки;
  • ток-шоу «Роль человека в современном мире »;
  • экскурсии в сельскую и районную библиотеку ;
  • экскурсии на предприятия Пронского района ;
  • плановая работа социального педагога школы ;
  • знакомство с содержанием дисков по профориентации ;
  • оформление витражей на тему «Правильный выбор — твой профессиональный успех», «Мой выбор » и т.п.

Весь информационный материал для учащихся и родителей размещен и постоянно обновляется на школьном сайте.

В рамках сетевой формы реализации образовательных программ по типу взаимоотношений: «школа-школа», «школа – ПУ», «школа-лицей», «школа-техникум», идет работа по взаимодействию с ПУ и СУЗами р.п. Пронск, г. Скопин, г. Рязань.

Предпрофильная подготовка , реализуемая в школе через курсы по выбору, информационную работу и профильную ориентацию, работу с родителями, расширение взаимосвязей эффективна, если она осуществляется с использованием развивающихся технологий, новых деятельностных систем обучения, где содержание предмета становится средством развития мотивации познавательных интересов учащихся.

Предпрофильная подготовка в старших классах основной школы позволяет учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, то есть, по сути, совершить первичное профессиональное самоопределение.

Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей ждет молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала.

Учащиеся, оканчивающие 9-й класс, должны быть готовы не только к профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению.

И мы обращаемся к детям с такими словами:

Друзья, берегите минуту и час

Любого из школьных дней.

Пусть станет профессором каждый из вас

В профессии нужной своей.

Расширение представления о мире профессий происходит, начиная с начальной школы.

В начальной школе дети в игровой форме знакомятся с миром профессий. Участвуя в ролевых играх, в интерактивных викторинах, ребенок получает возможность, соответственно своему возрасту, освоить первичную информацию о профессиональном поле.

Готовясь к переходу в среднее звено, каждый ученик принимает участие в проектах «Зажги свою звезду», «Профессии моих родителей», в конкурсе рисунков «Моя будущая профессия».

А создание портфолио – это увлекательная совместная кропотливая работа детей и их родителей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основной целью предпрофильной подготовки учащихся является их самоопределение в отношении выбора профиля будущего обучения в 10-11 классах. Предпрофильное обучение должно сформировать у школьников уме.

В работе представлен анализ эффективности реализации предпрофильной подготовки в образовательном учреждении, реализующем оборонно- спортивный профиль на старшей ступени обучения. .

Значение предпрофильной подготовки в школе.

Современные социально-экономические условия предъявляют повы­шенные требования к трудовой и начальной профессиональной подготовке выпускников школ-интернатов для глухих и слабослышащих детей. В .

Данный материал представляет разработанный и реализованный проект по организации предпрофильной подготовки в школе, получивший оценку экспертов АНО «Институт инновационной образовательной политики и п.

Главной задачей образования в России является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, .

Физики и лирики: предпрофессиональное образование в вопросах и ответах

Всё больше столичных школ переходит на профильное образование. Количество программ расширяется: к классическим гуманитарным и математическим классам добавляются медицинские, инженерные, кадетские, академические и другие.

Зачем нужно предпрофессиональное обучение?

Главный акцент сделан на формировании навыков и умений для реальной жизни. Кроме того, предпрофессиональное обучение помогает сделать образовательный процесс индивидуальным, ведь он учитывает склонности и способности каждого учащегося. У детей появляется возможность получать знания в соответствии с их профессиональными интересами и планами на будущее.

Много ли таких школ в столице?

Подавляющее большинство. Если в 2010 году доля школ, реализующих более трёх различных программ профильного обучения, составляла около одного процента, то в 2016-м их число выросло до 96 процентов.

Читать еще:  Обучение в новом уренгое

В требованиях федерального государственного образовательного стандарта утверждено пять наименований профилей: технологический, естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический и универсальный. Но в Москве активно развивается ещё и предпрофессиональное образование, которое направлено на подготовку необходимых городу специалистов. В столичных школах открыты медицинские, инженерные, кадетские, академические (научно-технологические) классы. Предпрофессиональное образование организовано на основе трёхсторонних договоров между школами, вузами и перспективными работодателями.

Кто решает, какие профили надо ввести в той или иной школе?

Проекты по созданию инженерных, медицинских, академических и кадетских классов реализует столичный Департамент образования. А учебные заведения могут войти в любой из проектов при условии соблюдения требований к участию.

Чем отличается профильная программа?

Это не просто углублённое изучение предметов, а практико-ориентированное образование в высокотехнологичных медицинских и инженерных лабораториях, центрах молодёжного инновационного творчества и на площадках медицинских организаций и производственных предприятий.

Учась в предпрофессиональных классах, старшеклассники могут выбрать курсы, связанные с их будущей специальностью: «Медицинскую латынь», «Шаг в медицину», «Основы медицинской статистики», «Десмургию» — в медицинских; «Промышленный дизайн», «Треш-робототехнику», «Лазерные технологии», «Алгоритмику», «Бионику» — в инженерных; «Методы научного исследования», «Теорию вероятности», «Современную селекцию и семеноводство», «Генную инженерию» — в академических. Главный результат такого образования — формирование предпрофессиональных умений и осознанный выбор будущей профессии.

В чём преимущества такой системы?

Предпрофессиональное образование ориентировано на востребованные в Москве специальности. В профильных классах учащиеся осваивают навыки, необходимые любому специалисту. И главное преимущество таких выпускников в том, что они обладают актуальными представлениями о профессиях будущего и владеют современными технологиями.

В предпрофессиональных классах организовано межпредметное обучение. Например, на занятии по математике ребята изучают методы решения задач с параметрами, которые позволят провести расчёт архитектурного сооружения и создать чертёж на интерактивном кульмане на уроке технологии.

В медицинской лаборатории учащиеся применяют знания из области биологии, химии, физики и информатики, чтобы провести лабораторный анализ препаратов с помощью цифрового оборудования. Такое образование развивает умения, без которых не обойтись в современной жизни и в профессии.

Как родители могут помочь сделать правильный выбор?

Главное — помнить, что задача родителей — помочь ребёнку определиться с профессией, а не сделать выбор за него. Поэтому необходимо понять, какие у школьника интересы, что удаётся ему лучше всего. Затем вместе с ребёнком стоит изучить рынок труда, найти информацию о разных специальностях, продумать варианты для дальнейшего образования.

Можно воспользоваться тестами для определения интересов, способностей и личностных качеств. Многие из них есть в свободном доступе. Также стоит пройти тест на профориентацию.

Инженерные, медицинские и кадетские классы

Благодаря инженерным и медицинским классам у ребят появилась возможность заниматься в университетских лабораториях и практиковаться в различных компаниях и на предприятиях. Там они получают бесценные навыки и умения, необходимые для будущей профессии.

В программе «Медицинский класс в московской школе» участвуют Первый МГМУ имени И.М. Сеченова и более 30 медицинских организаций. Такие классы открыты в 81 школе, общее количество учащихся — 4,5 тысячи человек. В них есть цифровые лаборатории, тренажёры, измерительные приборы, оборудование для оказания первой помощи и многое другое. Высокие технологии помогают ребятам осваивать азы микробиологии, биохимию, анатомию и нанотехнологии в медицине.

А всего в распоряжении будущих медиков около 90 видов оборудования, в том числе приборы для измерения давления, частоты дыхания и влажности тела, учебные электрокардиографы. Кроме того, в медицинских классах планируется осваивать латынь и профессиональную терминологию на английском языке.

Занятия проводят не только школьные учителя, но и преподаватели вузов, а также практикующие врачи. Такая подготовка поможет ребятам понять, готовы ли они стать врачами. Тем же, кто ответит на этот вопрос положительно, будет намного проще поступить в профильный вуз.

Проект «Инженерный класс в московской школе» объединяет общеобразовательные учебные заведения, 17 технических вузов, центры инновационного творчества и более 100 высокотехнологичных предприятий. Участниками программы стали 148 столичных школ и более девяти тысяч учащихся.

Чтобы вывести предпрофессиональную подготовку на новый уровень, школы постепенно оснащают современной техникой. Это цифровые лаборатории, оборудование для 3D-моделирования, изучения структуры материалов, геодезические приборы, нанотехнологические комплексы, атомно-силовые микроскопы, электронные пушки, наборы для архитектурного конструирования и изучения электротехники.

В инженерных классах изучают основы нанотехнологий, нанохимии, компьютерное черчение, геодезию и картографию, промышленную оптику, разработку сверхпроводников и многое другое. Как и в случае с медицинскими классами, занятия проводят не только школьные учителя, но и преподаватели вузов, а также специалисты предприятий-партнёров.

При поступлении в технические вузы выпускники инженерных классов имеют преимущество. Постоянно участвуя в олимпиадах, форумах и мастер-классах, они успевают накопить дополнительные баллы, которые прибавляются к сумме баллов ЕГЭ.

Ещё одно направление — это кадетские классы. Они есть в 116 столичных школах. В проекте участвуют силовые ведомства и профильные вузы. В таких классах учатся более 10 тысяч московских школьников.

При отборе детей в кадетские классы учитывают успехи в учёбе, физическое развитие и состояние здоровья, степень ориентированности на дальнейший выбор профессии военного. Конкурс при этом составляет от 2,5 до 15 человек на место.

В 2017 году созданы академические классы, в которых учащиеся проводят реальные научные исследования в партнёрстве с научными институтами Федерального агентства научных организаций.

Отложенные трудовые договоры

В 2016 году в столице появился ещё один инструмент профессионального ориентирования школьников — отложенный трудовой договор. Он позволяет столичным высокотехнологичным предприятиям решать проблему поиска перспективных молодых кадров. В свою очередь талантливые школьники не только выбирают профессию, но и заранее решают, в какую компанию они пойдут работать после получения профильного образования.

Предпрофильное обучение в школе

Основными задачами профильного обучения являются:

  1. создание условий для учета и развития учебно-познавательных и профессиональных интересов, способностей и потребностей учащихся в процессе их общеобразовательной подготовки;
  2. воспитание в учащихся любви к труду, обеспечение условий для их жизненного и профессионального самоопределения, формирование готовности к сознательному выбору и овладению будущей профессией;
  3. формирование социальной, коммуникативной, информационной, технической, технологической компетенций учащихся на допрофильном уровне, направленность обучения на выбор будущей профессии;
  4. обеспечение перспективной связи между общим средним и будущим профессиональным образованием [2].

Основными принципами профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся считаем следующие.

  1. Принцип фуркации. Его сущность состоит в том, чтобы образовательная система выполняла свои основные социальные функции — селекционную, тестирующую, распределительную в соответствии с современным ей социальным заказом. Поэтому во время общеобразовательной подготовки учащихся происходят процессы распределения учащихся по уровню образовательной подготовки, по интересам, потребностям, способностям и наклонностям. Этот процесс происходит в соответствии с возрастными особенностями школьников и детерминирован потребностями в специалистах различного профиля в региональном и общегосударственном контексте.
  2. Принцип вариативности и альтернативности. Согласно этому принципу создается современное содержание образования в предпрофильных и профильных классах, построенное на постоянном разрешении диалектического противоречия между обязательными и вариативными курсами (в количественном и качественном отношении). Кроме этого, принципу вариативности и альтернативности соответствует построение учебных программ, технологий обучения и учебно-методического обеспечения учебного процесса в предпрофильных и профильных классах современной школы.
  3. Принцип последовательности и непрерывности состоит в необходимости последовательной дифференциации учащихся соответственно их интересам, способностям, наклонностям в различных сферах человеческого знания, а также в последовательной и непрерывной взаимосвязи между предпрофильной подготовкой и профильным обучением, профильным и профессиональным обучением.
  4. Принцип гибкости реализуется в создании таких форм организации профильного обучения, которые наиболее бы соответствовали запросам как индивидуума, так и общества; к таким гибким формам относится и модель организации профильного обучения, основанная на сетевой кооперации. Кроме этого принцип гибкости в организации профильного обучения обеспечивает возможность изменения профиля в соответствии с изменениями в интересах и наклонностях учащегося в ходе предпрофильной и профильной подготовки.

Согласуясь с нормативно-правовыми основами организации профильного обучения в отечественной системе образования, мы трактуем основную категорию нашего исследованияпрофильное обучение — как систему организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. Федеральной целевой программой развития образования до 2010 года предполагается повсеместный переход на профильное образование в старшей школе по всей России [1].

Можно выделить несколько вариантов или моделей организации профильного обучения, представленных в «Концепции профильного образования».

1) Модель внутришкольной профилизации

Отдельная школа может быть однопрофильной (реализовывать только один из избранных ею профилей), или организовать на старшей ступени несколько профилей, т.е. быть многопрофильной. Возможен вариант, когда школа в целом не ориентирована на конкретные (один или несколько) фиксированные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов представляет школьникам — в том числе, в форме многообразных учебных межклассных групп — в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.

2) Модель сетевой организации

В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах.

Первый связан с объединением нескольких школ вокруг наиболее сильной школы, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которая для группы школ выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждая из школ данной группы обеспечивает в полном объеме базовые общеобразовательные курсы и ту часть профильного обучения (профильные и элективные курсы), которую она способна реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».

Читать еще:  Медник программа обучения

Второй вариант основан на кооперации школы с иными образовательными учреждениями и образовательными ресурсами — учреждений дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного образования либо в собственной школе, либо в кооперированных с ней образовательных структурах дистанционные курсы, заочные школы, Малые Академии при вузах, учреждения системы НПО/СПО и др.).

Поиск новых решений проблемы педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащейся молодежи в условиях профильного обучения в системе сетевой кооперации предполагает:

  • усиление интеграции образовательных и предметных областей с внеучебной практикой социально-профессионального самоопределения школьников;
  • ориентацию на консолидацию ресурсов и усилий с другими учебными заведениями (межшкольными учебными комбинатами, училищами, колледжами, лицеями, вузами);
  • обеспечение профильной подготовки школьников на основе вариативности, с учетом заявленных ими индивидуальных маршрутов, соответствующих интересам, склонностям, способностям и запросам рынка труда, а также обязательной предпрофильной подготовки учащихся, включающей овладения школьниками способностью получения представлений об образе «Я», мире профессий, рынке труда; приобретение практического опыта для обоснованного выбора профиля обучения;
  • оказание психолого-педагогической помощи учителю в переориентации его с деятельности назидателя, ментора на деятельность фасилитатора, направленную на эмпатию, обеспечение успеха школьника в выборе профиля обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.

Анализ сущности профильного образования, исходя из предыдущего опыта профилизации и разработанных нормативно-правовых документов позволяет определить основные факторы реализации требований к организации профильного обучения в старшей школе, а именно:

  1. Интенсивное, подробное информирование на предпрофильной стадии обо всех возможных путях продолжения образования.
  2. Разработка учебных планов старшей школы на основе потребностей учащихся, при которой не школа предлагает готовый профильный пакет (предметов), а учащийся создает индивидуальный учебный план.
  3. Организация элективных групп на предпрофильной стадии и профильных классов на старшей ступени на основе использования вариативного компонента базисного учебного плана.
  4. Укрупнение школы «7 — 9» и ее отделение от школы «1 — 6» в связи со спецификой задач предпрофильной подготовки.
  5. Система формирования самоопределения учащихся основной школы и вовлечение родителей в определение профиля их обучения на третьей ступени.
  6. Гуманистическая парадигма в преподавании как профильных, так и непрофильных предметов. Согласно гуманистической парадигме в центре обучения не предмет, а учащийся. В преподавании первичны интересы и возможности ученика, а не логика предмета и соответствующей науки.
  7. «Плавающий» стандарт преподавания профильных и непрофильных предметов — не строго заданный базовый или профильный уровень, а уровень не ниже базового в соответствии с зоной ближайшего развития учащихся. На уровне образовательного учреждения — построение программы профильных и непрофильных предметов на основании зоны ближайшего развития учащихся.
  8. Переход от «вычитательной» оценки (учитывающей ошибки и незнание учащихся в виде понижения оценки) к «накопительной» (количественно и качественно учитывающей достижения учащегося).
  9. Повышение квалификации педагогов, включенное в деятельность педагогических коллективов образовательных учреждений по профессионализации образовательного пространства, направленное на: переход на гуманистическую парадигму содержания образования, формирование деятельной гуманистической позиции; освоение современных педагогических технологий, необходимых для реализации профильного обучения.
  1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования //Профильная школа. — 2003. — № 1.
  2. Об утверждении профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ Минобразования РФ от 18.07.2002. № 27831) // Методист. — 2003.- № 1.- С. 57.

Профильное обучение и предпрофильная подготовка: сущность и значение

Профильное обучение и предпрофильная подготовка — это две главных части одной системы подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути. На современном этапе обучения назрела необходимость перехода старшей школы на профильное обучение. Эта необходимость определена « Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» в задаче: «создание системы профильного обучения в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и на социализацию обучающихся.»

Как идея и теория эта система не представляет собой принципиально нового типа образования. Она вполне понятна и не противоречит идее общеобразовательной подготовки, поскольку содержит не только профильный, но и базовый блок дисциплин. Однако, как практика, она требует ответа на конкретные вопросы:

— Что должно измениться в структуре образовательного процесса?

— Какие изменения должны произойти в его содержании?

— Как организовать учебный процесс, чтобы учесть интересы, склонности и способности учащихся?

— Какие условия дополнительно к имеющимся следует создавать?

— Из каких оснований следует исходить, собирая учеников по тем или иным профилям?

— Что должна содержать структура предпрофильной подготовки?

Что такое профильное обучение? Это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности. Задача профилизации — создать такие условия, чтобы каждый ученик нашел себя, понял, к какой сфере деятельности он склонен и наиболее способен.

Совершенно естественно, что, сделав подобный выбор, ученик в праве рассчитывать на то, чтобы получить в школе такой уровень подготовки, который обеспечил бы ему возможность поступить в соответствующее среднее специальное или высшее учебное заведение. Для рациональной и успешной реализации системы профильного обучения в старшей школе (10-11 класс) необходима предпрофильная подготовка учащихся 8-9 классов. Профильная ориентация – это специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого –педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования. Профильная ориентация рассматривается не только как помощь в принятии выбора дальнейшего обучения, она предполагает работу по повышению готовности старшеклассника к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Задачи и цели предпрофильной подготовки:

— выявление интересов и склонностей, способностей старшеклассников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля;

— оказание психолого- педагогической помощи в приобретении учениками представлений о жизненных, социальных ценностях;

— развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;

— формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса. В связи с этим психологическое сопровождение целесообразно осуществлять в трех направлениях: с учащимися, с учителями, с родителями.

В целом, психолого –педагогическое сопровождение профильного обучения должно включать программы профилактики и коррекции повышенной тревожности и утомляемости, развития навыков стрессоустойчивости и саморегуляции, а также активное внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. Особое место занимает вопрос об организации психолого-педагогической поддержки учителя, развитии у него навыков саморегуляции и управления эмоциями.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание предпрофильного обучения:

— пропедевтический ( при завершении обучения в 8 классе)- выявление образовательного запроса учащихся;

— основной ( в период обучения в 9 классе) – моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и принятие решения в различных образовательных ситуациях;

— завершающий (при окончании 9 класса) оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.

Каждый этап профильной ориентации сопровождается соответствующими содержанием, формами и методами.

На пропедевтическом этапе осуществляется:

— презентация « образовательной карты» территории;

— предварительная диагностика образовательного запроса старшеклассников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей.

Пропедевтический этап позволяет дифференцировать массив учащихся, в соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной подготовки.

На основном этапе предусматривается:

— обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности;

— организация процедур психолого-педагогической диагностики самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения;

— анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для выявления основных ограничителей свободы выбора профиля обучения учащимися.

На завершающем этапе:

— реализуются «пробы выбора профиля обучения», а также возможностей школьника требованиям избираемого профиля;

— используются «матрицы» и «схемы» альтернативного выбора, позволяющие формулировать, ранжировать и наглядно, « количественно» соотносить аргументы « за и против» совершаемого выбора профиля.

Целесообразно, чтобы в ранжировании ( «взвешивании») факторов независимо друг от друга принимали участие сам учащийся, учителя и родители, что может обнаружить отличия приоритетных мотивов профильной ориентации. При завершении предпрофильной подготовки выпускников основной школы желательно учитывать не только академические достижения и «портфолио», но и уровень социальной зрелости учащихся, выраженной в готовности к самостоятельному выбору профиля обучения. Примерными критериями готовности учащихся 9 классов к выбору профиля обучения в старшей школе могут выступать:

— выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования;

— представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения;

-информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения.

Сопровождение предпрофильной подготовки , осуществляемой школой:

— мониторинг учебных результатов школьников на курсах по выбору;

— анализ динамики образовательных запросов учеников и их готовности к выбору профиля;

— контроль школьной документации по предпрофильной подготовке;

— организация консультирования школьников для определения оптимального выбора курсов предпрофильной подготовки и будущего профиля.

Функции классных руководителей по реализации предпрофильной подготовки.

— Организация процесса информирования учащихся и родителей о создаваемой системе профильного обучения;

— Координация деятельности педагогов, работающих с учащимися 9-х классов;

— Организация учащихся на участие в различных мероприятиех по сбору информации для « портфолио»;

— Консультирование учащихся по вопросам выбора профиля обучения;

Читать еще:  Обучение за рубежом для русских после 11

— Анализ и оценка результатов.

Исходя из вышеперечисленных функций, определим деятельность классных руководителей по предпрофильной подготовке учащихся.

Основные направления работы классного руководителя.

1. Информационная работа с учащимися и их семьями.

2. Профильная ориентация.

3. Психолого-педагогическая диагностика.

4. Анализ и оценка результатов предпрофильной подготовки в классе.

Примерными критериями готовности учащихся 9-х классов к выбору профиля обучения в старшей школе могут выступать:

— выраженность ценностных ориентиров, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования;

-представленностью индивидуально выраженной цели профильного обучения;

— информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения;

— Наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению компетенций, востребованных а профильном обучении.

Предпрофильная подготовка может осуществляться в виде различных комбинаций курсов двух предложенных типов. Формы обучения на курсах могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии. Перспективными являются коммуникативные методы, групповые, проектно-исследовательская деятельность, разработка индивидуальных учебных планов и другие способы обучения, развивающие самостоятельность и творческую инициативу учеников.

Таким образом, в школе осуществляется целенаправленная, опережающая работа по развитию у старшеклассника самой способности принятия решения, освоению им поля возможностей и ответственности.

Как предпрофессиональное образование помогает московским школьникам

Предпрофессиональное обучение ориентировано на востребованные в Москве специальности, оно помогает сделать образовательный процесс индивидуальным с учетом способностей каждого учащегося. У детей появляется возможность получать знания в соответствии с их интересами и планами на будущее.

Ученики таких классов уже решили не только куда поступать, но и чем заниматься во взрослой жизни. На уроках они пробуют себя в будущей профессии.Занятия с ними проводят не только школьные учителя, но и преподаватели вузов и практикующие специалисты.

Московская школа сегодня оснащена новейшим оборудованием и больше похожа на исследовательский центр, научную лабораторию или рабочее пространство технопарка. И пусть ребята пока еще учатся в школе, но уже сейчас разрабатывают компьютерные программы, изобретают новое оборудование, проводят медицинские исследования, совсем как взрослые ученые.

Полученные в школе знания юные медики, инженеры, кадеты могут продемонстрировать на предпрофессиональном экзамене, который принимают преподаватели вузов. Такой экзамен состоит из теоретической и практической частей. Практику сдают в вузах.А за экзамен выпускники получают дополнительные баллы, которые пригодятся им при поступлении.

Я бы в медики пошел

Ученик московской школы № 1573 Богдан Рудик совсем недавно стал известен на всю Россию . Старшеклассник вместе с родителями возвращался домой из Сочи и прямо на борту самолета спас пассажира, которому неожиданно стало плохо. Врачей в салоне не оказалось, но на просьбу капитана воздушного судна о помощи сразу же откликнулся Богдан. Сохранить жизнь человеку помогли ему те знания, которые он получил в медицинском классе.

Первые такие классы в московских школах открылись четыре года назад. Сегодня они есть в 69 образовательных учреждениях, в них по программам, разработанным ведущими медицинскими вузами страны, учатся более 4 тысяч будущих врачей и медсестер. В классах установлены мини-лаборатории, по примеру тех, которые есть в городских больницах. На практических занятиях ребят учат оказывать первую помощь, проводить биохимические анализы, ухаживать за маломобильными пациентами. А еще школьники изучают медицинскую латынь, десмургию – технику наложения повязок, медицинскую статистику, биохимию и многое другое.

Юные изобретатели

Десятиклассники школы № 1384 Павел Захаров и Константин Шахназаров несмотря на свой юный возраст уже изобретатели. Они придумали макет лунохода, который предполагает возможность не только двигаться на колесах, но и совершать прыжок с помощью пружинного механизма. Преимущества такого аппарата в том, что количество прыжков не ограничено, как это было бы при использовании ракетного топлива, и луноход может свободно передвигаться по сложному рельефу спутника Земли.

Ребята, как и еще 800 их сверстников из 13 школ, учатся в академическом классе. В них углубленно изучают нанотехнологии, радиофизику, электронику и приборостроение, космические технологии, генетику. Все научные исследования выполняются на современном оборудовании. Занятия проводят не только учителя, но ведущие ученые и даже академики.

Чтобы инженером стать, нужно очень много знать

Авиационный механик, оператор лазерных установок, слесарь-сборщик радиоэлектронных приборов. Оказывается, эти специальности можно получить еще в школе, а вернее в колледже, где десятиклассники из инженерных классов проходят профессиональную подготовку.

Будущих инженеров — это более 8 тысяч человек — готовят в 103 столичных школах. В них установлены самые современные лаборатории, которые позволяют на практике пройти все стадии разработки механизмов – от идеи до производства.

Ребятам преподают компьютерное черчение, геодезию и картографию, промышленную оптику, разработку сверхпроводников, их учат программировать, создавать мобильных роботов. Они постоянно участвуют в различных конкурсах, хакатонах и других соревнованиях.Например, в конце прошлого года команда школы № 1517 победила на международном конкурсе детских инженерных команд.

Гордость Отечества

«С 7 лет я занимаюсь конным спортом, а с 13 лет — легкой атлетикой. За это время спорт стал частью моей жизни, приучил меня к дисциплине и достижениям. В кадетский класс меня привело желание совершенствоваться, быть полезной обществу, стране, людям. Моя мечта в дальнейшем посвятить себя службе в армии», — рассказывает девятиклассница школы № 1861 « Загорье » Олеся Стрельченко .

По примеру Олеси в кадетских классах сегодня обучается более 16,5 тысяч москвичей. Но кадетское образование – это не только спорт и военная подготовка. Школьники углубленно изучают историю России, активно участвуют в патриотических мероприятиях: стоят в почетном карауле, встречаются с ветеранами, космонавтами, спортсменами, занимают призовые места на олимпиадах школьников, конкурсах научно-исследовательских работ. А еще танцуют на балах, играют в театре, занимаются наукой.

Одно из главных событий в жизни юных патриотов – Парад кадетского движения «Не прервется связь поколений», посвященный Дню Победы. Каждый год он проходит 6 мая, в День Святого Георгия Победоносца, на Поклонной горе. Более 2,5 тысяч кадет проходят строевым маршем по площади Победителей.

В этом году в московских школах состоится первый выпуск кадет. Полторы тысячи ребят шагнут в большую жизнь, чтобы продолжить обучение в военных вузах.

Самая современная школа в России

Кстати, в новом учебном году в Москве откроется самая современная школа в России. Ее возводят на территории ЗИЛа и в ней будет 100 классов. Она станет не только самой большой в стране, но школой, где будут все возможности, которыми располагает столичное образование. Именно здесь будут представлены ключевые направления предпрофессионального образования. А ее ученики будут заниматься изучением лазерных технологий, роботехникой, медициной, прикладной космонавтикой, исследованием наноматериалов, судостроением, микробиологией, построением виртуальной реальности.

ВАЖНО

С 1 сентября 2019 года в столичных школах откроются первые IT-классы, где будут изучать информатику на продвинутом уровне

ЦИФРЫ

Инженерные классы – 103 школы, более 8 тысяч учащихся

Кадетские классы – 195 школ, 16,5 тысяч учащихся

Медицинские классы – 69 школ, более 4 тысяч учащихся

Академические классы – 13 школ, более 800 учащихся

Читайте также

«Священники неоднократно просили молиться дома». В РПЦ прокомментировали информацию о штрафах для верующих за поход в храм

В Москве с понедельника вводится пропускная система для передвижения по улицам

Каршеринг во время коронавируса в Москве: можно ли им пользоваться по цифровым пропускам

15 апреля, используя каршеринг во время коронавируса в Москве, ездить на машине в столице можно будет только с разрешением

Режим работы роддомов в Москве в период самоизоляции поменялся из-за коронавируса

Ограничения в режиме работы роддомов в Москве в период самоизоляции коснулись партнерских родов и посещений родственников [видео]

Приложение «Госуслуги СТОП Коронавирус» для создания цифровых пропусков: В Москве работать не будет

Приложение «Госуслуги СТОП Коронавирус» смогут использовать только зарегистрированные пользователи

У нас борьба с общей бедой или голимый капитализм без соплей и сантиментов?

Почему из-за вируса больше всего страдают обычные россияне-работяги, которым не прощают проценты по кредитам, забирают машины на штрафстоянки и требуют платить арендную плату — хотя работа бизнеса остановлена

«Коронавирус на устах»: Кондитеры нарядили пасхальных зайцев в медицинские маски

Сразу несколько крупных немецких компаний решили быть оригинальными, но не все покупатели оценили задумку

«Пациентов возим из одной больницы в другую!»: фельдшер — о скоплении скорых у больниц Москвы и Подмосковья

В социальных сетях обсуждают очередь из скорых на въезде в Федеральный клинический центр в Химках и в других больницах Москвы и Подмосковья [видео]

Космонавт Олег Артемьев: Если увижу на орбите НЛО, нужно будет обязательно его снять. Но пока не видел

Накануне Дня космонавтики мы позвонили Герою России Олегу Артемьеву — человеку, который провел в космосе 365 суток, 23 часа и еще 05 минут

«Зачем вам адрес, мы все равно на удаленке!». В Москве оживились мошенники, обещающие быстро и недорого оформить спецпропуска

Цена вопроса — 2500 рублей, хотя официальное оформление не стоит ни копейки [видео]

Как крестить ребенка в период коронавируса: отвечает отец Иоанн Тераудс

Батюшка рассказал, опасно ли откладывать крещение ребенка из-за коронавируса

Андрей Макаревич в честь 12 апреля: «Танец космонавтов» — из самоизоляции. Поехали!

Лидер «Машины времени», Ромарио и Алексей Иващенко — каждый из своего дома — по «удаленке» — исполнили космическую песню

«Систему запускаем в среду»: Губернатор Подмосковья рассказал, как будут действовать электронные пропуска

Андрей Воробьёв отметил, что для передвижений пешком пропуск пока не нужен, но выходить из дома можно лишь в исключительных случаях

Возрастная категория сайта 18+

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×