Педагогика и методика профессионального обучения
Методика профессионального обучения
Понятие и сущность методики профессионального обучения
Методика профессионального обучения – это определенный педагогический инструментарий, направленный на управление процессом успешного овладения учащимися системой профессиональных знаний в определенной области деятельности, основанный на их совместном эмоционально-интеллектуальном взаимодействии с педагогом.
Методика – это наука, занимающаяся изучением и разработкой эффективных методов обучения.
Методика профессионального обучения является одним из важнейших компонентов подготовки педагогов высшей школы.
Объект исследования методики профессионального обучения –образовательный процесс, организуемый и реализуемый в профессиональном учебном заведении.
Предметом методики профессионального обучения являются особенности и закономерности профессиональной деятельности педагога в процессе овладения им определенными знаниями, умениями и навыками в конкретной образовательной области.
Методика профессионального обучения решает ряд следующих задач:
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
- Изучение специфики определенной профессиональной дисциплины, её закономерностей и взаимосвязи с иными учебными предметам данной профессиональной области.
- Познание закономерностей и нормативных требования к профессиональной обучающей деятельности педагога (преподавание) и его направленности на учебно-познавательную деятельность учащихся (учение).
Содержание методики профессионального обучения включает в себя:
- Ознакомление с историей преподавания различных учебных дисциплин, которые входят в содержание основной образовательной программы по конкретному профессиональному направлению.
- Определение воспитательного, развивающего и познавательного значения каждого учебного предмета, установление их места и значения в общей системе профессионального обучения.
- Установление полного содержания учебных предметов, научное обоснование разработанных учебных программ, а также использование учебных пособий и литературы.
- Разработка наиболее оптимальных и эффективных методов, средств, технологий и приемов обучения, а также организационных форм профессионального обучения, в соответствии с его главными целями и задачами.
- Построение учебного процесса, его насыщение необходимыми материальными и техническими средствами, в зависимости от направленности учебной дисциплины или цикла учебных дисциплин.
- Выработка конкретных требований к качеству подготовки педагогов для преподавания конкретной учебной дисциплины.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Обеспечение высоких результатов в профессиональной деятельности педагога достигается посредством овладения методическими знаниями. Они находятся в тесной взаимосвязи с методами и приемами данной деятельности, а кроме того с индивидуальными и типологическими особенностями педагогам, его профессиональной компетентностью, педагогическим и жизненным опытом. Выбор педагогом той или иной методики определяется особенностью преподавания конкретной учебной дисциплины. Помимо этого, выбор опирается на предварительное изучение истории и развитии данной области знания, а также смежных с нее наук. Подобранная методика должна обеспечить предоставление качественных образовательных услуг и полностью отвечать потребностям современного общества и государства.
Методические основы преподавания ряда дисциплин профессионального обучения
В настоящее время деятельность педагога состоит не только в преподавании своей учебной дисциплины, но и в разработке методической основы ее успешного преподавания. На основании чего возникают новые отрасли педагогического знания, которые представлены методикой преподавания различных учебных предметов, дисциплин и курсов.
Необходимо отметить, что основа преподавания любой из дисциплин профессионального обучения состоит в учете ее взаимосвязи с иными смежными научными областями. Например, в состав изучения курса математики, входит не только методика обучения математики, но и методика обучения геометрии, алгебре, арифметики и т.д. Это связано с тем, что она находится с ними в тесной взаимосвязи.
Методика профессионального обучения занимается изучением различных видов организационных форм взаимодействия между процессами преподавания и учения, на основании информации полученной в ходе изучения, осуществляется разработка наиболее оптимальных и эффективных систем педагогического воздействия. Все они находят свое выражение в содержании процесса обучения, а также в его дидактическом обеспечении.
Основными функциями методики профессионального обучения выступают:
- Образовательная функция образования
- Развивающая функция образования
Их основой выступают закономерные связи содержания обучения, преподавания и учения, а также разработка нормативных требований к их содержании.
Наибольшее значение для качественного построения методики профессионального обучения, как самостоятельной научной отрасли имеет связь с дидактикой и с той научной областью, основы которой являются общей теорией обучения, воспитания и образования. Помимо этого, дидактика, как общая теория воспитания, обучения и образования, выступает в качестве основной теоретической базы методики, методологии и общетеоретических положений.
Методика профессионального обучения основана на фундаментальных принципах воспитания и обучения, в связи с чем, она способствует максимальному раскрытию цели обучения каждой отдельной дисциплины, её значимости для общего развития учащихся, открытия закономерностей усвоения основных знаний, умений, навыков и получение опыта практической деятельности. Помимо этого, она способствует формированию жизненных принципов и убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие педагогического процесса на личность обучающегося.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Педагог профессионального образования
Методика профессионального обучения как отрасль педагогических знаний, ее место в психолого-педагогическом цикле дисциплин
1. Методика профессионального обучения – отрасль педагогической науки
Предметом курса является изучение методических закономерностей процесса профессионального обучения.
Согласно государственному образовательному стандарту по специальности 050501 – «Профессиональное обучение» педагог профессионального обучения обеспечивает приобретение профессии по программам начального профессионального образования учащимися образовательных учреждений.
Педагог профессионального обучения организует и проводит теоретическое обуче-ние по общепрофессиональным и специальным учебным предметам, а также производ-ственное обучение, основанное на сочетании практического обучения с производительным трудом при использовании передовых технологий, внедрении автоматизированных средств обучения и различных типов тренажерных комплексов.
Методика профессионального обучения – отрасль педагогической науки, тесно взаимосвязанная с другими дисциплинами. Она объединяет:
Из данной схемы следует, что методика объединяет знания, умения, навыки психо-лого-педагогических дисциплин и спецдициплин, связанных с конкретной профессией, ис-пользует общие психолого-педагогические положения с учетом целей и содержания кон-кретной профессиональной деятельности.
Методические умения – это способность выполнять деятельность, связанную с методикой проектирования, организации и контроля учебного процесса.
Существует несколько классификаций методических умений:
В зависимости от содержания методических задач:
— для реализации общеметодических задач
— для реализации задач частной методики
В зависимости от этапов методической деятельности
Методические умения планирования и организации учебной деятельности Методические умения осуществления учебной дея-тельности Методические умения проверки и контроля учебной деятельности
Первая группа методических умений связана с общими основами профессиональной дея-тельности педагога:
— Умение проводить анализ учебно-программной документации по подготовке специали-стов;
— Умение подбирать учебную литературу;
— Умение проводить методический анализ учебных занятий;
— Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала;
— Умение проектировать уроки теоретического и практического обучения;
— Умение разрабатывать различные формы организации учебной деятельности и т.п.
* Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения содержания учебного материала:
— Умение планировать систему уроков теоретического и практического обучения;
— Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания;
— Умение планировать учебно-производственные работы по профессии;
— Умение ставить цели и задачи урока на основе методического анализа учебного мате-риала;
— Умение применять методы теоретического и практического обучения;
* Третья группа методических умений связана с творческим применением ранее сформированных умений:
— Умение применять методические рекомендации и технологии и методики обучения на практике;
— Умение создавать вариативную методику обучения с учетом целей и реальных условий обучения;
— Умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях.
Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях:
Первый уровень сформированности методических умений характеризуется осознанием цели и способа методической деятельности и выполнение ее по образцу, предложенному в методиче-ских рекомендациях.
Второй уровень применение имеющегося опыта методической деятельности в новых ситуа-циях, связанных с решением конкретных методических задач.
Третий уровень — это творческий перенос отдельных методических умений на новые пред-метные области.
В соответствии с квалификационной характеристикой специальности 050501 «Профессиональ-ное обучение» педагог профессионального обучения должен быть готов к выполнению сле-дующих видов профессионально-педагогической деятельности:
В связи с вышеперечисленными видами работ выделяются следующие функции педагога профессионального образования:
1. Гностическая функция – постоянно исследовать и изучать педагогический процесс.
2. Проектировочная функция – планировать и моделировать результаты своей деятельно-сти по организации учебного процесса.
3. Конструктивная функция – связана с разработкой педагогических технологий по реше-нию учебно-воспитательных задач.
4. Коммуникативная функция – установление связей и межличностных отношений педа-гога с учащимися и их родителями, способствующих достижению целей.
5. Организаторская функция – организация учебно-воспитательного процесса професси-онального обучения.
6. Контрольно-диагностическая функция – проверка, оценка и диагностика учебно-воспитательного процесса.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Основная цель профессионального обучения связана с профессиональным становлени-ем и развитием личности, сопровождающихся овладением знаний, умений и навыков по кон-кретной профессии и специальности (т.е. это подготовка человека к профессиональной дея-тельности).
** Формирование у учащихся знаний, умений и навыков, характерных для изучаемой профес-сии.
** Воспитание профессиональной культуры (включает в себя воспитание профессиональной этики, эстетики, культуры труда, трудовой дисциплины).
** Формирование и развитие профессионально значимых качеств личности.
** Воспитание творческого отношения к труду (т.е. способность совершенствовать, изобре-тать, вносить рационализаторские предложения).
** Ознакомление с новейшими достижениями науки и техники в области выбранного профес-сионального направления.
Профессия – род трудовой деятельности человека, владеющего системой специальных знаний, умений, навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта. Профессия, как правило, объединяет ряд родственных специальностей.
Специальность – вид трудовой деятельности в рамках определенной профессии, выделивший-ся в результате разделения труда (например, профессия – учитель, специальность — учитель хи-мии, физики и т.д.).
Специализация – совокупность трудовых функций в рамках данной профессии или специаль-ности.
Специальность – педагог профессионального образования
Специализация – 1) эксплуатация и ремонт автомобиля и 2)обеспечение безопасности дорожно-го движения.
Квалификация – степень, уровень овладения профессией. Она может характеризоваться раз-рядом, классом, категорией.
Квалификационные характеристики разрабатываются на основе ЕТКС по соответствующим профессиям. В них указывается:
Наименование профессии (специальности).
Социально-экономическое и народохозяйственное значение профессии (т.е. ее характеристика, основные тенденции развития).
Производственно-технические условия труда (предметы и объекты труда, средства труда, тех-нологии, условия).
Содержание труда (трудовые функции, организация труда).
Требования к знаниям и умениям, необходимым для квалифицированного выполнения работ по данному тарифно-квалификационному разряду.
Уровень квалификации (разряд, класс, категория).
Психофизиологические особенности профессии.
Профессиограмма — научное описание характеристики профессии. В профессиограмме указы-ваются:
права и обязанности работника;
необходимый объем знаний, умений, навыков;
профессионально значимые качества;
противопоказания по состоянию здоровья;
психограмма – это психологический портрет профессии.
1. Паспорт профессии:
Тип профессии и ее отраслевая принадлежность;
Уровень образования и категории квалификации;
Смежные специальности и профессии;
2. Подготовка кадров:
Форма и уровни профессионального образования и подготовки кадров;
Уровень получаемой квалификации;
Перспективы профессионального роста и карьеры.
3. Характеристика ведущей деятельности:
Конкретные виды деятельности;
Типовые профессиональные задачи;
Профессионально важные качества;
Профессионально значимые психофизиологические свойства личности.
5. Санитарно – гигиенические условия труда:
УРОВНИ, СТАДИИ И ПЕРИОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (статьи 21-24) выделяются следующие виды профессионального образования:
* Профессиональная подготовка, которая имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной профессиональной рабо-ты. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учре-ждениях начального профессионального образования, межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных цехах на предприятии, имеющих соответству-ющие лицензии.
* Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) на базе основного или среднего общего обра-зования. Данное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических училищах).
* Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего, среднего общего и начального профессионального образования. Организуется в образовательных учреждениях среднего профессионального обра-зования (колледжи, техникумы).
* Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов на базе среднего общего, начального и среднего специального образования. Мо-жет быть получено в учреждениях высшего профессионального образования (институты, уни-верситеты, академии). Лица имеющие среднее специальное профессиональное образование со-ответствующего профиля могут получать высшее профессиональное образование по сокращен-ным программам.
Таким образом, система профессионального образования предусматривает следующие уровни:
Начальное профессиональное образование (ПУ — профессиональные училища, ПТУ — професси-онально-технические училища, ПЛ — профессиональные лицеи).
Среднее профессиональное образование (колледжи, техникумы).
Высшее профессиональное образование (институты, университеты, академии).
Послевузовское профессиональное образование (магистратуры, аспирантуры, докторантуры).
Дополнительное профессиональное образование (институты повышения квалификации).
Методика профессионального обучения как научная область педагогических знаний
Методика профессионального обучения (методика преподавания учебной дисциплины) − важнейшая часть подготовки педагогов высшей школы.
Для понимания словосочетания «методика профессионального обучения» рассмотрим семантику, входящих в него слов.
Дефиниция «методика» в литературе трактуется как наука о методах преподавания; совокупность методов обучения чему-нибудь [1]; раздел педагогики, рассматривающий методы преподавания учебных предметов, воспитания кого-либо [2]; область педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному предмету [3]; конкретное воплощение метода [4]; описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах [5]; учение о способах и педагогических целях изложения данной науки и др. Мы будем здесь придерживаться определения «методика», приведенного в работе [2]. На наш взгляд, оно наиболее полно отражает семантику этого понятия.
Профессиональный − относящийся к профессионализму; такой, который полностью отвечает требованиям данного производства, данной области деятельности [1;2].
Определение термина «обучение» приведено во введении. Основу обучения составляют знания, умения и навыки в определенной области знаний и профессиональной деятельности специалиста [22].
С учетом сказанного выше дадим определение. Методика профессионального обучения − педагогический инструментарий, предназначенный для управления процессом усвоения системных профессиональных знаний в данной области деятельности на основе совместного эмоционально-интеллектуального взаимодействия педагога и обучающихся с учетом их возрастных особенностей, умственных возможностей, а также технического, психолого педагогического и эргономического обеспечения.
В педагогической практике используется понятие «методика преподавания учебной дисциплины». Оно в литературе трактуется как отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету [6]; отрасль педагогической науки, представляющая собой частную теорию обучения или частную дидактику [7]; частная дидактика, теория обучения определенному учебному предмету [8; 9]; совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и организационных формах педагогического процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных педагогических задач [5] и др. В своей работе мы будем придерживаться определения «методика преподавания учебного предмета», приведенного в работе [5].
На наш взгляд, термин «методика профессионального обучения» шире термина «методика преподавания учебных дисциплин». Однако в своей работе с некоторыми ограничениями будем считать их эквивалентными и в дальнейшем в тексте пособия употреблять термин «методика преподавания учебных дисциплин».
Для того чтобы представить теоретическую систему знаний по методике профессионального обучения, необходимо определить объект, предмет, задачи, содержание, построение терминологического аппарата, методы изучения практики работы педагогов.
Объектом исследования методики профессионального обучения является образовательный процесс в профессиональном учебном заведении, предметом – закономерности образовательной деятельности педагога по управлению процессом овладения знаниями, умениями и навыками обучающимися в той или иной области профессиональной деятельности.
Задачи методики профессионального обучения заключаются в том, чтобы на основе: изучения явлений обучения данной учебной дисциплины раскрывать между ними закономерности и связи; познанных закономерностей устанавливать нормативные требования к обучающей деятельности педагога (преподавание) и учебно-познавательной деятельности обучающихся (учение).
В содержание методики профессионального обучения входит: изучение истории методики преподавания учебных дисциплин, входящих в содержание основной образовательной программы по данному направлению; установление познавательного, воспитательного и развивающего значения и задач учебных дисциплин, их места в системе профессионального образования; определение содержания учебных дисциплин, научное обоснование программ, учебников, хрестоматий, справочников, энциклопедий и др.; выработка методов, средств и организационных форм профессионального обучения, соответствующих его целям и содержанию; конструирование учебного оборудования по дисциплинам различного цикла; разработка требований к подготовке педагогов по конкретной учебной дисциплине.
Владение методическими знаниями обеспечивает результативную профессиональную деятельность педагога. Они тесно связаны с приемами и методами этой деятельности, а также с индивидуально-типологическими особенностями педагога, уровнем его компетентности, жизненным и педагогическим опытом и интуицией. Характеризуя эти основы, можно констатировать, что выбор методики должен вытекать из самой сущности учебной дисциплины. Кроме того, он должен базироваться на изучения истории развития соответствующей отрасли знаний, определяться миссией учебного заведения, основываться на современных достижениях в области философии образования педагогики, психологии, социологии и других наук, на всестороннем знании интеллектуальных возможностей обучающихся, их возрастных особенностей и на том, как эти особенности проявляются в данных конкретных условиях. Выбранная методика должна обеспечивать качественные образовательные услуги и учитывать потребности общества и рынка труда.
Эти основы и высокий уровень педагогической компетентности служат базой для разработки научно обоснованных методических рекомендаций для педагогов данной учебной дисциплины.
В настоящее время педагоги многих образовательных учреждений активно разрабатывают методические основы преподавания своих дисциплин.
В результате возникают новые отрасли педагогических знаний – методики различных учебных дисциплин.
В структуру многих учебных дисциплин входят основы различных отраслей соответствующей науки. Например, в состав курса математика входят арифметика, алгебра, геометрия и др.; в курс биология – ботаника, зоология, анатомия, физиология и гигиена человека, общая биология; в курс экономика – экономическая теория, история экономических учений, экономический анализ, экономика предприятий и др. Поэтому в педагогической науке различают общую и частную методики преподавания учебной дисциплины.
Изучая разные виды организационных форм взаимодействия преподавания и учения, методика профессионального обучения разрабатывает и предлагает педагогу определенные системы обучающих воздействий. Они находят свое конкретное выражение в содержании образования, воплощенном в дидактическом обеспечении по каждой учебной дисциплине, реализуются в разных видах технологий обучения. В методике профессионального обучения конкретной учебной дисциплине доминируют вопросы: как обучать? С помощью, каких средств обучения происходит трансформация содержания обучения в знания, умения и навыки обучающихся? Как контролировать успехи познавательной деятельности обучающихся?
Методика профессионального обучения отражает воспитательную, образовательную и развивающую функции образования, на основе изучения объективных закономерных связей между содержанием обучения, преподавания и учения, разрабатывает нормативные требования к их содержанию.
Взаимосвязь компонентов процесса обучения показана на рис. 4.
Большое значение для построения методики профессионального обучения как науки имеет ее тесная связь с дидактикой (греч.didaktikos поучающий, относящийся к обучению) и с той наукой, основы которой составляют содержание данного предмета обучения. Кроме того, дидактика, являясь общей теорией воспитания, образования и обучения, представляет собой главную теоретическую базу методики и своей методологией и общетеоретическими положениями.
Основываясь на принципах воспитания, методика профессионального обучения раскрывает цели обучения конкретной учебной дисциплине, ее значение для развития обучающегося, вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие педагогического процесса на личность обучающегося.
Условия Объективные Субъективные Цели Содержание Преподавание обучения Учение Методы, средства и формы Специалист Прогноз Рис. 4. Компоненты профессионального обучения Для разработки полезной (целесообразной и эффективной) системы педагогического воздействия методика преподавания профессионального обучения опирается на данные педагогической психологии, физиологии, высшей нервной деятельности, логики, кибернетики (особенно при разработке элементов программированного обучения и др.), эргономики и др. При обосновании системы курсов используются знания по логике, истории науки и науковедению и др. Связь методики профессионального обучения с наукой, основы которой преподаются в вузе, проявляются в отборе, структуризации и предъявлении содержательной учебной информации по дисциплинам, входящим в содержание основной образовательной программы, определении специфики содержания данной методики обучения конкретной дисциплине, придании ей специфических черт.
Теория и методика профессионального образования
Основная образовательная программа (ООП)
по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44.06.01 Образование и педагогические науки
направленность:
Теория и методика профессионального образования
Присваиваемая квалификация:
«Исследователь. Преподаватель-исследователь»
I. Общие положения
1.1 ООП сформирована в соответствии с:
• Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44.06.01 Образование и педагогические науки (утвержден Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 902),
• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре» (утвержден Приказом № 1259 от 19.11.2013г.).
1.2. Объем ООП составляет 180 зачетных единиц.
Сроки обучения:
по очной форме 3 года,
по заочной форме до 4 лет.
1.3 Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает исследование педагогических процессов, образовательных систем и их закономерностей, разработка и использование педагогических технологий для решения задач образования, науки, культуры и социальной сферы.
1.4 Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, являются образовательные и социокультурные системы, процессы обучения, воспитания, развития, социализации, педагогическая экспертиза и мониторинг.
1.5 Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:
• научно-исследовательская деятельность в области образования и социальной сферы;
• преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.
1.6 Трудовые функции выпускников:
• вести сложные научные исследования в рамках реализуемых проектов
• разработка научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
1.7 Результаты освоения ООП:
В результате освоения ООП выпускник должен обладать:
Универсальными компетенциями:
• способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1),
• способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2),
• готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3),
• готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языке (УК-4),
• способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5);
• способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6).
Общепрофессиональными компетенциями:
• владением методологией и методами педагогического исследования (ОПК-1);
• владением культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий (ОПК-2);
• способностью интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований (ОПК-3);
• готовностью организовать работу исследовательского коллектива в области педагогических наук (ОПК-4);
• способностью моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя (ОПК-5);
• способностью обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося (ОПК-6);
• способностью проводить анализ образовательной деятельности организаций посредством экспертной оценки и проектировать программы их развития (ОПК-7);
• готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-8).
Профессиональными компетенциями:
• готовность к проведению научных исследований по специальности номенклатуры специальностей научных работников 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования (ПК-1).
1.8 Организационно-педагогические условия реализации ООП
• Реализация ООП обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками МПГУ, а также лицами, привлекаемыми к реализации ООП на условиях гражданско-правового договора.
• Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих ООП, должна составлять не менее 60 процентов.
• Научный руководитель, назначенный обучающемуся, должен иметь ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации), осуществлять самостоятельную научно-исследовательскую деятельность (участвовать в осуществлении такой деятельности) по направленности подготовки, иметь публикации по результатам указанной научно-исследовательской деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществлять апробацию результатов указанной научно-исследовательской деятельности на национальных и международных конференциях.
• Помещения для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы предоставляются учебными и научными подразделениями МПГУ и библиотекой МПГУ. Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети “Интернет” и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
• Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда обеспечивает доступ обучающихся к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей).
Теория и методика профессионального образования: теоретические основы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Полунин Вадим Юрьевич
В статье рассматриваются методологические требования и теоретические основы теории и методики профессионального образования . Раскрываются особенности теории и методики профессионального образования как педагогической категории, как научной дисциплины, как самостоятельного феномена педагогической науки. Особенность теории и методики профессионального образования связана с интеграцией основ экономических, технических, технологических и других наук. Авторы утверждают, что теория и методика профессионального образования основываются на логике не только педагогического, но и производственного процесса .
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Полунин Вадим Юрьевич
THE THEORY AND METHODS OF PROFESSIONAL EDUCATION: THEORETICAL BASIS
This article explores the concept of the theory and methodology of professional education . The methodological requirements and theoretical foundations of the theory and methodology of professional education are revealed. The peculiarities of the theory and methodology of professional education is related to the integration of the different bases of economic, technical, technological and other sciences, and not only based on the logic of the pedagogical process, but also on the logic of the production process.
Текст научной работы на тему «Теория и методика профессионального образования: теоретические основы»
Педагогика высшей школы
С.М. Маркова, В.Ю. Полунин
Теория и методика профессионального образования: теоретические основы
В статье рассматриваются методологические требования и теоретические основы теории и методики профессионального образования. Раскрываются особенности теории и методики профессионального образования как педагогической категории, как научной дисциплины, как самостоятельного феномена педагогической науки. Особенность теории и методики профессионального образования связана с интеграцией основ экономических, технических, технологических и других наук. Авторы утверждают, что теория и методика профессионального образования основываются на логике не только педагогического, но и производственного процесса.
Ключевые слова: педагогический процесс, производственный процесс, теория и методика профессионального образования.
Педагогическая значимость вопросов разработки целостной научной концепции теории и методики профессионального образования вытекает из целей развития профессионального образования, теории новых педагогических технологий обучения. Создание теории и методики профессионального образования осуществлялось одновременно с формированием общих основ обучения, с развитием педагогики общеобразовательной и профессиональной школы.
Анализ существующих методик по общетехническим, специальным предметам, производственному обучению позволил выявить требования к разработке теории и методики профессионального образования:
— необходимость реализации методологического подхода к учебному предмету, структуре и содержанию теории и методики профессионального образования;
— рассмотрение профессиональной деятельности рабочего или специалиста как системообразующий фактор при разработке теории и методики профессионального образования;
— необходимость обеспечения взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки;
— обеспечение единого понятийного аппарата в создании профессиональной подготовки;
— необходимость взаимосвязи теории и практики, репродуктивной и продуктивной деятельности учащегося;
— опора на научный опыт новаторов и передовиков педагогического труда при разработке теории и методики профессионального образования;
— соответствие теории и методики профессионального образования логике учебного познания и учебно-производственного процесса;
— построение теории и методики профессионального образования на основе принципов педагогического моделирования и проектирования учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности учащегося.
Для того чтобы вывести данную отрасль педагогической науки на новый качественный уровень, считаем необходимым рассмотреть статус теории и методики профессионального образования как отрасли науки на уровне педагогической категории. под категорией понимаются наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания [5].
Опираясь на понятие «теория и методика профессионального образования как педагогическая категория», рассмотрим этот феномен в иерархической структуре на основе методологических функций, отражающих существенные, всеобщие свойства и отношения в реальном профессиональном обучении.
Методологические требования к методикам обучения как интегративной характеристике, соответствующей профессиональной подготовке рабочих и специалистов, выдвигают на первый план проблему комплексных методик обучения по интегративным группам профессий.
Создать комплексную методику обучения можно только при условии выявления целостных характеристик на основе представления методики как сложной, многоаспектной категории, на функционирование которой влияют многие факторы: социальные, экономические, логико-познавательные, лингвистико-семантические, педагогические, психологические, научно-технические и др. На уровне общенаучной интеграции это возможно на основе синтеза знаний о методической системе теоретического и производственного обучения в профессиональной школе. причем новое знание должно быть выведено из знания целостных систем [1].
при переходе на теоретический уровень решения проблемы общенаучная интеграция должна быть выражена в формировании закономерностей интеграционных процессов в обучении. В этой связи необходимо учитывать следующие закономерности.
1. Интеграция содержания образования основывается на синтезе знаний, умений; на единстве общего и профессионального образования; на
Педагогика и психология
Педагогика высшей школы
диалектическом единстве общества, науки, техники, производства, взаимодействии и взаимообусловленности их развития; на усилении связи теории и практики, единстве и различии теоретического и производственного обучения.
2. Изменение соотношения теоретического и производственного обучения должно носить не количественный (по объему учебного времени), а качественный характер.
3. Установление соответствия между содержанием теории и методики профессионального образования и дидактическим оснащением учебного процесса.
4. Необходимость качественной подготовки требует повышения степени изменчивости педагогической деятельности, усиление ее гибкости.
5. Повышение научного уровня содержания теории и методики профессионального образования вызывает повышение профессиональной направленности теоретического обучения и научного обоснования производственного обучения.
6. При освоении теории и методики профессионального образования необходимо ориентироваться на единство репродуктивной и творческой деятельности и развитие производственного обучения.
Как уже отмечалось, теория и методика профессионального образования имеет широкие связи с педагогическими науками. Они основаны на педагогических законах, закономерностях и принципах, взаимодействии процессов обучения, воспитания и развития, взаимосвязи общего, политехнического и профессионального образования. Благодаря методикам профессионального обучения реализуется педагогическая теория в учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности, степень эффективности которой обеспечивает обратную связь от практики к теории. Тесное взаимодействие методика имеет с психологией. Теория и методика профессионального образования обучения опирается на психологию, когда определяются методы формирования и систематизация знаний, умений и навыков, выявляются пути активизации познавательной и трудовой деятельности учащихся, организации их самостоятельной работы и развития творческих способностей, когда разрабатываются методы формирования и проверки знаний, умений и навыков.
В решении многих вопросов методика обучения связана с физиологией, особенно с проблемами изучения режимов труда и отдыха, определения соотношений теоретических и практических занятий, повышения эффективности формирования основ профессионального мастерства, развития культуры умственной деятельности в процессе производительного труда и др.
Теория и методика профессионального образования имеет ряд отличительных особенностей от методики преподавания основ наук. К первой особенности относится тот факт, что теория и методика профессионального образования построена на основе интеграции нескольких, зачастую даже разных основ экономических, технических, технологических, сельскохозяйственных и других наук. В связи с этим теория и методика профессионального образования имеет как прямые, так и опосредованные через педагогику связи с перечисленными науками. Другая особенность состоит в том, что теория и методика профессионального образования выходит за рамки одного предмета и обусловлена целями подготовки учащихся к работе. Третья особенность заключается в том, что теория и методика профессионального образования основывается на закономерностях и принципах, логике не только педагогического, но и производственного процесса. Следующая особенность состоит в том, что рассматриваемые методики имеют достаточно широкие функции в обучении, т.к. охватывают два процесса — теоретическое и производственное обучение [3].
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Теория и методика профессионального образования как педагогическая категория раскрывает сущность функционирования теоретического базиса педагогического знания и механизма осуществления процессов обучения, воспитания, развития в профшколе на основе взаимосвязи законов педагогики и законов производства.
2. Как самостоятельный феномен теория и методика профессионального образования опирается на философские, исторические, педагогические, психологические и физиологические, логические категории, развивающиеся в процессе познания и практики, и формирует методические (научные) понятия, отражающие существенные свойства объекта (профессионально-технического образования).
3. Как научная дисциплина теория и методика профессионального образования имеет широкие параметры распространения, позволяющие ей расширять свои границы и обеспечивать перенос как всеобщих свойств и функций на педагогические и дидактические категории, так и частных, но необходимых — направленных на учебно-воспитательный процесс. Таким образом, она выступает источником потребления теории и практики педагогики и дидактики.
4. Двойственные функции теории и методики профессионального образования обусловлены объективной природой объекта профессиональной педагогики, охватывающей области социализации, профессионализации и персонализации личности, отдельные системы профессиональной под-
Педагогика и психология
Педагогика высшей школы
готовки, познавательные процессы в теоретическом и производственном обучении, профессиональном воспитании и развитии личности.
5. Теория и методика профессионального образования охватывает более широкие области взаимодействия (в отличии от частных методик обучения в общеобразовательной школе), с одной стороны, с социальными, естественными и техническими науками, регламентирующими цели и процесс подготовки рабочих, а с другой — с дисциплинами психологопедагогического цикла.
6. Значительное влияние на совершенствование теории и методики профессионального образования оказывают тенденции развития науки, техники и производства, социальные и экономические условия функционирования общества, что существенно меняет их природу, концентрирует содержание, универсализирует формы, методы и средства обучения, генерализирует сущность собственно методического знания.
1. Беляева А.П. Интегративно-модульные педагогические системы профессионального образования. СПб., 1997.
2. Маркова С.М. Педагогические теории, закономерности и принципы профессионального образования. Н. Новгород, 2013.
3. Методологические основы проектирования интенсивных технологий производственного обучения. СПб., 1992.
4. Полунин В.Ю. Теория и методика профессионального образования. Н. Новгород, 2013.
5. Философский словарь / Под. ред. И.Т. Фролова. М., 1991.