Strong-stuff.ru

Образование Онлайн
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Осмысленное чтение новая технология обучения

Упражнения для формирования осмысленного чтения

В данной статье я рассказываю о работе над осмысленным чтением, используя различные методы и приемы для вызывания читательского интереса у детей коррекционной школы.

В.А. Сухомлинский отмечал: «Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира».

Особая роль в становлении и развитии речи принадлежит чтению. К сожалению, в современной семье «культа» книги уже нет, её заменяет технический прогресс, но чтение, принятое в семье все-таки играет особую роль и воспитывает у детей потребность читать самостоятельно и говорить о прочитанном. Особенно это важно для тех, кто обучается в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:

  1. Техника чтения.
  2. Понимание прочитанного текста.

Работая в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья, я наблюдаю различные нарушения в формировании навыка чтения, а именно в понимании прочитанного материала, выражаются они различно. Одни дети улавливают содержание неточно, другие называют лишь отдельные слова.

В чём причина этих нарушений?

А причин существует много — это расстройства технической стороны процесса чтения, нарушения звукопроизношения и звуко-слоговой структуры слова; бедность словарного запаса; нарушения лексико-грамматического развития речи; нарушения пространственных представлений. Но и конечно недостаточность таких психических функций, как внимание и память. Так же к перечисленным причинам добавляется и отрицательное отношение ребёнка к процессу чтения, вызванное неудачным опытом.

На занятиях по коррекции письменной речи я уделяю особое внимание работе над пониманием прочитанного, используя обобщённые методы и приёмы коррекции, описанные Р.Н.Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, И.Т. Федоренко, С.Ф. Иваненко, Е.М. Плюсниной, Е.В. Заика. В эту работу я включаю развитие оперативной памяти, развитие внимания к значению слова, развитие воображения во время чтения, работу над пониманием прочитанных слов и предложений и работу над осмысленным чтением. Использую дифференцированный подход — нужный навык отрабатывается столько, сколько требуется конкретному ребёнку. Работа направлена на формирование интереса к процессу чтения, преодоления негативного отношения. Читающим ученикам предлагаются занимательные, необычные упражнения в игровой и творческой форме.

Так как дислексия обусловлена несформированностью такой психической функции как память, считаю целесообразным использование на занятиях методики И.Т.Федоренко. Этот метод формирует устойчивое внимание, пополняет словарный запас учащихся, увеличивает объём слуховых и зрительных восприятий.

Развитие оперативной памяти по методике И.Т.Федоренко.

И.Т.Федоренко выявил, что скорость чтения существенно влияет на количество запоминания материала: чем она выше, тем легче восприятие прочитанного. Он установил, что скорость зависит от объёма слуховых и зрительных восприятий.

Данный метод содержит подобранные зрительные диктанты. Всего 18 наборов, в каждом по 6 предложений, каждое предложение на одну букву больше предыдущего. Ученик читает по очереди каждое предложение. Тексты зрительных диктантов записываются в тетрадях.

ВЕБИНАР:
Начальная грамотность.
Авторская технология обучения детей чтению и письму

«Вдумчивое чтение сложной литературы — условие
понимания сложных смыслов современной реальности»
(Из Основ государственной культурной политики,2017)

Современные программы начального обучения имеют ряд существенных недостатков, устранить которые призвана данная программа. Программа способствует развитию педагогического мастерства учителя за счет овладения эффективными методами обучения чтению и письму.
Основное отличие новой технологии обучения начальной грамотности – соблюдение тесных междисциплинарных связей, интеграция чтения и письма в новую дисциплину — начальная грамотность. Предлагаемый способ обучения начальной грамотности даёт возможность грамотно планировать интегрированные уроки чтения и письма, в которых решение учебных задач облегчает детям усвоение письменной речи, делает русский язык любимым предметом, позволяющим свободно письменно излагать свои мысли с минимальным количеством ошибок.
Современная ситуация в обучении чтению характеризуется еще одной особенностью: растет количество детей с задержками речевого развития, но это не должно становиться тормозом для обучения и развития всех детей. Школе требуются такие методы обучения, которые помогали бы преодолевать общее недоразвитие речи и в то же время могли продвигать в развитии тех детей, которые не имеют речевых отклонений.
Предлагаемая технология дает возможность работать с детьми, имеющими разный уровень речевого развития и готовности к чтению.
Навык чтения состоит их двух независимых операций: озвучивания и понимания текста. В настоящее время доминируют логопедические методики обучения чтению, делающие акцент на «формальных» приемах звукослияния и звукосочетания. Это приводит к тому, что количество детей, которые могут довольно бегло читать, плохо понимая прочитанное, постоянно растет. Данная технология восполняет дефицит методик, развивающих навык осмысления прочитанного, страдающий у многих современных детей, в том числе и у выполняющих нормативы по скорости чтения.

ВНИМАНИЕ! Для более эффективного освоения учебного материала участникам желательно познакомиться со статьями автора «Грамотность вчера и сегодня», «Опережающее развитие вредно!», «Больше ответственности при выборе методик обучения».

Вебинар адресован школьным психологам, учителям начальной школы, завучам, логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, родителям, а также всем, кого интересуют вопросы осмысленного чтения и грамотного письма.

  • осознать необходимость интеграции чтения и письма в процессе обучения;
  • избежать серьёзных ошибок при обучении дошкольников и младших школьников;
  • применить рекомендации и приемы обучения, которые будут предложены, сразу после вебинара;
  • обсчитать скоростные и качественные характеристики чтения и письма, проверив их на себе;
  • изучить способы и упражнения развития орфографического чутья языка;
  • Этап 1-й. Слоговое чтение и предписьмо:
    • методологические и теоретические основания технологии;
    • технология первоначального чтения «Звукобуквоград»;
    • проблемы темпа письма;
    • структура учебного пособия «Пишу сам».
  • Этап 2-й. Словесное чтение и письмо слов:
    • технология словесного чтения;
    • беглость, качество и осмысленность чтения слов и словосочетаний;
    • методы и приемы обучения письму и письменной речи:
    • технология обучения каллиграфии;
    • способы и упражнения развития орфографического чутья языка.
  • Этап 3-й. Фразовое чтение и письмо предложений:
    • технология фразового чтение;
    • чтение смысловыми блоками;
    • этапы формирования письменной речи;
    • качественные, количественные, интегральные характеристики письма;
    • возрастные нормативы скорости письма.
  • Этап 4-й. Текстовое чтение и письмо сочинений:
    • практический показ технологии развивающего чтения;
    • отбор текстов, варианты работы с текстами;
    • методы и приемы обучения осмысленному чтению;
    • структурный анализ текста, осмысление содержания, как понимать автора текста;
    • стратегии чтения, типы чтения, типология читателей;
    • структура учебных пособий по технологии осмысленного чтения;
    • варианты организации самостоятельной деятельности учащихся;
    • технология мини-сочинений, выбор вариантов работы при составлении мини-сочинений;
    • составление коллективного плана сочинения как способ развития творчества.

Комплекс технологий развития осмысленного чтения на материале современной литературы
статья по литературе на тему

Статья о применении нескольких технологий в комплексе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Комплекс технологий развития осмысленного чтения на материале современной литературы.

Читать – это еще ничего не значит,

что читать и как понимать прочитанное –

вот в чем главное.

Давайте на минуту забудем о том, что мы учителя, представим себя учениками и ответим на вопрос? Какими бывают уроки?

А теперь вернемся в нашу критическую реальность, мы снова учителя. Какими бывают уроки ?

О каком уроке вы мечтаете? (урок, который предполагает творческую атмосферу, переживание ситуации успеха, результативность, эффективность и т.д.)

В жизни мы сталкиваемся с тем, что мы готовим урок, переработав массу информации, подготовив материал для работы с текстом, а ученик не хочет работать на уроке, потому что текст этот не прочитал. Как правило, учителя в свое оправдание говорят: «Они совсем ничего не читают». Ребенок отвергает все чуждое ему, неинтересное.

Читать еще:  Обучение тендерам с нуля москва

Актуальность. Кем бы ни был современный человек, какую бы профессию он не избрал, он всегда должен быть читателем. Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями.

Ежедневно читают 8%

35 % покупателей книг не имеют домашней библиотеки.

О чем это говорит? Первое, что приходит в голову- снизился уровень интереса к чтению. Но хочу с этим не согласиться.

Вывод : меняется тип культурной коммуникации, нет расчёта на длительное время, нет нужды покупать и хранить книги, вокруг огромное множество источников информации, и далеко не всегда это книги. И не любой текст можно считать материалом для чтения. И получается, что нужно не просто приохотить к чтению, нужно научить детей осмысливать текст.

Мы можем до бесконечности причитать, что дети не приучены к чтению с раннего возраста родителями, не хотят читать. Но мы имеем то, что имеем, приходят в 5 класс дети, которые будут учиться и сдавать экзамен.Тот же устный экзамен в 9 классе. Во главу угла этого испытания ставится чтение, осмысление и переработка текста. Нужна система целенаправленного формирования читательской деятельности школьников, потому что именно школа определяет вектор осмысленного чтения.

Моя работа в этом направлении началась с вопроса детей на одном из уроков литературы: а сегодня существуют писатели живые? Тогда стало понятно, что ребят нужно знакомить с современным литературным процессом, необходимо, чтобы они знали, что их современники создают произведения, и книги эти ни в чем не уступают классическим образцам изучаемой литературы. Но в школьной программе новейшая современная литература практически не представлена, но зато у нас есть уроки внеклассного чтения. Вот на таком уроке и состоялось первое знакомство моих ребят с современными авторами . Никогда невозможно предугадать, через какое произведения ребенок придет в серьезную, хорошую литературу. Но одним из ключиков в моей практике стали произведения на материале современной действительности, которая хорошо знакома, близка и понятна детям. Работая с современной литературой, учитель, в частности, может помочь школьникам через нее прийти к тем книгам, из которых современная литература вышла.

На пути к этой цели я выделила для себя несколько технологий, которые можно объединить в некий условный комплекс, помогающий в развитии осмысленного чтения.

Начали мы работу с чтения современной литературы, с помощью технологии продуктивного чтения вызываем интерес к чтению, потом учимся с помощью технологии критического мышления работать с текстом и приходим к творческой работе с текстом.

Смысл ее состоит в том, что учитель должен стараться “включать” творческое воображение обучающихся.

До чтения: ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем текст по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.

Метод антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Во время чтения : читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.

После чтения : беседуем и уточняем позицию автора.

Я вызвала интерес и желание прочитать книгу. На этом этапе нами создавались буктрейлеры. По определенным правилам создается 3х минутный ролик- реклама книги. Почему именно этот вид работы? Современные дети во многом визуалы. Они приучены телевидением к видеоанонсам и рекламам, что собственно и представляет собой буктрейллер, привычную детям форму подачи информации. Он учит концентрировать мысль, выделить главное в произведении и побудить к чтению, сохраняя интригу.

3. Технология критического мышления

Практически на любом уроке можно обращаться к этой технологии и работать с учениками любого возраста. В качестве примера расскажу об уроке- литературном переводе. Можно ли СТАТЬ поэтом? На этом уроке пробовали выполнить поэтический перевод стихотворения и выясняли, можно ли переводчика считать поэтом. Переводили текст стихотворения на русский язык, рифмовали сами и сравнивали с текстом профессионального переводчика. На уроках русского языка мы выполняем виды разбора на материале произведений современной литературы. Это позволяет оценить текст художественного произведения с точки зрения языкового богатства. Таким образом, мы получаем читательский опыт через языковой.Учимся отличать хорошую книгу от посредственной.

Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

4. Технология развития творческого мышления.

Марк Меерович и Л. Шрагина

Если человек в обычной жизни решает задачи на творческое мышление, его ничто не застигнет врасплох. Он из любой, даже самой трудной ситуации, найдет правильный выход, который к тому же принесет пользу.

Мы для детей неизвестное превращаем в известное, а синектика основана на том, что нужно сделать известные вещи неизвестными.

Остановите свой взгляд на любом предмете в комнате. Например, на столе. Назовите 5 прилагательных, которые соответствуют этому предмету (большой, деревянный, удобный, серый, гладкий). Теперь назовите 5 прилагательных, которые совершенно не подходят к данному предмету (сладкий, голубой, грустный, живой, игрушечный).

Ведь творческое мышление пригодится в любой профессии . Человек, который мылит нестандартно, в силах предложить яркие идеи для бизнеса, сделать новое открытие в различных областях.

Творческое мышление необходимо человеку. Нужно лишь немного времени и желания, чтобы развить это качество.

На этом этапе работы важно выйти за рамки предмета. Мы с моими учениками принимали участие в творческих конкурсах,несколько человек имеют публикацию своих рассказов. Мы встречались с современными уфимскими писателями, получили приглашение в литературную школу «Корифеи». На этом этапе работы важна метапредметность, выход за рамки предмета. У нас большие творческие планы на будущее: создание блога,где мы могли бы готовить блюда по рецептам, из художественных произведений, создание аудиокниг по современной литературе(подготовка к говорению на устном экзамене) ,создание компьютерной игры по мотивам литературных произведений.

Наблюдения за учащимися на уроках показали, используемые педагогические технологии обучения осмысленному чтению дали свои положительные плоды. Увеличилась доля самостоятельной читательской деятельности учащихся, стали разнообразными их приемы работы с текстом. Безусловно, книги читают не все мои ученики, но те, которые заинтересовались чтением, вселяют надежду: с любыми испытаниями, будь то экзамен или необходимость решения жизненных задач, они справятся.

«Осмысленное чтение. Новая технология обучения» (учебно-методическое пособие )

Актуальность, научная и практическая значимость.

Современная ситуация в обучении чтению и письму предполагает решение следующих противоречий: с одной стороны, растет количество детей с задержками речевого развития; с другой — это явление не должно становиться тормозом для умственного развития всех детей.

Новая технология должна давать возможность одновременно двигаться вперед каждому ученику в своем темпе и в то же время давать возможность качественного усвоения материала тому, кто к этому недостаточно готов. То есть по мере созревания физиологических функций мозга, каждый ученик будет способен включаться в предлагаемый темп обучения, не отставая и без больших перегрузок.

Следовательно, обучение детей с отставанием в речевом развитии и без него требует таких методов обучения, которые помогали бы преодолевать общее недоразвитие речи и в то же время могли продвигать в обучении тех, кто не имеет речевых отклонений.

Читать еще:  Перевод на семейное обучение

Основное содержание работы.

В предлагаемом учебно-методическом пособии описаны четыре этапа обучения, из которых состоит технология обучения осмысленному чтению.

1-й этап, первоначальное чтение, представлен таблицами Звуко-буквограда и карточками-подсказками.

2-й этап, словесное чтение, представлен карточками-столбиками, карточками-горками и карточками коротких заданий.

3-й этап, фразовое чтение, представлен карточками-предложениями.

4-й этап, текстовое чтение, представлен образцами работы с текстами по принципу самообучения.

Первые три этапа являются подготовительными для текстового чтения. Чем лучше будут решены задачи на первых трех этапах, тем легче ребенок будет читать и усваивать текст.

Предлагаемая технология первоначального чтения предполагает следующее:

  1. знакомство со всем алфавитом (визуально) — опора на зрительное восприятие, где все поле букв и их сочетаний служит фоном при выделении тех букв, которые изучаются;
  2. изучение новых букв по этой технологии должно проходить не по одной, а по группам (по 5–7 букв за одно занятие, не требуя усвоения всех на одном уроке). Это дает возможность быстрого изучения букв теми, кто к этому готов, и постепенного (медленного) усвоения учениками, имеющими проблемы в речевом развитии. Повторение букв должно проводиться с использованием разнообразных приемов запоминания, а также включение их в более сложные конструкции (слоги, слова, предложения, стихи, тексты);
  3. предполагается развитие всех видов речи (слушания, говорения, чтения и письма) на каждом занятии, т. е. развитие индивидуального стереотипа речевой деятельности;
  4. использование квалиметрии (метод количественной оценки качества — по Субетто А.И.) на каждом занятии, на каждом этапе чтения и при письме печатных букв для развития мелкой моторики пальцев и глазомера;
  5. широкое использование игровых методов, пения, а также работа по настройке звучания голоса и выразительности речи.

До сих пор традиционная методика обучения предлагала поэтапное, последовательное, линейное изучение материала. В настоящее время необходим переход на интенсивные, глобальные, еще более целостные формы обучения. Следует больше опираться на природный потенциал детей, меньше давать знаний в готовом виде, больше создавать возможности для наблюдения, погружения в изучаемый материал для подведения детей к самостоятельным открытиям. Таблицы, которые предлагаются в новой технологии, позволяют это сделать. Работа по таблицам дает возможность соединить при обучении чтение и письмо. Письмо не только ручкой, но и по таблице, с показом нужных букв и складов. Это дает возможность ученику делать одновременно и анализ (устной речи), и синтез слов (показанных на таблице). При изучении букваря учитель этого делать не может, поскольку дети читают только то, что написано на открытой странице учебника. В таблице же они могут выбрать любой слог при «письме» (показе) сказанного слова. Следовательно, происходит погружение в устную и письменную речь целиком. Идет одновременное движение от общего к частному и от частного к общему. Дети имеют возможность сразу погрузиться в речевой поток, составить предложение и тут же его «писать» по таблице, а значит, расчленять на слова, слоги и буквы (звуки). Читая предложение по таблице, ученик объединяет все в обратной последовательности (от слогов к словам, от слов к предложению). При этом можно сосчитать количество слов в предложении, количество слогов и букв в словах.

Обучение чтению по «Звукобуквограду» является последней заключительной разработкой, которая позволила автору назвать технологию обучения осмысленному чтению законченной.

В это пособие включены ранее разработанные этапы словесного и фразового чтения, а также обновлен четвертый этап обучения — развивающего текстового чтения.

В предлагаемой технологии самообучения осмысленному чтению ученик имеет возможность самостоятельно читать текст, самостоятельно (письменно) отвечать на вопросы, самостоятельно оценивать свои ответы и проводить самоанализ чтения. Практическое использование этой технологии показало возможность развития у детей таких важных умений, как самооценка и самоанализ.

Результаты, выводы.

Применение этой технологии в школах Санкт-Петербурга, Пушкина, Кировска привело к положительному результату — повышению обучаемости учеников.

Журнал Педагог

Автор: Инютина Анна Григорьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ «Железногорская сош №4»
Населённый пункт: г.Железногорск — Илимский Иркутской области Нижнеилимского района
Наименование материала: Статья «Этапы работы над текстом (технология смыслового чтения)
Тема: «Технология смыслового чтения»
Дата публикации: 20.01.2018
Раздел: полное образование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Железногорская средняя общеобразовательная школа №4»

Три этапа работы с тектом:

(технология смыслового чтения)

Инютина Анна Григоьевна,

учитель русского языка и литературы

Три этапа работы с текстом:

(технология смыслового чтения)

I этап. Работа с текстом до чтения.

1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста,

выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым

словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учётом общей готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение —

слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с

особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями

учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений

первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной

окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего

текста или его отдельных фрагментов).

3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное

чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений,

абзацев, смысловых частей). Постановка уточняющего вопроса к каждой

смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного.

Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае

необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение

прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций

(истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и

формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя.

Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.

Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения

художника с читательским представлением.

4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской

деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания,

художественной формы). Для более полного восприятия и понимания текста

серьезное внимание уделяется рассмотрению основных элементов текста,

таким, как заголовок и ключевые понятия. Заголовок концентрирует основную

идею, тему произведения, является ключом к его пониманию. Он позволяет

осознать первоначальную перспективу, на которую нацеливается читательское

понимание, и переосмыслить текст в соответствии с закодированной в нем

Перед чтением любого произведения применяется приём «прогнозирования», то

есть ученикам предлагаются сначала ориентировочные действия (рассмотри

заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру

произведения). Заголовок предвосхищает, обобщает, концентрирует основное

содержание текста, выражает его суть, является своеобразным кодом,

расшифровка которого открывает возможности «осмысленной» работы читателя

Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и

логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят

наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события,

героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное

отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.).

Наиболее распространённые стратегии предтекстовой деятельности: «Мозговой

штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Вопросы для

припоминания», «Рассечение вопроса», «Предваряющие вопросы»,

Читать еще:  Пошив штор обучение

«Иллюстрации содержания» и др. Они хорошо представлены в пособии для

учителя Н.Н. Сметанниковой «Обучение стратегиям чтения» и статье

«Описание стратегий смыслового чтения».

Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения

художника с читательским представлением.

На уроке литературы такой приём можно использовать перед чтением каждого

нового произведения. Предтекстовая работа нацелена на постановку задач

чтения, на выбор чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта,

имеющих отношение к теме текста, понятий и словаря текста, на создание

мотивации к чтению.

Наиболее распространённые стратегии предтекстовой деятельности: «Мозговой

штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Вопросы для

припоминания», «Рассечение вопроса», «Предваряющие вопросы»,

«Иллюстрации содержания» и др. Они хорошо представлены в пособии для

учителя Н.Н. Сметанниковой «Обучение стратегиям чтения» [3] и статье

«Описание стратегий смыслового чтения» [5].

Технология проведения проста. На начальном этапе учитель говорит о том,

какую тему будут обсуждать или какой текст читать (в общих чертах). Затем,

обсуждая вместе с учениками, составляется кластер – схему или предлагается

список слов, с которыми ассоциируется данный текст или вопрос. В конце урока

возвращаемся к кластеру, схеме или списку. Очень интересна стратегия

«Ориентиры предвосхищения». В табличке к тексту дети знакомятся с

суждениями и отмечают те, с которыми согласны. Возвращаются к ней в конце

урока, после прочтения текста. Потом объясняют, почему ответ изменился, если

Перед чтением стихотворения А.С. Пушкина «Анчар» ученикам можно дать

такое задание: «Восстановите данные фразы, вставив нужные слова. Какая тема

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но ____ вершится без труда,

_______ творить трудней (восточная мудрость)

И со злом вступить не можешь в бой,

Но сам не делай ____

Стоящим пред тобой (восточная мудрость)

Следовать ______ — взбираться на гору,

Следовать ____ — скользить в пропасть (русская пословица)

______ человеку – смерть, а __________ — воскресение.

Кто злым попускает, тот сам ____ творит (русская пословица)

С этим заданием ученики справились легко и быстро. Оно стало мостиком к

этапу целеполагания. Стратегии текстовой деятельности – «Чтение в кружок»

или «Чтение вслух», «Попеременное чтение», «Чтение про себя с вопросами»,

«Чтение про себя с остановками» (методика работы со слабочитающими),

«Чтение про себя с пометками». Понятно, что на уроке литературы даже в пятом

классе невозможно прочитать всё произведение на уроке («Кладовая солнца»,

«Снежная королева» и другие большие произведения), но поработать с

Все методики хороши для осмысленного чтения. Например, целью

стратегии «Чтение в кружок» является проверка понимания читаемого вслух

текста. Имеющийся в одном экземпляре текст даётся ученику, который читает

абзац, остальные ученики слушают его и задают вопросы чтецу, чтобы

проверить, понимает ли он читаемый текст. Если его ответ не верен или не

точен, слушающие его поправляют. Первым всегда читает учитель, он передаёт

первому ученику, затем второму и т.д.

Прекрасная стратегия «Чтение с остановками». Она применяется при чтении

текстов различных типов речи. Её цель – управление процессом осмысления

текста во время его чтения. Обучающиеся читают отрывок и отвечают на

вопросы к нему до перехода к чтению следующего. Вопросы должны быть

направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и

прогнозирование содержания следующего.

Этот учебник построен по-другому: такого разделения нет. Поэтому учитель уже

сам думает над остановками, обращает внимание на наиболее важные отрывки

Послетекстовые стратегии – «Отношения между вопросом и ответом»,

«Вопросы после текста», «Тайм-аут», «Проверочный лист».

«Отношения между вопросом и ответом» — обучение пониманию

текста. При ответе на вопрос необходимо найти место нахождения ответа.

Можно провести такую работу по выявлению уровня понимания текста после

чтения «Сказки о спящей царевне». Ученикам выдаются листочки с заданиями.

1. Заполните таблицу.

2. Найдите и подчеркните в тексте предложение, которое подтверждает, что

1) в этой сказке есть волшебство;

3. Как вы понимаете выражение

Ни в сказке рассказать,

Ни пером описать.

4. Найдите в тексте слова, которые встречаются в народных сказках. Запишите и

подберите синоним. _ ___________

5. Восстановите последовательность сказки, расставив номера.

Царевич увидел тёмный бор.

Царевна взяла веретёнце и укололась.

Расплата царя Матвея за свой проступок.

«Веретенце, не ленись,

Пряжа тонкая, не рвись;

Скоро будет в добрый час

Гостья жданная у нас».

Царица встретила рака.

6. Какими словами автор и другие персонажи сказки называют главного героя?

7. Какого диалога нет в сказке? Отметьте ответ.

Злой старухи и царевича.

Царя Матвея и доброй чародейки.

Ответы на поставленные вопросы, высказывание своей точки зрения,

приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его

опровержение, объяснение различных ситуаций с помощью текста,

доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный

текст — пути, обеспечивающие развитие умений смыслового чтения, овладение

школьниками различными механизмами чтения

Сегодня в учебниках по-прежнему представлены преимущественно «сплошные»

тексты, в то время как жизнь требует, чтобы школьники умели вычитывать и

обобщать информацию из «несплошных» текстов (таблиц, пиктограмм,

графиков, диаграмм, проспектов, рекламных материалов и т.п.).

Задачи федерального государственного образовательного стандарта позволяют

выявить основные умения смыслового чтения, развитие которых должно

обеспечиваться всей образовательной деятельностью:

— умение осмысливать цели чтения;

— умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

— умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов

— умение определять основную и второстепенную информацию;

— умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного,

научного, публицистического и официально-делового стилей;

— умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой

Таким образом, у школьников формируются способности не просто

пересказывать текст, но и выражать своё отношение к прочитанному, давать

оценку той информации, которую он получил, оценивать героев произведения.

Школьники, вступая в диалог с автором текста, спорят с ним или соглашаются с

его мнением, строят свой, авторизованный текст. С этой целью обучающимся

предлагается участие в дискуссии, в составлении характеристики героев,

аннотации любимой книги.

На уроках русского языка и литературы школьники учатся задавать вопросы

разного уровня сложности, делать выводы, составлять тезисы (выделять

главную, существенную и второстепенную информацию).

Использование той или иной стратегии смыслового чтения зависит от текста,

его структуры. Предлагаемые стратегии необходимо сочетать с традиционной

методикой работы над содержанием текста. Каждую стратегию надо

отрабатывать на уроках в ходе совместной деятельности учителя и учащихся,

только тогда возможно самостоятельное использование.

Постоянная и терпеливая работа с текстом на любом уроке и учебном предмете

научит обучающего максимально точно и полно понимать содержание текста,

улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую

информацию, работать с художественными, научно-популярными, деловыми

текстами. Считаю, что данный опыт формирования навыков смыслового чтения,

как основы интеллектуальных умений, может быть применим и при работе по

различным УМК по русскому языку и литературе.

Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как

реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.:

Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

Сметанникова Н.Н. Стратегия воспитания лидеров чтения. / Н.Н.

Сметанникова //Homo Legens. – 3 – М.: ШБ, 2006.

Дерновский И. Инновационные педагогические технологии

Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению.

Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector