Обучение спортивной технике
Обучение спортивной технике.
В процессе обучения спортивной технике применяются методы: использование слова, обеспечение наглядности, непосредственная помощь, метод обратной связи.
Методы практического выполнения:
1) метод целостного упражнения позволяет образовывать наиболее правильные двигательные навыки у занимающихся, соответствующие их индивидуальным особенностям.
2) метод расчлененного упражнения часто представляют как обучение частям целостного упражнения, после сложения которых можно получить правильно выполненную технику. Этот метод широко используют с целью изучения, исправления, совершенствования и закрепления отдельных частей элементов и целого.
Методы улучшения практического выполнения упражнений:
1) выполнение упражнений со сменой максимальной и уменьшенной интенсивности.
2) выполнение упражнений с концентрацией внимания на правильность движений и действий.
3) кратковременное выполнение упражнений в затрудненных условиях.
4) отвлечение внимания ученика от проявления максимальных усилий путем сосредоточения на какой-либо конкретной задаче
5) выполнение упражнений с улыбкой, расслабленными мышцами лица, насвистыванием мелодии и т.д.
6) в процессе выполнения упражнения на несколько секунд закрыть глаза.
7) выполнение упражнений игровым методом, особенно в занятиях с юными спортсменами.
Этапы развития теории и методики физического воспитания.
Воспитания
Анализ истории возникновения ТМФВ как науки позволяет выделить несколько этапов.
Первый этап— эмпирические знания о влиянии двигательных действий на организм, полученные человеком в результате повседневной деятельности. Накопление эмпирических знаний привело к осознанию «эффекта упражняемости» и к познанию способов передачи опыта. Это явилось одной из предпосылок возникновения физических упражнений и вместе с тем всей системы физического воспитания.
Второй этап— создание первых методик по физическому воспитанию — охватывает периоды рабовладельческих государств Древней Греции и средние века. Создание тех методик происходило на основании опыта, накопленного педагогами, врачами, философами, «эффекта упражняемости», но без учета физиологического воздействия физических упражнений на организм человека.
Примером этому могут служить системы воспитания молодежи в древнегреческих городах Спарте и Афинах, древней Персии, Египте. Первоначально развивались частные методики — оптимальные способы обучения конкретным действиям; владению орудиями труда, охоты, войны, выполнению отдельных упражнений — плаванию, фехтованию, метанию копья, борьбы и т.п. Появились первые пособия по гимнастике, верховой езде, фехтованию и т.п.
Развитие частых методик обнаружило, что в основе их осуществления лежат общие фундаментальные закономерности. Так, методика обучения гимнастике, легкоатлетическим и другим упражнениям имеет в своей основе общие закономерности формирования двигательных навыков, развития двигательных качеств и общие закономерности управления этими процессами.
Таким образом, осуществилась интеграция научных знаний в единую теорию и методику физического воспитания, что можно обозначить как третий этап развития, который охватывает период от эпохи Возрождения до конца XIX ст.
Теория и методика физического воспитания могла появиться только тогда, когда человечеством был накоплен достаточный опыт в этой области. Первоначальные сведения уже появились в Древней Греции и в других государствах, когда врачи, педагоги, философы делали обобщающие выводы о средствах и методах физического воспитания.
В XVI—XVII ст. их стремление познать природу человека, его социальную роль в обществе, проблемы воспитания личности приводят к осознанию важности физического воспитания. Создаются различные системы взглядов (теории), касающиеся педагогических и социологических аспектов физического воспитания.
Четвертый этап — создание теории и методики физического воспитания как самостоятельной научной и учебной дисциплины в России охватывает период с конца XIX ст. до 1917 г.
Большой вклад в развитие ТФВ внесли ученые П.Ф. Лесгафт (1837-1909), Г. Демени (1850-1917) и др. В трудах П.Ф. Лесгафта теория физического воспитания базировалась на процессе обучения физическим упражнениям, что позволило разработать «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста».
Пятый этап интенсивного развития науки о физическом воспитании начался после 1917 г. в России, в направлении биологического обоснования двигательной активности, педагогических принципов их использования и социальной обусловленности физического воспитания как составной части воспитания строителей коммунизма.
Работы физиологов И.М. Сеченова (физиология нервной системы, дыхания, утомления, природа произвольных движений и психических явлений), И.П. Павлова (физиология высшей нервной деятельности, жизнедеятельности целостного организма во взаимосвязи с внешней средой), Н.Е. Введенского и А.А. Ухтомского (процессы возбуждения и торможения нервной и мышечной ткани), Н.А. Бернштейна (физиология построения движений), Г.В. Фольборта, Д.В. Дилла (развитие процессов утомления и восстановления) и других ученых легли в основу обоснования педагогических закономерностей физического воспитания, обоснования теории обучения двигательным действиям, развития двигательных качеств уже не только для гармоничного их развития, но и для спортивного совершенствования. В 50—60-е годы XX ст. особенно интенсивно стали развиваться специализированные разделы биологических дисциплин, обосновывающие систему подготовки спортсменов (спортивная физиология, биомеханика, биохимия и др.). Возникла объективная необходимость интеграции знаний, относящихся к подготовке спортсменов, накопленных в различных областях науки. В результате дифференциации знаний в теории и методике физического воспитания выделилась наука о спорте.
Шестой этап развития ТМФВ можно отнести к 90-м годам XX ст. Приоритеты личностных потребностей в области государственной политики дали новый виток в развитии физического воспитания. На протяжении столетий средства физического воспитания в основном носили прикладной характер (трудовой, военный), что обусловило выделение классических видов спорта: легкой атлетики, гимнастики, плавания, фехтования, стрельбы, борьбы и т.п.
Необходимость проведения активного развлекательного досуга привела к развитию игровых видов, привлекающих людей постоянно меняющейся ситуацией, игровой интригой — игры с мячом: волейбол, баскетбол, футбол, теннис и др. До 1990-х годов эти традиционные виды широко внедрялись в физическом воспитании всех возрастных групп населения в обязательные и добровольные формы занятий.
Обучение технике
Обучать технике толкания ядра можно всех занимающихся, независимо от их физической подготовленности. На первых занятиях, особенно для лиц, слабо подготовленных физически, применяются более легкие ядра: весом 2-3 кг для женщин и 4-5 кг для мужчин Желательно, чтобы число ядер соответствовало количеству занимающихся.
Площадка для занятий толканием ядра с начинающими должна представлять собой ровное место с плотным грунтом и кругами для толкания. Чтобы предупредить несчастные случаи, занимающихся размещают на одной стороне площадки на расстоянии 3-4 м друг от друга. Снаряд толкают только в одну сторону. Выходить за снарядом разрешается после того, как все выполнят упражнение.
Этапы обучения спортивной технике
Процесс обучения спортивной технике подразделяют на ряд этапов. Большинство исследователей проблемы обучения в спорте [2, 5, 10, 12, 28, 29, 30,31,32, 35,36,37,38] выделяют три этапа:
1) ознакомления с изучаемым спортивным упражнением или его отдельными подсистемами;
2) овладения техникой предмета обучения;
3) совершенствования в его выполнении.
В большинстве случаев обучению спортивной технике предшествует этап подготовки, задачи которого:
— определить способности занимающихся к данному виду спорта;
— сформировать активно положительное отношение к занятиям;
— обеспечить физическую подготовленность — основание для овладения техникой данного спортивного упражнения;
— способствовать развитию координации движений.
Средства решения задач для данного этапа — разнообразные двигательные действия, не всегда сходные по структуре с избранным видом спорта.
На первом этапе, который продолжается от одного до нескольких занятий, главная задача — сформировать целостное представление о технике данного спортивного упражнения, характерном для него ритме.
Второй этап длится от нескольких недель до года и более. Его основные задачи:
1) создать четкие представления о кинематических, динамических и в особенности ритмических параметрах изучаемого движения;
2) овладеть спортивной техникой в такой мере, чтобы быть способным выполнять изучаемые действия в целом, но в упрощенных условиях;
3) способствовать развитию двигательных способностей, проявляющихся в изучаемом спортивном упражнении;
К третьему этапу обучения следует переходить, когда спортсмен станет способен сохранять стабильную технику спортивного упражнения, выполняя его с вариативными усилиями в оптимальных условиях.
Основные задачи третьего этапа, который продолжается так долго, как долго спортсмен стремится повысить (или сохранить) достигнутые им результаты:
1) совершенствовать требуемую структуру и ритм движений, характерный для данного спортивного упражнения при выполнении его с максимальными усилиями в вариативных условиях;
2) способствовать стабилизации спортивной техники.
Этапы обучения повторяются в учебно-тренировочном процессе спортсменов любой квалификации несколько раз. Как только поставлена задача, добиться большего совершенства в выполнении спортивного упражнения, внести какой-либо новый элемент в технику или изменить ранее усвоенное действие, тренер и спортсмен, возвращаются к решению задач, характерных для первых этапов обучения, а иногда и к этапу подготовки [12, 13,14, 30,31, 32].
Общие основы теории и методики спортивных игр Структура (этапы) обучения технике и тактике в спортивных играх
Содержание
1. Общие основы теории и методики спортивных игр. Структура (этапы) обучения технике и тактике в спортивных играх
2. Теория и методика отдельной спортивной игры (волейбол). Интеграция приемов техники, тактики, физических способностей в игровую и соревновательную деятельность
2.1 Обучение волейболистов игровой деятельности
2.2 Обучение волейболистов соревновательной деятельности
Общие основы теории и методики спортивных игр Структура (этапы) обучения технике и тактике в спортивных играх
Структура обучения техническим приемам, тактическим действиям и развития физических качеств – целостный процесс, состоящий из четырех этапов, расположенных в определенной последовательности и содержащих специфические задачи, средства и методы, отражающие педагогические и психофизиологические закономерности формирования навыков. Обучение можно рассматривать как систему, в качестве составляющих этой системы выступают:
1 – знания, технико-тактическое действие и качества;
2 – обучающий и преподавание;
3 – обучаемый и учение;
4 – двигательный навык и суперумение как результат совместной деятельности обучающего и обучаемого – субъектов обучения.
В процессе обучения происходит развитие приема игры от незнания и неумения до навыка и суперумения. В этом процессе развертываются во времени:
1 – фиксация в сознании обучающего позиции «чему учить» и «как учить»;
2 – фиксация в сознании обучаемого позиции «чему учиться» и «как учиться»;
3 – совместная деятельность обучающего и обучаемого по освоению знаний, умений, навыков;
4 – фиксация результата: уровень освоенности технико-тактических действий, комплекса специальных знаний.
В этой системе обучающий и обучаемый являются субъектами обучения, от активного участия, проявления профессионализма в преподавании и учении зависит эффективность обучения.
При построении процесса обучения учитывается структура соревновательной деятельности в спортивных играх, в ней выделяются следующие компоненты:
— целостное соревновательное противоборство в игре;
— командные, групповые, индивидуальные тактические действия в нападении, защите;
— приемы техники игры в нападении, в защите;
— специальные физические и психические качества, координационные способности;
— двигательные качества и навыки, функциональные возможности, морфологические признаки.
Становление навыков игры происходит в обратном порядке по отношению к уровням структуры:
– создание качественной, координационной, функциональной
— развитие специальных качеств и способностей;
— овладение приемами (средствами) ведения игры (техникой);
– овладение рациональными формами борьбы в игре (тактикой);
– комплексная реализация приемов в игре и соревнованиях —
спортивный результат.
Со структурой соревновательной деятельности и ступенями становления навыков игры связана классификация средств обучения техническим приемам и тактическим действиям, применяемых в тренировке; они сгруппированы по их образовательному значению (рис. 1).
Отправным моментом в построении классификации принята соревновательная игровая деятельность и те специфические действия, при помощи которых спортсмены ведут борьбу с соперником в игре. Следуя этому принципу, все упражнения делятся на:
В соревновательные упражнения входят двусторонние учебные игры, упражнения по тактике и по технике – в нападении и защите.
Тренировочные упражнения включают в себя:
специальные – подводящие (облегчающие освоение техники), подготовительные (развивающие специальные физические качества для конкретного приема);
общеразвивающие – для развития двигательных (физических) качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости), совершенствования навыков естественных видов движений (расширение двигательного опыта).
В единстве с этими упражнениями происходит усвоение знаний, воспитание психических, волевых и личностных качеств.
В таблице 2 представлены этапы обучения и задачи, средства, методы на этих этапах.
Этап создания предпосылок и ознакомления с техническим приемом (тактическим действием). В качестве предпосылок успешного обучения выступают двигательный опыт обучаемого, уровень развития физических качеств, знание об изучаемом приеме игры (ориентировочная основа действия и основные опорные точки, основные моменты движения).
Задачи. 1. Создать кондиционную базу для обучения. 2. Сформировать представление об изучаемом приеме игры. На этом этапе происходит повышение уровня развития основных и специальных физических качеств, расширение двигательного опыта, создание ориентировочной основы действия и ознакомление с основными опорными точками. Формируется образ, модель изучаемого приема игры.
Средства. 1. Общеразвивающие и подготовительные упражнения. 2. Аудиовизуальное средства. Общеразвивающие упражнения направлены на повышение уровня развития основных физических качеств и расширение двигательного опыта, подготовительные – на развитие специальных для конкретного приема игры качеств. При помощи аудиовизуальных средств формируется представление, «образ» приема.
Методы. 1. Методы развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. 2. Методы наглядного восприятия. 3. Словесные методы. 4. Аудиовизуальные воздействия.
Второй этап. Этап разучивания технического приема (тактического действия). Это процесс практического освоения, воспроизведения разучиваемого приема по созданному образу, модели.
Задачи. 1. Уточнить представление об изучаемом приеме игры. 2. Сформировать двигательное умение. Углубляется ориентировочная основа действия и изучаются более детально основные опорные точки. Главная задача – воспроизведение изучаемого приема в целом, со всеми входящими в него движениями.
Средства. 1. Подводящие упражнения. 2. Упражнения по технике (тактике). 3. Средства наглядности. 4. Средства первого этапа.
Подводящие упражнения способствуют более быстрому освоению техники приема игры (его структуры), упражнения по технике направлены на целостное выполнение приема (объединение составных частей, освоенных с помощью подводящих упражнений).
Методы. 1. Метод расчлененного обучения. 2. Метод целостного обучения. 3. Методы развития физических качеств. 4. Методы первого этапа. На втором этапе важно своевременно разученные «части» приема игры объединять (по мере освоения), доводя до целостного выполнения приема. Одновременно осуществляется развитие физических качеств и проработка образа технического приема (тактического действия).
Третий этап. Этап совершенствования технического приема (тактического навыка выполнения приема в сложных условиях).
Задачи. 1. Детализировать представление, образ. 2. Сформировать двигательный навык приема игры. Более глубоко и детально прорабатывается представление об осваиваемом приеме игры, который выполняется уверенно и эффективно в усложненных условиях.
Средства. 1. Упражнения по технике и тактике. 2. Подготовительные упражнения. 3. Средства первого и второго этапов. На третьем этапе технический прием (тактическое действие) выполняется в целостном виде, в вариативных и усложненных условиях. Важно добиться формирования прочного навыка, эффективного в изменяющихся игровых условиях.
Методы. 1. Метод целостного выполнения приема игры в вариативных условиях. 2. Интеграция навыков и качеств в сложных условиях упражнений и игры при высокой интенсивности. 3. Методы первого и второго этапов. Очень важная задача сформировать «гибкий» навык, чтобы прием игры был эффективным в изменяющихся и сложных условиях, особенно при ограниченном времени и высокой интенсивности (физических и психических напряжениях).
Четвертый этап. Этап интеграции навыков технических приемов и тактических действий в игровую и соревновательную деятельность. Характерная черта этого этапа – совершенствование технико-тактических действий в структуре сложной игровой и соревновательной деятельности, в системе сочетания комплекса освоенных приемов игры.
Задачи. 1. Сформировать комплексный образ технико-тактических навыков. 2. Сформировать суперумение – комплекс навыков при высоком уровне развития качеств. Отличительная особенность этого этапа в том, что здесь происходит дальнейшее совершенствование навыков приемов игры и, самое главное, сочетание нескольких технико-тактических действий в различных условиях сложной соревновательной деятельности.
Средства. 1. Технико-тактические упражнения. 2. Упражнения на сочетание совершенствования техники и развития физических качеств. 3. Упражнения на переключение в действиях. 4. Средства предыдущих этапов. Характерная особенность на четвертом этапе – выполнение технико-тактических действий в сложных условиях, при высоком физическом и психическом напряжении, а также умение оперировать несколькими приемами на уровне прочных двигательных навыков в целостной соревновательной деятельности.
Методы. 1. Метод совмещенных (сопряженных) воздействий. 2. Соревновательный метод. 3. Игровой метод. 4. Выполнение заданий в вариативных условиях в игре при высокой интенсивности. • 5. Методы предыдущих этапов. Характерная черта четвертого этапа: интегральное сопряжение техники с физическими качествами, техники с тактикой, отражение условий соревновательной игровой деятельности. При этом как по отношению к отдельным приемам игры, так и особенно в сочетании нескольких технико-тактических действий (одновременно, последовательно, в переключениях).
Таким образом, в процессе обучения и совершенствования происходит освоение технических приемов и тактических действий от первоначальных умений и до высокого мастерства в процессе соревнований по спортивным играм. Общая картина выглядит следующим образом.
Формированию навыков предшествует физическая подготовка (общая и специальная). При помощи подводящих упражнений происходит овладение структурными элементами приемов игры. На этой основе при помощи упражнений по технике продолжается овладение основой структуры приема игры. Вначале обучение проводится в условиях, облегчающих занимающимся процесс овладения приемом и по возможности исключающих «лишние» движения, присущие начальной стадии становления навыка.
По мере того как обучаемые овладевают основой двигательного навыка, условия выполнения приема постепенно изменяются таким образом, что в процессе изучения техники у обучаемых формируются тактические умения, связанные с применением приема в игре. Совершенствование технического приема происходит в условиях, характерных для спортивной игры, – упражнения по технике, игровые фрагменты, подготовительные к спортивной игре. Наконец, прием применяется в двусторонней игре, контрольных играх и на соревнованиях.
Каждая предшествующая ступень создает логическую основу для другой, как бы «переходит, преобразуется» одна в другую. Так, подготовительные упражнения заканчиваются упражнениями, отражающими в общих чертах структуру изучаемого приема игры. Подводящие упражнения служат своеобразным мостом для перехода от специальной физической к технической подготовке. Упражнения по технике, построенные в определенной системе усложнения, способствуют формированию тактических умений. На этой основе затем изучаются индивидуальные, групповые и командные тактические действия, фрагменты игры, учебные двусторонние игры с заданиями, игровые тренировки, контрольные и календарные игры.
Основные принципы технической подготовки в спорте
В статье основные принципы технической подготовки в спорте рассматривается выбор и использование средств технической подготовки в тренировочном процессе, определяется, как по степени соответствия их основному соревновательному, так и степенью воздействия на биомеханизмы.
Под технической подготовкой подразумевается обучение спортсмена основам тактики действий, которые выполняются в соревнованиях или служат средствами тренировки, а также совершенствования спортивной техники. Техническая подготовка, как и любое целесообразное обучение является процессом управления формированием знаний, умений и навыков.
Ж.К. Холодов отмечает, что техническая подготовка включает в себя как общие принципы дидактики, а так же дидактические положения методики физического воспитания, а также имеет такие особенности спортивно-технической подготовки, заключающиеся в том, что построение технической подготовки строится по закономерностям достижения мастерства в конкретном виде спорта [5, с. 96].
Ведя речь о спортивной технике, необходимо рассмотреть два значения данного термина. Так, во-первых, Ю.Д. Железняк, под технической подготовкой подразумевается идеальная «модель» соревновательного действия, выработанная на основе практического опыта или теоретически.
Во-вторых, под технической подготовкой принято понимать формирующийся или уже сформированный способ выполнения соревновательных действий спортсменов, характеризующийся той или иной степенью эффективного использования спортсменами своих возможностей с целью достижения результата в спорте. Техническая подготовка в спорте, являясь способом выполнения отдельных соревновательных действий, имеет непосредственную связь со спортивной тактикой как способом объединения всей совокупности данных действий с целью достижения соревновательной цели [Железняк, с. 28].
Как подчеркивает А.В. Беляев, различия между данными понятиями не являются абсолютными, спортивная техника является практически неотделимой частью тактики [1].
Существующие представления о спорте и техническом мастерстве спортсменов связаны с предположением, что в процессе совершенствования спортивная техника должна приближаться к идеалу, отражающему наиболее эффективные виды технической под спортивной деятельности. Хотя поиск эталона идеальной техники, на сегодняшний день смог лишь выявить некоторые биомеханические закономерности спортивной активности.
В. Платонов отмечает, что в ходе практической деятельности у тренера и спортсмена наблюдается проблема в разборке и корректировке определенных моделей спортивной техники, соответствующих индивидуальным морфофункциональным особенностям и планируемым. При этом реальные формы действий, которые осваиваются спортсменами в самом начале спортивного пути, не могут иметь полное совпадение с моделями технической подготовки на последующих этапах, ввиду зависимости техники от степени развития физических и психических качеств спортсмена, которые закономерно изменяются в процессе спортивного совершенствования [4, с. 36].
А. Гринштейн полагает, что в соответствии с происходящими изменениями должно происходить и изменение форм индивидуальной техники, соответственно у технической подготовки спортсмена не «конечного пункта», осуществление технической подготовки происходит на протяжении всей спортивной деятельности [2].
Самым общим критерием эффективности технической подготовки спортивной техники и определяется разницей между фактическим спортивным результатом и расчетным результатом, который мог бы быть достигнут спортсменом при полном использовании своих физических возможностей. Очевидно, что чем полнее спортсменом используется его двигательный потенциал, тем совершеннее его техника.
В.В. Кузнецовым отмечается, что критериями спортивно-технического мастерства так же выступают показатели надежности техники, объема (количества) и разнообразия освоенных технических приемов.
В.М. Дьячков подчеркивает, что одними из простейших показателей надежности техники служит процент удачных и неудачных попыток из общего числа попыток, которые были использованы спортсменом в ходе соревнований или прикидок с целью достижения запланированного результата [В.М. Дьячков].
В.В. Кузнецов так же выделяет, что для объема и разнообразия средств технической подготовки характерно неодинаковое значение в различных видах спорта, наибольшее значение присуще спортивным играм, единоборствам и многоборьям, наименьшее моноструктурным видам спорта, но в любом случае это немаловажные факторы спортивно-технической подготовленности [3].
Говоря о технической подготовке спортсменов, необходимо рассмотрение основных дидактических алгоритмов и методических принципов технической подготовки спортсменов.
Так, В.А. Родионова в ходе моделирования процесса обучения или совершенствования какого-либо целенаправленного движения выделяет ряд дидактических алгоритмов:
– дидактический алгоритм –«много входов – много выходов». Происходит одновременное воздействие тренировочных средств на несколько параметров моторной программы, а также целостный контроль по нескольким параметрам за выполнением двигательных действий;
– дидактический алгоритм «один вход – много выходов». Осуществляется воздействие на один выбранный параметр моторной программы, осуществление контроля за выполнением двигательного действия осуществляется целостно или по нескольким параметрам;
– дидактический алгоритм – «один вход – один выход». Направленность тренировки на изменение лишь одного параметра моторной программы, осуществление оценки так же проводится по одному параметру;
– дидактический алгоритм – «случайный вход – много выходов». Моторная программа корректируется в тренировочном процессе, с ориентацией на промежуточные оценки выходных параметров. Так, в случае наличия значительных отклонений от необходимого на выходе осуществляется введение поправок в каком-нибудь из входных параметров [Родионова, с. 86].
В.Н. Платонов выделяет ряд основных принципов технической подготовки спортсменов:
Принцип конвергенции. Организация технической подготовки в долголетнем аспекте требует от спортсменов на этапах начальной специализации и углубленной тренировки более полного приобретения (конвергенции) в процессе тренировки сходной топологической структуры и функции двигательных действий сосходными у высококвалифицированных спортсменов, при этом необходимо соблюдении ограничений, которые накладываются другими принципами [4, с. 35].
Принцип индивидуализации. Изменение масс-инерционных характеристик модели ведет не к линейной взаимосвязи с выходным параметром, изменению поведения выходной функции после определенного порога, которая имеет скачкообразный характер. Принцип индивидуализации подразумевает, что методика технической подготовки должна учитывать сенситивные периоды изменения масс – инерционных характеристик юных спортсменов за счет коррекции планирования. В данный временной период использование средств технической направленности в большей степени связано с проведением работы над отдельными компонентами (биомеханизмами) целостного спортивного движения, имеющими относительно невысокую координационную сложность [4, с. 35].
Принцип конгруэнтности. Стратегия многолетнего планирования технической подготовки определяется соответствием уровня специальной физической подготовленности двигательным задачам, ставящимся с целью реализации на каждом этапе тренировочного процесса. Критерии оценки технического мастерства каждого из этапов многолетней тренировки строго детерминированы и построены на особенностях взаимосвязи уровней специальной физической и технической подготовленности, которые присущи данному временному отрезку. Так, для адекватной работы моторной программы в процессе выполнения двигательного действия необходимо наличие определенной соразмерности (конгруэнтности) между соответствующими показателями, которые определяют успешность выполнения моторной программы. Отсутствие необходимого уровня специальной физической подготовки, а так же его несоразмерное увеличение оказывает отрицательное влияние на качество выполнения двигательных действий. Принцип конгруэнтности является средством определения необходимого и достаточного уровня специальной физической подготовки, необходимым для качественного совершенствования уровня технической подготовленности спортсменов [4, с. 36].
Принцип квантования. Последовательное применение средств специальной технической и физической подготовки ведет к достижению наилучших результатов в процессе «тренировки» нейронной сети. Данный принцип определяет необходимость проведения разведения во время тренировок в годичном цикле тренировки, при этом преимущественная направленность специальной физической и технической подготовки должна быть в приоритете по времени [4, с. 37].
Принцип конкордантности. Данный принцип определяет, что выбор тренировочных средств, которые используются в процессе тренировки технической направленности, определяется сходством топологий применяемых в них биомеханизмов являющихся аналогичными основным соревновательным.
Таким образом, наблюдается существование отличий в средствах технической подготовки от ранее принятых, в которых анализ велся по отдельным динамическим или кинематическим параметрам. Выбор и использование средств технической подготовки в тренировочном процессе, определяется, как по степени соответствия их основному соревновательному, так и степенью воздействия на биомеханизмы, которые задействованы в нем, что позволяет сохранить уже сложившиеся моторные программы.
Техническая подготовка
Техническая подготовка – это специальный процесс обучения спортсменов технике движений, свойственных конкретному виду спорта и постепенное доведение их выполнения до совершенства.
Понятие и значение технической подготовки
Достижение наилучшего результата в спортивной подготовке, требует от спортсмена владеть техникой выбранного вида спорта в совершенстве, то есть выполнять определенные спортивные двигательные действия максимально эффективным и рациональным способом. Это объясняется тем, что именно спортивные двигательные действия непосредственно реализуют и опосредованно осуществляют подготовку к выполнению спортивного достижения.
Теория физической культуры определяет движение как моторную функцию организма, выполнение которой осуществляет изменение положения тела и его отдельных частей. Принято различать врожденные (непроизвольные) и приобретенные (произвольные) движения. Произвольные движения подчиняются разуму и воле человека, а именно, они управляются корой полушарий головного мозга. Поэтому, рассматривая движения в рамках обучения двигательным действиям, они всегда рассматриваются как собственные произвольные движения, являющиеся сознательными и по мере обучения все более подчиняющиеся воле занимающегося.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Важно учитывать и то, что любое двигательное действие – это комплекс отдельных движений, которые находятся во взаимосвязи друг другом и имеют общую цель.
В волейболе атакующий удар – это комплекс движений рук, ног, головы и туловища. Также его можно рассмотреть как совокупность частных двигательных операций – разбег, отталкивание, полет, замах, удар и приземление.
Задача педагога — обучить спортсмена всем эти движениям и довести их систему до автоматизма. Совокупность всех двигательных операций направлена на решение общей задачи.
Применительно к практике спортивного обучения, процесс формирования двигательного навыка принято называть обучение спортивной технике или технической подготовкой.
Техническая подготовка – это одна из частей процесса подготовки спортсмена, преимущественно направленная на овладение техникой выбранного спорта и ее совершенствование.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Так же под технической подготовкой понимают процесс овладения техникой специальных и общеразвивающих упражнений, используемых во время тренировки.
Овладение техникой – это одно из обязательных условий на пути к достижению определенных спортивных результатов.
Результативность технической подготовки зависит от уровня профессионализма тренера, используемых методов и средств работы со спортсменами, умения воздействовать на конкретные элементы процесса обучения. Немаловажным является и умение точно определять целевые установки на каждом этапе технической подготовки.
Тренер должен не только владеть определенными методами и средствами обучения определенным упражнениям, но и подбирать их в соответствии с возрастными, гендерными, индивидуальными анатомо-физиологическими и психическими особенностями спортсменами.
Структура технической подготовки
Современные тенденции подготовки спортсменов, определяют и направленность технической подготовки. Высоких спортивных результатов можно достичь только в том случае, если тренером организуется всесторонняя техническая подготовка, включающая в себя:
- Умение владеть всеми известными двигательными движениями и приемами, в рамках выбранного вида спорта, а также уметь их эффективно осуществлять в любых условиях.
- Уметь сочетать приемы и движения в любом сочетании и последовательности, вносит разнообразие в их выполнение.
- Владеть комплексом действий и приемов, которые используются в выбранном виде спорта чаще всего, уметь выполнять их с наибольшим эффектом, а также при необходимости привносить в их выполнение собственные индивидуальные особенности и способности.
- Постоянно совершенствовать свои спортивные умения и навыки, улучшать общую согласованность их выполнения.
Таким образом, тренировка должна быть организована так, чтобы требования к уровню развития способностей постоянно повышались, что положительно будет сказываться на развитии и совершенствовании спортивных умений и навыков.
Этапы технической подготовки
Эффективной является та тренировка, которая позволяет в короткие сроки овладеть необходимыми приемами и двигательными навыками. Именно на основании таких успешных тренировок должен быть построен весь тренировочный процесс технической подготовки.
Каждый этап тренировки ставит перед спортсменом определенные задачи. Исходя из поставленной задачи, осуществляется выбор средств и методов технической подготовки. Необходимо отметить, что задачи меняются в зависимости от возраста и квалификации спортсмена.
Многолетний процесс технической подготовки принято условно делить на несколько последовательных этапов:
- Начальная постановка техники.
- Стабилизация и совершенствование.
- Достижение наивысшего спортивного мастерства.
Фундаментальным является этап, на котором осуществляется постановка техники и всесторонняя физическая подготовка. Данный этап технической подготовки оказывает решающее значение для всей дальнейшей работы, темпа последующих тренировок и общей подготовленности спортсмена.
Основной задачей этого этапа является становление техники, формирование системы движений в выбранном виде спорта.
Для того, чтобы первый этап был успешным и результативным необходимо:
- Использовать разнообразные упражнения, которые включают в себя бег, прыжки, метание и т.д.
- Процесс овладения двигательными навыками, которые необходимы для выполнения основных приемов.
- Соединение изученных движений в новые сочетания, показ спортсмену все многообразие данных сочетаний.
- Обучение применению изученных приемов в выбранном виде спорте
Например, при обучении игры в баскетбол, вначале обучают владению мячом, тренируют выносливость в беге и т.д. Затем учат владеть мячом в движении и после соединяют полученные сочетания в игру. В ходе обучения нужно усложнять обстановку, чтобы подвести занимающихся к применению приема в элементарной игре.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь