Strong-stuff.ru

Образование Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение государственных гражданских служащих

Как гражданским служащим получить дополнительное образование?

Нормы ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обязывают всех сотрудников государственных учреждений поддерживать на должном уровне квалификацию, необходимую для исполнения должностных обязанностей. Без определенных профессиональных навыков такие сотрудники не могут двигаться по карьерной лестнице, а значит, им необходимо дополнительное образование. Приказ Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499 регулирует этот порядок. Кроме того, дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется представителем нанимателя по нормам Положения, утвержденным Указом Президента РФ от 28.12.2006 № 1474. То есть направить на обучение может учреждение или ведомство, где служит человек. Рассмотрим подробнее, как это происходит.

Права и обязанности на обучение

Работодатель обязан направлять своих сотрудников на допобучение в определенных законом случаях. В частности, если:

  • сотрудник назначен на другую, более высокую, должность по итогам конкурсного отбора (карьерный рост);
  • сотрудник включен по итогам конкурса в кадровый резерв;
  • сотрудник прошел аттестацию с итогом, требующим повышения квалификации;
  • сотрудник назначен на другую должность в связи с сокращением занимаемой им ранее должности или упразднением государственного органа в целом.

При этом другие чиновники также могут обучаться на дополнительной основе по своему желанию. Установлено, что любой служащий государственных органов должен пройти допобучение не реже, чем раз в 3 года.

В силу п.12 Порядка, утвержденного приказом № 499, объем освоения дополнительной профессиональной программы составляет:

  • в случае повышения квалификации — не менее 16 часов;
  • в случае профессиональной переподготовки — не менее 250 часов.

Форма обучения может быть любой, разрешенной законодательством (очной, заочной, дистанционной). Прохождение занятий может осуществляться с отрывом или без отрыва учащегося от исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.

Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в течение всего периода его службы. Представитель нанимателя (ведомство, в котором работает чиновник) должен самостоятельно определять план необходимых мероприятий, а также финансировать их за счет средств соответствующих бюджетов. Обучающимся лицам работодатели должны создавать необходимые условия для совмещения учебы и работы.

Порядок направления на учебу

Руководство ведомства выбирает государственных гражданских служащих и направляет их на учебу. В распоряжении о направлении на учебу должен быть указан режим чиновника на этот период, поскольку гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование разными способами:

  • с полным отрывом от работы (стажировка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации в России и за ее пределами);
  • с частичным отрывом от трудовой деятельности (до 3-х рабочих дней в неделю);
  • без отрыва от государственной службы (вечерние группы).

Однако в последнее время частичный отрыв от службы не применяется, и учебу совмещают с выполнением служебных обязанностей в обычном графике либо получают учебный отпуск. Выбор формы обучения зависит от расположения учебного центра (организации) и объема информации, которую должен получить слушатель. Этот объем строго регламентирован в п. 3 Требований № 362 и составляет:

  • до 12 часов в неделю при дополнительном обучении без отрыва от службы;
  • до 41 часа в неделе в аудитории (54 часов в целом) при учебе с отрывом от работы.

Следует учитывать, что в госучреждениях такие мероприятия планируются заранее и на разных вертикалях. Переподготовка чиновников является государственным заказом. Поэтому отбор учебных заведений, а значит, и образовательных программ осуществляется учреждениями по нормам Федерального закона от 05.04.2013 № 44. Кроме того, должен быть разработан и утвержден план мероприятий по повышению квалификации гражданского служащего. Этот документ в целом по региону утверждается на уровне местных властей. Далее составляются ведомственные планы. Затем каждое учреждение и орган разрабатывает и утверждает индивидуальные планы по всем сотрудникам. В этом доменте приводится информация о чиновнике, а также все сведения о повышении квалификации и переподготовке. Примерно это выглядит так:

Образец приказа об утверждении плана и образец (на примере Комитета ЗАГС)

Последствия непрохождения обучения

Если гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование, но откажется от этой возможности или его руководство ее проигнорирует, он рискует не только не получить следующие по рангу категорию и должность, но и утратить работу совсем. Например, руководство обязано направить на профессиональную переподготовку служащих, замещающих должности на категории:

  • помощники (советники);
  • специалисты;
  • обеспечивающие специалисты.

Только в этом случае возможно их назначение в порядке должностного роста на более высокую должность категории «руководители». В этом случае по результатам профессиональной переподготовки чиновникам может быть присвоена дополнительная квалификация. Если же переподготовки не произойдет, они не будут соответствовать установленным требованиям для более высокой категории.

Читать еще:  Витте университет отзывы о дистанционном обучении

Итоги дополнительного образования

После завершения образовательных программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки проводится обязательная государственная итоговая аттестация. В ее состав входят:

  • выпускная квалификационная (аттестационная) работа;
  • экзамен.

В случае успешного прохождения испытаний государственный служащий получает:

  • диплом о профессиональной переподготовке (программа объемом более 500 аудиторных часов);
  • диплом о дополнительном (к высшему) образовании (программа объемом более 1000 часов).

Далее государственный служащий имеет право претендовать на замещение должностей, квалификационные требования по которым соответствуют профилю полученного им дополнительного образования.

Госслужащие Москвы записываются на программы повышения квалификации на год вперед

Новый учебный год для государственных гражданских служащих стартовал 12 января. В МГУУ Правительства Москвы для них открыты 60 программ дополнительного профессионального образования (ДПО), включая семинары, лекции и тренинги по самым актуальным и востребованным темам. В первые две недели 2015 года на обучение уже записались более 8 тысяч сотрудников органов исполнительной власти г. Москвы. Набор продолжается.

Больше всего заявок поступило на следующие программы:

В обучении госслужащих МГУУ Правительства Москвы используются инновационные подходы и лучшие мировые практики. Стратегия дополнительного образования выстраивается с учетом потребностей и задач, которые ставит Правительство Москвы перед своими сотрудниками. В 2015 году акцент в обучении будет сделан на развитии чиновника нового типа. Так, в каталоге Университета ряд программ посвящен взаимодействию с населением, развитию клиентоориентированности и позитивного имиджа государственной власти.

Одним из приоритетных направлений в этом году станет развитие на площадке МГУУ Правительства Москвы дистанционного обучения. Будет запущена линейка образовательных программ, в которую войдут 50 базовых дистанционных курсов с лучшими практиками по управлению городом. Это позволит обучить наибольшее число слушателей без отрыва от работы. Среди новых программ онлайн-школы – «79-й закон о государственной службе», «Управление закупками для обеспечения государственных и муниципальных служб», «Работа с открытыми данными» и др. Формат удаленного обучения становится очень привлекательным для чиновников. Только в прошлом году дистанционные курсы прошли свыше 30 000 человек. Самый популярный из них – «Противодействие коррупции в органах исполнительной власти города Москвы».

Как и прежде есть интерес к программам по развитию навыков управления проектами. Среди них – «Инструменты и лучшие практики привлечения инвестиций и государственно-частного партнерства», «Эффективное управление проектами. Работа с Microsoft Project», «Оценка эффективности приоритетных проектов и государственных программ», «Подготовка предложений и отчетов для первых лиц» и др.

Большое значение столичные чиновники придают повышению своей компьютерной грамотности. Популярны курсы по освоению навыков владения офисными продуктами Microsoft. Предварительно в этом году больше всего записано на программы «Основы работы с Microsoft Excel 2007» и «Основы работы с Microsoft Excel 2010».

Отметим, что по итогам 2014 года свою квалификацию в Университете повысили около 17 000 тысяч человек. Из них более 14 000 – это сотрудники Правительства Москвы и бюджетных организаций столицы. Также в Университете ежегодно дополнительное профессиональное образование получают федеральные и региональные госслужащие.

Принцип работы МГУУ Правительства Москвы – «практики учат практиков». Занятия проводят отечественные и зарубежные эксперты, руководители органов исполнительной власти и пять преподавателей в ранге министров.

Электронное обучение госслужащих: от дополнительного профессионального образования к иным формам профессионального развития

Применение электронных форм обучения и дистанционных образовательных технологий в современной образовательной среде давно не является чем-то новым и уникальным, так как данная форма реализации образовательных программ была закреплена в законодательстве России с момента вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Кроме того, дистанционные образовательные технологии как форма совершенствования образовательного процесса в свое время нашли свое место в ныне утратившем юридическую силу Законе РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (в редакции от 10.01.2003). При этом правовые предпосылки к развитию дистанционных и электронных форм обучения имелись и в других нормативных актах, в частности подзаконных [4]. Сегодня большая часть образовательных учреждений в разной степени уже используют современные технологии при реализации образовательных программ: модернизация коснулась как основных образовательных программ, так и дополнительных, в том числе профессиональных. Способствует этому и достаточно проработанная на сегодняшний день нормативная база: утвержден порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [3], имеется ряд методических рекомендаций. Однако в госсекторе о так называемом «E-learning» принято говорить лишь последние несколько лет.

Читать еще:  Обучение массажу лица в москве

Останавливаясь на теме применения электронных и дистанционных форм обучения в сфере дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих, нельзя не коснуться ретроспективного аспекта отношения российского «законодателя» к данному вопросу.

Учитывая особую значимость кадровой политики в сфере государственной гражданской службы, а также степень ее влияния на полноту и эффективность работы государственного аппарата в целом, а также исполнения государственных функций конкретным служащим в частности, дополнительное профессиональное образование госслужащих дополнительно к Федеральному закону от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регулируется рядом специальных подзаконных актов.

Положение о том, что реализация дополнительных профессиональных образовательных программ для госслужащих может осуществляться с применением дистанционных образовательных технологий впервые было закреплено в Указе Президента РФ от 28.12.2006 N 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации». Во исполнение вышеназванного Указа Правительством РФ 6 мая 2008 года было принято Постановление N 362, устанавливающее государственные требования к дополнительному профессиональному образованию государственных гражданских служащих [2]. Положение о допустимости применения дистанционных форм обучения последовательно дублировалось вслед за Указом Президента от 28.12.2006 N 1474, однако с внесением в 2016 году поправок, в тексте акта появился и термин «электронное обучение».

Отдельно стоит остановиться на Федеральном законе от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», устанавливающим основы государственной гражданской службы в России. Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 275-ФЗ был внесен ряд значимых изменений в положения вышеназванного закона в части профессионального развития госслужащих. Вместо устоявшегося понятия дополнительного профессионального образования государственного гражданского служащего появилось новое понятие профессионального развития государственного гражданского служащего [6]. Так, ранее действовавшая система предусматривала только профессиональную переподготовку и повышение квалификации госслужащих. К мероприятиям же профессионального развития, помимо дополнительного профессионального образования, относятся и иные мероприятия. Новая редакция закона понятие «иных мероприятий» не раскрывает, однако примерный перечень таких мероприятий был закреплен в новом Положении о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации [7]. К иным мероприятиям могут относиться семинары, тренинги, мастер-классы, конференции, круглые столы и др. Положение о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих не только закрепило новые формы профессионального развития, но и заложило фундамент для дальнейшего развития современных форм обучения в госсекторе, установив, что профессиональное развитие включает в себя образовательные курсы, доступ к которым предоставляется в дистанционной форме, в том числе с использованием информационных систем. Более того, Президент РФ поставил Правительству задачу утвердить в 3-месячный срок положение о едином специализированном информационном ресурсе (на базе портала «госслужба»), предназначенного для непрерывного профессионального развития госслужащих. Реализацию поручения Президента можно будет увидеть уже в конце второго квартала 2019 года.

Тенденцию на развитие современных форм обучения можно проследить и в программно-политических документах. Так, в Указе Президента РФ от 11 августа 2016 г. N 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 — 2018 годы» четко был задан тренд на внедрение новых форм профессионального развития на государственной гражданской службе. А расширение практики применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации мероприятий профессионального развития закреплено в «дорожной карте» по реализации указанных направлений [5].

Представляется крайне интересным опыт реализации современных форм обучения госслужащих на примере функционирования электронной образовательной платформы в Санкт-Петербурге. Платформа электронного обучения является частью электронного кадрового портала Администрации города. Развитием, администрированием, технической поддержкой и содержательным наполнением платформы занимается Санкт-Петербургский межрегиональный ресурсный центр – государственное образовательное учреждение, подведомственное Администрации Губернатора Санкт-Петербурга. Стоит отметить, что изначальной целью внедрения электронной образовательной платформы было использование современных форм обучения в рамках реализации курсов повышения квалификации госслужащих. Однако на текущий момент платформа развивается в разных направлениях и решает целый спектр задач профессионального развития госслужащих, охватывая все уровни знаний для подготовки кадров в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга. Сегодня помимо работы с электронными курсами в рамках смешанного обучения, образовательный портал является «базой знаний», доступ к которой открыт всем зарегистрированным госслужащим. «База знаний» представляет собой сотни лекций, статей, презентаций, рекомендаций и пособий, официальных документов, электронных курсов, тестов и тренажеров, которые распределены по тематическим разделам, в свою очередь разработанным на основе анализа приоритетных направлений подготовки служащих в органах государственной власти. Кроме того, на базе платформы реализуются следующие проекты: электронное наставничество — электронное обучение вновь поступивших на госслужбу лиц базовым профессиональным навыкам и умениями, а также работа с кадровым резервом. Таким образом, образовательный проект уже стал неотъемлемой частью системы непрерывного образования госслужащих Санкт-Петербурга. В качестве авторов при разработке содержательной части электронных курсов выступают, как правило, действующие госслужащие.

Читать еще:  Обучение диспетчеров жкх

Опыт внедрения электронного обучения имеется и в Свердловской области. Начиная с 2017 года на базе ГАУ ДПО «Региональный кадровый центр государственного и муниципального управления» началась реализация программ повышения квалификации для госслужащих в дистанционном формате исключительно с применением электронных форм обучения. Об актуальности и востребованности электронных форм образования может свидетельствовать опыт успешной реализации таких программ, как «Русский язык на государственной гражданской службе», «Противодействие коррупции на государственной гражданской службе», «Управление государственными и муниципальными закупками». В течение 2018 года зарекомендовала себя смешанная форма обучения госслужащих в рамках повышения квалификации. Так, ряд тем, обязательных для включения в учебные планы всех образовательных программ для госслужащих (реализация механизма открытого правительства, оценка регулирующего воздействия и др.), были переведены в форму электронных курсов. К отдельному направлению развития современных форм профессионального развития можно отнести электронное обучение резерва управленческих кадров Свердловской области, реализуемое при поддержке Департамента государственной службы, кадров и наград Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области. Кроме того, активно ведется работа по подключению госслужащих к онлайн-библиотеке учебной литературы. В планах на 2019 год формирование цифровой «базы знаний».

Стоит отметить и некоторое недоверие госсектора к обучению госслужащих исключительно с применением электронных форм обучения. Наглядным примером могут служить методические рекомендации Министерства экономического развития, касающиеся реализации дополнительных профессиональных образовательных программ в сфере государственных и муниципальных закупок [1]. В частности, в рекомендациях предусмотрены исключительно очная и очно-заочная формы обучения с включением в учебный план аудиторной работы в минимально предусмотренном объеме (не менее 16 или 40 аудиторных часов в зависимости от категории обучающихся). Однако, данные рекомендации не имеют нормативного правового характера, являясь лишь исключением из общего правила.

Таким образом, последние изменения правовой базы, а также опыт реализации подходов к обучению госслужащих в отдельных регионах России свидетельствуют о некой трансформации подхода к обучению госслужащих в рамках своей профессиональной деятельности – трансформации от традиционных форм дополнительного профессионального образования к непрерывному процессу самообразования, к новым организационным формам профессионального развития, где неотъемлемой частью является электронное (дистанционное) обучение.

Основным вопросом внедрения современных форм обучения остается обеспечение качественного электронного образования. Электронные курсы для госслужащих обязаны быть действительно высокого уровня: к разработке курсов должны привлекаться не только эксперты в конкретной области, но и программисты-разработчики, графические дизайнеры, копирайтеры. Важно гарантировать наглядность, структурность и лаконичность учебных материалов, наличие персонализированных практических кейсов, а само обучение должно сопровождаться технической поддержкой и кураторством со стороны наставника, занимающегося организацией обучения, а также постоянным мониторингом обратной связи.

1. Письмо Министерства экономического развития РФ и Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2015 г. NN 5594-ЕЕ/Д28и, АК-553/06 «О направлении методических рекомендаций».

2. Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 N 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации».

3. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» (утратил силу).

5. Распоряжение Правительства РФ от 12.09.2016 N 1919-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 — 2018 годы», утв. Указом Президента РФ от 11.08.2016 N 403.

6. Селитраров А.С. «Профессиональное развитие государственных гражданских служащих: что изменилось?» [Электронный ресурс] // «Издательская группа «Закон», URL: https://zakon.ru/selitrarov (дата обращения 30.03.2019).

7. Указ Президента РФ от 21.02.2019 N 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации»).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector