Обучение для будущего
8 технологий, которые изменят будущее образование
Какое будущее ждет обучение? Как будут выглядеть классы будущего? Новые технологии, вроде облачных вычислений, дополненной реальности и 3D-печати, прокладывают такое будущее для системы образования, которое мы можем только представить. Во всяком случае, нам есть от чего отталкиваться. Давайте представим.
Стоит отметить, что мы не можем быть уверены на все 100%.
1. Дополненная реальность
Мы все еще ждем, что дополненная реальность штормом пройдется по нашему миру. На подходе Google Glass, Oculus Rift и другие любопытные вещи, которые привнесут в нашу реальность вкус дополненной и виртуальной реальностей.
Ожидается, что устройства, подобные тем, которые мы перечислили, будут удивлять публику своими возможностями, позволяя пользователям наслаивать информацию на то, что они видят, посредством контактных линз или очков. В настоящее время доступ к технологиям дополненной реальности в образовательных целях ограничен по большей части приложениями для смартфонов.
К примеру, приложение Sky Map позволяет изучать ночное небо в поисках созвездий, однако до интеграции таких приложений в школы пройдет еще много времени. Не хватает только цельной системы. Дополненная реальность должна затягивать и обладать подсказками для всех случаев обращения к реальным объектам.
С помощью Google Glass и других подобных устройств, которые вот-вот появятся в свободном доступе, студенты смогут исследовать мир без необходимости отвлекаться.
Новый способ обучения
Кроме того, открываются гигантские возможности для удаленного обучения. Посмотрите на эту экскурсию на Большой адронный коллайдер, например. Учитель физики, Эндрю Ванден Хьювел из Швейцарии, транслировал все происходящее внутри БАК через Google Glass для своих учеников за тысячи километров. Они видели все так, как видел он. Функция Hangout здесь особенно полезна для командного сотрудничества при выполнении проектов и заданий.
В других случаях студенты могут видеть дополнительную интерактивную информацию, например, об исторических артефактах, чтобы узнать больше об их истории. Также может преобразиться реклама, если очки будут распознавать изображения в реальном мире и взаимодействовать с ними.
2. 3D-принтер
Юные инженеры и их учителя — лучший пример людей, нуждающихся в 3D-печати при обучении. В Миннеаполисе одна из школ уже обзавелась принтером Dimension BST, с помощью которого ученики создают дизайнерские прототипы.
3D-принтер позволяет создать рабочую мини-модель (и совсем не обязательно выпиливать ее лобзиком из фанеры), чтобы проверить инженерную конструкцию, поэтому студенты могут отточить свои навыки до мелочей. Сегодня, обладая программами CAD, любой студент может сэкономить массу времени и денег, если дополнит свое оборудование 3D-принтером.
Не будем забывать и о том, что 3D-принтеры постоянно падают в цене, а значит совсем скоро они станут доступны всем и каждому. Кроме того, физические модели развивают абстрактное мышление (у всех в химическом классе были наглядные молекулы?), а значит, если распечатать физическую версию структуры, школьники смогут лучше понять, с чем имеют дело.
3. Облачные вычисления
Отмазка в стиле «мой пес съел мою домашнюю работу» не прокатит с учителями ближайшего будущего. Облачные технологии развиваются, и очень скоро все без исключения аспекты нашей жизни, в том числе и образование, будут подвержены изменениям. В классах будущего школьникам просто понадобится электронное устройство, которое предоставит доступ к домашней работе и другим учебным ресурсам в облаке. Никаких тяжелых учебников, никаких «забыл дневник», все материалы будут доступны до тех пор, пока есть соединение с Интернетом.
Такое удобство предоставит студентам определенную свободу, ведь можно работать над проектами как дома, так и в любом другом месте. «Домашняя» работа не будет такой домашней. Цифровая библиотека будет доступна даже в отсутствии настоящей библиотеки.
Возьмем, к примеру, концепт облачной виртуальной среды обучения (VLE), которая позволяет студентам получить доступ к обучающему контенту и принимать участие в обсуждениях на форумах. Задания или тесты легко можно распространять по всему классу, сводя к минимуму необходимость физически присутствовать студентам, но поощряя взаимодействие и обсуждение; учителям будет отведен другой канал.
4. Социальные сети онлайн
Многочисленные университеты уже зарегистрировались в виртуальном мире Second Life, чтобы предоставить студентам онлайн-платформу для общения друг с другом. Будучи большой частью облачной платформы, такие социальные сети позволяют студентам сосредоточиться на учебе и свободно обсуждать идеи, в то время как учителя будут выступать в роли модераторов.
Важная роль во всем этом отводится учителям, преподавателям и профессорам, которые могут выступать в роли руководства, помогая с ответами и задавая вопросы, моментально загружая информацию в облачную среду. Еще одно преимущество в том, что она служит отличным инструментом обратной связи. Социально-ориентированный подход в обучении в будущем может стать основой.
5. Гибкие дисплеи
Ведение конспектов все еще работает, особенно во время лекций, однако смещается от бумаги к ноутбукам, нетбукам и планшетам. По мере того, как образование становится все более оцифровано, можно с уверенностью говорить, что в будущем бумага отойдет на второй план. Как же сохранить ее удобство?
Ответом могут быть гибкие OLED-дисплеи. Похожие на обычную бумагу, эти дисплеи будут легкие, гибкие и невероятно тонкие. Их можно будет свернуть в трубочку или хранить стопкой.
В отличие от обычной бумаги, эти пластиковые электронные документы не только долговечны (их просто нельзя порвать), но и интерактивны. Свайпы, тапы и щипки помогут раскрыть все удобства такой бумаги.
6. Биометрия: отслеживание глаз
Еще одна технология, которая быстро завоевывает признание — это биометрия. Условно биометрию обычно связывают со сферой безопасности, поскольку она использует то, что уникально для каждого из нас: отпечатки пальцев, распознавание лиц, голоса, сетчатки глаза. С точки зрения образования, учреждение могло бы использовать отпечатки пальцев для предотвращения прогулов и при выдаче книг из школьной библиотеки.
Тем не менее, отслеживание глаз также может быть полезно, например, тем, что предоставляет бесценную информацию для учителей. Это же наглядное изображение того, как студент поглощают информацию и понимают содержание. В рекламе эти же исследования помогают определить, как пользователи реагируют на объявление и что конкретно завладевает их вниманием.
Недорогие альтернативы воплощаются в форме Eye Tribe для Windows и Android, поэтому остается только вопрос времени, прежде чем этими данными будут пользоваться педагоги.
Данные могут быть организованы таким образом, чтобы каждому из учащихся было удобно, то есть в соответствии с его стилем обучения. С другой стороны, модели движения глаз также могут определять поставку контента и выявлять проблемы до того, как они возникнут. Например, в неправильной подаче материала.
7. Мультитач-дисплеи
За последние несколько десятилетий многие увидели появление видеопроекторов в школах, а также переход от обычной меловой доски к белой доске. Вполне возможно, следующим шагом будет нечто, связанное со смартфонами и планшетами. Например, следующая «доска» вполне может стать гигантским сенсорным ЖК-экраном, позволяющим большую интерактивность. Основное различие между нашими нынешними сенсорными устройствами и такой доской будет в том, что она позволит ввод данных сразу от нескольких учеников.
8. Учимся играя
Сегодня дети, растущие в мире, подключенном к Интернету, страдают нехваткой концентрации внимания. Это неудивительно, поскольку уже с детства YouTube, ВКонтакте и смартфоны загружают их обновлениями 24/7, а также предоставляют все ответы по запросу в «гугле» или Википедии.
Чтобы удовлетворить быстроразвивающееся поколение, школам в конечном счете придется отказаться от традиционных методов зубрежки. Сейчас важно не знать массивы информации, а знать, где ее можно достать — и в этом есть свои плюсы и минусы. Тем не менее, есть один способ, позволяющий совместить приятное с полезным: видеоигры.
KinectEDucation, к примеру, представляет единое интернет-сообщество для заинтересованных педагогов и студентов, которые хотят использовать Kinect в учебных целях. Из лучших примеров — изучение языка жестов и игры на гитаре при помощи аппаратного обеспечения от Microsoft.
Другой пример. Профессор из Вашингтонского университета учит математике свой класс, используя Kinect, Wii Remote и PlayStation Move. Хороший уровень интерактивности увлекает студентов и учеников, а информация, тем самым, лучше усваивается.
Другой подход, используемый педагогами, направлен не на геймплей или интерактивность; он подчеркивает то, как студенты могут обучаться в процессе изучения создания игр. Основная идея в Gamestar Mechanic — обучить студентов базовым навыкам создания игр (без сложностей программирования), чтобы те могли создать собственные игры, и тем самым научить их языку, системному мышлению, решению проблем, написанию сценариев, искусству и прочему.
Школьники обучаются проектированию, играя в игру, где они же сами выступают в роли молодых начинающих дизайнеров, проходя квесты, миссии и т.д. ради определенных вознаграждений (зон, в которых можно создать собственные игры). Почти ничем не отличается от ролевых игр современности.
Это показывает, насколько педагоги могут отойти от традиционного преподавания, а студенты — получать удовольствие от обучения. Вполне возможно, что в недалеком будущем дети будут считать обучение увлекательным и захватывающим. Было бы неплохо.
Образование за пределами класса
В будущем образование, возможно, больше не будет ограничиваться формальными институтами, вроде школ и курсов. Дополненная реальность, облачные вычисления, социальные сети и адаптивные системы обучения, использующие технологию отслеживания глаз позволят проводить уроки за пределами стен школы.
Эксперименты и ошибки также будут поощряться, благодаря 3D-печати и игровому подходу, поскольку никаких реальных последствий или бюджетных расходов не будет. Школьники будут относиться к учебе как к отрадной части их жизни, которая требует активного участия, а не как к рутине, скучной и нудной. Впрочем, все мы были детьми.
Школы будущего. Какие технологии изменят систему образования
В ноябре этого года Microsoft выпустил обучающее приложение для изучения китайского языка. В нем ученик отвечает на короткие печатные и аудио-сообщения преподавателя-бота в чате. Однако, цифровой учитель Microsoft — это не очередной чат-бот. Заложенный в его алгоритм искусственный интеллект анализирует ответы пользователя и подбирает нужную нагрузку для его обучения. Имитировать реального собеседника цифровому учителю помогает и интерфейс приложения. Он схож с популярным в Азии мессенджером WeChat.
Рост технологий постепенно меняет систему образования — получение знаний становится проще. В США сервисы помогают ученикам школ быстрее выполнить домашние задания. Актуальность учебников и рефератов постепенно исчезает. Сегодня, каждый пользователь сети может заглянуть в википедию и получить нужную информацию из одного или тысячи источников. Проблем с недостатком информации нет. Скорее наоборот — мы наблюдаем ее переизбыток.
От чат-ботов к искусственном интеллекту
Преподаватели школ и университетов, репетиторы и удаленные учителя сегодня помогают собрать нужные знания в голове у ученика. Но и они уже пользуются электронными помощниками. Преподаватель университета Джорджии использует как помощника чат-бота отвечающего студентам в отдельном учебном канале. Профессор Ашок Гоэль загрузил в своего помощника — чат-бота Джил Уотсон, 40 000 сообщений из форумов для подбора верного и человечного ответа. Алгоритм помогает ученикам с решением не только домашних заданий, но позволяет проводить внеклассные занятия через смартфон. Сегодня боты подобные Уотсон внедряются в университетах по всему миру. Один из последних — BI Norwegian Business School в Осло.
А разработанный MIT Media Lab робот Tera находит индивидуальный подход к ученику. В Массачусетском университете студенты изучают испанский словарь через обучающую игру на планшетном компьютере вместе с роботом Tega. Обучая не как учитель, а, скорее, ученик-сверстник, он поощряет учеников, предоставляя подсказки, когда это необходимо, и даже скучает над не интересными заданиями вместе с ними.
Современные сервисы удаленного обучения также меняются внедряя новые технологии. Duolingo использует собственного бота в обучении иностранных языков. Задавая вопрос чат-боту, ученик быстро получает простой ответ. Несмотря на то, что такие решения на рынке появились совсем недавно, уже разрабатываются технологии совершеннее. Под давящим катком развития искусственного интеллекта, стандартные обучающие чат-боты также могут остаться в прошлом, как и занятия с репетитором.
Для получения знаний, людям нужно большее, чем просто бот работающий в режиме вопрос-ответ. Также как и алгоритм Microsoft, приложение для изучения иностранных языков Parla — это уже полноценный шаг к оцифровке учителя. Заложенная технология анализирует знания ученика и подстраивает под него индивидуальную программу обучения. Разработчики утверждают, что на основе ошибок и правильных ответов, отведенного времени, скорости выполнения заданий и увлечений, искусственный интеллект способен найти индивидуальный подход к обучению человека. Приложения Parla и Microsoft уже заставляют задуматься о появлении «карманных учителей» в ближайшие пять лет.
Почему машины лучше людей
По существу, страх перед машинами становится все меньше. В исследовании Bot.Me: A Revolutionary Partnership 63% опрошенных людей считают, что технологии искусственного интеллекта помогут в решении многих проблем человечества.
Нехватка квалифицированных преподавателей. В слаборазвитых странах существует проблема с недостатком достойных учителей. Из исследования PISA 2009 стало ясно, что в Бразилии одна треть из них едва прошла среднюю школу, а в Мексике 70% не прошли «Национальную проверку учителей». В таких многомиллионных странах, как Китай, Япония и Индия квалифицированных учителей также не так много. Нехватка преподавателей там — только один аспект. Традиционно в школах и университетах применяют подход, основанный на одном уровне с преподаванием. Но студенты учатся по-разному. Кто-то усваивает материал с одного урока, а кому-то нужно повторить правило несколько раз. Между тем, учителям часто трудно идентифицировать таких учеников, и подстраивать под них программу обучения. Разработчики онлайн-платформы для обучения математике Third Space Learning запустили алгоритм, который анализирует данные взаимодействия учеников с преподавателем из миллионов уроков. Они считают, что искусственный интеллект сможет персонализировать занятия так, чтобы отстающие подтягивались за успевающими.
Доступное образование. Люди за чертой бедности не позволят себе учебу в университете или частные занятия. В 2003 году в регионах Латинской Америки насчитывалось 23 млн детей от 4 до 17 лет без образования. 30% детей дошкольного возраста (от 4 до 5 лет) не посещали школу, а для наиболее уязвимых групп населения — бедных и коренных — этот расчет превышает 40%. Дети в отдаленных районах в условиях нищеты не могут позволить себе образование начального уровня. В Латинской Америке только 60% детей от 13 до 17 лет посещают среднюю школу, а 14% посещают начальную. По данным World Economic Forum 2008 92% латиноамериканских детей начинают начальную школу, но только 41% бразильцев и 35% мексиканцев заканчивают среднюю. Примерно 22,2 млн детей и подростков в Латинской Америке не учатся в школе.
В 2016 году ситуация не сильно изменилась. Почти 70% молодежи Латинской Америки не завершают школьного образования. 20 млн подростков 15-24 лет не работают и не учатся. Вполне возможно. что появление бесплатных стандартизированных учителей с искусственным интеллектом способно решить эту проблему. Это касается не только изучения языка, но и других наук.
Немногие способны оплатить частного репетитора. Самая высокая стоимость занятий у репетитора в Москве — в среднем от 2000 рублей за 90 минут. Для подготовки к экзаменам цена может вырасти до 4000 рублей за 90 минут. В Санкт-Петербурге академический час занятия с репетитором стоит от 1000 до 1500 рублей. Час занятий с репетитором в небольших городах варьируется от 700 до 1000 рублей. К тому же, не так просто найти хорошего учителя, а шанс потратить деньги, так и не получив нужных знаний — велик. Купив планшет за $50 и загрузив в него учителя с искусственным интеллектом, человек будущего сможет не расставаться со своим частным карманным учителем. Полагаю, получение высшего образования через 10 лет возможно перестанет быть чем-то особенным, превратится в обыденность, как умение читать.
Индивидуализация. В докладе корпорации RAND для фонда Мелинды и Билла Гейтса утверждается, что учащиеся в школах, использующие персонализированное обучение, добились большей успеваемости. Индивидуальный подход учителя к каждому ученику помогает не просто быстрее усвоить материал второму, но и даже полюбить сам процесс обучения.
Лучшие учителя, как правило, ищут подход к каждому индивидууму. Легко потерять ученика скучной лекцией. Хороший педагог не просто читает с учебников, а вдохновляет и пробуждает интерес. Как пример, герой Робина Уильямса из фильма «Общество мертвых поэтов».
Но в сегодняшней системе образования в школах и университетах, учителям не удается уделить больше времени одному ученику. В среднем, в классах учатся 30-40 человек. Если внедрять индивидуальное образование сегодня, то потребуются десятки или сотни новых учителей для одного учреждения. Также, это не дает уверенности в том, что они найдут подход к каждому ученику. Сегодняшнее использование чат-ботов и электронных помощников учителями лишь частично облегчают усвоение материала. Персонализированный учитель с искусственным интеллектом нацелен на анализ каждого, находя подход к его продуктивному обучению. Разработчики из Microsoft и Parla уже выделяют индивидуализацию, как особое преимущество в учителях с искусственным интеллектом.
Образование будущего
В опросе Bot.Me: A Revolutionary Partnership PwC о том, какие профессии будут заменены искусственным интеллектом, принимавшие участие технологические эксперты, потребители и бизнес-менеджеры поставили на первое место учителей: 58% респондентов уже не видят будущего у человека с указкой у доски в ближайшие пять лет.
Появление «электронных учителей на смартфоне» поможет решить ключевые проблемы образования. В целом, количество неграмотных людей в мире на конец 2014 года составляло более 780 млн. Обучающий искусственный интеллект может дать миру бесплатные знания без специальных учреждений. Виртуальные учителя уже входят в нашу жизнь, но пока только как дополнение реальных.
В исследовании фонда Билла и Мелинды Гейтс в 17 школах США только половина учеников используют технологии в образовательных целях. Сегодня люди еще не готовы обучаться от алгоритмов. Полагаю, поводырями в мир знаний в ближайшие 5-10 лет еще будут выступать педагоги и частные репетиторы. Однако, предпосылки на постепенное вытеснение человека искусственным интеллектом заметны столь же, как и появление беспилотных машин на дорогах.
Новости площадки Программы Intel «Обучение для будущего» в НИРО в 2009 году на сайте Летописи.ру.
Кто витает в облаках?
Дорогие участники программы Intel «Обучение для будущего»! Хотите знать, кто в программе витает в облаках? Недавно мы это вычислили.
Мы постоянно повторяем, что самая значимая фигура в программе — это тьютор! От того, как тьюторы учат учителей, зависит насколько наша программа хороша. А учат тьюторы хорошо, если их самих этому научили. Есть в программе люди, которые выращивают тьюторов, влияют на их профессиональный рост и становление.
Что нам про тьюторов говорит статистика?
1069 тьюторов работают по Основному курсу проограммы (V10).
335 тьюторов — работают по дистанционному курсу (ТЕО).
554 тьютора — работают по вводному крсу.
Какова квалификация тьюторов?
Эксперты — 30
Эксперты — тьюторы, которые обучались по курсам или повышали квалификацию на общепрограммных тренингах, проводят в регионе курсы и тренинги для тьюторов, приглашается в качестве тьюторов на общепрограммные мероприятия или в другие регионы, являются организаторами обещепрограммных мероприятий, являются авторами (соавторами) общепрограммных тренингов, участвуют в локализации и адаптации учебных пособий, являются авторами учебных материалов, используемых в программе.
30 экспертов на такую большую программу — это мало. Мы очень надеемся, что сертификация тьюторов, которая сейчас идет даст новых экспертов, которые смогут направить свой профессионализм на поддержку качества программы, ее развитие и обновление.
Старшие тьюторы (Senior Trainers) — 132
Старшие тьюторы (Senior Trainer) — это тьюторы, которые обучились по курсам или повышали свою квалификацию на общепрограммных тренингах, проводят в регионе курсы для тьюторов, проводит в регионе тренинги для тьюторов.
132 старших тьютора — это тоже мало. На каждой площадке должны быть свои старшие тьюторы — наставники, которые хорошо знают методику и технологию обучения по программе, и передающие свои знания начинающим тьюторам. Старшие тьюторы — это будущие эксперты программы.
Тьюторы (Masters teacher) — 619
Тьюторы (Master Teacher) — это тьюторы, которые обучились по курсам программы на региональной площадке, учат педагогов региона или студентов, участвуют в региональных мероприятиях программы.
Этих тьюторов можно назвать рабочими лошадками. Они ДЕЛАЮТ программу по всей России, работают в поселках и маленьких городах, работают непосредственно с школьными учителями и студентами. Этим тьюторам нужно много внимания и поощрения.
Стажеры (Junior tutors) — 733
Стажеры (Junior tutor) — люди, которые обучились на курсах в качестве тьюторов, но пока никого не обучали сами, или обучили (обучают) только одну группу, например, коллектив своей школы, или это слушатели, обучившиеся на курсах, желающие стать тьюторами.
Часто, обучившись на курсах, учитель влюбляется в программу и говорит: «Я хочу быть тьютором!» Через какое-то время имя этого учителя начинает мелькать в региональных новостях и в новостях программы. Он становится хорошим тьютором. Мы считаем, что любой педагог, если ему нравится программа, он понимает ее суть, и у него есть желание учить себе подобных, может стать тьютором!
Что еще говорит статистика?
698 тьюторов заполнили анкеты и имеют профайлы , в которых отражен профессиональный путь тьютора.
Профайл тьютора — это все равно что паспорт для человека. Как менеджменту узнать о достижениях или проблемах, с которыми сталкивается тьютор, как узнать, нужно ли ему повышать квалификацию, какая помощь ему нужна, какие вопросы его волнуют? Чтобы иметь представление и прямую связь с тьюторами, мы попросили их заполнить анкету. Данные анкеты формируют профайл тьютора, который можно редактировать и дополнять. В профайле тьюторы отражают свою профессиональную деятельность в программе, свой рост, повышение квалификации, достижения и успехи.
408 тьюторов подали на сертификацию.
Сертификация — это признание успешности тьютора. Это подтверждение факта, что тьютор работает качественно, хорошо понимает содержание программы и технологию обучения, это признание того, что тьютор имеет квалификацию: старший тьютор или эксперт.
Сертификация тьюторов программы — процесс важный и необходимый при решении задачи: повышение качества программы. А как мы уже говорили, хороша программа — качественная программа, и к высокому качеству надо стремиться. Стать сертифицированным тьютором — это не просто, нужно много работать над повышением своего профессионализма и объективно оценивать свои возможности. Мы только начинаем процесс сертификации, и, конечно, не все тьюторы, выразившие желание сертифицироваться, смогут сделать это. Эксперты наставники работают с каждым тьютором — разбирают вместе результаты работы тьюторов, помогают разобраться с методикой и технологией обучения.
Так кто же витает в облаках?
При заполнении анкеты тьюторам предлагался такой вопрос: «Назовите людей в своем или другом регионе, которые помогли Вам состояться как тьютору»
Мы взяли ответы наших тьюторов и построили частотное облако.
А теперь смотрите, кто у нас в программе витает в облаках 🙂
Думаем, что это и есть народное признание. Низкий поклон этим людям и большая гордость за них, за то, что они работают в программе Intel «Обучение для будущего» и любят ее.
Обучение для будущего
Знание и умение формируют навык
Чтобы сформировать навык, нужно получить знания и отработать их на практике. Знания — это информация, которую мы получаем и запоминаем для себя. Источников знаний много: книги, статьи, лекции, личное общение, советы наставника. Для примера возьмем вождение автомобиля. Изучение устройства машины, правил дорожного движения и теория вождения — это знания.
Применение знаний на практике, первый и еще не отработанный опыт — умение. Умением будет поездка на автомобиле по городу или учебной площадке. Это то, с чем мы получаем права, навык еще не сформирован.
Вот, например, бывший CEO пяти компаний Маргарет Хеффернан рассказывает, почему нужно меньше технических и больше человеческих навыков в непредсказуемом мире:
Навык сформируется, когда умение дойдет до автоматизма — мы научимся выполнять задачу одинаково хорошо, не теряя в качестве, вне зависимости от изменения внешних условий. Уверенное вождение независимо от погоды, аварийных ситуаций и других внешних факторов — это навык.
«Базовые навыки» — основа любой деятельности в новом мире
В 20 веке главной задачей массового образования было научить людей читать, писать и считать. Затем грамотные работники формировали навыки под конкретные профессии в техникумах, университетах и курсах. В то время профессиональные задачи почти не менялись. Достаточно было оттачивать несколько навыков, чтобы подниматься по карьерной лестнице — например, от рабочего до начальника цеха. К началу 21 века около 85% населения планеты владели базовой грамотностью, зато узких профессиональных навыков стало не хватать. Сложный мир требовал новые базовые и профессиональные навыки.
В каждой отрасли есть небольшое ядро распространенных навыков, которые применяют большинство работников. В центре этого ядра находятся «базовые навыки», например, умение читать, писать и считать. Такими навыками обладают все работающие люди независимо от сферы деятельности.
Авторы доклада выделили набор компетенций и «базовых навыков», которые будут востребованы в любой сфере деятельности человека.
- Концентрация и управление вниманием. Помогают справляться с информационной перегрузкой и управлять сложной техникой.
- Эмоциональная грамотность. Помогает сохранить себя и взаимодействовать с другими с помощью эмоций, эмпатии и сочувствия.
- Цифровая грамотность. Помогает работать в цифровой среде, например, AR, VR. Авторы считают, что цифровая грамотность будет столь же востребована, как умение писать и читать.
- Творчество, креативность. Помогает мыслить нестандартно, создавать новое в условиях автоматизации рутинной работы.
- Экологическое мышление. Помогает понять связность мира, воспринимать свою деятельность в контексте всей экосистемы, поддерживать эволюционные процессы.
- Кросскультурность. Помогает преодолеть разрыв поколений, понять другие культуры и субкультуры, найти с ними общий язык.
- Способность к обучению/самообучению. Помогает учиться в течение всей жизни и самостоятельно осваивать навыки в быстро меняющимся мире.
Авторы «Навыков будущего» отмечают, что образование человека не должно ограничиваться «базовыми навыками». В 21 веке важно перейти от утилитарного индустриального образования к интегральной образовательной парадигме. Традиционная парадигма жестко выделяла образование из других сфер жизни, и охватывала только учащихся, чтобы подготовить их к будущей жизни. Новая парадигма непрерывна — она предполагает обучение для всех людей в течение всей жизни. Такая система образования ориентируется не только на передачу знаний и развитие навыков, но и поддержку становления человека как полноценного автора во всех сферах своей жизни.
«Длинный хвост» — навыки, которые будут тянуться за вами до конца жизни
Бесконечно расширять образовательные программы, включая в них всевозможные навыки и знания, опасно. Согласно исследованию «Навыки будущего» Московской школы управления «Сколково», большая часть навыков специалистов на «сложном» рабочем месте — уникальные узкоспециализированные навыки. Их используют один или несколько сотрудников в каждом предприятии или во всей отрасли. Сотни и даже тысячи специфических навыков, которые нужны для выполнения конкретных задач в конкретных условиях, создают «длинный хвост». Например, программист использует «базовые» и профессиональные навыки каждый день — общается с коллегами, читает инструкции, пишет код на языке программирования. Навык работы в фотошопе и HTML применяет два раза в год — они и сотня других навыков создают «длинный хвост». С усложнением мира такой «хвост» постоянно увеличивается — и это нормально.
Образование будущего
- Total: 1
Достоверно представить, каким будет образование будущего практически невозможно. Однако, судя по тому, каким путем сегодня развивается мир в целом, и образовательная сфера в частности, можно выделить основной вектор этого развития – технологии.
Технологии стремительно распахивают дверь и уверенно входят в нашу жизнь так, что этот процесс движение кажется уже необратимым. Изменяя способ выполнения заданий, образ мышления, предоставляя совершенно новые средства для обработки данных и информации, технологии изменяют людей.
Процесс получения знаний все в большей степени зависит от технологических новшеств.
Образование будущего будет строиться вокруг новых инновационных, и в большинстве своем цифровых, технологий и инструментов. Медийная среда и интернет ресурсы предоставят возможность процессу обучения становится более гибким, и более индивидуальным. Возможно, место классных комнат частично займут интерактивные образовательные платформы, образовательные социальные сети и веб-страницы.
Как известно, большую часть информации человек получает от зрительного анализатора. Другими словами, ученику гораздо важнее то, что он видит, скорее, чем слышит. Визуализация обучающего материала в будущем будет достигать качественно нового уровня. Анимация, графические изображения, динамические таблицы, графики и диаграммы, инфографика, видеоматериалы и многое другое. Визуальные продукты играют основополагающую роль в процессе донесения знаний и информации.
Образование и обучение будет более персонализованным и индивидуальным. Персонализованные, то есть подобранные с учетом потребностей ученика или студента, платформы. Индивидуальный подбор предметов на основе интересов и способностей. Темп подачи материала также будет приспособлен к особенностям восприятия каждого ученика.
Методики подачи материала, стратегии обучения, методы и формы оценки знаний будут становиться еще более разнообразными и креативными.
Доступ к информации
Сейчас уже можно говорить о том, что буквально на расстоянии вытянутой руки (а именно расстояние, которое нужно преодолеть, чтобы выйти в Интернет, будь-то дотянуться до смартфона, ай пада или компьютера) находится любая информация на любую заданную тематику.
Использование облачных технологий
Облачные технологии, которые в свою очередь упрощают вышеупомянутый доступ к ресурсам, программному обеспечению, и предоставляют возможность комфортной дистанционной работы над проектами совместно с другими участниками, в режиме реального времени.
Иными словами, это привнесение элементов игр в процесс образования. Примером могут служить введение системы достижений, очков, баллов, уровней, значков отличия. Особым преимуществом является мгновенная обратная связь. То, как ты справляешься с заданием, с предметом, ты узнаешь не в результате оценки в аттестате, а сразу же, по мере освоения материала.
А также представьте, что неотъемлемой частью образования будущего станут:
- ЗД принтеры и 3Д модели,
- экранизированные цифровые парты,
- проекционные модели на всю стену
- Цифровые очки
- Огромные возможности виртуальной реальности
- Голография
- Нейроинформатика
- Экраны на сетчатке глаз
В будущем образование станет непрерывным взаимосвязанным процессом, позволяющим ученикам получать знания необходимые для выживания в постоянно изменяющихся условиях существования.