Strong-stuff.ru

Образование Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Облегченное обучение в школе

Особенные дети в обычной школе

К сожалению, бывают дети, чьи глаза не видят, уши не слышат, ноги не ходят… Перечислять можно долго, но любые обстоятельства не должны лишать таких детей прав, присущих остальным. Сюда же относится и право на образование. Очевидно, что методика обучения незрячего или глухого ребенка должна в корне отличаться от общепринятой. В связи с этим в зависимости от вида патологии в нашей стране была выстроена система специального обучения, включающая в себя восемь видов, где в зависимости от диагноза различаются методики и образовательные программы:

— I вид — для слабослышащих и глухих детей;

— II вид- для глухонемых;

— III и IV виды — для слепых и слабовидящих;

— V вид — для детей с существенными дефектами речи;

— VI вид– для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

— VII вид– для детей с задержкой психического развития (ЗПР);

— VIII вид — для умственно отсталых.

Диагностика первых шести видов не составляет труда в виду очевидности имеющихся отклонений. Соответственно у родителей и специалиста, установившего факт наличия отклонения, как правило, не возникает разногласий. Таким образом ребенок получает квалифицированные образовательные услуги, необходимые для социальной адаптации и интеграции в общество.

Последние же два вида отклонений на первый взгляд не очевидны и проявляют себя лишь в процессе взаимодействия с окружающими. Родители зачастую готовы списать странности в поведении ребенка на кого и что угодно, только не на особенности психического развития.

Например, родители других детей в детском саду жалуются на ребенка, который проявляет агрессию, бьет и кусает сверстников. По мнению родителей этого ребенка, виноваты сверстники. Это они задираются и не умеют общаться с их чадом. Далее воспитатели жалуются на то, что ребенок на занятиях в группе невнимателен, раздражителен, быстро утомляется, медленнее всех справляется с заданиями или вовсе с трудом держит в руках карандаш. В этом будут виноваты воспитатели, которые непрофессионально выполняют свои обязанности, не умеют заинтересовать ребенка и найти к нему подход.

Время, проведенное в детском саду, проходит быстро, и наступает пора идти в школу. Процедура приема в общеобразовательную школу весьма формальна: здесь важнее регистрация будущего ученика в районе, приписанному к определенному образовательному учреждению, справки о прививках и отсутствии заразных болезней, чем заключение психолога и врача- невролога.

И вот первого сентября новый первый класс садится за парты. Воспитатели детского сада радуются тому, что проблемный ребенок более не в поле их ответственности, а вот учитель начинает быть тревогу.

Первоклассники усердно заполняют прописи и решают первые примеры, а один из учеников сидит под партой и катает машинки. На замечания реагирует остро и может по старой памяти, как в детском саду, укусить или ударить одноклассника.

В данном случае логично направить такого ученика на Психолого-Медико-Педагогическую Комиссию (ПМПК), состоящую из специалистов, уполномоченных выдать заключение об объективном состоянии психического развития ребенка. В дальнейшем по результатам такого заключения подбирается необходимая форма и программа обучения.

Проблема заключается лишь в том, что на сегодняшний день в соответствии с действующим положением о ПМПК, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1082 от 20.09.2013 г., обследование ребенка данной комиссией возможно только с письменного согласия его родителей, а заключение комиссии носит рекомендательный характер.

Теперь представим себя на месте родителей, для которых их ребенок самый лучший. Чужие, ничего не понимающие тети и дяди говорят, что он отстает в развитии. Для родителей это всегда шок. Они не могут поверить в происходящее и испытывают желание швырнуть заключение комиссии в урну, а после забыть обо всем.

В таком случае их чадо до пятнадцати лет может катать машинки под партой, пока его не отчислят из школы за неуспеваемость.

Если же родители внемлют голосу разума и прислушаются к заключению ПМПК, то, в зависимости от диагноза, их ребенок начнет обучение по специальным коррекционным программам.

Дети VIII вида продолжают обучение в специальных коррекционных школах, где упор делается на трудовое обучение и интеграцию в общество. После обучения в таких школах они не сдают выпускных экзаменов и получают аттестаты особого образца.

Дети VII вида продолжают обучение как в специальных коррекционных школах, так и в общеобразовательных школах по облегченным программам. После курса обучения они получают обычные аттестаты, но сдают не ОГЭ/ЕГЭ, а облегченный экзамен.

Если ученик VII вида поступает в специальную коррекционную школу, то потенциальные возможности его интеллектуального развития превращаются в реальные. Слабость памяти и внимания, недостаточная скорость темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности и эмоциональная неустойчивость корректируются специальным содержанием учебной программы, индивидуальным подходом и особыми условиями образовательного учреждения. Педагоги, работающие в таких учреждениях, прошли специальную подготовку. В результате ученик либо возвращается в общеобразовательную школу, поскольку от прежних проблем не осталось и следа, либо доучивается в специализированной школе, четко усваивая программу. В дальнейшем это позволяет ему беспрепятственно поступить в СУЗы, получить профессию и далее вполне самостоятельно влиться во взрослую жизнь полноценным членом общества.

Также ученик может быть переведен в коррекционный класс общеобразовательной школы, где обстановка и условия будут теми же, что и в специальной коррекционной школе. По численности такие классы не могут превышать 12-ти человек.

Однако сейчас, в связи с недостатком учебных аудиторий, популярным стало совместное (инклюзивное) обучение детей седьмого вида с детьми без патологий. Подобное явление снижает эффективность обучения и тех, и других. Даже если обычный учитель-предметник пройдет специальные курсы коррекционной педагогики, то в течение одного урока он не сможет сочетать общеобразовательную и коррекционную программу. Это невозможно. Если контрольные работы и домашние задания можно дифференцировать в зависимости от способностей учащихся, то объяснять новый материал раздельно нельзя. Остается два варианта. Первый: снижать уровень подачи материала для того, чтобы он был понят учащимися седьмого вида. В таком случае страдают другие ученики, поскольку получают минимум возможных знаний, позволяющих сдать выпускной экзамен на оценку не выше тройки. Второй вариант: ничего не менять в программе. Тогда дети с проблемами в восприятии начинают испытывать трудности в учебе и как следствие теряют к ней интерес, тем самым усугубляя свое положение.

Какие в таком случае рекомендации можно дать родителям, чьи дети, не имеющие патологий, учатся вместе со сверстниками с ЗПР? Меняйте класс или школу, поскольку дети с ЗПР будут якорем для всех остальных.

Если же вам пришлось пережить поход на ПМПК с ребенком, то следует понимать, что задержка психического развития как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте. Если к окончанию этого периода признаки недоразвития психических функций сохранились, то можно говорить об устойчивой умственной отсталости. Станет ли ваш ребенок полноценным членом общества — зависит только от Вас. Вам придется строго соблюдать рекомендации комиссии и педагогов, но результат, безусловно, того стоит.

В связи с чем актуально ввести не рекомендательный а обязательный характер заключений ПМПК в области определения образовательной траектории проблемного учащегося. Как и обаятельность, а не добровольность в обследовании ребенка данной комиссией по инициативе школы или садика, разуметься с возможностью прохождения ПМПК на альтернативной основе.

Как окончить учебный год раньше

Всё, что нужно знать, чтобы ребёнок смог окончить школу быстрее сверстников.

Как пройти ускоренную программу обучения

Существует два способа.

1. В школе

Можно перейти на индивидуальный учебный план (ИУП). В этом случае вы сможете определять порядок освоения школьной программы и проходить её быстрее. Порядок ускоренного обучения по индивидуальному плану определяется при его составлении. Так можно перейти на ИУП по всем предметам сразу либо только по некоторым дисциплинам. В этом случае ребёнку не нужно будет посещать все занятия по расписанию, он сможет присутствовать на них выборочно или приходить в школу только для сдачи аттестации.

Читать еще:  Где взять направление на целевое обучение

2. Вне школы

Для ускоренного обучения в экстернате придётся сменить форму получения образования. По закону в России можно получать образование можно двумя способами: в школах и других образовательных организациях и вне их (в семье, с помощью репетиторов или онлайн-школ).

По действующему законодательству, экстернат — это не самостоятельная форма обучения, а форма аттестации на семейном образовании. Ребёнок осваивает программу в семье, а в школе экстерном сдаёт промежуточные и итоговые аттестации.

Чтобы перевести ребёнка на семейное образование, родителям нужно написать заявление в департамент или управления образования по месту жительства, а также предупредить прежнюю школу. В большинстве регионов осуществить переход можно в любой момент учебного года, но многие эксперты рекомендуют начинать семейное обучение с сентября.

Следующий шаг — выбрать школу для прохождения аттестаций. По закону ученик на семейном образовании становится экстерном именно в момент временного зачисления в аккредитованную образовательную организацию.

Быть экстерном разрешено с любого возраста. Чтобы сократить срок обучения, можно пройти за год программу сразу нескольких классов. Существуют даже специальные школы-экстернаты, готовящие «семейников» к аттестациям. Например, в «Экстернате Фоксфорда» по программе два класса за один год можно в январе закрыть 10-й класс, а уже в мае-июне сдать ЕГЭ и выпуститься из школы.

Аттестат ученика на семейном образовании ничем не отличается от документов остальных школьников. Отметок о форме обучения не ставится. А отличники и хорошисты, как и все, могут рассчитывать на медаль.

Когда требуется ускоренное обучение

Дети становятся экстернами по разным соображениям. Рассмотрим самые распространённые.

Способности

Когда ребёнку легко даётся школьная программа, ему может быть скучать на обычных школьных уроках. Снижается мотивация и пропадает интерес к получению знаний. У ребёнка могут быть большие планы и амбиции, в которые не вписываются ненужные предметы и необходимость отсиживать за партой по семь уроков. Ускоренное обучение поможет заниматься в своём темпе.

Внешкольные увлечения

Иногда ребята уже в юном возрасте становятся профессиональными спортсменами или обнаруживают в себе иные таланты. Увлечения начинают занимать так много времени, что не вписываются в график, и тогда перевод на ускоренное обучение становится спасением. Ребята закончат школу раньше сверстников и смогут посвящать больше времени профессиональным увлечениям. А аттестат о среднем образовании станет своеобразной подушкой безопасности.

Жизнь за границей

Семья часто переезжает или эмигрировала, но родители хотят, чтобы у ребёнка был российский аттестат. Чтобы не затягивать процесс его получения, они выбирают ускоренное обучение.

Ускоренное дистанционное обучение

Как уже упоминалось, экстерны нередко подключают помощников в виде онлайн-школ. Ускоренное дистанционное обучение облегчает процесс аттестаций, ведь они чаще всего тоже сдаются удалённо.

Дистанционное обучение позволяет экстерну получать системные знания, причём в более комфортных условиях. Так, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» преподаются как базовые дисциплины, так и множество дополнительных. Занятия проводят педагоги из ведущих вузов России (МФТИ, МГУ, ВШЭ). Программа два класса за один позволяет сократить срок обучения на 2-4 года.

Выпускник домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Василий Полторацкий делится в интервью своими впечатлениями от экстерната и рассказывает, как ускоренное образование воспитывает самостоятельность.

«Главное преимущество экстерната в гибком графике. Если сегодня сделал мало, завтра наверстаешь. Есть дни когда не можешь заниматься больше двух-трёх часов, а бывает сидишь до позднего вечера не в силах оторваться от учебников. И это нормально».

Резюме

Ускоренное обучение можно осуществлять через индивидуальный учебный план, который разрабатывается для конкретного ребёнка, а также в форме семейного образования.

Экстернат — это форма аттестации на семейном образовании, которая часто позволяет заниматься ускоренным обучением. Экстерн может сократить срок получения школьного образования на 2-5 лет. Причинами перехода на ускоренное обучение обычно является неудовлетворённость школьным темпом, когда ребёнок осваивает материал быстрее, чем его дают.

«Экстернат Фоксфорда» организует ускоренное дистанционное обучение. Здесь ваш ребёнок сможет заниматься любимыми предметами под руководством талантливых педагогов, подготовиться к аттестациям и сэкономить столь ценный ресурс, как время.

Облегченное обучение в школе

Лариса Арачашвили — учитель русского языка и литературы волгоградской школы «Долина знаний», победитель конкурса «Учитель Года России — 2019», преподаватель волгоградского образовательного центра MAXIMUM.

— Какие основные проблемы вы видите при переходе на дистанционное образование?

— Проблем здесь может быть несколько.

Во-первых, существующие сервисы могут не выдержать такого одномоментного наплыва — все «ляжет». Никакой Moodle (среда, дающая возможность создавать сайты для онлайн-обучения) или ЯКласс (сайт, позволяющий проводить электронные тестирования и задания) не выдержит.

Во-вторых, РЭШ (Российская электронная школа), на которую многие учителя будут опираться, еще не совсем к этому готова: не все уроки разработаны до конца, не для всех классов, не по всем предметам. Преподавателям будет сложнее преподносить материал.

В-третьих, не у всех школьников есть доступ к интернету, некоторые семьи по разным причинам не пользуются компьютерами вообще.

Дети привыкли к тому, что школа — это, прежде всего, очное общение с учителем, face to face, но никак не онлайн-формат.

У чеников будет непросто заинтересовать в участии в дистанционном образовании.

Родители переживают, что многое из учебной программы будет упущено, некоторые из них настроены к новым форматам не сказать, чтобы враждебно, но настороженно. Я в свое время пользовалась вышеупомянутыми Moodle, ЯКласс, Classroom (сервисом, позволяющим создавать курсы, назначать и проверять задания), но каждый раз были 5-6 человек, которые не могли их выполнять: ко мне подходили родители и говорили, что они не будут учиться в онлайн-режиме, потому что это «игрушки» и вся работа должна вестись в классе. Для избежания конфликта от новшеств приходилось отказываться.

— Некоторые сервисы, такие как «Фоксфорд», Яндекс.Учебник, MAXIMUM Education, Учи.ру, открыли бесплатный доступ к своим онлайн-решениям. Это поможет?

— Я думаю, что это отлично и показывают уровень сознательности современных предпринимателей в образовании, которые готовы работать вместе с государственными образовательными учреждениями в кризисной ситуации.

Для многих школ это станет спасением.

— Похоже, что в будущем обществу придется иногда сталкиваться с подобными ситуациями. К чему это может привести?

— Возможно, сложившаяся ситуация поспособствует появлению одной онлайн-платформы для всей страны или нескольких региональных платформ, которые будут облегчать переход к дистанционному образованию.

При этом не уверена, что ребята из удаленных регионов получат более качественный образовательный контент из-за обучения в онлайне. Его и сейчас много: есть огромное количество каналов на YouTube, есть проект Инфоурок, где можно найти записи занятий от очень хороших преподавателей. Есть просветительский проект Arzamas с лекциями по литературе и другим предметам. Но весь этот контент не сконцентрирован в одном месте, и это проблема.

Содержание предметов вряд ли будет сильно пересматриваться из-за перехода в онлайн. Но если химию без экспериментов в классе представить себе можно — достаточно их заснять и выложить в качестве учебных видео, то с физкультурой, рисованием или пением могут быть проблемы.

— Должно ли в будущем онлайн-образование вытеснить оффлайн?

— Полностью «цифра» никогда не заменит школу, так как школа — важнейший социальный институт. Замены ему пока нет.

В школе, кто бы что ни говорил, особое значение имеет учитель и его живой контакт с учеником. Но какие-то элементы цифровизации будут развиваться, и это хорошо.

— Расскажите о своем опыте преподавания в онлайн: какие были сложности, преимущества?

— Один из минусов онлайн-уроков — отсутствие зрительного контакта преподавателя с учениками. Чтобы понять, слушает школьник вебинар или включил его и ушел по своим делам, преподавателю приходится постоянно задавать точечные вопросы и ждать ответы в чате.

Среди плюсов — особая атмосфера. Она создается за счет забавных случаев, которые происходят в процессе и превращаются, как принято говорить в MAXIMUM, в шабаши. На одном из моих вебинаров девочка опечаталась и вместо «ура» напечатала «руа». Теперь, в этой группе мы вместо «ура» всегда говорим «руа». Много интересных вещей попадает из класса в онлайн и наоборот: те же шабаши, точечные вопросы, игры и соревнования.

Читать еще:  Наши пенаты школа семейное обучение

— Вы много ездите по стране. Как меняется ситуация с цифровизацией образования?

— Ситуация меняется, но очень медленно. Чаще всего за словом «цифровизация» стоит появление новой техники в школах. И это важно, но это очень ограниченный успех, потому что отсутствует системный подход к работе по цифровизации. Если опросить педагогов, окажется, что большинство из них никогда не работали ни на одном из вебинарных или образовательных сервисов.

Мы часто говорим, что у нас есть технологии и возможности для массового перехода на дистанционное образование, но в большинстве школ я их не вижу.

Будем надеяться, что ситуация изменится. На данный момент нет вариантов, чтобы она не изменилась. Говорят же, что самые яркие точки роста случаются во время кризиса. Кризис, связанный с пандемией, заставляет нас ускоренными темпами менять подход к образованию.

Как перейти на семейное обучение: условия, законы, порядок действий

В 2019 году около 100 тыс. учеников в России не пошли в школы, так как их родители выбрали альтернативные формы образования. Количество таких детей растет примерно на 100% в год, говорится в исследовании образовательной конференции EdCrunch. Самая популярная альтернатива школе — семейная форма образования (хоумскулинг). Если вы тоже присматриваетесь к этому пути, полезным будет выяснить, как перевести ребенка на семейное обучение в 2020 году и какие законы регламентируют этот процесс.

Животрепещущим вопросам хоумскулинга посвящена новая книга Лейлы Сазонтовой «Жизнь без школы», вышедшая в издательстве «Альпина Паблишер». Лейла забрала своего сына Льва из школы, когда тот учился во втором классе. С тех пор прошло больше трех лет. Публикуем отрывок из книги.

Переходим на семейное образование

Закон гласит, что перевести ребенка на семейное обучение можно на любой ступени на основании заявления родителей (или самого ребенка, если он учится в старшем звене школы). Сделать это гораздо проще, чем кажется. Нужно выполнить несколько несложных, но вместе с тем очень важных действий.

Шаг 1. Найти подходящее общеобразовательное учреждение

Это необходимо для того, чтобы прикрепиться к нему и спокойно проходить аттестации. Выбор учебного заведения остается за родителями, регистрация ребенка по месту жительства не играет никакой роли.

Родители сами решают, аттестат какой школы они хотят видеть на руках у ребенка — обычной или, например, с углубленным изучением каких-либо предметов. В любом случае экстерном придется отчитываться по той программе, по которой учатся ученики данной школы.

При этом ребенок, обучавшийся дома, получит аттестат, абсолютно идентичный тому, который будет у других выпускников этого учебного заведения, а форма обучения в нем не фигурирует.

Шаг 2. Обсудить с администрацией школы (завучем и/или директором) возможность прикрепления к учебному заведению

Важно узнать, обозначена ли такая форма обучения, как семейная, в уставе школы. Кроме того, не забудьте уточнить, есть ли в школе подобные прецеденты. Конечно, быть первопроходцем всегда приятно и немного волнительно, но для вас и ребенка лучше, если администрация будет знать, с чем имеет дело, и грамотно решать любые сложные и спорные ситуации, которые могут возникнуть.

Шаг 3. Уведомить соответствующие органы местного самоуправления (как правило, это районный или городской департамент образования) о переходе на семейное обучение

Ниже приведена примерная форма такого уведомления. Необходимо подготовить два экземпляра документа, с которыми вы придете в департамент на прием к специалисту. Один экземпляр завизировать и оставить себе, другой — отдать чиновникам.

Шаг 4. Написать заявление на имя директора учебного заведения с указанием причины (даже если это «собственное желание»), по которой вы решили перевести ребенка на семейную форму образования

К заявлению нужно приложить следующие документы: документ, удостоверяющий личность одного из родителей или подтверждающий установление опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей, копию свидетельства о рождении ребенка, фотографию ребенка 3×4. Родителям, которые переводят детей на семейное обучение после очного, не нужно предоставлять администрации никаких дополнительных справок.

Шаг 5. Заключить соответствующий договор с учебным заведением

В договоре должны быть отражены сведения о возможных консультациях, порядке взаимодействия родителей, ученика и учебного заведения, а также информация о промежуточной аттестации ребенка.

Образец такого документа вы также сможете найти ниже.

Шаг 6. Составить и утвердить с учителями график и форму прохождения аттестаций, педагогических и психологических консультаций, взять в школьной библиотеке необходимые учебники и методические пособия

При переводе ребенка на домашнее обучение родители полностью берут на себя обязанности по его подготовке к контрольным работам, зачетам и экзаменам. В случае каких-то проблем остается возможность обращаться к педагогам школы, которые обязаны оказать методическую помощь. Если родители не смогут обеспечить усвоение ребенком школьной программы, школа вправе расторгнуть заключенный договор, и ученик вернется в класс.

Семейное обучение. Закон и порядок

В России семейное образование закреплено на законодательном уровне. Более того, Федеральный закон «Об образовании» в последней редакции дает родителям «домашних» детей простор для творчества и право на выбор во многих вопросах: форм и периодичности аттестаций, программ, учителей и так далее.

Тем не менее до полной доступности семейного образования еще очень далеко. Нередко приходится слышать, что администрации школ грозят родителям, которые хотят обучать детей самостоятельно, сообщить «куда следует». Но «куда следует» оказывается муниципальными властями, районными отделами образования и даже отделами по делам несовершеннолетних. Подобные жалобы, конечно, не имеют никакой юридической силы, однако способны попортить родителям немало нервов.

Для того чтобы избежать ненужных переживаний, родителям нужно знать нормативно-правовую базу семейного образования. Официальных документов, которые регламентировали бы этот вопрос, не так уж и много. Если быть точнее, их два: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2013 года и Письмо Министерства образования РФ «Об организации получения образования в семейной форме».

В предыдущей редакции закона, помимо семейного образования и самообразования, был прописан экстернат как форма обучения. Однако в новом законе экстернат существует только как форма аттестации. Семейное образование предполагает прикрепление к школе только для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций. При этом родители берут на себя всю ответственность за образование детей. Если аттестация не пройдена дважды, ребенок возвращается в школу.

Для детей, желающих числиться в школе, но учиться дома, существует такая форма обучения, как заочное.

Согласно статье 17 ФЗ «Об образовании», в Российской Федерации образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их, то есть в форме семейного образования и самообразования.

Таким образом, семейное образование является лишь формой получения образования, ни в чем не уступающей традиционному обучению в стенах школы.

Читаем закон далее. «Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Здесь важно обратить внимание на слово «право». Заметьте, не «обязанность». Иными словами, дети, получающие образование в форме семейного обучения, не обязаны проходить аттестацию раз в четверть или полгода (чего нельзя сказать об итоговых аттестациях в выпускных классах, без успешного прохождения которых ребенок не получит аттестат).

В этой же статье можно встретить и такую строчку:

«Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе. определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами».

Что это значит? То, что по закону школа, лицей или гимназия не может заниматься самоуправством и предложить вам, к примеру, пройти аттестацию по какому-либо дополнительному предмету или спецкурсу, если они не прописаны во ФГОСах (тех самых образовательных стандартах).

Но это палка о двух концах: вы можете считать музыку или, к примеру, изобразительное искусство хоть трижды неважным и второстепенным предметом, но любая попытка «договориться» с учебным заведением и «обойти» аттестацию обречена на провал: администрация школы напомнит о том, что есть стандарты, по которым ребенок должен учиться независимо от выбранной формы получения знаний.

Читать еще:  Кадастровый оценщик обучение

Идем дальше. Статья 34 закона «Об образовании» гласит:

«Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе».

На этом моменте прошу заострить внимание. Фактически эта статья развязывает руки родителям «домашних» детей. Ребенок, получающий образование за пределами школьных стен, может пройти аттестацию практически в любое время — хоть в первый раз после восьмого класса, даже если до этого не посещал школу.

Не менее важна и статья 63, пятый пункт которой звучит следующим образом:

«При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают».

То есть вопреки расхожему мнению муниципалитет не вправе решать, может или нет семья учить ребенка дома. Все, что чиновники должны сделать со своей стороны, — принять у вас уведомление о выборе формы обучения (в конце вы найдете форму заявления), завизировать ваш экземпляр и пожелать удачи в самостоятельном плавании.

В следующей, 64-й, статье говорится о том, что семьи, обучающие детей вне школ, имеют право на получение «методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы». Статья уточняет, что расходы на оказание такой помощи ложатся на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако судя по тому, что рассказывают родители хоумскулеров, такая помощь если и осуществляется, то крайне редко и урывками.

А теперь рассмотрим статьи Конституции, которые так или иначе касаются семейного образования. Самое главное здесь — это, пожалуй, первый пункт статьи 43, который гласит, что каждый имеет право на образование. Впрочем, сомнений здесь не возникает и пояснений не требуется, а потому идем дальше.

В пункте 4 той же статьи указано:

«Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».

Здесь уже нужны некоторые пояснения. Первое. Нонскулинг в России официально запрещен. Второе (и это не менее важно!): именно родители отвечают за получение их ребенком образования.

Пятый пункт статьи 43 подтверждает возможность обучения детей дома:

«РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Стоит отдельно сказать и о первом пункте статьи 44. Хотя напрямую он не касается образования, тем не менее связан с ним: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». Это означает, что родители и дети имеют гарантию свободы в преподавании. То есть переход на семейное образование не нуждается в оправданиях, а родители, выбравшие такую форму обучения своих детей, не обязаны объяснять свой выбор ни администрации учебного заведения, ни муниципальным властям. Кроме того, родителям вовсе не обязательно иметь специальное образование, для того чтобы получить разрешение на обучение своего ребенка дома (как видим, и само разрешение не нужно).

Формы обучения в школе. Какую выбрать?

В настоящее время невероятную популярность приобрела тема семейного обучения. Она очень активно продвигается в сети. Но мало кто из родителей знает ещё и о заочной, и очно-заочной формах обучения. Считается, что заочное или дистанционное – это только про высшее образование. Но это не так.

Сегодня я кратко расскажу обо всех формах школьного образования, которые сейчас существуют в России. Конечно опираясь на закон «Об образовании». В дальнейшем планирую разбор каждой конкретной формы с плюсами и минусами.

Все формы образования делятся по прикреплению к учреждению.

То есть очная, очно-заочная, заочная форма предполагают зачисление ребенка в школу. Это значит, что на его обучение школе выделяются деньги из бюджета. И она несет ответственность за качество образования.

Если ребенок находится на семейном обучении, то его зачисляют только на время аттестации. В таком случае финансирование на него школа не получает и никакой ответственности не несет. Кстати во многих областях страны родителям выплачивают ежемесячное пособие, если ребенок находится на семейном обучении.

Очная форма обучения — это наша привычная обычная школа, которую ребенок должен посещать ежедневно, изучать здесь все предметы и проходить итоговую аттестацию. В данном случае школа получает финансирование на каждого ребенка и несет ответственность за качество обучения.

Заочная форма – ребенок также зачислен в конкретную школу, которая несет ответственность за качество обучения. Школа также получает финансирование из бюджета на таких детей. В чем же разница? Ребенок самостоятельно изучает школьную программу по всем предметам, но в отличие от семейного образования, данная форма предполагает наличие консультаций у преподавателей школы, программу обучения, а также зачетную форму аттестации ребенка. То есть ребенок пишет контрольные, тесты и т.п. либо приходя в школу, либо дистанционно.

Государственная итоговая аттестация и всероссийские проверочные работы должны обязательно писаться в школе вместе со всеми. Если таких детей в классе 9 и больше, то для них разрабатывают общую программу обучения, если же таких деток меньше 9, то предполагается разработка индивидуального учебного плана для каждого ребенка.

Для любой школы это естественно дополнительная нагрузка, поэтому родителям не рассказывают о такой форме обучения. Не афишируют, так сказать.

Очно-заочная форма – по сути, смесь первой и второй. Часть предметов ребенок изучает самостоятельно, часть в школе. Причем, какие предметы он будет изучать, выбирает ребенок совместно с родителями. Чаще всего предметы, в которых ребенок хорошо разбирается, выносятся на самостоятельное изучение, а те, где ребенку сложно на изучение в школе.

Ни заочную, ни очно-заочную форму обучения в наших школах не любят из-за увеличивающейся нагрузки на работников школы. А ведь еще и ответственность надо нести за такого ребенка! Зачем такой «геморрой» нужен школе? « Семейники » в этом плане гораздо удобнее и проще .

Семейное образование предполагает полную ответственность родителей за качество образования ребенка. Школа, конечно, может порекомендовать перевести ребенка на очную форму обучения, если он не прошел итоговую аттестацию по одному или нескольким предметам, но в любом случае решать что в этом случае делать — будут родители. Мне лично эта форма обучения кажется какой-то однобокой. Да, ребенок не ходит в школу, учится дома, высвобождается много времени, но. Родители должны обучать ребенка сами, либо нанимать репетиторов. Школа же только проводит итоговую аттестацию раз в четверть, полугодие или год и никакой ответственности не несет.

Выбирать форму обучения, конечно, надо родителям совместно с ребенком. Будьте готовы к тому, что если Вас не устраивает очная форма обучения, то в школе Вы встретите только осуждение и непонимание. Да и школы зачастую не готовы предоставить Вам альтернативу, тогда как должны это сделать согласно закону. В лучшем случае Вам предложат перейти на семейное обучение. Я же призываю не забывать о своих правах и действовать в интересах ребенка.

В дальнейшем я планирую написать ряд статей о каждой форме образования с подробным разбором минусов и плюсов. А также делиться своим опытом, так как у нас две дочки школьницы, которых мы осознанно перевели на заочное обучение, и прикрепили к платной «интернет-школе».

Поэтому, если Вам интересна тема образования, не забудьте подписаться на наш канал!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector