Strong-stuff.ru

Образование Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формы обучения в сестринском деле

Обучение в сестринском деле

В настоящее время все большее значение приобретает медицинское просвещение, воспитание ответственности за свое здоровье. Важная роль в использовании современных технологий профилактики и санитарного просвещения населения отводится сестринскому персоналу. Сестринский персонал активно участвует в обучении населения приемам оказания неотложной помощи, ухода за больными, нетрудоспособными лицами, а также успешно реализуются программы обучения больных сахарным диабетом, сердечно сосудистыми заболеваниями, бронхиальной астмой.

Обучение в сестринском деле – это обоюдный процесс целенаправленной деятельности медсестры и пациента, состоящий в передаче знаний, умений и навыков от медсестры пациенту или его родственникам и близким в процессе обучения. В результате пациент или его родственники усваивают и формируют определенные навыки для удовлетворения основных жизненно важных человеческих потребностей.

Обучение является неотъемлемой функцией в деятельности медицинской сестры.

  1. Познавательная — пациент узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, выделяет приоритетную информацию от второстепенной.
  2. Психомоторная — пациент обладает умением, благодаря умственной и мышечной деятельности, обучается новым движениям, способен изменить двигательную реакцию в необычной ситуации, уверенно выполняет необходимые действия. Обучающийся готов выполнить часть действий эмоционально, психологически и физически.
  3. Эмоциональная — пациент, получив информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких либо факторов, обучающийся активно слушает, реагирует на новую информацию вербальным, так и невербальным способом.
  4. Сестринская педагогика — это часть сестринской деятельности, в которой медицинская сестра сможет проявить свой творческий потенциал, опираясь на профессионализм.

Сестринская педагогика имеет следующие цели:

  • коррекция существующего образа жизни;
  • адаптация пациента к хронической болезни.

Медицинской сестре приходится работать с разными категориями пациентов, сталкиваться с рядом проблем, требующих терпения, тактики и специальных знаний. Медсестра должна владеть приемами и методами обучения, консультирования.

К методам обучения в сестринском деле относится:

  • словесный (устное изложение, инструктаж, убеждение в проведении медицинского обследования, консультирование и т.д.);
  • наглядный (демонстрация различных видов шприцев, иллюстраций, атласов, видеофильмов, презентаций и т. д.);
  • практический (отработка самих манипуляций: измерение температуры тела, измерение артериального давления, правила пользования карманным ингалятором, небулайзером и т.д.).

В процессе обучения новую информацию пациенту необходимо излагать от простого к сложному, но при этом четко выделять самое главное – что подлежит обязательному усвоению.

Обучение пациента, его родственников включается в сестринский процесс. Сестринский процесс дает возможность систематизировать работу медсестры, выбирать приоритетные направления, планировать и выполнять действия, оценивать их результат вместе с пациентом. Вместе с тем выполнение функции обучения во многом определяется умением медсестры осуществить этапы учебного процесса от предварительного определения уровня знаний и умений пациента до оценки результатов обучения. Процесс обучения должен быть правильно построен, цели и задачи определены заранее. Таким образом, реализация обучающей функции медсестры требует от нее специальных знаний и умений в области медицинской педагогики и психологии.

Итак, рассмотрим этапы сестринского процесса.

Осуществляя процесс обучения на первом этапе сестринского процесса, медсестра, собрав необходимую информацию о пациенте, должна: заручиться поддержкой пациента, определить, чему и как учить. Это возможно только в том случае, если медсестра правильно определила, удовлетворение каких жизненно важных потребностей нарушено у пациента.

Второй этап сестринского процесса — это определение проблем пациента (физические, психологические, социальные, духовные).

Этот этап подразумевает документирование и анализ полученной информации. Итогом анализа является формулировка сестринских проблем:

1) существующие (первичные, промежуточные, вторичные);

Например: дефицит знаний о рациональном питании, о приеме лекарственных средств и т.д. В педиатрической практике часто сестринская проблема относится не только к пациенту, но и к родственникам (например: неэффективное кормление грудью, дефицит знаний по вскармливанию, массажу, закаливанию грудного ребенка).

Третий этап сестринского процесса — определение целей и планирование сестринских вмешательств.

Цели различают: краткосрочные и долгосрочные. Они должны быть конкретными, реальными, достижимыми, соответствовать поставленной проблеме, сформулированы в пределах сестринской компетенции, сосредоточены на пациенте. Медсестре необходимо разработать индивидуальный план обучения для каждого пациента, обязательно составлять его вместе с пациентом, давать советы, инструкции больным и их семье, сотрудничать с пациентом.

Постановка целей дает направление в деятельности медсестры и пациента в процессе обучения и используется для определения результатов обучения.

Четвертый этап сестринского процесса — реализация сестринских вмешательств. Приступая к реализации составленного плана, медсестра должна учитывать окружающую обстановку — это важное условие для успешного обучения, имеет значение комфорт во время обучения. Сотрудничество медсестры и пациента — залог успеха в обучении.

Из-за отсутствия обучающих программ, методических материалов, наглядных пособий при обучении можно использовать памятки, специальную медицинскую литературу, медицинские атласы и т.д. Печатные материалы должны быть доступны, написаны понятным языком, иметь небольшие объемы, не содержать непонятных медицинских терминов.

В процессе обучения медсестра должна задавать больше конкретных вопросов, наблюдать, как пациент осваивает и выполняет новые навыки, обучить пациента вести дневник наблюдений.

Важно заинтересовать пациента в необходимости получения тех или иных знаний, умений, навыков и правильно выбрать момент, когда пациент готов усвоить новую информацию. Пациент усваивает новую информацию лишь тогда, когда она ему нужна, близка ему, персонально важна для дальнейшего выздоровления.

Пятый этап сестринского процесса — оценка и коррекция ухода.

На этом этапе следует соотнести полученный результат с поставленной целью. Завершая процесс обучения по конкретной проблеме, медицинская сестра сообщает пациенту результат сестринской оценки. Кроме того важна и самооценка пациента.

Обучающая функция медицинской сестры в учреждениях здравоохранения имеет огромное значение, так как она ближе всех к страданиям больного, и сегодня на нее ложится часть функций, которые раньше выполнял врач.

  1. С.А. Мухина, И.И. Тарновская “Теоретические основы сестринского дела”, учебник, 2-е издание, исправленное и дополненное, г. Москва, “ГЭОТАР-Медия”, 2014 г.
  2. И.Х. Аббясов, С.И. Двойников, Л.А. Карасева “Основы сестринского дела”, под редакцией С.И. Двойникова, учебник, г. Москва, “Академия”, 2012г.
  3. Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова “Основы сестринского дела”, издание 10, дополненное и переработанное, г. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2011 г.
  4. В.Р. Вебер, Г.И. Чуваков, В.А. Лапотников, М.Н. Копина “Основы сестринского дела”, учебное пособие, серия “Медицина”, г. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2013 г.
  5. Медицинский журнал “Сестринское дело”, издатель ООО “Современное сестринское дело”, г. Москва, №4, 2014 г.

Формы обучения в сестринском деле

Задачи и сферы обучения в сестринском деле

Задачами обучения в сестринском деле являются пропаганда здорового образа жизни, позволяющего сохранить и укрепить здоровье и подготовка пациента к максимальной адаптации в болезни.
Обучение, как правило, происходит в трех сферах: познавательной, эмоциональной и психомоторной.
Познавательная сфера подразумевает, что человек получает информацию, узнает новые факты. Эту информацию он анализирует, отделяет важную, значимую для него, от второстепенной. Например, человек узнает о сущности заболевания, его причинах, факторах риска, течении и возможных исходах, принципах организации здорового образа жизни, рациональном питании, диете, способах закаливании, профилактических мероприятиях.
Эмоциональная (чувственная) сфера заключается в том, что человек, получив информацию, реагирует на это чувствами (эмоциями), переживаниями, мыслями, мнениями. Он оценивает полученные знания и изменяет свое поведение. Например, человек активно слушает и реагирует на новую информацию (удивляется, тревожится, задумывается) и меняет свое поведение: начинает соблюдать диету, рационально питаться, заниматься физической культурой, одеваться по сезону, соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.
Психомоторная сфера означает, что человек, используя умственную и мышечную деятельность, обучается новым видам движений, уверенно выполнит необходимые действия, приобретает стойкие навыки, например чистит зубы, завязывает шнурки, передвигается с помощью костылей, вводит себе инсулин, определяет пульс и т.д.
Сестринское обучение требует от медицинской сестры специальных знаний и профессионализма. Она должна владеть методами и приемами обучения.
Методами обучения являются:
1) словесный — информация излагается в устной форме: рассказ, беседы, лекции;
2) наглядный (иллюстративный) — используются медицинские атласы, картинки, видеофильмы, показываются предметы ухода, инструментарий и т.д.;
3) практический — проводится отработка практических манипуляций: измерения артериального давления (АД), смены повязки, введения инсулина, применения карманного ингалятора.
Выделяют несколько видов учебных занятий:
— лекция — пациентам даются готовые знания, например о симптомах заболевания, способах предохранения от беременности;
— проблемная лекция — сообщение пациенту информации, которая заставляет его задуматься и сделать выводы;
— беседа — обучение проводится в форме «вопрос — ответ»;
— ролевые игры — пациент получает практические навыки, учится вести себя в конкретной ситуации (например, оказанию само- и взаимопомощи).
Важным компонентом обучения являются средства обучения.
Учебно-наглядные пособия дополняют и иллюстрируют объяснение. Пособиями могут служить:
— натуральные препараты (объекты живой и неживой природы);
— средства обучения, являющиеся предметами профессиональной деятельности (медицинские инструменты, перевязочный материал, приборы и т.д.);
— изобразительные средства (рисунки, плакаты, фотографии, слайды, таблицы, диаграммы, схемы, графики, планы, карты).
Вербальные средства включают в себя справочную, учебную и методическую литературу.
Технические средства обучения являются техническими устройствами. К ним относятся видеофильмы, аудиозаписи, компьютеры, мультимедийные системы.
Таким образом, знание разнообразных методов, форм и способом обучения позволяет медицинской сестре выбрать оптимальный способ обучения пациента.
Формальное обучение пациента проводится в ЛПУ или домашней обстановке. Медицинская сестра обучает пациента, прививает навыки повседневных действий (введение инсулина, измерение АД) или закрепляет навыки, полученные у других специалистов: инструктора по лечебной физкультуре (ЛФК), массажиста, диетолога.
Неформальное обучение проводится, когда медицинская сестра, выполняя свои обязанности, беседует с пациентом о волнующих его проблемах: как правильно питаться, к чему приведет частое употребление алкоголя, какие побочные действия может оказать лекарство и т.д.
Используя формальное и неформальное обучение, медицинская сестра может значительно увеличить объем знаний и умений пациента и ею родственников.
Кроме того, обучение может быть индивидуальным и коллективным (групповым). Групповое обучение больных имеет ряд преимуществ. Оно создает определенную атмосферу, помогает воспринять информацию в нужном свете, уменьшает чувство одиночества. Пациенты получают возможность обменяться опытом, получить поддержку, что способствует положительному восприятию процесса лечения.
Для более активного вовлечения пациентов в учебный процесс целесообразно применять активные методы обучения: анализ конкретных ситуаций, решение задач, дискуссии, деловые игры, которые активизируют мышление, повышают мотивацию к обучению.
Деловая игра ставит участников в реальные жизненные ситуации, формирует умения и навыки решения конкретных проблем. Однако групповое обучение не всегда эффективно и напрямую зависит от количества обучаемых: чем больше группа, тем ниже эффективность. Лучше всего проводить обучение индивидуально или небольшой группой (2 — 3 чел.).

Читать еще:  Организация здравоохранения обучение

Источник: Основы сестринского дела: И.X.Аббясов, С.И.Двойников, Л.А.Карасева, 2007г.

Формы обучения в сестринском деле

Мини-лекция по теме: «Обучение в сестринском деле»

Обучение – это неотъемлемая часть сестринской деятельности. Оно является одной из функций в работе медсестры.

Цель содержания обучения — сохранение здоровья, поддержание определенного уровня качества жизни при нарушении функции какого-либо органа или системы организма человека.

Сестринская педагогика – это та область сестринской деятельности, в которой медицинская сестра может проявить свой творческий потенциал, опираясь на профессионализм. Эта деятельность сталкивает медицинскую сестру с рядом проблем, требующих терпения, такта и специальных знаний.

Сущность сестринской педагогики состоит в передаче знаний, умений и навыков от медсестры пациенту или его семье.

Задачи обучения в сестринском деле :

¨ пропаганда здорового образа жизни, позволяющая сохранить и укрепить здоровье (или коррекция существующего образа жизни);

¨ максимальная адаптация к болезни.

Обучение в сестринском деле – это двусторонний процесс целенаправленной деятельности медицинской сестры и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и формирование навыков у пациента.

Различают три сферы обучения:

¨ познавательная , когда человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, отличает главную от второстепенной информации, не имеющей приоритетного значения;

¨ эмоциональная, когда человек, получив информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-либо факторов, человек активно слушает и реагирует на новую информацию как вербально, так и невербально;

¨ психомоторная , когда человек обладает умением, благодаря умственной и мышечной деятельности, обучаться каким-либо новым движением; способен изменить двигательную реакцию в необычной ситуации, уверенно выполняет необходимые действия. Готов выполнить часть действий психологически, физически и эмоционально.

¨ словесным (рассказ, беседа);

¨ наглядным (показ картинок, демонстрация видеофильмов, инструментов);

¨ практическим (отработка манипуляций — измерение АД, смена повязки).

Кроме методов, медсестра должна владеть приемами обучения. Прием – это совокупность действий, направленных на достижение желаемого результата в обучении.

К приемам обучения относятся:

¨ запоминание (повторение, выделение опорных сигналов);

¨ приемы мыслительной деятельности (анализ, сравнение, коррекция, обобщение).

Эта пы обучения:

¨ -предварительная оценка уровня знаний и умений пациента;

¨ -планирование содержания и метода обучения (совместно с пациентом);

¨ реализация плана обучения;

¨ оценка результатов обучения.

Обучение может быть формальным и неформальным. Обучение пациента в ЛПУ или дома относится к формальной обстановке, когда медсестра обучает навыкам, приемам выполнения повседневных действий (умывание, одевание, прием пищи). Неформальное обучение — это когда медсестра при выполнении своих обязанностей беседует о волнующих людей проблемах (как уберечь себя и близких от ВИЧ-инфекции, гепатита С и др.), представляет информацию, необходимую для соблюдения здорового образа жизни.

Процесс обучения должен быть мотивирован. Мотивация стимулирует отношение пациента к обучению с целью сохранения, укрепления и восстановления своего здоровья. Мотив является побудительным эффектом.

Мотивы делятся на три группы:

¨ мотивы, связанные с самой учебной деятельностью;

¨ мотивы, связанные с творчеством.

Для каждого обучаемого мотивация индивидуальная. Медсестра тактично, уважительно, терпеливо, а иногда и настойчиво выясняет мотивы к обучению и на них ориентируется в кропотливом, последовательном, порой очень сложном и трудном учебном процессе. Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя путями:

¨ соответствующим подбором содержания обучения, которое должно быть доступным, последовательным, интересным, с элементами новизны, обязательно открытым для пациента или его окружения;

¨ разнообразием формы обучения (лекция, деловая игра, проблемный подход, беседа и т.д.).

Читать еще:  Обучение энергетическому массажу в москве

Требо вания к медсестре в процессе обучения :

¨ отзывчивость и сердечность;

¨ способность понять проблемы пациента;

¨ высокий профессионализм, грамотная речь;

¨ умение контролировать себя, не поддаваться эмоциям;

¨ умение настроить себя на задушевность, конфиденциальность;

¨ умение выбрать оптимальный метод воздействия на пациента;

¨ мотивировать обучение, используя жизненные ценности.

Большое значение имеет способность медсестер к организации учебного процесса.

Обучение в сестринском деле

Тема 1.2. Общение и обучение в сестринском деле

1. Функции медицинской сестры как преподавателя по вопросам, касающимся состояния здоровья.

2. Сферы обучения: познавательная, эмоциональная, психомоторная.

3. Способы обучения: формальные и неформальные, индивидуальные и коллективные.

4. Оценка потребностей пациента и (или) его семьи в обучении.

5. Оценка исходного уровня знаний и умений пациента. Учет факторов, влияющих на способность к обучению: возраст, образование, состояние здоровья.

6. Мотивация обучения.

7. Организация обучения.

8. Содержание обучения: сохранение здоровья, поддержание определенного уровня качества жизни.

9. Выбор времени обучения.

10.Планирование обучения совместно с пациентом, с учетом его индивидуальности.

11.Темп обучения. Активное участие и поощрение заинтересованности пациента в обучении.

12.Создание благоприятной для обучения обстановки: тишина, освещение, вентиляция, температура воздуха.

13.Педагогический такт. Необходимые коммуникативные навыки.

14.Педагогические приемы: беседа, демонстрация, обеспечения специальной литературой. Наглядность обучения.

15.Оценка качества и эффективности обучения.

Процесс обучения пациента или его родственников зависит от профессионализма медсестры, ее опыта, знаний умений. Педагогика — наука о воспитании человека, включает процесс образования и обучения.

Обучение — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями и умениями под руководством опытных лиц.

Цель сестринской педагогики — обеспечить достойную жизнь пациенту в новых для него условиях в связи с заболеванием, чтобы жить в гармонии с окружающей средой. Медицинская сестра для пациента не только специалист, но и педагог-воспитатель, владеющий и соблюдающий принципы медицинской этики, деонтологии, биоэтики и отличающийся культурой общения.

Обучение в сестринском деле — это совместная деятельность медсестры и пациента для получения знаний, формирования умений и навыков у пациента.

Терапевтическое обучение является частью ежедневной жизни пациента, затрагивает его семью, родственников и друзей. Качественное терапевтическое обучение должно включать в себя предоставление пациенту необходимой информации и обязательную психологическую поддержку самого пациента, его семьи и родственников. Это длительный непрерывный процесс, учитывающий образ жизни пациента и особенности его личности.

Задачи обучения в сестринском деле:

■ удовлетворять нарушенные потребности пациента, то есть обучить пациента самоуходу;

■ адаптировать пациента к болезни и способствовать повышению качества его жизни;

■ пропагандировать здоровый образ жизни или корректировать существующий.

Обучение, как правило, происходит в трех сферах: познавательной, эмоциональной и психомоторной.

Сферы обучения:

1.Познавательная — позволяет анализировать факты и информацию, абстрактно мыслить, использовать полученные из окружающей среды знания и впечатления.

2.Эмоциональная — характеризует настроение личности. Человек, получив информацию, изменяет свое поведение, выражает это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов.

3.Психомоторная — изменяет настроение, чувства, двигательную активность пациента в зависимости от общего самочувствия, нервно-психических и соматических заболеваний.

Познавательная сфера подразумевает, что человек получает информацию, узнает новые факты. Эту информацию он анализирует, отделяет важную, значимую для него, от второстепенной. Например, человек узнает о сущности заболевания, его причинах, факторах риска, течении и возможных исходах, принципах организации здорового образа жизни, рациональном питании, диете, способах закаливании, профилактических мероприятиях.

Эмоциональная (чувственная) сфера заключается в том, что человек, получив информацию, реагирует на это чувствами (эмоциями), переживаниями, мыслями, мнениями. Он оценивает полученные знания и изменяет свое поведение. Например, человек активно слушает и реагирует на новую информацию (удивляется, тревожится, задумывается) и меняет свое поведение: начинает соблюдать диету, рационально питаться, заниматься физической культурой, одеваться по сезону, соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.
Психомоторная сфера означает, что человек, используя умственную и мышечную деятельность, обучается новым видам движений, уверенно выполнит необходимые действия, приобретает стойкие навыки, например чистит зубы, завязывает шнурки, передвигается с помощью костылей, вводит себе инсулин, определяет пульс и т.д.

Функции обучения:

1. образовательная — стремление к получению знаний и приобретению умений и навыков. Навык — высшее проявление умения, способность выполнять действия са- мостоятельно;

2. развивающая — способность применить знания и умения на практике; воспитательная — целенаправленное развитие личности.

Обучение в сестринском деле — это взаимодействие медсестры, пациента и/или его родственников.

Процесс обучения медсестры-педагога зависит от состояния пациента и его близких в процессе преподавания, так как информация может быть воспринята:

1. активно: есть собственные интересы и цели для их реализации посредством самостоятельного поиска и использования информации;

2. пассивно: медсестра дает готовую информацию на основе ее профессионализма путем разъяснения, сообщения, показа, демонстрации;

3. мотивированно, то есть с познавательным интересом в самой учебной деятельности. При этом выявляют и обсуждают проблемы пациента, цели и ожидаемый результат, объем сестринских вмешательств, их реализацию и оценку результата с возможной коррекцией.

Сестринское обучение требует от медицинской сестры специальных знаний и профессионализма. Она должна владеть методами и приемами обучения. Методы обучения — взаимодействие медсестры и пациента при изучении учебного материала, направленное на достижение желаемого результата.
Методами обучения являются:
1) словесный — информация излагается в устной форме: рассказ, беседы, лекции;
2) наглядный (иллюстративный) — используются медицинские атласы, картинки, видеофильмы, показываются предметы ухода, инструментарий и т.д.;
3) практический — проводится отработка практических манипуляций: измерения артериального давления (АД), смены повязки, введения инсулина, применения карманного ингалятора.
Выделяют несколько видов учебных занятий:
— лекция — пациентам даются готовые знания, например о симптомах заболевания, способах предохранения от беременности;
— проблемная лекция — сообщение пациенту информации, которая заставляет его задуматься и сделать выводы;
— беседа — обучение проводится в форме «вопрос — ответ»;
— ролевые игры — пациент получает практические навыки, учится вести себя в конкретной ситуации (например, оказанию само- и взаимопомощи).

Приемы обучения — действия, направленные на достижение желаемого результата в обучении:

1) наблюдение — восприятие;

3) анализ — обобщение, коррекция.

Важным компонентом обучения являются средства обучения.
Учебно-наглядные пособия дополняют и иллюстрируют объяснение. Пособиями могут служить:
— натуральные препараты (объекты живой и неживой природы);
— средства обучения, являющиеся предметами профессиональной деятельности (медицинские инструменты, перевязочный материал, приборы и т.д.);
— изобразительные средства (рисунки, плакаты, фотографии, слайды, таблицы, диаграммы, схемы, графики, планы, карты).
Вербальные средства включают в себя справочную, учебную методическую литературу.
Технические средства обучения являются техническими устройствами. К ним относятся видеофильмы, аудиозаписи, компьютеры, мультимедийные системы.
Таким образом, знание разнообразных методов, форм и способом обучения позволяет медицинской сестре выбрать оптимальный способ обучения пациента.
Формальное обучение пациента проводится в ЛПУ или домашней обстановке. Медицинская сестра обучает пациента, прививает навыки повседневных действий (введение инсулина, измерение АД) или закрепляет навыки, полученные у других специалистов: инструктора по лечебной физкультуре (ЛФК), массажиста, диетолога.
Неформальное обучение проводится, когда медицинская сестра, выполняя свои обязанности, беседует с пациентом о волнующих его проблемах: как правильно питаться, к чему приведет частое употребление алкоголя, какие побочные действия может оказать лекарство и т.д.
Используя формальное и неформальное обучение, медицинская сестра может значительно увеличить объем знаний и умений пациента и ею родственников.
Кроме того, обучение может быть индивидуальным и коллективным (групповым). Групповое обучение больных имеет ряд преимуществ. Оно создает определенную атмосферу, помогает воспринять информацию в нужном свете, уменьшает чувство одиночества. Пациенты получают возможность обменяться опытом, получить поддержку, что способствует положительному восприятию процесса лечения.
Для более активного вовлечения пациентов в учебный процесс целесообразно применять активные методы обучения: анализ конкретных ситуаций, решение задач, дискуссии, деловые игры, которые активизируют мышление, повышают мотивацию к обучению.
Деловая игра ставит участников в реальные жизненные ситуации, формирует умения и навыки решения конкретных проблем. Однако групповое обучение не всегда эффективно и напрямую зависит от количества обучаемых: чем больше группа, тем ниже эффективность. Лучше всего проводить обучение индивидуально или небольшой группой (2 — 3 чел.).

Читать еще:  Электромонтажник лифтов обучение

Факторы обучения:

1) желание и готовность (пациента, родственника);

2) способность к обучению (возраст, физическое состояние, уровень развития, состояние здоровья);

3) окружающая обстановка (время, температура, тишина, мебель, музыка, освещение).

gabiya.ru

Шпаргалка по Сестринскому делу от «GABIYA»

Главное меню

Навигация по записям

Организация обучения в сестринском деле, приемы и методы обучения, содержание обучения

  1. Пропаганда здорового образа жизни, позволяющая сохранить и укрепить здоровье (или коррекция существующего образа жизни);
  2. Максимальная адаптация к болезни.

ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ — это двухсторонний процесс целенаправленной деятельности медсестры и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и оформление навыков у пациента.

СУЩНОСТЬ СЕСТРИНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ состоит в передаче знаний, умений и навыков от медсестры пациенту или его близким в процессе обучения. В результате пациент или его близкие усваивают и формируют навыки для удовлетворения основных жизненно-важных человеческих потребностей. От уровня профессиональной подготовки

медсестры, ее знаний, опыта зависит процесс обучения пациента и его близких.

Обучение является одной из функций в деятельности медсестры.

— ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ — человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, отличает главную (приоритетную) от информации

второстепенной, не имеющей значения;

— ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ — человек, получив информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов, человек активно слушает и реагирует на новую информацию как

вербально, так и невербально;

— ПСИХОМОТОРНАЯ — человек обладает умением, благодаря умственной и

мышечной деятельности, обучаться каким-либо новым движениям; способен

изменить двигательную реакцию в необычной ситуации, уверенно выполняет

необходимые действия. Готов выполнить часть действий психологически, физически и эмоционально.

СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА — это та область сестринской деятельности, в которой медсестра может проявить свой творческий потенциал, опираясь на профессионализм.

Медсестра должна владеть методами и приемами обучения.

К МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:

— словесный (устное изложение, рассказ, беседа)

— наглядный (иллюстрация — медицинский атлас, видеофильм, различные виды шприцев, ингаляторы и т.д.)

— практический — отработка самих манипуляций (измерение АД, смена повязок, введение инсулина и т.д.)

Нужную информацию давать в процессе обучения небольшими блоками, идти от простого к сложному, при этом четко выделять главное — то, что пациент должен обязательно усвоить.

ПРИЕМ — это совокупность действий, направленных на достижение желаемого результата в обучении.

К приемам относятся:

1. Восприятие (наблюдение).

2. Запоминание (повторение, составление логических схем, выделение опорных сигналов).

3. Приемы мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, коррекция).

ОБУЧЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ФОРМАЛЬНЫМ ИНЕФОРМАЛЬНЫМ.

Обучение пациента в ЛПУ или дома относится к формальной обстановке, когда медсестра обучает навыкам, приемам выполнения (повседневных) действий, например: умывания, одевания, приема пищи.

К неформальной , когда медсестра при выполнении своих обязанностей беседует о волнующих людей проблемах (например: как уберечь себя и близких от ВИЧ-инфекции, гепатита С и т.д.), представляет информацию, необходимую для соблюдения ЗОЖ.

В некоторых случаях медсестра помогает пациенту закрепить навыки, полученные им у других специалистов, например: инструктора ЛФК, массажиста, диетолога и др.

Процесс обучения должен быть мотивирован. Именно мотивация стимулирует отношение пациента к обучению с целью сохранения, укрепления и восстановления своего здоровья.

МОТИВ — ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ.

Мотивы делятся на три группы:

1. социальные (пациент и общество)

2. мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, т.е. познавательный интерес

УСПЕШНОЕ ОБУЧЕНИЕ НЕ ВОЗМОЖНО БЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА.

3. мотивы, связанные с творчеством (например, пациент левша, как бы не пытались обучить действовать по алгоритму, он будет делать по-своему) у каждого человека есть потребность — иметь жизненные ценности. Они у всех

— работа, карьера и т.д.

ДЛЯ КАЖДОГО ОБУЧАЕМОГО МАТИВАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНА.

Медсестра тактично, уважительно, терпеливо, а иногда и настойчиво выяснять мотивы к обучению и на них ориентируется в кропотливом, последовательном, порой очень сложном и трудном учебном процессе.

Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя путями:

1. Соответствующим подбором содержания обучения.

Содержание должно быть доступным, последовательным, интересным, с элементами новизны, обязательно открытым для пациента или его окружения.

2. Разнообразием формы обучения:

— деловая игра (для пациента лучше использовать ролевые игры)

Для достижения желаемого результата обучение должно быть

ПОЛИМОТИВИРОВАННЫМ И ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕНЫМ.

ТРЕБОВАНИЯ К МЕДСЕСТРЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ:

— способность понять проблемы пациента;

— высокий профессионализм, грамотная речь;

— умение контролировать себя, не поддаваться эмоциям;

— умение настроить себя на задушевность, конфиденциальность;

— умение выбрать оптимальный метод воздействия на пациента;

— мотивировать обучение, используя жизненные ценности.

Большое значение имеет способность медсестер к организации учебного

СПОСОБНОСТЬ — это психологическая особенность человека, от которой

зависит успех в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для

определенного рода деятельности.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ — способность организовать обучающий процесс, быть лидером, выделять цели, задачи.

КОММУНИКАБЕЛЬНЫЕ — проявляются в налаживании взаимоотношений с пациентом, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности.

КОНСТРУКТИВНЫЕ — в умении проектировать развитие обучающего процесса, как подать тот или иной материал, в каком объеме.

ЭКСПРЕССИВНЫЕ — в умении выражать свои чувства, мысли, взгляды или

ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ медсестры, необходимые в педагогической деятельности:

— самостоятельность в действия

— высокая профессиональная подготовка

Ваше поведение при обучении должно внушать уважение к Вам, создать у

пациентов уверенность, что Вы все знаете и все умеете, что Вам можно смело

доверить свое здоровье и жизнь.

Важно заинтересовать пациента в необходимости получения тех или иных

знаний, умений, навыков и правильно выбрать момент, когда пациент готов

усвоить нужную информацию.

Готовность пациента к усвоению информации зависит от:

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector