Strong-stuff.ru

Образование Онлайн
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Доклад обучение на дому

3 вида домашнего обучения: надомное, дистанционное и семейное образование

Формально вроде одно и то же: ребёнок учится дома. Но фактически это совершенно разные понятия. Чтобы не возникало путаницы, мы расскажем о сути каждого вида семейного образования и раскроем их преимущества и недостатки.

Надомное обучение

Это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону надомное обучение не является формой получения образования.

При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Статья 66 Федерального закона «Об образовании».

Ребёнок на надомной форме обучения остаётся в контингенте школы. Ему выдаются учебники, он, как все, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность — учиться с применением дистанционных образовательных технологий (об этом чуть позже).

‍Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.

На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации обучения на дому, а также утверждает индивидуальный учебный план, расписание, определяет учителей, которые будут посещать ребёнка.

Плюсы надомного обучения

  • Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
  • Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.

Минусы надомного обучения

  • Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
  • В учебный план включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, не будет аттестован.
  • Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
  • Практически полное отсутствие социализации.

Дистанционное обучение

Это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии, когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде выполненные работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.

Юридически дистанционная учёба не является формой получения домашнего образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Статья 16 Федерального закона «Об образовании»

Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

Плюсы дистанционного обучения

  • Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
  • Можно учиться не выходя из дома. Главное — иметь под рукой компьютер и интернет.

Минусы дистанционного обучения

  • Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего это частные и платные учреждения.
  • Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
  • Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы рассчитана на самостоятельную подготовку.

Семейное обучение

Это форма получения домашнего образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Статья 17 Федерального закона «Об образовании»

Причины ухода на семейное обучение разнообразны:

  • Родители и дети недовольны школой, в которой учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
  • Способности ребёнка выше среднего, и ему скучно на обычных уроках. Возможно и обратное, когда ученику необходим свой темп занятий.
  • Ребёнок профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
  • Семья часто переезжает или живёт в другой стране.

Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подбор школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса.

Путаница между семейным и надомным видами обучения возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. Семейное обучение, напротив, является проявлением свободы, и оно доступно абсолютно всем. Организация учебного процесса лежит на родителях, в некоторых регионах даже предусмотрена компенсация за семейное образование.

Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в Домашней школе Фоксфорда уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

Плюсы семейного обучения

  • Это полноценная форма получения образования.
  • Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы — от выбора программы до выбора школы для аттестаций.
  • Доступно всем.
  • Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
  • Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.

Минусы семейного обучения

  • Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители не всегда располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
  • Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.

Выводы

  • Надомное и дистанционное обучение не являются формами получения образования в Российской Федерации и подходят далеко не всем.
  • Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим.
  • Семейное обучение путают с надомным, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу.
  • Семейное и дистанционное смешивают потому, что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.

Для большей наглядности продемонстрируем отличия трёх видов домашнего обучения через таблицу.

Онлайн-школа «Фоксфорд» — помощник в обучении ребёнка дома. На уроках можно напрямую общаться с учителями и сверстниками. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России. Каждый урок сопровождают интерактивные домашние задания и электронный конспект. Контролировать успеваемость и поддерживать мотивацию помогают персональные кураторы.

Индивидуальное обучение на дому

Закон об образовании

Общее образование в России обязательно — но учиться можно и в школе, и дома. Право на это закреплено в статье 63 Федерального закона № 273 «Об образовании»:

«Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования».

Разберемся в терминах. При семейном образовании всем школьным предметам ученика учат родители — сами или нанимают для этого репетиторов. Обойтись без школы совсем нельзя: ребенок все равно должен быть прикреплен к учебному учреждению и несколько раз в год проходить аттестации по всем предметам. Если итоги контрольных, диктантов и тестов будут печальными, ребенка вернут в школу. А при отказе родителями займутся органы опеки.

Как перевести ребенка на индивидуальное обучение

Шаг первый: найти школу. Половина желающих отваливается уже на этом этапе. Ведь чтобы учиться дома, нужно найти хорошую школу — ту, где знают, как вести документооборот для «семейников» и как проводить аттестации (а если школа и так хороша, зачем учиться дома?). Если в школе по месту прописки с «семейниками» не работают, надо поступать в другую, а там свободных мест может и не быть.

Шаг второй: посоветоваться со специалистами. Можно обратиться в местный департамент образования, чиновники посоветуют конкретные школы, работающие с «семейниками». Кроме того, для таких родителей проводятся специальные методические курсы.

Шаг третий: написать заявление. Это заявление на имя директора школы о переводе ребенка на семейную форму обучения. В ответ вы получаете учебный план по всем предметам, а также календарь аттестаций. Аттестации можно сдавать досрочно: выучить обязательную часть побыстрее и посвятить оставшееся время другим предметам. Но будьте готовы к тому, что в любое время может свалиться городская контрольная или Всероссийская проверочная работа.

Шаг четвертый: получить учебники и пособия. Все учебники и методические пособия школа должна предоставить такому ученику бесплатно. Можно пользоваться и всеми другими школьными ресурсами — например, ходить на уроки физкультуры вместе с классом, заниматься в кружках и секциях, посещать разные мероприятия и капустники. Это важно для социализации ребенка, чтобы он учился вести себя в обществе, соблюдать дисциплину и общаться с разными людьми.

Шаг пятый: получить выплаты. По закону родителям положена компенсация от государства за то, что они сами учат своего ребенка. В каждом регионе суммы свои. Увы, на практике добиться этих выплат очень сложно.

Читать еще:  Тулгу дистанционное обучение интернет институт

«Эффективные коррекционно-развивающие образовательные технологии в организации индивидуального обучения на дому». Доклад на семинар.
статья на тему

семинар педагогических работников общеобразовательных

коррекционных школ, школ-интернатов, начальных школ

Западной зоны Республики Башкортостан

«Эффективные коррекционно-развивающие образовательные технологии в организации индивидуального обучения на дому»

в секции «Учение с увлечением»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

семинар педагогических работников общеобразовательных

коррекционных школ, школ-интернатов, начальных школ

Западной зоны Республики Башкортостан

« Эффективные коррекционно-развивающие образовательные технологии в организации индивидуального обучения на дому»

в секции «Учение с увлечением»

Учитель надомного обучения:

Л. Г. Белугина, I кв. категория

1.4. Здоровьесберегающие технологии………………………………………….6

1.6. Технология театрализации…………………… ……………………………7

2. Методы и приемы социализации обучающихся с ограниченными возможностями в условиях семьи и образовательного учреждения. ……….. 8

Дети, обучающиеся индивидуально на дому — это группа детей, которая требует особо пристального внимания со стороны общеобразовательного учреждения.

В ГБОУ Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ОВЗ количество детей, обучающихся на дому по данным за последние три года увеличивается (табл.1). В среднем на 4 человека в год.

В связи с чем учителя, постоянно находятся в поиске ответа на вопрос «как обучать детей со сложными дефектами в условиях индивидуального обучения на дому?».

Содержание образования обучающихся с ОВЗ, которым было рекомендовано индивидуальное обучение на дому определяется адаптированными общеобразовательными программами, разрабатываемыми учителями надомного обучения в соответствии с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития и возможностей обучающегося, сложности структуры дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания.

Технологии работы с обучающимися с ОВЗ в современных общеобразовательных учреждениях интегрируют огромный арсенал накопленных наукой и практикой средств и методов.

Педагогическая технология — системный метод усвоения знаний с учетом всего процесса технических и человеческих ресурсов в их взаимодействии, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. (Б.Т.Лихачёв).

Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса. (В.П.Беспалько).

Коррекционная педагогика строится на основе адаптивной системы обучения – системы, которая приспосабливается к возрасту, полу, к психологическому и физическому состоянию обучающегося; технологии компенсирующего обучения с опорой на сохранные функции обучающегося; технологии индивидуализации обучения. Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы учитель взаимодействует с обучающимся по индивидуальной модели, учитывая его личностные особенности, психофизические возможности.

Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях.

С 2010-2011 учебного года я веду педагогическую работу в должности «Учитель надомного обучения». За время работы с целью достижения наилучших результатов применяла в работе различные методы, приемы, средства обучения. Общая классификационная характеристика некоторых технологий, которые могут, на мой взгляд, использоваться в условиях индивидуального обучения на дому будут представлены далее из опыта моей педагогической практики.

  1. Характеристика педагогических технологий, применяемых в условиях индивидуального обучения на дому.

1.1. Тестовые технологии .

Тест – стандартизированные задания, по результатам, выполнения которых можно судить о знаниях, умениях и навыках обучающегося.

Т.о. тестирование является одним из методов контроля усвоения обучающимся ЗУН. Тестовые задания по уровню сложности и по форме вариантов ответов следующие:

1) Тест открытого типа – нужно дописать предложение.

2) Тест (задание) закрытого типа – даётся два варианта ответов.

3) Задания с множественным выбором. Это основной вид заданий, применяемый в тестах. Формируется задание, и предлагаются варианты ответов.

4) Задания на соответствие. Это задания, где необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия, восстановить соответствие между элементами двух списков .

Например: из четырех вариантов выбери один лишний (Приложение 1).

1.2. Информационно-коммуникационные технологии.

Использование возможностей применения мультимедийной и интерактивной техники для активизации процессов развития наглядно-действенного, наглядно-образного, теоретического типов мышления; для развития творческого, интеллектуального потенциала обучаемого, способностей к коммуникативным действиям; для интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества.

Например, дискокартотека: аудиоэнциклопедии, методические разработки, презентации к урокам, видеофильмы, мультимедийные физминутки, фоновая музыка для хорошего настроения, развивающие, обучающие игры и пр.

Использование ноутбука, планшета, других современных гаджетов и пр. (Приложение 2).

1.3. Технология опорных сигналов.

Технология опорных сигналов и конспектов была создана В.Ф. Шаталовым . С 1956 года этот педагог вел экспериментальную работу с обучающимися, разработав авторскую образовательную модель, широко известную, как методика интенсивного обучения . Технология опорных сигналов позволяет раскрыть потенциал обучающегося за счёт активизации работы психофизических механизмов, обеспечивающих восприятие, анализ и систематизацию информации, а так же создание благоприятных психологических условий для полноценной самореализации личности.

Опорный сигнал – ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение. (Приложение 3).

Здоровьесберегающие технологии (или их элементы) являются обязательным условием при организации учебно-воспитательного процесса.

Во-первых, это две физминутки на уроке: офтальмотренажеры и упражнения для глаз, для опорно-двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика, контроль правильной осанки в течение урока в соответствии с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).

Во-вторых, применение лечебной педагогики А. А. Дубровского.

В работе с детьми-инвалидами используются такие приемы: отвлечение ребенка от ухода в болезнь, использование лечебного воздействия деревьев и растений; занятие гимнастикой, движение; включение в труд-заботу, труд-радость (посадка деревьев, выращивание цветов; помощь в занятиях творчеством. (Приложение 4).

1.5. Игровые технологии.

Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания . В нашей стране наибольший вклад в разработку игровой технологии внесли Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

Технология развивающих игр Б.П. Никитина: предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Игровая форма занятий, либо сочетание элементов игры и обучения создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающегося к учебной деятельности, что актуально коррекционной педагогике для обучающихся, имеющих низкий уровень мотивации к учебной деятельности.

Игровые технологии остаются «инновационными» в системе российского образования. (Приложение 5).

1.6. Технологии театрализации.

Театрализация – использование средств театра в педагогическом процессе.

О.В. Дыбина указывает на связь театрализации с игрой. Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей. Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры обучающийся создает образ действием, словом и (или) звукоподражанием, что дает ему возможность развивать речевую деятельность.

Театр на пальцах способствует р азвитию общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки . (Приложение 6).

1.7. Проектные технологии.

Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем ( Дж. Дьюи , У.Х. Килпатрик). И в России в 1905 году практически параллельно с разработками американских педагогов под руководством русского педагога С.Т. Шацкого .

Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у обучающегося определенной системы интеллектуальных и практических умений. Используя проектные технологии в работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями, необходимо обязательное соблюдение следующих условий: проект должен быть посильным для выполнения, должны быть созданы условия для успешного выполнения проектов. Проект разрабатывается обучающимся под руководством учителя, родителей.

Классификация учебных проектов (по Коллингсу): проекты игр, экскурсионные проекты, повествовательные проекты, конструктивные проекты. (Приложение 7).

2. Методы и приемы социализации обучающихся с ограниченными возможностями в условиях семьи и образовательного учреждения.

Трудотерапия – универсальный метод абилитации и реабилитации детей с самыми разными нарушения психики или двигательных функций. На занятиях по трудотерапии проводится работа по профориентации детей-инвалидов с целью дальнейшего трудоустройства (по возможностям ребенка) и как минимум – обучение элементарному самообслуживанию в быту. Обучающиеся учатся готовить пищу, ремонтировать одежду и обувь, мыть посуду и т.д . на уроках СБО, хозяйстенно-бытового труда, ремесла .

Уроки-экскурсии. (Приложение 8).

В организации индивидуального обучения на дому с обучающимся с ОВЗ нужно использовать различные методы, приемы и средства для достижения положительной динамики у обучающегося.

При подготовке к урокам учитывать принципы индивидуализации, связи с жизнью, сознательности и активности, наглядности и др.

Учитель надомного обучения должен максимально оборудовать учебную комнату в условиях дома, где проходят уроки.

В надомном обучении связь с родителями имеет основное направление взаимодействия учителя и семьи в обучении и воспитании обучающихся с нарушениями интеллекта: от легкой степени умственной отсталости до глубокой . Важна роль родителей, как они относятся к родительским обязанностям, как создают условия для обучения ребенка.

На примере Марселя М. можно проследить следующие изменения. В заключении ГБУ Белебеевская зональная ПМПК от 2013 года к диагнозу есть дополнение «несформированность чтения и письма», в заключении ГБУ Белебеевская зональная ПМПК от 2015 года эта запись отсутствует. Из чего следует наличие положительной динамики у обучающегося. (Приложение 9).

В доме у Марселя М. в его комнате стена оформлена грамотами, дипломами в творческих конкурсах (очных и дистанционных, школьных и всероссийских) и др .

Читать еще:  Снайперская стрельба обучение

Марсель гордится своими достижениями, и родители рады за своего сына.

  1. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность: В сб.Новые ценности образования: забота – поддержка – консультирование.-М. Инноватор. Вып. 6, 1996.
  2. Давыдов В.В.Проблемы развивающего обучения.- М.: Просвещение, 1986.
  3. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
  4. Селевко Г.К. Личностный подход.\ Школьные технологии, 1999, №6.
  5. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. Пособие для.
  6. http://pedtehno.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная статья посвещена особенностям активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-разви.

Приказы по организации индивидуального обучения на дому.

Приказ 407 об организации индивидуального обучения на дому.

Приказ 431 об организации индивидуального обучения на дому.

Приказ № 407, № 431 организации индивидуального обучения на дому.

Организация индивидуальной работы учителя с учеником при обучении на дому.

Людмила Мучкина
Организация индивидуальной работы учителя с учеником при обучении на дому.

Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами.

Это люди, которым судьба послала сложные испытания.

Только сочувствия мало, надо развивать возможности.

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные на сегодняшний день

вопросы организации индивидуальной работы учителя с учеником с

инвалидностью. Особое внимание уделяется вопросам обучения детей с ОВЗ и

инвалидностью на дому.

Ключевые слова: индивидуальная работа, дети-инвалиды, инклюзивное

образование, обучение на дому, поэтапный план.

Всем известно, что положительный рейтинг деятельности педагога дают

успешные дети. Но как быть, когда в классе оказываются слабые дети,

«сложные» дети, которые по состоянию здоровья не могут обучаться в обычном

классе? Именно для такой категории учащихся установлены федеральные

государственные образовательные стандарты, поддерживающие различные

Согласно статистике, за последние десятилетия потенциал здоровья детей

снизился. На январь 2017 года число детей-инвалидов составило 625 тысяч, а на

январь 2018 года – уже 651 тысячу. Об этом на итоговой коллегии Минздрава

заявила советник президента Александра Юрьевна Левицкая. Статистика

У нас в стране для детей с инвалидностью создана и функционирует

система специального образования. В этих учреждениях образования созданы

особые условия для занятия с такими детьми. Но существует альтернатива для

такой системы, это совместное обучение ребят с ограничениями физического

развития и детей без инвалидности в обычных общеобразовательных школах.

Иначе говоря, инклюзивное образование. Но не каждый ребёнок может быть в

«инклюзиве». С каждым годом в общеобразовательных учреждениях

увеличивается число детей-инвалидов, детей, которые по медицинским

показаниям нуждаются в такой форме получения образования, как обучение на

дому.

В 2016 – 2017 учебном году в мой класс был зачислен ребёнок-инвалид.

Для него выбрана форма обучения на дому. На основании письменного

заявления родителей, медицинского заключения администрацией школы

подготовлены необходимые нормативные акты по данному вопросу. В сентябре

началось обучение ребёнка по специальной адаптированной программе,

разработанной согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об

образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов

от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ). Данная программа учитывает

уровень развития мальчика. А у него отмечаются нарушения моторики,

сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления. Неутешительный диагноз,

сопутствующие болезни, физическое состояние моего ученика в первое время

вселяли пессимистические настроения. Понятно, он не сможет усвоить

стандарты ФГОС. Однако он сможет чему-то научиться. Вот это и являлось

девизом в моей работе,построенной из следующих составляющих: образование,

воспитание, развитие ребёнка-инвалида. Считаю самым сложным моментом в

моей работе – развитие ребёнка. Первые дни для меня были самыми трудными.

Учитель начальных классов, работающий с такой категорией детей,

должен знать не только методику преподавания предметов, дисциплин, но и азы

дефектологии, логопедии, ему необходимы определённые умения и приёмы,

специальные знания работы.

Следует сказать, что в одиночку учителю очень трудно, а часто и

невозможно добиться положительных результатов. Для успешного результата

необходимо работать сообща всем педагогам, необходимо объединиться

логопеду, психологу, учителю начальных классов и другим специалистам. Что

нами было сделано.

С чего начала свою работу? Для начала построила себе поэтапный план,

позволяющий перестроиться в «универсального» педагога, умеющего работать с

любым контингентом детей. Прошла курсы повышения квалификации, согласно

медицинским рекомендациям составила адаптированную рабочую программу,

подобрала необходимую методическую литературу, приобрела наглядные

пособия для работы с учеником.

Все рабочие проблемы и вопросы в одиночку решить невозможно.

Поэтому в работу активно включились родители ребёнка. С их стороны

постоянно шла положительная мотивация, на любую просьбу они отвечали

незамедлительно. Учебный процесс регламентируется учебным планом

следующего содержания: 3 часа математики, 4 часа русского языка и литературы,

1 час окружающего мира, ИЗО, физическая культура, музыка, технология – по

0,5 часа, коррекционное занятие – 2 часа (занятия проводят психолог и логопед,

согласно требованиям ФГОС в учебный план включены 2 часа внеурочных

занятий. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в

течение учебной недели. Начало занятий в 11.00 часов (в четверг, в 14.00 (в

пятницу, в 15.30 (в понедельник, в среду, в 14.30 (во вторник, завершаются

занятия в 15.30 (в четверг и в пятницу, в 17.35 в остальные дни.

Продолжительность урока составляет 35 минут.

Первый год обучения включал в себя привитие учащемуся навыков

учебной деятельности, специальную логопедическую работу по развитию

органов артикуляционного аппарата; работу по уточнению и развитию

слухового, зрительного восприятия ребёнка и специальную подготовку к

обучению письму. Вся проводимая работа направлена на развитие слуховых,

зрительных восприятий, тактильных ощущений, а также специальных

упражнений на развитие речи, мышления, внимания, памяти.

Понятно, что ребёнок с органическим поражением головного мозга весь

программный материал не усвоит, стандартные методы и приёмы преподавания

для него не подходят. К тому же, каждый раз собираясь к нему на занятия, не

знаешь, какое у него самочувствие, настроение, как он будет воспринимать

учителя. Очень часто приходится подготовленный урок отложить из-за

непредвиденных ситуаций. И на каждый такой случай у меня подготовлен

запасной вариант урока.

Предлагаемый материал ребёнок усваивает частично после долгих и

кропотливых занятий. Поэтому занятия стараюсь проводить в игровой форме,

чтобы ребёнку было интересно, увлекательно и весело. Огромную помощь

оказывают компьютерные технологии. Презентации, просмотр роликов,

видеоигра, прослушивание аудиозаписей вызывают у моего ученика

положительную мотивацию, желание заниматься, выполнять упражнения,

отвечать на вопросы.

Каковы результаты моего труда? На сегодняшний день мой ученик умеет

пользоваться школьными принадлежностями. Ручку, карандаши, кисточку

держит правильно. Ведущая рука – правая. Пишет с помощью учителя, может

обвести образцы письма элементов букв, раскрашивает рисунки. Испытывает

затруднения при счёте предметов, решении простых арифметических задач,

примеров на развитие логического мышления. С огромным интересом и

желанием работает на уроках изобразительной деятельности и трудового

обучения. Старается выполнить работу по образцу, испытывает положительные

эмоции при работе с красками. Любит занятия с использованием

информационно-коммуникативных технологий (планшет, компьютер). Знает

своё рабочее место, старается выполнять правила поведения во время урока,

реагирует на замечания, слушает учителя, выполняет указания, но в случае

усталости может отказаться от продолжения занятий.

Чтобы видеть результаты своего труда, я веду мониторинг и отслеживаю

динамику развития ребёнка. Самый маленький прогресс в его развитии, самый

маленький успех в нашей совместной работе меня радуют. Значит, все мои труды

Дидактические игры при обучении грамоте Дидактические игры при обучении грамоте. Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук — буква, чтение — письмо, все дидактические.

Использование ИКТ при обучении детей с ОВЗ Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования.

Методика организации индивидуальной работы со слепыми детьми на занятиях ППД при закреплении. Работа на фланелеграфе Конспект коррекционного занятия по ППД в 4 классе (с 1 подгруппой) Тема занятия: Методика организации индивидуальной работы со слепыми.

Опыт работы по теме «Всестороннее развитие детей раннего возраста при обучении рисованию» Опыт работы по теме: «Всестороннее развитие детей раннего возраста при обучении рисованию» Воспитатель Митина И. Н.. Это правда! Ну чего.

Организация индивидуальной работы для успешной социализации ребенка с нарушением зрения Цель: *Предупреждение и коррекция вторичных отклонений в развитии ребёнка; *Формирование компенсаторных способов деятельности; *Подготовка.

Организация работы с детьми, имеющими трудности в обучении Контрольная работа по «Теоретическим основам организации обучения в разных возрастных группах. » план 1. Организация работы с детьми, имеющих.

Содержание индивидуальной работы по заданию учителя-логопеда (старшая группа) Содержание индивидуальной работы по заданию учителя-логопеда. Ф. И. ребенка___ Месяц.

Из опыта работы «Взаимодействие с родителями при обучении плаванию младших дошкольников» Статья. Взаимодействие с родителями при обучении плаванию младших дошкольников. (из опыта работы)Для улучшения результата обучения плаванию.

Типичные ошибки при обучении плаванию. Как их исправить? Обучение плаванию детей — это занятие не из простых. Чтобы ребенок научился плавать, надо приложить много желания и старания самому ребенку.

Виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины Виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины Виды трудностей Возможные причины 1. Плохо запоминает конфигурацию. — недостаточная.

Читать еще:  Обучение английскому школьников

Закон о домашнем образовании

Еще несколько лет назад обучать ребенка на дому было возможно только в том случае, если он имел подтвержденную инвалидность. Сейчас родители могут перевести своих детей на домашнее обучение просто по желанию. Получение знаний вне стен образовательных учреждений регламентировано законом Российской Федерации № 273-ФЗ. Обучающийся дома ребенок имеет право сдать экзамены после 9 и 11 классов. Это позволяет ему, как и всем остальным детям, поступать на равных основаниях в средние специальные и высшие учебные заведения.

Закон о домашнем образовании

Все права учащихся, обязанности родителей и образовательных учреждений расписаны в федеральном законе N 273-ФЗ, который вступил в силу 29.12.2012 года. При переводе на самообучение нужно знать несколько статей закона, это:

  • Статья 17. В ней расписаны формы получения образования. Согласно данной статье, знания можно получить в форме самообразования или семейного обучения. Допускается сочетанное получение знаний, то есть можно некоторые предметы проходить в школе, а другие осваивать дома. Знания обучающегося оцениваются в учебном заведении путем проведения промежуточных и итоговых аттестаций;
  • Статья 44. Регламентирует права родителей брать на себя ответственность за образование детей. После получения документа о среднем образовании учащийся может уже сам выбрать форму обучения;
  • Статья 63. Расписывает особенности получения общего образования.

Закон об образовании не устанавливает возрастных ограничений на домашнее обучение. Однако родителям, если они желают перевести ребенка на альтернативный вариант усвоения школьной программы, необходимо тщательно изучить данный закон РФ. Это поможет понять, что они обязаны дать своему ребенку и какую помощь при этом может предоставить государство.

Варианты обучения на дому

Выбрать обучение вне стен школы можно с учетом состояния здоровья ребенка, исходя из особенностей жизни семьи и религиозных убеждений.

В России признаны три формы домашнего образования:

Каждый из вариантов имеет свои особенности. Выбирая из них, родители должны руководствоваться интересами ребенка и его возможностями. Необходимо помнить о том, что домашнее получение знаний имеет не только ряд преимуществ. У него есть и определенные недостатки, которые могут негативно сказаться на дальнейшей жизни ученика.

Особенности надомного варианта (в случае проблем со здоровьем)

В законе об образовании РФ надомное обучение предусмотрено для тех, кто имеет инвалидность. Надомное образование позволяет получить аттестат о среднем или общем образовании. Учащиеся с инвалидностью могут учиться либо по общей школьной программе, либо по индивидуальным, составленным с учетом их возможностей, планам. Уроки на дому могут быть сокращены до 20-25 минут или удлинены до 2-х часов. По завершении учебы по школьной программе выдается аттестат об основном или среднем общем образовании.

Этапы оформления ребенка на надомное обучение

Перевести ребенка на надомную форму учебы на самом деле не так сложно. Однако процесс упростится, если родители заранее будут знать, в какие учреждения следует обращаться.

Чтобы перевести ребенка на надомный вариант обучения, необходимо выполнить следующее:

  • Взять медсправку у участкового педиатра, о том, что ребенок по состоянию здоровья нуждается в домашнем обучении. Педиатр только выдает такую справку, а решение принимает комиссия МСЭ.
  • Написать заявление директору общеобразовательного учреждения, в котором учится ребенок. Если решение о надомном образовании принимается перед поступлением в первый класс, то заявление пишется на имя начальника Департамента образования города.
  • При необходимости составления индивидуальной программы родители или законные представители совместно с завучем или директором школы подбирают индивидуальный учебный план. В нем указывают необходимые для изучения предметы и их количество в неделю.
  • На основании медицинской справки и заявления составляют приказ. В нем указывают преподавателей, которые будут обучать ребенка на дому, и периодичность проверки знаний в течение всего года.
  • Родители получают журнал. В нем учителя должны отмечать пройденные материалы и количество отведенных часов, а также успеваемость учащегося. По окончании учебного года журнал сдают в образовательное учреждение.

Перечень патологий, дающих право на надомное обучение, утвержден Министерством здравоохранения РФ. Образованием детей на дому должна заниматься школа, ближайшая к месту проживания семьи.

Образовательное учреждение обязано:

  • обеспечить школьника бесплатными учебниками, справочниками. Речь идет о литературе, которая есть в школьной библиотеке;
  • оказывать консультационную помощь, помогающую усваивать общеобразовательные предметы;
  • проводить аттестации – промежуточные и итоговые;
  • после итоговой аттестации выдавать документ о получении соответствующего образования.

Родители имеют право приглашать педагогов из других школ, которые могут принимать участие и в проверке знаний школьника.

Особенности семейного образования

Учиться на дому может не только школьник-инвалид. Закон об образовании предусматривает возможность приобретать знания самостоятельно и в случае, если серьезных проблем со здоровьем нет. Тогда речь идет о семейном образовании. Родители могут обучать ребенка сами или приглашать репетиторов или педагогов, в школу ученик приходит только на промежуточные и итоговые аттестации.

На домашнее самообразование детей переводят по нескольким причинам, основные из них следующие:

  • Частые пропуски школы, связанные с профессиональными занятиями спортом, музыкой. Очень часто увлеченные дети вследствие занятий в спортшколах, секциях, из-за соревнований и конкурсов не могут каждый день ходить в обычную школу. Домашнее обучение позволяет им приобрести необходимый багаж знаний и получить соответствующий документ об окончании 9 или 11 класса.
  • Высокий уровень умственных способностей. Общешкольные программы рассчитаны на детей со средними знаниями, поэтому сверстникам, опережающим своих одноклассников в развитии, на обычных уроках не интересно. Это негативно сказывается на процессе учебы;
  • Характер работы родителей, предполагающий постоянные переезды. Частые переводы из одной школы в другую отрицательно сказываются не только на успеваемости, но и на психическом здоровье учеников. Избежать этого помогает самообразование;
  • Религия или идеологические соображения, не позволяющие отдавать детей в школу.

Переводя здорового ребенка на домашнее обучение, необходимо в первую очередь учитывать его желание. Многие дети отрыв от коллектива переносят очень болезненно.

Этапы перевода на домашнее обучение

Чтобы получать школьное образование в домашних условиях, необходимо выполнить следующее:

  • Написать заявление соответствующего образца в Департамент образования. Департамент образования предоставляет родителям перечень школ, куда ребенок может прикрепиться для сдачи итоговых экзаменов;
  • Школе необходимо издать приказ о переводе ребенка на семейную форму обучения;
  • Родителям необходимо заключить договор с образовательным учреждением. В данном договоре отражаются все обязанности и права как самих родителей и школьника, так и школы. В документе указывается количество промежуточных аттестаций и их сроки, необходимость присутствия на практических и лабораторных уроках.

При домашнем обучении педагоги школы не обязаны приходить на дом. Родители дают знания либо сами, либо приглашают репетиторов, либо ищут альтернативные варианты. Сроки итоговых и промежуточных экзаменов у обучаемого на дому могут совпадать с аттестацией у одноклассников. Однако многим более удобен вариант, при котором подбирается индивидуальный план оценки знаний.

При домашнем обучении в России закон предусматривает:

  • возможность перевода ребенка как из школы для обучения на дому, так и обратно в любом классе;
  • обеспеченин учащегося учебниками, консультативную помощь педагогов.

В Законе об образовании указано, что родители, по усмотрению субъектов РФ, где проживает семья, могут получать денежные средства, которые государство тратит на обучение каждого школьника, в качестве компенсации. Конкретные цифры могут разниться, а в некоторых районах и вовсе не предусмотрены такие субсидии, поэтому сумму денежных средств нужно уточнять по месту жительства.

Дистанционное образование

Получение школьных знаний с помощью интернета подходит тем детям, которые могут самостоятельно контролировать учебный процесс. Контакт с преподавателями происходит через системы телекоммуникации или очно. Практически нет единого плана дистанционного получения знаний, технических средств и специальной методической литературы. Но постепенно появляются частные учреждения, готовые работать со школьниками дистанционно.

Преимущества и недостатки домашнего обучения

У обучения ребенка вне стен традиционной школы есть свои плюсы и минусы.

Основные преимущества получения школьных знаний дома:

  • Более комфортная организация процесса: возможность заниматься в любое удобное время и из любого места, по своему собственному расписанию.
  • Возможность получать знания из разнообразных источников: учебников, электронной литературы, энциклопедий, видеоуроков.
  • Возможность обучать ребенка по интересующим его предметам в той степени, которая ему нужна.
  • Больше свободного времени на увлечения: музыку, спорт, научные кружки, изучение иностранных языков и т.д.
  • Выше эффективность усвоения темы: не отвлекают одноклассники, не тратится время на решение дисциплинарных вопросов.
  • Отсутствие стресса от пребывания в детском коллективе. Не все дети по своему характеру хорошо адаптируются в школах, что негативно сказывается на психическом здоровье и общем самочувствии.

При семейной и дистанционной форме самообразования семья может путешествовать в любое время года, так как нет необходимости учитывать школьное расписание.

К самым явным минусам домашнего получения знаний относят отсутствие социальной адаптации, особенно при отсутствии каких-либо групповых занятий, а также необходимость контроля со стороны родителей.

Изменения в законе об образовании в 2019 году

Закон ФЗ-№273 не совершенен, поправки в него вносятся практически ежегодно. Основная причина вносимых корректировок – несоответствие разработок закона реальному состоянию образования в РФ.

В новых поправках существенных изменений, касающихся среднего и общего школьного образования, нет. Единственное, что заслуживает внимание, – это то, что правительство на законодательном уровне закрепило такие формы обучения как семейное, сетевое, дистанционное.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector