Дистанционное обучение дополнительное образование детей
Дистанционное обучение в дополнительном образовании детей
При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!
Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .
РАЗДЕЛ: ВЫСТУПЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
Выступление на Республиканской конференции студентки 3 курса ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова» по специальности « Педагогика дополнительного образования » Ежохиной Елены Анатольевны
Тема: Дистанционное обучение в дополнительном образовании детей
Научный руководитель: к.п.н., преподаватель Бугаева Елена Энгельсовна
Реализация образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий является одним из важнейших приоритетов образовательной политики и находит свое отражение в Федеральном законе «Об образовании»; Приказе Министерства образования и науки России «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
В ходе исследования мы определи, что под дистанционным обучением, понимается самостоятельная форма обучения, отражающая все присущие учебному процессу компоненты такие как: цель, содержание, методы, формы и средства обучения, при которой учащиеся осуществляют взаимодействие по средствам Интернет — технологий.
Изучив историю появления дистанционного обучения, мы выяснили, что в России оно появилось в 1917 году. В это время образование осуществлялось почтовыми отправлениями. В 2005 году Россия смогла выйти на международный уровень в сфере программ дистанционного обучения. С тех пор дистанционное обучение плотно вошло в основное и профессиональное образование. Но в сфере дополнительного образования, оно фундаментально не закрепило себя до сих пор.
Так, к примеру, в Республиканском центре дополнительного образования (РЦДО) реализуются 58 программ, из них всего пять программ реализуется дистанционно.
На следующем этапе нашего исследования мы определили категории детей, нуждающихся в дистанционном обучении по программам дополнительного образования:
— дети, желающие обучаться по программам дополнительного образования, но не имеющие возможности по причине физической отклонений;
— дети, желающие обучаться по программам дополнительного образования, но не имеющие возможности по причине территориальной удаленности УДО:
— дети, которые не могут посещать занятия по причине временной нетрудоспособности.
Также исследование показало, что в дистанционном обучении есть проблемы:
— отсутствие прямого очного общения между обучающимися и педагогом;
— нет эмоциональной окраски получаемой информации;
— необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет;
— проблема аутентификации пользователя при проверке знаний.
Невозможно с точностью проверить знания обучающегося. Отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения;
— наличие ряда индивидуально-психологических условий. Таких как, самодисциплина, самостоятельность и осознанность обучения.
Нами были выявлены требования к подготовке педагога дополнительного образования для реализации дистанционных программ:
— освоение навыков пользования компьютером;
— обучение разработке программ дистанционного обучения;
— освоение работы со слушателями в Skype;
— обучение разработке, отправке и проверке заданий для учащихся;
— подготовка к реализации возможностей участия слушателей в конференциях, форумах дистанционно
К сожалению, в настоящее время специальной подготовки педагогов не осуществляется. Этот фактор тормозит развитие дистанционного обучения в дополнительном образовании
А вот опыт представления проектов дистанционно имеется в РЦДО, где ежегодно проводится Республиканская конференция «Я исследователь — я познаю мир». Участники данной конференции дети в возрасте от 5 до 18 лет имеют возможность принять участие дистанционно.
Таким образом, для того, чтобы организовать дистанционное обучение в дополнительном образовании необходимо:
— подготовить педагогов к разработке и реализации программ дополнительного образования в формате дистанционного обучения;
— определить целевую группу слушателей;
— организовать дистанционную реализацию дополнительных общеобразовательных – дополнительных общеразвивающих программ.
Исследование показало, что дистанционное обучение зарекомендовало себя в дополнительном образовании положительно, но пока не реализуется в полной мере.
Также мы можем отметить положительную тенденцию данного вида деятельности, так к 2020 году только в РЦДО планирует создать 15 программ, реализуемых дистанционно.
Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий
Министерство просвещения организовало горячие линии по вопросам работы в формате дистанционного обучения для директоров школ и региональных органов управления образованием, методической поддержки учителей и родителей, по вопросам среднего профессионального образования, для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Оперативные новости
Горячие линии субъектов Российской Федерации:
«Моя школа в online» – это бесплатная общедоступная платформа, содержащая понятные и проверенные учебные материалы для самостоятельного обучения школьников 1–11-х классов на дому. Материалы разработаны на базе учебников, входящих в федеральный перечень, и соответствуют общеобразовательной программе. Учебные материалы для учеников с 9-го по 11-й класс рассчитаны на базовый и углублённый уровни обучения: базовый – это освоение учебного плана четвёртой четверти и подготовка к обязательным экзаменам, углублённый – подготовка к экзаменам по выбору. Платформа позволяет проходить учебную программу, не имея доступа к высокоскоростному интернету. Необходимые ресурсы могут быть сохранены на устройствах: компьютере, планшете, телефоне. Материалы по всем базовым предметам учебного плана для всех классов будут размещены на платформе поэтапно до 23 апреля. Платформа будет пополняться материалами в понедельник каждой из семи недель четвёртой четверти.
В период до 5 апреля дошкольные образовательные учреждения работают в режиме организованных дежурных групп для детей, чьи родители работают в организациях, непрерывно действующих в условиях повышенной готовности.
С 6 апреля право определять, как будут работать детские сады, будет предоставлено главам субъектов Российской Федерации.
Если ребёнок не будет посещать дошкольное учреждение в какие-либо дни, плата за эти дни не взимается.
Работа школ
Министерство просвещения рекомендует региональным властям организовать работу образовательных учреждений таким образом, чтобы дети и педагоги вели образовательный процесс дома с применением технологий дистанционного обучения.
В случае крайней необходимости могут быть организованы дежурные группы для учеников 1–4-х классов общеобразовательных школ, чьи родители работают в непрерывно действующих структурах (медицинских, обеспечивающих питанием, транспортных организациях).
Платформа «Моя школа в online»
Моя школа в online – совместный проект Минпросвещения России и ведущих российских компаний, оказывающих услуги в сфере образования.
Новая онлайн-платформа обеспечивает бесплатный доступ к учебным материалам по школьной программе с 1-го по 11-й класс всем учащимся, педагогам и родителям. Учебные материалы и задания для самопроверки помогут эффективно организовать самостоятельную работу учащихся дома.
Все базовые предметы учебного плана для всех классов размещаются поэтапно, материалы актуализируются ежедневно.
Платформа поможет обеспечить обучение школьников в населённых пунктах, не охваченных высокоскоростным интернетом. Учебные материалы можно открыть и сохранить на компьютере, планшете, телефоне.
Единый государственный экзамен
Перенесены сроки проведения Единого государственного экзамена и Основного государственного экзамена. ЕГЭ начнется с 8 июня, экзамены для 9-х классов – с 9 июня.
Обучающиеся, которые подали заявку на сдачу экзаменов в досрочный период, сдают экзамены в основной период.
Полное расписание экзаменов будет опубликовано в ближайшее время.
Ни один ученик не лишится права на сдачу экзаменов, временный переход на дистанционный формат обучения не повлияет на процесс подготовки.
Для детей, находящихся на длительном стационарном лечении, будут организованы пункты для сдачи экзамена в основной этап непосредственно в учреждениях здравоохранения. Такая практика успешно работает последние три года.
Сроки проведения приемной кампании в организации среднего профессионального образования и высшие учебные заведения будут также скорректированы.
Всероссийские проверочные работы
График проведения всероссийских проверочных работ в 2020 году для учеников 4-7-х классов определяется школами самостоятельно по согласованию с органом государственной власти субъекта РФ в сфере образования.
Всероссийская олимпиада школьников
Итоги всероссийской олимпиады школьников подведут 30 июня 2020 года.
В связи с временным переходом школ на дистанционное обучение и переносом массовых мероприятий Минпросвещения России изменило порядок проведения заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников.
Участникам не придётся выезжать из своих населённых пунктов. Проверка олимпиадных работ пройдёт в строгом соответствии с регламентом: они будут отсканированы и направлены в оргкомитет. Регионы получат видеозаписи с анализом заданий. В случае несогласия с оценкой школьник сможет подать заявление на апелляцию, она будет организована в режиме видео-конференц-связи.
Соответствующие изменения закреплены в приказе Минпросвещения России от 17 марта 2020 года № 96.
Ссылка на приказ: https://docs.edu.gov.ru/id1794
Детские лагеря
Заботясь о детях, рабочая группа Минпросвещения России приняла решение отменить запланированные смены в детских лагерях «Артек» (Крым), «Орлёнок» и «Смена» (Краснодарский край), «Океан» (Владивосток) и рекомендовать руководству лагерей рассмотреть возможность распределить детей по другим сменам.
Смены отменяются.
Педагогам
Минпросвещения России разработало методические рекомендации по реализации программ начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Ссылка на документ: https://docs.edu.gov.ru/id1792
Выплаты педагогам и работникам образовательных организаций на период дистанционного обучения сохраняются в полном объёме.
Родителям
На едином бесплатном государственном портале по поддержке родителей растимдетей.рф запущен навигатор консультационных центров.
Центры оказывают психолого-педагогическую, методическую поддержку по вопросам воспитания и образования детей, а также дистанционной формы обучения.
В России уже работают 163 консультационных центра.
Увидеть полный список центров можно перейдя в раздел «родители» -> «услуги в помощь».
Поддержка детей с особыми образовательными потребностями
Информация для специалистов и родителей, важная для обучения детей с особыми образовательными потребностями, размещается на сайте Института коррекционной педагогики РАО в специализированном разделе.
На сайте представлены методические и информационные материалы для педагогов, дефектологов, психологов, лучшие практики использования дистанционных технологий в обучении детей с ОВЗ, обучающие вебинары и памятки для родителей. Также родители могут получить консультацию от ведущих специалистов в области коррекционной педагогики и психологии.
Питание школьников
В условиях дистанционного обучения или продленных каникул Минпросвещения России рекомендует региональным властям обеспечить школьным питанием социально незащищенные категории обучающихся – детей с ОВЗ, детей из малоимущих семей, – предоставив им или их родителям (законным представителям) возможность получать продуктовый набор, рассчитанный на несколько дней, в школе и забирать его домой.
В период, объявленный Президентом России нерабочим, организации среднего профессионального образования – колледжи и техникумы – не работают. Учащимся и учителям рекомендуется оставаться дома и продолжать обучение с использованием дистанционных технологий.
Для обеспечения непрерывности образовательного процесса Министерство просвещения рекомендует к использованию следующие федеральные и региональные образовательные онлайн-платформы, доступные для каждого студента организаций среднего профессионального образования, учителя, родителя бесплатно.
Формы дистанционной поддержки обучающихся в системе дополнительного образования детей
Автор: Лешина Юлия Викторовна
Реальность нашей жизни такова, что компьютер, интернет, глобальные сети стали неотъемлемой частью процесса познания, частью нашего быта и огромным пространством для общения. Огромный объем контента, окружающий человека, ведет к тому, что мы переходим к новому, мультимедийному способу восприятия информации. Простое игнорирование этого факта в лучшем случае никак не повлияет на образовательные успехи школьника, а в худшем случае оставит его позади тех учеников, которые обучаются с педагогом, ориентирующимся в мультимедийном пространстве и адекватно использующим его. Ведь помимо традиционных видов коммуникации все школьники сегодня активно используют новые: социальные сети, фотохостинги, паблик-журналы, блоги, планшеты и мобильные телефоны. Это позволяет им получать информацию в любой момент времени и в любом месте.
В системе дополнительно образования дистанционное обучение или поддержка могут оказать существенное влияние на успех образовательной деятельности и адекватное самоопределение. Поскольку свобода выбора способа получения знаний в этом случае и способов предъявления результатов своей деятельности существенно расширяют возможности обучающихся в выборе собственной образовательной траектории. Более того, дистанционные формы работы необходимы в дополнительном образовании в качестве инструментов мотивации обучающихся и развития их индивидуальных личностных интересов.
Формы дистанционной поддержки обучающихся.
Формы дистанционной поддержки обучающихся в системе дополнительного образования детей известны и уже хорошо зарекомендовали себя. Это и пересылка учебных материалов (текстов, графики, видео и др.) по телекоммуникационным каналам (электронная почта), это система дистанционного контроля (тестирование, онлайн-олимпиады, прохождение квеста и др), это онлайн консультации, осуществление разнообразной обратной связи через социальные сети, блоги, это обучение через виртуальные образовательные среды, образовательные Интернет-порталы, система обмена мгновенными сообщениями, даже виртуальные лабораторные комплексы. И в каждом отдельном случае может применяться та или иная форма поддержки, осуществляться выбор инструментов и способов взаимодействия педагога и обучающегося.
Открытость информационно-медийного пространства позволяет включить в эту систему родителей и всех заинтересованных лиц, делая процесс обучения еще и процессом социального, культурного взаимодействия. Наличие специальных программ, электронных пособий, участие в вебинарах помогает педагогу выбрать удобную для себя форму работы. Адекватное применение форм дистанционного взаимодействия выводит образовательный процесс на новый уровень, который отличается конвергентностью2 и открытостью.
Свойства образовательного контента при организации дистанционной поддержки обучающихся.
Образовательный контент, который удовлетворит познавательные потребности школьника, должен обладать свойствами онлайновой среды: интерактивность, гипертекстуальность, мультимедийность. Иными словами, чтобы обучающийся был включен в процесс непрерывного образования, чтобы он мог, руководствуясь личными познавательными интересами в любое удобное время удовлетворять их, усваивать информацию и делать запросы, — мы должны предоставить ему не только книгу, текст, но и графику, видеоролик, шаблоны и примеры, задания и тесты прямо сейчас и здесь. То есть некий ресурс, в котором мы можем оперативно отвечать на его запросы, отслеживать его активность и поощрять результат. На первый взгляд эта задача кажется невыполнимой. Не может педагог каждую свободную минуту быть в центре внимания ученика с его запросами и отвечать на них оперативно и грамотно. На самом деле, роль педагога здесь – организаторская, консультативная. И если педагог ориентируется в мультимедийном пространстве, он легко найдет время для каждого ребенка и поможет ему дистанционно.
Личный блог педагога как мультимедийная среда обучения
Самым оптимальным способом организации такого контента является создание личного блога педагога. Онлайн общение с обучающимися может осуществляться через социальные сети, поскольку практически все школьники имеют аккаунты и страницы, завязанные на них. Оповещения об изменениях в блоге могут проходить через социальную сеть, а непосредственная дистанционная работа связана с личным блогом педагога. Блог педагога при грамотном подходе, тщательной технической организации – это уникальное мультимедийное пространство, которое представляет обучающимся, прежде всего, разнообразные возможности. Обучающиеся могут отслеживать новости и календарь событий, в которых можно принять участие, запрашивать и находить примеры и шаблоны заданий и упражнений, получать ссылки на тесты и упражнения, консультации по вопросам, видеть моментальное предъявление результата деятельности, получать оценку своей работы, как со стороны педагога, так и со стороны заинтересованных лиц. Это только поверхностный перечень возможностей, которые получает педагог и обучающийся, работающих в общем мультимедийном пространстве.
Кейс-технологии для дистанционной поддержки.
На более высоком уровне владения информационными технологиями педагог может применять кейс-технологии для дистанционной поддержки.
Суть кейс-технологии – это составление индивидуального плана работы, при котором каждый обучающийся получает кейс: пакет учебной учебной литературы, мультимедийный видеокурс, виртуальную лабораторию и обучающих программ на CD-ROM, а также электронную рабочую тетрадь. Последняя представляет собой своеобразный путеводитель по курсу и содержит рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. При изучении курса, обучающийся запрашивает помощь у педагога (электронная почта, соцсети), получает консультации, обращается к примерам в блоге, отправляет результаты своей работы педагогу для размещения в блоге.
При этом информационно-мультимедийное пространство позволяет использовать различные интерактивные задания, анимированные примеры, нелинейные формы работы через гиперссылки. Для оценки результатов обучающихся педагог может использовать в одних случаях онлайн-голосование, в других применять оценки по критериям, а в-целом представлять мониторинг в форме рейтинга. Внедрение данной технологии позволяет индивидуализировать учебный процесс, сохранить возможности разноуровневого дифференцированного обучения, дать обучающимся выбор среди возможностей усвоения материала (через текст, видео, онлайн-консультрование и другие формы).
Мультимедийная редакция как пример дистанционной формы поддержки обучающихся.
Если говорить более предметно о формах дистанционной поддержки обучающихся, нужно перейти к конкретным примерам использования информационных технологий и технологий модерации в современном образовательном процессе.
Примером, наиболее полно иллюстрирующим эффективность дистанционной работы и поддержки, является мультимедийная редакция учреждения дополнительного образования. Школьная редакция может быть создана на основе своего печатного издания (газеты) как конвергентная редакция СМИ. Сегодня мультимедийная направленность свойственна большинству известных и крупных СМИ, использующих возможности контента для самых разных групп потребителей.
Мультимедийная редакция учреждения дополнительного образования позволяет размещать мультимедийные публикации (видеоролики, созданные обучающимися, печатные статьи на основе видео-фотоматериалов, фотографии и слайд-шоу, анимацию, интерактивную графику, карты и другое). Разумеется, к созданию подобных материалов должны быть привлечены не только обучающиеся-журналисты, но и дети, изучающие современные компьютерные технологии, обучающихся творческих студий и другие.
Иными словами, в отличие от мультимедийных СМИ, где основным продуктом является мультимедийное видео, статья, опрос и любая другая форма журналистского произведения, в школьной мультимедийной редакции могут публиковаться и другие продукты творческой деятельности. Их можно «конвергировать» связать с журналисткой работой, чтобы не терять смысл и суть объединения «мультимедийная редакция». При этом журналисты получают непрерывный поток материалов для анализа и творческой переработки, учатся операторской, репортерской работе, постигают азы фотографии, верстки, получают возможность присылать в редакцию и размещать самостоятельно отснятые и написанные материалы, получать отзывы о своей работе.
Очная работа с педагогом, обсуждение публикаций, новостей, интерактивное групповое обучение, тренинги и мастер-классы дополняются работой в мультимедийной редакции и участием в выпуске печатного издания. Обучающиеся получают возможность публиковаться в интернет-СМИ и видеть материальное воплощение своей работы – газету. Мультимедийная редакция связывает все этапы работы педагога и обучающихся: от первых фотографий с тренинга знакомств до материалов, подготовленных на конкурсы (репортажей, интервью, статей, мультфильмов и фильмов). Существование единого информационного пространства – мультимедийной редакции, позволяет объединять обучающихся разных направленностей, интегрировать знания, получать метапредметных результаты образовательной деятельности. Редакция может предоставить пространство творческому продукту любого обучающегося, который через эту публикацию получает возможность интерактивной оценки, анализа, критики и опыта.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии предоставляют возможность каждому ребенку осуществлять свободное (субъектное) действие по решению жизненных проблем и дают новые способы деятельности, а инструменты и ресурсы сети Интернет несут в себе огромный обучающий потенциал для ребенка. Образование со временем станет более конвергентным, поэтому проникновение мультимедийного пространства в деятельность педагога – процесс закономерный.
- Контент — (от английского content — содержание) – это абсолютно любое информационно значимое либо содержательное наполнение информационного ресурса или веб-сайта. Контентом называются тексты, мультимедиа, графика. Однако чаще всего контентом называют текстовое наполнение веб-сайта. В HTML-документе под контентом понимают часть служебной информации в одноименном поле. В этом поле размещают описание-резюме данного интернет-ресурса.
- Конвергентность – слияние
- Мультимедийность (мультимедиа) — это множественные информационные среды — интерфейсы, обеспечивающие ввод/вывод информации различных типов в компьютер, компьютерное создание, переработку и отображение информации различных уровней и структуры для восприятия различными органами чувств человека одновременно.
Дистанционное обучение в дополнительном образовании детей
Удовченко Елена Ивановна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
руководитель творческого объединения «История астрономии и освоения космоса»
МКОУ ДОД ДЮЦ «Планетарий» г. Новосибирска
Дистанционное обучение в дополнительном образовании детей
Дистанционное обучение – это способ обучения на расстоянии. Технология дистанционного обучения одна из перспективных в системе образования. Она позволяет решать задачи формирования информационно-коммуникационной культуры обучающихся, развивать творческий потенциал, заложенный в каждом ребёнке. Её особенность в том, что у детей есть возможность получать знания самостоятельно. Благодаря современным информационным технологиям, обучающиеся могут использовать различные информационные ресурсы.В центре дистанционного обучения всегда находится самостоятельная познавательная деятельность ребёнка. Это очень значимое положение. Обучающийся самостоятельно приобретает знания, он использует самые разные источники информации, может сам для себя определять способы познавательной деятельности, выбирать время для занятий. Познавательная деятельность носит активный характер, способствует раскрытию внутренних резервов ребёнка.
В Детско-юношеском центре «Планетарий» проводится дистанционное обучение по программам дополнительного образования. У детей есть возможность выбрать для себя ту программу, которая удовлетворяет их интересы и запросы. Однако программа дистанционного обучения ориентирована на определённый период обучения. Эта форма более подходит тем детям, которые уже имеют определённый сложившийся интерес к предлагаемому направлению дополнительного образования. Возможно использование дистанционных форм при проведении конкурсов, викторин, игр, при организации проектной деятельности.
Предлагаю на рассмотрение такую форму дистанционного обучения, как игра.Игра мотивирует детей, вызывая интерес к теме, привлекает к знакомству с содержанием образовательной программы в целом.
Мною разработана дистанционная игра «Космическое путешествие», ориентированная на возрастную категорию детей от 7 до 14 лет. Она состоит из нескольких этапов. Можно участвовать только в одном из них, т.к. каждый носит самостоятельный законченный характер. За участие в каждом этапе (всего их предполагается пока четыре, по одному на четверть) ребёнок получает Сертификат участника, а по итогам прохождения всей игры награждается Дипломом.
Цель: содействие самореализации, проявлению творческой активности школьников через их участие в дистанционных конкурсах.
1) обучающие:
– дать возможность ребёнку продемонстрировать свои творческие способности, умения и навыки, а также знания в области истории астрономии и освоения космоса;
– развивать умение решать познавательные и проблемные задания.
2) развивающие:
– развивать основные психические функции (формирование образа, функция смыслообразования и понимания, функция отношения, накопления опыта, самопознания);
– развивать логическое мышление учащихся, память, внимание, воображение;
– развивать творческие способности;
– развивать интерес к изучению астрономии и освоения космического пространства.
3) воспитательные:
– содействовать формированию активной жизненной позиции;
– воспитывать ответственность, познавательную активность.
Тип занятия: дистанционная игра-конкурс.
Формы работы с обучающимися:
– элементы исследовательской и проблемно-познавательной деятельности.
Необходимое техническое оборудование:компьютер.
В качестве примера здесь приводится первый этап дистанционной игры-конкурса.
Inlearno – платформа дополнительного образования и умного детского досуга
О возможностях платформы для создания региональных площадок дополнительного образования нашему журналу рассказывает ее основатель Александр Костин.
Александр Костин – основатель платформы Inlearno. Выпускник физико-математической школы, кандидат юридических наук, председатель управляющего совета ГБОУ Школа № 1370, член Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности Департамента образования Москвы, отец двух сыновей. После рождения детей заинтересовался проблемами российского образования. В 2014 году основал Inlearno – федеральную платформу, на которой родители и учителя могут найти информацию о развивающих образовательных, профориентационных мероприятиях, забронировать и оплатить билеты, а организаторы и площадки – рассказать о своих событиях. Проект поддержан Агентством стратегических инициатив, прошел экспертизу ФГАУ «ФИРО», получил одобрение Минобразования России.
Сегодняшние родители еще помнят станции юных техников, юннатов, музыкальные и художественные школы, дворцы и дома пионеров. Когда-то, чтобы записать ребенка в кружок или секцию, достаточно было обратиться в одно из перечисленных учреждений. Сегодня круг организаций, оказывающих услуги дополнительного образования, гораздо шире и включает в себя не только государственные, но и множество коммерческих компаний. Однако информация о программах, организаторах и наполненности кружков до недавнего времени никак не систематизировалась. В 2014 году при создании платформы эти задачи стали основополагающими. Запуская Inlearno, мы начали с Москвы, а также запросили и загрузили полученную от региональных министерств образования информацию о подведомственных организаторах кружков и секций. Сейчас продолжается обработка предоставленных данных, поэтому в каталоге представлены не все регионы. Кроме того, система бронирования Inlearno содержит в себе данные не только о государственных и федеральных УДОД, но также о муниципальных и негосударственных.
– Какова роль организаторов кружков в работе с платформой?
– Организаторы кружков, секций, любых других типов внешкольных мероприятий (курсов, тренингов, экскурсий, лагерей) могут самостоятельно регистрироваться в системе, публиковать свои занятия и подробную информацию о них, получать уведомления о заявках на участие, связываться с клиентами, контролировать актуальность программ.
Платформа позволяет не просто создать каталог программ дополнительного образования, но и организовать сообщество учреждений дополнительного образования, обеспечить их сетевое взаимодействие, как между собой, так и с окружающим миром.
– Какие преимущества дает платформа учреждениям дополнительного образования?
– Платформа упрощает деятельность организаторов кружков, поскольку берет на себя коммуникацию с обучающимися и родителями, осуществляя информатизацию УДОД, запись (бронирование) в секции, кружки, а в некоторых случаях и полностью ведет взаимодействие с потребителями образовательных услуг, снимая нагрузку со специалистов по организационной, информационно-методической работе учреждения, тем самым, способствуя повышению эффективности воспитательно-образовательного, управленческого процессов.
– Какие возможности открывает платформа в масштабах региона?
– Сервис позволяет вести статистику наполняемости групп (программ) по направлениям, учреждениям, регионам; статистику занятости школьников во внеучебной деятельности, проводить оценку качества программ и эффективности деятельности учреждений дополнительного образования; на основе результатов оценки вести рейтинг УДОД, осуществлять как внутреннее, так и внешнее взаимодействие УДОД, оптимизировать работу всех видов учреждений дополнительного образования.
А главное – на базе платформы очень легко организовать сетевое взаимодействие организаций ДОД и школ, создать сообщество: участвовать в совместных проектах, обмениваться опытом, собирать инженерные команды вокруг конкретных идей.
Такой инструмент сообщества как платформа помогает продвигать достижения отдельной организации ДОД и ее воспитанников. А для регионального органа управления образованием платформа – это и формирование статистики и отчетов в автоматическом режиме, и контроль, и возможность быстро принимать решения о векторе развития дополнительного образования в регионе.
– Какую пользу несет платформа для родителей?
– Inlearno – это система доступа к услугам дополнительного образования, удобный инструмент, как для индивидуального пользователя (родителя или ребенка), так и для групп (например, целого класса). Родитель или педагог на сайте проекта может ознакомиться с деятельностью образовательных учреждений, реализуемыми учебными программами, преимуществами и уровнем качества предоставляемых образовательных услуг. Доступно несколько критериев подбора программ или мероприятий: по типу, формату проведения (мастер-класс, экскурсия, курс, квест, урок), географическому расположению, дате проведения, интересам и возрасту обучающегося. Методический отдел Inlearno помогает построить также и индивидуальные образовательные и профориентационные траектории для выявления талантов и способностей детей, помогающие в выборе профессии. Для педагогов разрабатываются программы внеурочной деятельности школьников.
Интервью провела Елена Глухих