Strong-stuff.ru

Образование Онлайн
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое заочное обучение в школе

Особенности, плюсы и минусы очно заочной формы обучения

Очно заочная форма обучения в школе с каждым днем становится все более популярным методом получения образования. Некоторые ученики с помощью данного способа обучения осваивают материал гораздо эффективнее, а их родители считают, что на детей возлагается меньшая нагрузка. В этой статье я расскажу, что подразумевает очно заочная форма, а также каким образом детям, выбравшим ее, выставляются оценки.

Кроме того, отдельно будет затронута тема и других видов образования – очной и заочной форм. После прочтения данной статьи родители смогут взвесить все положительные и отрицательные моменты и сделать правильный выбор по поводу того, какой вид обучения для их ребенка будет самым лучшим и эффективным.

Очно заочное обучение в школе

Как правило, большая часть детей привыкла к очной форме обучения, поскольку данный вид является стандартным. Однако ещё существует заочный метод получения образования, а также смешанный способ (очно заочный). Многие родители ошибочно считают, что последние две категории не утверждены законодательством и являются неофициальными. Однако это не так.

В законодательном акте под номером 273, посвященном образовательной системе на территории Российской Федерации, говорится о том, что ребенок может обучаться не только очно. Для начала предлагаю поговорить о смешанном виде – очно заочной форме. Ежедневно посещать школу в данном случае не нужно. Для каждого ученика составляется персональная программа. Выбираются базовые предметы, на которые будет делаться максимальный уклон.

Далее составляется еженедельное расписание. Как правило, оно действует на протяжении одного семестра. Ученик должен посещать исключительно данные утвержденные предметы. Можно составить расписание таким образом, что ребенок будет приходить через день на два три урока. Либо же есть вариант поставить по пять уроков в день, но при этом лично посещать школу понадобиться всего лишь два дня в неделю.

Следует отметить, что количество предметов в очно заочном расписании зависит от класса. В старших классах нагрузка является максимальной, а в младших соответственно минимальной.

Смешанный тип получения образования обычно выбирают для детей, которые имеют проблемы со здоровьем. Также очно заочную форму некоторые родители считают максимально эффективной, поскольку они сами могут выбирать предметы и соответственно дополнительно не нагружать сына/дочь ненужными уроками. Обращаю внимание на то, что в момент утверждения расписания пожелания самого ребенка также учитываются.

Однако за счет того, что школу посещать практически не понадобится, ребенку будет необходимо хорошенько попыхтеть над домашними заданиями. Они будут гораздо объемнее и серьезнее, чем при выборе очной формы обучения. Большую часть образовательной программы потребуется изучать самостоятельно. Все вопросы и непонятные моменты можно будет уточнить на уроках в момент посещения школы.

В связи с этим очно заочная форма не является такой страшной и сложной, как кажется на первый взгляд. Основные преимущества – это гибкое расписание и самостоятельный выбор предметов. Данная форма является максимально удобной в старших классах. После того, как ребенок уже определился с тем, в какое высшее учебное заведение он будет поступать, в расписании можно сделать уклон либо на гуманитарные, либо же на технические предметы.

Что касается аттестации, то действует стандартная система. На протяжении четверти детям задают домашние задания, а при плановом посещении школы их проверяют и выставляют оценки. После этого отметки за две четверти суммируются, и на их основании подсчитывается средняя оценка по определенному предмету за семестр. Далее выдается табель. На протяжении следующего семестра действует та же самая система. В конце второго семестра также предоставляется табель. После этого на основании двух данных документов выставляются годовые отметки.

Что подразумевает заочное обучение

Заочная форма обучения в школе подразумевает то, что ходить в образовательное учреждение не нужно. Дети полностью обучаются в домашних условиях. Что касается проставления оценок, то данная процедура производится также заочно на основании контрольных и самостоятельных работ. Однако касательно осуществления итоговой аттестации существует два варианта. Знания ребенка оцениваются по текущим оценкам.

Годовые оценки также высчитываются, исходя из семестровых отметок, которые в свою очередь проставляются по четвертным оценкам. Помимо того, существует и второй способ – это сдача экстерном. По каждому предмету проводится экзамен, который дети могут сдать экстерном. То, по какой системе будет происходить оценивание, ребенок имеет право решать совместно с родителями.

Что касается положительных моментов очной формы, то данный метод удобен для детей с физиологическими ограничениями. Также существенно экономится время, которое было бы потрачено на дорогу в школу. Кроме того, ребенок может просыпаться и ложиться в максимально удобное для него время суток.

Однако есть и недостатки. Дети, обучающиеся на заочной форме, лишены коллективного общения. В некоторых ситуациях данный фактор в будущем вызывает психологические проблемы. Также в классе за счет вопросов других учеников иногда материал запоминается быстрее и становится гораздо более понятным. Помимо того, о заочной форме обучения стоит знать ещё несколько моментов:

  1. Как сдаются экзамены? То, как будет сдавать экзамены ученик, обучающийся заочно, также можно выбрать. Первый вариант – это очный способ. В данной ситуации все стандартно. Просто необходимо прийти в школу и пройти итоговую ситуацию. Также есть и второй дистанционный метод. Экзамены сдаются, не выходя из дома. На официальном сайте школы ученик заходит в соответствующий раздел в заранее утвержденное время и сдает экзамен по определенному предмету;
  2. Как проходит подготовка к экзаменам? Как правило, дети на заочной форме обучения готовятся к экзаменам самостоятельно. Однако консультации никто не отменял. Для заочников нет никаких ограничений касательно посещения консультаций. В связи с этим ребенок может приходить на общие консультации по определенным предметам, назначенные для его класса, и прояснять все непонятные моменты;
  3. Можно ли принимать участие в школьной жизни? Школа – это не только посещение уроков, но и различные мероприятия. Например, кружки либо олимпиады. Принимать участие в школьной жизни могут абсолютно все ученики. Форма обучения никакой роли не играет. Что касается книг из библиотеки, то действует точно такое же правило. Заочник может брать всю необходимую для его обучения литературу. Главное вовремя сдать книги в конце семестра в библиотеку.

Обращаю внимание на то, что ещё существует семейная форма образования. Вся семья решает, какие предметы будет осваивать ребенок, а также определяет для него цели и задачи на ближайшее будущее.

Стандартная форма обучения

Очная образовательная форма является традиционной. Дети посещают школу ежедневно за исключением выходных и каникул. Руководство школ самостоятельно ставит в известность местные органы управления обо всех необходимых процессах. Программа обучения и расписание для каждого класса также утверждается школой. Детям обязательно посещать все уроки. Однако существует вариант индивидуально урегулировать расписание.

В школе сдаются различные аттестации на протяжении семестров, а затем дети проходят итоговые экзамены. Программа обучения утверждается на законодательном уровне. Данная форма получения образования очень хороша тем, что ребенок мгновенно может задавать вопросы учителю и соответственно не накапливать в голове целый ряд непонятных моментов. Помимо того, общение в классе приносит множество эмоций, радости и воспоминаний в последующей взрослой жизни.

Гид по формам обучения в России: что подойдёт вашему ребёнку

Раскладываем всё по полочкам и объясняем, чем заочка отличается от хоумскулинга, а онлайн-школы от дистанционного образования. Какие бывают формы обучения в школах России?

2 формы получения образования

Основное общее образование в нашей стране является обязательным. Каждый гражданин должен окончить хотя бы 9 классов.

Какие формы обучения существуют в России? Выделяется две формы получения образования (статья 17 Федерального закона «Об образовании»):

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, попросту — в школах;
  • вне таких организаций.

5 форм обучения

В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10–11 классы).

Рассмотрим каждый тип обучения подробнее.

Получение образования в организации

В государственных или традиционных частных школах можно выбрать одну из трёх форм обучения.

Читать еще:  Международном университете фундаментального обучения

Очное обучение

Ребёнок пять-шесть дней в неделю ходит в школу, подчиняется её расписанию, регулярно получает оценки и аттестуется. На юридическом языке это называется «находиться в контингенте образовательной организации».

В идеале школьник, как промокашка, впитывает знания и мудрость учителя, а на переменах весело проводит время с одноклассниками. В жизни многие родители недовольны качеством школьного образования, а дети сталкиваются с буллингом.

Очная форма подойдёт, если:
  • ребёнку нравится ходить в школу, он не мыслит себя без своего класса;
  • вы не можете уделять образованию ребёнка много времени и ресурсов;
  • ребёнок не привык к дисциплине и нуждается в жёстких рамках извне.

Вариацией очного является надомное обучение. Его организуют для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Обратите внимание: вариацией, но не самостоятельной формой обучения.

Очно-заочное обучение

Ребёнок зачислен в школу, но ходит туда несколько раз в неделю или реже, чтобы сдать и получить домашние задания. При этом аттестовываться он обязан вместе с классом: если сегодня пишут контрольную, надо присутствовать.

Школы переводят детей на очно-заочное обучение неохотно и довольно редко. Во-первых, из-за лишних хлопот для учителей, а во-вторых, дабы не создавать прецедентов. «Почему Петрову можно не ходить в школу, а мне нельзя?!»

Очно-заочная форма подойдёт, если:
  • ребёнок легко по учебникам, без помощи педагогов, осваивает программу;
  • вы хотите, чтобы у ребёнка было немного больше свободного времени, но не терялась связь со сверстниками;
  • спортивный или творческий график ребёнка не совпадает со школьным.

Заочное обучение

Ребёнок не ходит в школу и осваивает программу своими силами, с помощью репетиторов или онлайн-ресурсов. Но он находится в контингенте школы, а значит, нельзя менять программу, перескакивать через классы, и придётся придерживаться графика аттестаций.

Правда, контрольные можно сдавать дистанционно: через сайт школы или, например, по Скайпу. В законе это называется «реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Иными словами, дистанционное обучение не является его самостоятельной формой, это лишь способ организации учебного процесса.

На заочку переводят в основном старшеклассников, и тоже редко. Ведь юридически при получении образования в школе (неважно в какой форме) ответственность за его качество лежит на администрации и преподавателях. Если заочник плохо подготовится и не сдаст аттестацию, спросят с учителей.

Заочная форма подойдёт, если:
  • ребёнок прекрасно осваивает программу сам;
  • семья часто переезжает или много путешествует;
  • ребёнок профессионально занимается спортом или творчеством.

Получение образования вне организации

Главное отличие от получения образования в организации заключается в том, что ответственность за качество знаний лежит не на школе, а на родителях или самом учащемся.

Обеспечить ребёнка основным общим образованием обязаны родители. Поэтому до получения аттестата за 9 класс обучение вне школы называется семейным. Решение о переходе на эту форму принимают мама с папой с учётом интересов ребёнка.

В 10–11 классах, а также если совершеннолетний человек в своё время не доучился и решил наверстать упущенное, эта форма именуется самообразованием. Ответственность — на обучающемся.

Семейное образование

Семейное образование (СО), как форма обучения — гибкое и вариативное. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы сдавал аттестации.

Аттестации на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном. Да-да, экстернат — это не форма обучения, а форма аттестации. О сущности экстерната по действующему законодательству у нас есть отдельная статья. Читать →

Основные виды СО:

  1. Хоумскулинг. Ребёнок обучается в семье и прикрепляется к школе несколько раз в год для сдачи промежуточных аттестаций. Родители могут преподавать сами, нанимать репетиторов или подключать онлайн-школы. В последнем случае семейное обучение часто путают с надомным и дистанционным, но, как вы уже поняли, это разные вещи.
  2. Анскулинг. То же самое, только ребёнок не придерживается какой-то программы и не прикрепляется к школе для сдачи аттестаций вплоть до 9 класса. Про нюансы анскулинга у нас также есть статья. Читать →
  3. Альтернативные школы. Родители практически полностью делегируют обучение ребёнка, но тщательно выбирают систему. Это могут быть Монтессори- или Вальдорф-школы, демократические школы или школы одного дня, учебные заведения, работающие по различным авторским методикам, и, конечно же, цифровые школы.
Семейная форма подойдёт, если:
  • ребёнку тесно в рамках классической школы, он хочет учиться больше, лучше и быстрее;
  • ребёнок совмещает с учёбой профессиональный спорт или концертную деятельность;
  • он не успевает за темпом других детей, и ему нужен особый подход;
  • у ребёнка конфликты с одноклассниками или учителями;
  • у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности, либо не нравится вариант надомного обучения;
  • семью не устраивает традиционная школьная система, нет контакта с администрацией школы и преподавателями;
  • семья часто переезжает или живёт в другой стране, но хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат.

Самообразование

Всё то же самое, что на семейной форме, только для учащихся старше 15 лет.

Формы обучения в школе. Какую выбрать?

В настоящее время невероятную популярность приобрела тема семейного обучения. Она очень активно продвигается в сети. Но мало кто из родителей знает ещё и о заочной, и очно-заочной формах обучения. Считается, что заочное или дистанционное – это только про высшее образование. Но это не так.

Сегодня я кратко расскажу обо всех формах школьного образования, которые сейчас существуют в России. Конечно опираясь на закон «Об образовании». В дальнейшем планирую разбор каждой конкретной формы с плюсами и минусами.

Все формы образования делятся по прикреплению к учреждению.

То есть очная, очно-заочная, заочная форма предполагают зачисление ребенка в школу. Это значит, что на его обучение школе выделяются деньги из бюджета. И она несет ответственность за качество образования.

Если ребенок находится на семейном обучении, то его зачисляют только на время аттестации. В таком случае финансирование на него школа не получает и никакой ответственности не несет. Кстати во многих областях страны родителям выплачивают ежемесячное пособие, если ребенок находится на семейном обучении.

Очная форма обучения — это наша привычная обычная школа, которую ребенок должен посещать ежедневно, изучать здесь все предметы и проходить итоговую аттестацию. В данном случае школа получает финансирование на каждого ребенка и несет ответственность за качество обучения.

Заочная форма – ребенок также зачислен в конкретную школу, которая несет ответственность за качество обучения. Школа также получает финансирование из бюджета на таких детей. В чем же разница? Ребенок самостоятельно изучает школьную программу по всем предметам, но в отличие от семейного образования, данная форма предполагает наличие консультаций у преподавателей школы, программу обучения, а также зачетную форму аттестации ребенка. То есть ребенок пишет контрольные, тесты и т.п. либо приходя в школу, либо дистанционно.

Государственная итоговая аттестация и всероссийские проверочные работы должны обязательно писаться в школе вместе со всеми. Если таких детей в классе 9 и больше, то для них разрабатывают общую программу обучения, если же таких деток меньше 9, то предполагается разработка индивидуального учебного плана для каждого ребенка.

Для любой школы это естественно дополнительная нагрузка, поэтому родителям не рассказывают о такой форме обучения. Не афишируют, так сказать.

Очно-заочная форма – по сути, смесь первой и второй. Часть предметов ребенок изучает самостоятельно, часть в школе. Причем, какие предметы он будет изучать, выбирает ребенок совместно с родителями. Чаще всего предметы, в которых ребенок хорошо разбирается, выносятся на самостоятельное изучение, а те, где ребенку сложно на изучение в школе.

Ни заочную, ни очно-заочную форму обучения в наших школах не любят из-за увеличивающейся нагрузки на работников школы. А ведь еще и ответственность надо нести за такого ребенка! Зачем такой «геморрой» нужен школе? « Семейники » в этом плане гораздо удобнее и проще .

Семейное образование предполагает полную ответственность родителей за качество образования ребенка. Школа, конечно, может порекомендовать перевести ребенка на очную форму обучения, если он не прошел итоговую аттестацию по одному или нескольким предметам, но в любом случае решать что в этом случае делать — будут родители. Мне лично эта форма обучения кажется какой-то однобокой. Да, ребенок не ходит в школу, учится дома, высвобождается много времени, но. Родители должны обучать ребенка сами, либо нанимать репетиторов. Школа же только проводит итоговую аттестацию раз в четверть, полугодие или год и никакой ответственности не несет.

Читать еще:  Сайт дистанционное обучение

Выбирать форму обучения, конечно, надо родителям совместно с ребенком. Будьте готовы к тому, что если Вас не устраивает очная форма обучения, то в школе Вы встретите только осуждение и непонимание. Да и школы зачастую не готовы предоставить Вам альтернативу, тогда как должны это сделать согласно закону. В лучшем случае Вам предложат перейти на семейное обучение. Я же призываю не забывать о своих правах и действовать в интересах ребенка.

В дальнейшем я планирую написать ряд статей о каждой форме образования с подробным разбором минусов и плюсов. А также делиться своим опытом, так как у нас две дочки школьницы, которых мы осознанно перевели на заочное обучение, и прикрепили к платной «интернет-школе».

Поэтому, если Вам интересна тема образования, не забудьте подписаться на наш канал!

Законные формы обучения детей в России

Закон об образовании дал родителям детей возможность выбирать форму обучения своих детей. Давайте коротко коснёмся каждой и оценим плюсы, минусы и усилия, которые нужно сделать родителям, чтобы достичь определённых результатов.

Очная форма обучения

Это та самая, стандартная. Именно её использует большинство родителей и детей. Родители пишут заявление о приёме в школу. Сейчас к школам приписаны определённые улицы и дома, поэтому выбрать школу можно, но это требует усилий со стороны родителей, вплоть до того, что ребёнку делают регистрацию или прописку именно в том районе, который прикреплён к желанной школе. Школа, проверив прописку, зачисляет ребёнка на очное обучение и информирует местные органы образования о том, что конкретный ребёнок приступил к обучению в такой-то школе.
Далее школа составляет расписание и пять-шесть дней в неделю (в зависимости от того, учатся дети по субботам или нет) ребёнок ходит в школу, проводя там от 3-4 часов в день в первом классе до 8-9 часов в выпускных.
Кроме обязательных предметов сейчас в школе появились дополнительные, которые тоже детям посещать нужно. Дополнительные могут быть интересными и увлекать детей, а могут быть формальными, тогда школьникам везёт меньше и они просто отсиживают положенное время.
Промежуточная аттестация проводится в школе. Выставляются четвертные и годовые оценки по всем предметам. Итоговые оценки складываются из текущих, полученных ребёнком на уроках, тех, что получены за контрольные и самостоятельные работы, выполненные проекты и написанные рефераты.
При положительной оценке дети переводятся в следующий класс. После 9 и 11 класса сдают ГИА и получают документы о получении среднего образования.

Заочная форма обучения

При заочной форме обучения ребёнок прикреплён к определённой школе. Родители пишут заявление о зачислении ребёнка. Школа подаёт сведения о нем в департамент образования. Ребёнок может быть прикреплён как к своей «дворовой» школе или любой в пешей (ездовой) доступности, так и к той, что располагается даже в другом регионе.
При этом задания по школьным предметам родители получают письменно — лично от учителя, по скайпу или посредством электронной почты. Ребёнок выполняет задания, составленные учителями в соответствии со школьной программой и сдаёт их. Если школа рядом, то он может являться раз в неделю или в месяц, но не реже чем раз в четверть, чтобы сдать выполненные работы и пройти промежуточную аттестацию. Если школа далеко, то можно проходить лишь итоговую аттестацию за год.
Допускается заочное прохождение аттестации.
К заочной форме обучения относится и дистанционная. Когда занятия проводятся по скайпу или с использованием других видов интернет-связи.
Аттестации проводятся очно и дистанционно. Ребёнок имеет право получать очные консультации перед сдачей аттестации. Сдача текущих аттестаций проходит не реже чем раз в год, по итогам учебного года.
Итоговые аттестации после 9 и 11 класса (ГИА) проводятся только очно. Если ребёнок сдал их положительно, то он получает документ стандартного образца о получении школьного образования в полном объёме.

Очно-заочная форма обучения

Очно-заочная форма обучения представляет собой смесь очной и заочной форм. То есть, часть предметов ребёнок проходит в школе, вместе со своими одноклассниками, а часть — дома в заочной форме. При этом родители пишут заявление о приёме в школу. Школа должна соответствовать прописке ребёнка. Школа подаёт сведения об ученике в департамент образования.
Заочно ребёнок может проходить предметы:

  • которые он изучает в центрах дополнительного образования или специализированных школах (музыку, рисование, физкультуру и т. д.);
  • те, на которых ребёнок конфликтует с учителем;
  • те, по которым он сильно опережает одноклассников или значительно отстаёт от них;
  • те, на которые он не успевает приходить в связи с объективными причинами.

Аттестовывается ребёнок следующим образом:

  • предметы, которые он посещает очно, сдаёт вместе с классом;
  • предметы, которые он изучает заочно, сдаёт в индивидуальном порядке в форме промежуточных аттестаций.

Итоговые аттестации после 9 и 11 класса ребёнок проходит в школе, получая аттестат по итогам прохождения.

Семейная форма обучения

Семейная форма обучения предполагает обучения ребёнка в семье. В школу при этом можно не ходить. Главное — подать заявление в местные органы управления образованием, встать там на учёт. Однако совсем избежать контактов со школой не получится, если родители всё же хотят, чтобы ребёнок был аттестован и получил документы об образовании. В контингент школы ребёнок зачисляется только для сдачи аттестаций. Как часто сдавать аттестации решают родители. Обычно это происходит 1-2 раза в год. Так проверяется, всё ли правильно делают родители, усваивается ли материал. Дополнительные консультации не предусмотрены. О том, что будет спрашиваться у ребёнка, родителей не предупреждают. Родители имеют право присутствовать во время аттестации ребёнка, являясь его законным представителем.
Сейчас существует несколько интернет-школ, к которым родители прикрепляют ребёнка. Тогда он проходит всё по плану, без риска что-то упустить и сдаёт итоговую аттестацию там.
ГИА после 9 и 11 классов ребёнок на семейном обучении обязательно сдаёт очно, на базе школы, к которой он прикреплён. При успешной сдаче — получает аттестат.

Самообразование

Эта форма обучения доступна детям, достигшим 15 лет, то есть — старшеклассникам. По сути, это то же самое семейное обучение при котором ребёнок учится дома самостоятельно, а в школу приходит только сдавать аттестации, в том числе и ГИА, чтобы получить аттестат.

Другие формы получения образования

Перечисленные выше формы обучения — официальные. Но часто встречаются названия других форм. Как к ним относиться? Что они обозначают?

Надомное обучение — это вид обучения при котором ребёнок обучается на дому. При этом занятия проводят не родители, а приходящие учителя из школы. Ребёнок занимается индивидуально или в малой группе. Аттестации проходят так же, как и при очном обучении в школе — на основании текущих отметок и результатов проверочных и контрольных работ. Чтобы оформить надомное обучение, нужно предоставить медицинскую справку, оформленную по всем правилам, согласно которой обучение ребёнка в школе невозможно. Обычно так учатся тяжелобольные дети и дети-инвалиды, с ограниченными возможностями здоровья.

Экстернат ранее был одной из форм обучения, однако с 2013 года таковым больше не считается. Он остался лишь как форма аттестации для тех обучающихся, которые получают знания вне стен образовательного учреждения. Фактически, дети на семейном обучении или самообразовании прикрепляются к школе на время сдачи аттестаций.

Дистанционное обучение также не является юридически верной формой обучения. Это просто форма передачи информации. Дети могут учиться дистанционно на заочной, очно-заочной, семейной формах обучения, использовать её и при самообразовании. Самое главное при этом — использование дистанционных образовательных технологий. В некоторых случаях зачёты, контрольные и аттестации также проводятся дистанционно. Однако ГИА, как всегда, сдавать надо лишь очно.

Домашнее обучение (homeschooling) — просто констатация того факта, что ребёнок получает знания вне стен школы. Форма обучения при этом может быть заочной, семейной или в качестве самообразования.

Читать еще:  Дистанционное обучение на сертификат сестринское дело

Анскулинг (unschooling) — это форма семейного обучения, когда ребёнок не придерживается никакой образовательной программы. Родители предоставляют ему право заниматься тем, что ему интересно в данный момент. Сторонники метода говорят, что любознательность детей побеждает и они легко усваивают даже сложные знаний в короткие промежутки времени. В этом случае дети не сдают никаких аттестаций, кроме ГИА. Да и то лишь тогда, когда они решают продолжить образование или устроиться на работу.

Аттестация — вид проверки уровня знаний школьников. Различают текущие (промежуточные) аттестации и итоговые.

  • Промежуточная аттестация оценивает знания ребёнка за текущий класс. Проводится при любой форме обучения. По её итогам ребёнок либо переводится в следующий класс, либо не переводится. Если дети на семейном обучении, они сдают аттестацию по желанию родителей. Но если вдруг сдают аттестацию на неудовлетворительную оценку, то возвращаются на очное обучение в школу.
  • Итоговая государственная аттестация (ГИА) проводится после окончания 9 и 11 классов в форме ОГЭ и ЕГЭ. Это обязательная процедура для получения аттестата о школьном образовании. Кстати, допускаются к ГИА дети после прохождения промежуточной аттестации за текущий класс.

Как выбрать форму получения образования ребёнком?

Родители и только они (то есть, законные представители) имеют право выбрать любую форму получения образования своим ребёнком.

  • Большинство выбирает очную. Это проще в организации, результат прогнозируем. Ответственность за обучение ребёнка несут педагоги. Родители играют вспомогательную роль.
  • Заочная форма хороша для тех детей, которые хотят учиться по программе школы, но по каким-то причинам школу посещать не могут.
  • Очно-заочная форма подходит тем, кто часть предметов изучает в других, узкоспециализированных, школах — спортивной, музыкальной, художественной. Или для тех, кто опережает своих сверстников по какому-либо предмету или занимается с репетитором.
  • Семейную форму выбирают родители, желающие сами обучать своих детей и не быть связанными со школьной программой. Они сами подбирают учебники и учебные материалы, сами составляют план обучения. Дают ребёнку знания в том объёме, в котором именно ему они нужны.

Что ещё нужно знать родителям?

Школьники обладают академическими и социальными правами и льготами.
Академические права заключаются в том, что дети пользуются библиотекой, занимаются в кружках и секциях, участвуют в конкурсах и олимпиадах.
Социальные льготы — это компенсации детям за проезд в транспорте, питание, билеты в музеи и т. д., которые предоставляются лишь по предъявлению справки из школы.

Дети на очном и очно-заочном и даже заочном обучении пользуются всем списком льгот и возможностей.
А вот дети на семейном обучении и занимающиеся самообразованием к школьному контингенту не относятся и поэтому не имеют права пользоваться всеми социальными льготами и частично — академическими. Обычно за ними сохраняется право на получение учебников и пользование библиотекой. Остальные права появляются лишь в момент зачисления в школу для аттестации.

Я учусь в школе на заочке (и ни о чём не жалею)

Про семейное образование говорят часто, а про заочное — значительно реже. Однако у них много различий и сложностей как для детей, так и для учеников. Наш новый блогер, ученица 11-го класса Иванна, рассказывает, как проходит обучение вне школы.

Меня зовут Иванна, мне 17 лет, в этом году я оканчиваю 11-й класс. Последние два года я учусь в школе заочно. Сразу хочу обратить ваше внимание: у заочной формы нет золотого стандарта, от школы к школе, от человека к человеку опыт может различаться. Статья адресована ученикам.

В пункте 3.1 статьи 44 Федерального закона «Об образовании» № 273-ФЗ указано: «Законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать, помимо всего прочего, формы получения образования и формы обучения» (после 9-го класса выбирать может ребёнок). В статье 17 того же закона закреплено, что «образование можно получить в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (очная, очно-заочная, заочная формы) и вне них (семейное образование и самообразование), при этом допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения».

Семейную и заочную формы часто путают, разница — в двух пунктах

У семейной формы образования больше свободы. Семья сама решает, как обучаться, с какой скоростью, когда проходить аттестации, контакт со школой сведён к минимуму.

Заочный процесс обучения во многом определяется школой, заочникам приходится чаще пересекаться со школьной системой образования.

На семейном обучении ученик прикрепляется к школе только на время аттестаций. На заочном же ученик прикреплён к школе всё время — отсюда и ограниченность выбора.

Как всё устроено?

Заочное обучение бесплатно и работает по простому принципу: ученик самостоятельно овладевает программой и с определённой периодичностью проходит аттестации по каждому предмету (это может быть раз в четверть, каждые полгода или раз в год — определяет школа), финальная оценка является годовой, а ОГЭ и ЕГЭ сдаются вместе с очниками.

Аттестации — это те же контрольные. Я прохожу их раз в год по заранее оговоренному графику, при этом мне доступны четыре консультации с учителем по каждому предмету. В среднем получается сдать один, два или три предмета в месяц. Чтобы изучить материал, я пользуюсь учебниками из школьной библиотеки и интернета, обращаюсь к образовательным курсам и сайтам («Решу ЕГЭ», «Фоксфорд», «Инфоурок», Stepik, Arzamas и другие). Родители во всём этом не участвуют, я занимаюсь сама.

До этого я училась восемь лет в частных школах и один год в государственной. Перешла на заочное обучение по простым причинам:

  • напряжённая и давящая атмосфера в школе;
  • увлечения, которым хотелось уделять больше внимания;
  • нерациональное использование времени, когда я находилась в школе.

Под последним пунктом я подразумеваю две проблемы. Первая — это сильная загруженность из-за шести-семи уроков и времени на домашнее задание после. Вторая — программа по многим предметам сильно размазана, потому что в классе собраны самые разные ученики, обучить нужно всех, но при сосредоточенном изучении материал можно пройти гораздо быстрее.

Нужно ли вам заочное обучение?

Заочное обучение подойдёт тем, кому по тем или иным причинам сложно или некомфортно посещать занятия очно. Например, из-за состояния здоровья, психологической обстановки в учебном заведении, профессионального занятия спортом или иной деятельности. Впрочем, вы можете перейти на заочное и без особых причин — просто потому, что захотите.

Однако одного желания и/или весомых причин недостаточно. Заочная форма обучения освобождает время, даёт свободу в графике, воспитывает самостоятельность, но взамен требует самодисциплины, силы воли, умения учиться, знаний. Вряд ли вы сможете самостоятельно освоить программу, если до этого учились средне, что-то пропускали, рассчитывали на удачу или постоянно списывали. На заочном такое не сработает: тут вы либо знаете, либо нет.

Будучи заочником, вы сам себе начальник. Только вы отвечаете за результат обучения. Заочное обучение — это большая ответственность, которую несут не учителя, не школа, не родители, а ученик.

Многим на самом деле лучше на очном, потому что, помимо высокого проходного порога, есть и минусы, которые могут оказаться критическими. На заочном обучении нет одноклассников, с которыми можно поболтать или прогуляться после школы, поэтому, если вне учебного заведения у вас нет компании, вам быстро станет одиноко. Если вы ничем, помимо школы, не занимаетесь и никуда не ходите, появится огромное количество свободного времени, которое нужно занять. Если у вас возникают трудности с освоением материала, то, кроме нескольких часов консультаций, не будет никого, кто мог бы помочь. В старшей школе готовятся к ЕГЭ, и школа играет в подготовке не последнюю роль. Без неё будет тяжелее.

Заочное обучение не для всех, и это нормально. Ситуации и люди бывают разные. Если вы чувствуете, что это как раз то, что вам нужно, не бойтесь неизвестного, обращайтесь к школе, договаривайтесь и учитесь с комфортом.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock (Khomenko Maryna)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector