Кейс по финансовому менеджменту
Как правильно решать кейсы
[Примеры, советы и технологии]
Для русскоязычного человека, далекого от маркетинга и аналитики, словосочетание «решение кейсов» звучит непривычно. Самый близкий по смыслу синоним в русском языке – ситуационный анализ или разбор конкретных ситуаций. Сегодня упражнения на решение бизнес кейсов – один из ключевых этапов ассессмента, который позволяет оценить кандидата в рабочей обстановке еще на этапе собеседования. Подобный метод подбора персонала все чаще используется в российских компаниях, что говорит о его результативности.
Подробнее о кейсах
Бизнес-кейсы (англ. case study) – это ситуации и проблемы из практики, состоящие из условия или входных документов и вопроса, на который отвечает соискатель. Ситуации бывают реальными или вымышленными – все зависит от компании, в которую пришел устраиваться человек.
Создание кейсов – сложный и затратный процесс, который подразумевает участие консалтинговых компаний. Одни задания состоят из устного вопроса, а другие – из десятка документов, которые придется изучать и систематизировать.
Правильно проведенная процедура позволяет работодателю достоверно оценить не только рабочие навыки человека, но и его черты характера, стиль управления руководителя или менеджера, а также предрасположенность к негативному поведению (обману, агрессии или лени).
Как выглядят кейсы — смотрите в нашем видео:
Валидность и целесообразность
При всех положительных сторонах ситуационного анализа, его результаты валидны лишь в том случае, если экзамен разрабатывается и проводится сертифицированными кадровыми агентствами или ассессерами. Ассессмент – это дорогая и ресурсозатратная процедура, поэтому некоторые работодатели экономят, возлагая ответственность за его проведение на штатного несертифицированного сотрудника отдела кадров.
В этом случае все преимущества ассессмент-центра сводятся на нет, в том числе из-за отсутствия критериев оценки и недостаточной квалификации экзаменатора. В итоге работодатель теряет кадры и время, а соискатели упускают возможность получить должность и разочаровываются в подобных методиках отбора.
Как проходит задание в виде бизнес-кейса
В зависимости от должности и количества претендентов, экзамен проходит в персональном или групповом формате. Задание предоставляется в бумажном или в устном виде.
При отборе на стажировки или на кадровые конкурсы, например, как в случае с «Лидерами России», используются групповые упражнения в сочетании с персональными выступлениями. Но такой формат встречается нечасто из-за сложности его проведения.
Индивидуальные кейсы
Чаще всего задания выдаются кандидатам на очном собеседовании в письменном виде. На столе находится папка с раздаточными материалами (распечатка электронных писем, финансовые отчеты, стенограмма звонков, вырезки из газет), инструкция, список вопросов, калькулятор, ручка и бумага.
Групповые кейсы
В отличие от личного формата, задание группе, как правило, выдают в устном виде. Типичный тест для группы выглядит так:
Экзаменатор задает вопрос группе: «Представьте, вы нашли инвестора, готового вложить в ваш бизнес в Москве $100 000. В какой бы сфере вы открыли свой бизнес, на что бы потратили стартовый капитал и как скоро бы вернули инвестиции?»
Группе нужно не только ответить на вопрос, но и достигнуть взаимопонимания между участниками, единогласно придя к общему мнению.
Если экзамен проходит по всем правилам, для экзаменаторов важен не результат, а ход мыслей претендента. При этом за участником или группой закрепляется один наблюдатель. Причем интерпретация результатов проходит уже после самого ассессмента, в спокойной обстановке. Ассессоры руководствуются сделанными записями и чек-листами.
Как решить кейсы
Независимо от формата задания, технология решения кейса, по сути, сводится к:
- Анализу сценария и вводной информации;
- Расчетам;
- Представлению результатов.
Работа с вводной (первичной) информацией
Бизнес-кейсы симулируют рабочую обстановку. Все приложенные документы знакомы каждому работнику офиса. В их числе:
- бухгалтерские балансы;
- распечатки с фондовых бирж;
- финансовые отчеты;
- описание производственного процесса;
- заказы или информация о заказчиках;
- стратегия развития компании;
- сводные таблицы с информацией о прибылях или убытках;
- организационная структура компании с именами и должностями;
- распечатка электронных писем или переписки между сотрудниками;
- приказы, объявления или отчеты компании;
- диаграммы, таблицы;
- вырезки из газет, книг, аналитические статьи.
Перед тем как решить задачу, изучают полученную информацию, категоризируют ее и раскладывают в хронологическом порядке для дальнейшей работы.
Анализ бизнес-кейсов
Оценка на экзамене напрямую зависит от полноты анализа полученной информации и предложенных способов решения проблемы. Для оценки последствий предложенных действий и их целесообразности используют маркетинговые инструменты анализа. Для удобства запоминания они называются по первым буквам составляющих их действий:
Эти методы анализа – классика в области управления проектами и в менеджменте. Приведенные схемы не только помогут с прохождением ассессмента, но и произведут впечатление на ассессоров.
Расчеты в кейсовых заданиях
Кандидаты должны направить все силы на демонстрацию своих навыков экзаменаторам, а не пытаться ответить на вопрос любой ценой. В практике HR полно случаев, когда кандидаты не успевали дать ответ на вопрос, однако подробно показали ход мыслей, дав наблюдателям всю необходимую информацию для оценки. Такой подход лучше всего подходит для ситуационного анализа. Но это не значит, что можно не отвечать на вопросы и строить доклад вокруг первого приложенного письма.
Многие этого не знают, но ассессоры оценивают «черновик» соискателя. Поэтому даже в нем важно сохранять последовательность мыслей, аккуратность и обосновывать свои действия. А также не сокращать математические операции, не считать в уме, не опускать единицы измерения или обозначения.
Представление результата решенного кейса
Требования к результатам, как и сами упражнения, зависят от компании и ее инвестиций в методики отбора персонала. Чаще всего кандидата просят составить презентацию и представить ее в устном виде экзаменатору, иногда предоставляют компьютер для составления презентации. При этом разрешается составить краткий письменный план доклада и время от времени обращаться к нему.
Ответы не должны быть односложными. Каждое высказывание обосновывается и подтверждается фактами. Расчеты комментируются, а выводы не противоречат логике. Тогда экзаменатор оценит ход мыслей кандидата, и итоговая оценка будет адекватной навыкам претендента.
Основа успеха устного доклада – правильно составленный план, включающий:
- Пронумерованный список, где каждый номер соответствует конкретной проблеме, задаче или выводу.
- Ключевые слова, на которые будет опираться кандидат при выступлении.
- Ссылки на расчеты.
- Выводы и рекомендации.
Ошибки при решении кейсов
Чаще всего соискатели относятся к экзаменаторам или процедуре пренебрежительно. Они считают, что им хватит опыта и рекомендаций, чтобы получить работу. Но на деле начальник или директор, принимающий решение о приеме соискателя, опирается на результаты ассессмента и рекомендации HR. И, несмотря на опыт или образование, завалившего ассессмент, скорее всего, на работу он не возьмет.
Как и в персональных упражнениях, в групповых оценивается не результат, а способности группы и каждого участника прийти к единому мнению. Кроме этого, экзаменаторы смотрят на мотивацию участников и их взаимоотношения.
Главные ошибки групповой дискуссии:
- попытки выбиться в лидеры;
- конфликтное поведение;
- попытки перекричать остальных;
- старания одного из участников, направленные на то, чтобы группа непременно выбрала его предложение.
В конечном итоге группе не удастся прийти к единому мнению, участник, демонстрирующий подобное поведение, скорее всего, не пройдет отбор.
Утверждение группой предложения соискателя, не повлияет на его итоговую оценку. Гораздо важнее слушать и слышать других, адаптироваться, быть в меру мотивированным и последовательным в рассуждениях.
Как подготовиться к кейсам
Подготовка к ассессменту ведется с трех сторон:
Изучение руководств и методических указаний.
Кроме рекомендаций по прохождению и примеров бизнес кейсов с решениями, процесс ассессмента в них рассматривается со стороны работодателя. Это позволяет выстроить свое поведение соответствующим образом, показав экзаменаторам сильные стороны и скрыв слабые.
Выполнение тренировочных заданий.
Смысл – привыкнуть к формату упражнений, понять, какие действия выполнять в первую очередь, чтобы успеть за отведенное время довести некоторые действия до автоматизма.
Тренировка в рабочих условиях.
Теоретические знания закрепляют на практике. Некоторые просят друзей или родственников сыграть роль экзаменатора. Другие ходят на тренировочные собеседования, чтобы попрактиковаться в реальных условиях. Второй подход результативнее, однако он сложнее и требует больше времени.
Вывод
Решение кейсов позволяет увидеть кандидата в деле, поэтому, чтобы получить работу, на ассессменте приходится выкладываться по полной. И если в тех же тестах способностей или онлайн тестах существует хотя бы минимальная возможность «проскочить», здесь этого сделать не удастся. Итоговая оценка, а значит и решение о приеме на работу, зависит не только от объема знаний, но и от умений эти знания показать. А для этого нужна основательная подготовка.
Оценка финансовых руководителей по кейсам CIMA
Как финансисту привлечь внимание работодателя? Специалисты Академии PwC рассказали, как оценивают профессиональный уровень кандидатов.
Еще в эпоху Драйзера финансисту требовались два качества, чтобы преуспеть – личное обаяние и дальновидность. В настоящее время профессиональную прозорливость и деловую хватку оценивают с помощью бизнес-кейсов. Какие компетенции необходимо показать, чтобы привлечь внимание работодателя?
Финансист как бизнес-партнер
Усиление конкуренции на рынке труда меняет набор профессиональных навыков специалиста по управленческому учету.
До начала 2000-х управленческий учет (management accounting) описывали как «процесс идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интерпретации и представления финансовой информации» (IMA, 1981г. – The Institute of Management Accountants). Финансист должен был владеть, в первую очередь, техническими навыками или hard skills (знаниями МСФО, финансового анализа, калькуляций затрат, расчета отклонений и т.д.), чтобы обрабатывать в основном числовые данные.
Сейчас управленческий учет – это «профессия, предполагающая партнерство в принятии управленческих решений» (IMA, 2008 г.). Основная цель этой функции в компании – оказание помощи менеджменту в формировании и исполнении стратегии, поэтому более востребованными становятся управленческие навыки (management skills): умение слушать, структурировать сложные задачи, общаться с нефинансовыми руководителями, работать в командах, управлять временем и проектами, лидерские качества и т.д. (Рис.1).
Рисунок 1. Расширение финансовой функции в организации
Нельзя утверждать, что технические навыки перестают быть важными. Сложно себе представить финансового директора, который может принимать правильные решения при отсутствии фундаментальных знаний по финансам. Скорее, уровень владения сместился со «знаю» и «понимаю» в сторону «применяю», «анализирую» и «оцениваю».
Знание и понимание легко измеримы, и их можно проверить с помощью тестов. Академия PwC имеет успешный опыт проектов по разработке коротких заданий, проверяющих навыки специалиста в соответствии с должностными обязанностями. По результатам такого проекта компания-заказчик получает развернутый отчет по каждому сотруднику, а также понимание областей знаний, в которые стоит инвестировать.
По опыту Академии, тестовые задания подходят для оценки экономистов, бухгалтеров, казначеев и финансовых менеджеров операционного уровня, но не дают возможности продемонстрировать навыки критического мышления, которые нужны руководителям более высокого звена. Это связано с тем, что тесты предполагают единственно верный вариант ответа, что само по себе – редкая ситуация в бизнесе.
Метод кейсов
Основное требование работодателя к управляющим или менеджерам – это умение решать сложные и нестандартные для бизнеса ситуации, поэтому подходящий инструмент для оценки – это метод кейсов (case study) или моделирование сценариев. Кейс описывает конкретную ситуацию, в которой оказалась организация, и предлагает решить проблему, т.е. рекомендовать курс действий. В отличие от тестов и задач, кейс не имеет одного правильного ответа – возможно несколько вариантов решений.
Данный метод применяют при кадровом отборе на топовые позиции, а также активно используют в целях обучения управленческого персонала. Редкий модуль программы МВА обходится без кейсов.
Международные профессиональные сообщества используют экзамены-кейсы для оценки соискателей прежде чем предоставить членство. В ноябре 2017 года ассоциация CIMA (The Chartered Institute of Management Accountants) сделала обязательным еще один экзамен –Management case study exam – для получения диплома на русском языке.
Что нужно знать для подготовки к ситуационному экзамену CIMA по управлению бизнесом?
За 6 недель до экзамена каждый кандидат получает предварительный материал (Pre-Seen Material) для анализа. Кейс у всех соискателей одинаковый. Это порядка 28 страниц текста с описанием деятельности и бизнес-окружения предприятия. Обычно, CIMA использует опыт передовых компаний (ZARA, Starbucks, Rolex и т.д.), однако все названия и имена умышленно изменены.
Во время трехчасового экзамена кандидаты получают дополнительную информацию (Un-Seen Material). Это может быть письмо по электронной почте от финансового директора, новость из газеты или протокол собрания Совета директоров. Примеры новых вводных максимально приближены к реальным случаям: пожар на складе, проблемы у поставщика, действия конкурентов, изменения законодательства, уход ключевых сотрудников, предложение о выпуске новых продуктов или международной экспансии.
Затем экзаменатор задает четыре последовательных вопроса, которые касаются срочного решения, решения спустя 2-3 недели, спустя 2-3 месяца и на долгосрочную перспективу. Именно поэтому на экзамене нельзя вернуться к предыдущим вопросам и изменить ответы.
Как решать задания к кейсу?
Рассмотрим пример из реального экзаменационного кейса CIMA.
(Источник: CIMA management case study exam (февраль 2016). Перевод выполнен Академией PwC).
В предварительном материале описывается бизнес-модель сети пиццерий. В нее входит собственный завод по изготовлению теста (владение 100% капитала), которое используется исключительно для приготовления пиццы в собственных ресторанах.
Во время экзамена кандидат узнает новость. Оказывается, что на заводе работал корреспондент телекомпании под видом обычного работника. Журналист обнаружил просроченную муку на складах завода и записал данный факт на видео. Документальный фильм получил широкое освещение в СМИ, что спровоцировало массовые претензии клиентов к ресторанам. Спустя полгода менеджмент принял решение о продаже 90% доли в капитале завода и объявил тендер на закупку теста. Цель – это восстановить доверие посетителей пиццерий.
Вопрос экзаменатора: как данное решение повлияет на консолидированную отчетность группы? Расчеты не требуются.
Ответ по стандарту CIMA:
- Компания должна признать прибыль или убыток от продажи 90% доли в капитале дочерней компании, как разницу между двумя величинами:
1. Возмещением, полученным от покупателя бизнеса, плюс справедливой стоимостью оставшейся доли участия в капитале завода. 10% участия отражаются как финансовая инвестиция, а не как владение дочерней компанией, потому что компания теряет контроль над заводом.
2. Стоимостью чистых активов и гудвила (если таковой был) на дату сделки.
- С момента данной операции группа перестает включать завод в периметр консолидации.
- Скорее всего, продажа состоится с дисконтом и даже с убытком, поскольку репутация дочерней компании запятнана.
- Кроме того, у завода нет наработанной базы клиентов, он обслуживал только пиццерии группы. Новый собственник столкнется с проблемой сбыта, поэтому цена сделки будет снижена с учетом данного факта.
- Ранее консолидированная отчетность отражала стоимость теста по себестоимости производства. После сделки по продаже бизнеса группа будет закупать тесто на тендерной основе у сторонних поставщиков и отражать это в отчетности по закупочным рыночным ценам. Надо быть готовым к снижению рентабельности пиццерий.
Подготовленный кандидат должен продемонстрировать знания МСФО и деловые качества, чтобы описать учетные аспекты и риски.
Квалификация CIMA экономит ресурсы работодателей на подбор персонала путем независимой оценки профессионального уровня кандидатов. Можно с уверенностью утверждать, что программа CIMA поможет развить дальновидность, а вот над обаянием еще придется поработать.