Курсы лекций по литературе
Курсы аудиолекций по литературе
«Писатель и вера» — лекции известного филолога, специалиста по англоязычной литературе XX века Андрея Аствацатурова. Здесь он рассказывает о биографии, главных произведениях, и главное — о религиозных исканиях американских и английских классиков: Элиота, Апдайка, Сэлинджера, Фолкнера, Голдинга.
Лекции Дмитрия Быкова по литературе стали ярким событием современной русской культуры. Интересные, живые, поражающие эрудицией и глубиной мысли, эти лекции важны нам еще и по следующей причине. Христианство — сквозная тема быковских лекций, и, что важней, сам их тон, само настроение носят подлинно христианский характер.
Конечно, Быков не «пропагандирует» веру. Вряд ли он вообще как-то специально думает о христианстве, когда читает свои лекции — дело в другом. Не вдаваясь в подробности его отношения к христианству, укажем просто на тот очевидный факт, что трудно заниматься русской литературой и пройти мимо Евангелия.
Лекции Александра Ужанкова, филолога, специалиста по древнерусской литературе. Из них вы узнаете историю русской литературы от «Слова о законе и благодати» до «Анны Карениной» — редкая возможность посмотреть на русскую литературу столь подробно и глубоко. Главное — Ужанков уделяет особое внимание христианскому содержанию произведений.
Отец Георгий Чистяков — известнейший пастырь и проповедник, а кроме того — филолог и историк. В своих беседах он расскажет о Герцене, Данте, Фете, Гоголе, Толстом, Бунине, Некрасове, Тургеневе, Белом, Гаршине и т. д.
Два курса лекций Михаила Бударагина, когда-то устроенных «Преданием», — о русской литературе в XIX и XX веков в ее связи с религией: от Пушкина до Стругацких.
«Реализм и мистицизм в поэзии символистов» — курс лекций известного филолога Бориса Аверина о религиозном измерении у Мережковского, Горького, Андреева, Бунина, символистов.
«Лекции по литературе» Бориса Аверина. Здесь помимо прочего произведения литературы разибраются под духовным и христианским углом: Чехов, Бл. Августин, Бунин, Розанов, Сологуб, Бердяев, Набоков и пр.
Пять лекций о новейшей русской поэзии: Аронзоне, Шварц, Айги, Кривулине. Рассказывает о них поэт того же круга Ольга Седакова, быть может, самый большой современный поэт. Чрезвычайно интересные лекции и сами по себе, но особо ценные из-за своей редкой и слабо разработанной темы.
Курсы филолога Светланы Шешуновой — о Солженицыне, Шмелеве, Льюисе, Толкине и советской литературе.
Два огромных курса Марины Михайловой — о Данте и Лермонтове. Небольшой — о Гумилеве.
«Религия в русской литературе» — курс лекций Анны Шмаиной-Великановой, прочитанный в РГГУ: небольшая критическая заметка Пушкина, где он предстает «благоговейным христианином»; «Маленькие трагедии» и сказки Пушкина; древнерусская литература; «Хождение Агапия в рай»; Евангелие у Достоевского (к сожалению здесь представлен не весь курс).
«Литературные прогулки» — три лекционных курса Исупова о русской литературе XVIII, XIX века и Серебряному веку: «Братья Карамазовы» как энциклопедия актуального христианства, основная философско-религиозная проблематика «Преступления и наказания», «вопрос об отношении Церкви к Толстому и история необъявленной анафемы, теории символа Вяч. Иванова, А. Белого, В. Брюсова», «Н.И.Новиков. Роль Новикова в истории просветительской и философско- религиозной мысли. Н.И. Новиков — журналист и издатель. Новиков-педагог и воспитатель нового читателя» и другие темы.
«История русской литературы» — курс лекций профессора Санкт-Петербургского Государственного университета, профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии Петр Евгеньевич Бухаркин. Курс охватывает русскую литературу от Др. Руси до Блока. Лектор начинает свой курс так:
«Нам кажется, что нас отделяет от конца X века огромное временное пространство. Десять веков стоит между нами. Но вместе с тем, те грандиозные перемены, которые происходили в то время, до сих пор чувствуется в нашей культуре. И многое в нашей литературе, в творчестве писателей девятнадцатого, даже двадцатого века, в судьбах нашей литературы, в ее величии и соблазнах, во многом обусловлено некоторыми особенностями принятия христианства и связанным с этим принятием христианства возникновением письменной словесной культуры.»
Больше материалов о литературе — в соответствующем разделе медиатеки.
Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!
Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!
Курсы лекций по литературе
Литература может быть интересной. Да-да, даже школьная программа! Выбрали онлайн-лекции и книги, которые помогут полюбить Толстого и Пушкина, научат придумывать истории и писать сочинения.
Лекции и онлайн-курсы
Подборка видео- и аудиоматериалов, которые помогут полюбить и понять школьную программу по литературе.
Как работает литература
Лекции Александра Жолковского, в которых раскрываются секреты Пушкина, Пастернака, Мандельштама, Толстого, Чехова — и художественного творчества вообще.
«Беседы о русской культуре» Юрия Лотмана
Юрий Михайлович Лотман — легенда, услышать или прочитать которого должен каждый, кто интересуется русской литературой и культурой. Лекции можно найти на книжных полках, но видео, в котором Лотман рассказывает о дореволюционном российском мире, производят гораздо большее впечатление. Да, выглядят они немного «ретро», но смысл от этого не теряется.
Русская литература XX века
Шесть курсов Arzamas о главных русских писателях и поэтах XX века, а также материалы о литературе на любой вкус: хрестоматии, словари, самоучители, тесты и игры.
Лекции Дмитрия Быкова
Подборка лекций Дмитрия Быкова: выступления в Московском институте открытого образования, открытые уроки, лекторий «Прямая речь», записи программ в эфире «Эха Москвы». Живые и необыкновенно интересные рассказы о творчестве Пастернака, Горького, Маяковского, Ахматовой.
Литературоведение
Проект «Audeamus» задумывался как платформа дистанционного обучения, но сейчас работает скорее как архив аудиокурсов. Здесь можно найти качественные лекции по мистицизму в русской литературе Серебряного века, современной поэзии, русскому фольклору и истории отечественной журналистики.
6 доказательств того, что литература полезна в обычной жизни
Интерьер с читающей женщиной. Картина Карла Холсё. Дания, до 1935 года
Доктор филологических наук Сергей Зенкин объясняет пользу литературы на примере шести понятий из теории. Вдохновляющая статья, после которой захочется взять книжку.
Как читать русскую литературу
Инструкции по написанию «Евгения Онегина», романов Достоевского и рассказов Чехова, а также лекции Игоря Пильщикова о том, почему мы не понимаем классиков.
Лев Толстой против всех
Источник
Аудиолекции о жизни и смерти великого русского писателя, а также его смешные выражения, мудрые мысли, личные вещи и тест на литературное чутье.
Как определить стихотворный размер
Источник
Если вам знакомы слова «ямб», «хорей», «силлабо-тонический» и «стопа», село открывайте эту лекцию. Редактор Arzamas и бывший стиховед пытается помочь школьникам определить размер стихотворения, если это задали на дом.
Мир Булгакова
Аудиолекции Мариэтты Чудаковой о «Мастере и Маргарите», игра в персонажей Булгакова, а также удивительная статистика, рекомендации фильмов и рассказов и другие материалы о русском классике.
Книги
Подборка книг, которые помогут развить слог, письменные навыки и научат выражать свои мысли. Книги на любой возраст.
642 идеи, о чем написать
«Твоя кошка мечтает о мировом господстве. Она вычислила, как поменяться с тобой телами»… Эта книжка — творческий «тренажер» для отработки писательского мастерства. Она придется очень кстати всем, кто хочет развить воображение и научиться емко излагать мысли. На ее страницах — 642 начала историй — веселых, смешных, грустных, фантастических и даже немного странных… Их нужно развить и превратить в законченные рассказы.
Как писать крутые тексты
Если ваш ребенок хочет стать писателем, журналистом, поэтом, критиком, блогером или сценаристом, любит выдумывать и рассказывать захватывающие истории, книга «Как писать крутые тексты» поможет отточить талант и сделать следующий шаг в мастерстве. Книга будет полезна всем детям, которые хотят лучше изучить школьный предмет «русский язык».
Пиши здесь, пиши сейчас
Творческий блокнот, который помогает подросткам понять себя, задуматься о важных вещах и записывать интересные мысли на бумаге. Ваш ребёнок сможет составить список желаний, узнать о себе по своему почерку, побороть страхи и познакомиться с собой в будущем. Книга вдохновит будущих писателей, художников, коллекционеров, изобретателей и исследователей открывать свои таланты и развивать их.
Читательский дневник
Чтобы научить ребенка любить книги и смотреть вглубь каждой, есть волшебный инструмент — читательский дневник. Не тот, который заставляют вести в школе. Другой. «Читательский дневник» Марты Райцес. В нём можно записывать свои впечатления и понравившиеся цитаты, рисовать любимых героев, составлять словарь непонятных слов, придумывать кроссворд или интеллект-карту… Дневник поможет развить писательское мастерство, расширит кругозор, привьет любовь к литературе и чтению.
Напиши свою книгу приключений
Эта книга научит вашего ребенка превращать выдуманные истории в захватывающие рассказы и позволит ему почувствовать себя настоящим писателем! Самое интересное, что в альбоме сразу можно потренироваться и записать свои рассказы. Здесь есть «заготовки» для ужастика с привидениями, триллера с участием акулы, шпионского детектива, леденящей кровь истории про заброшенную хижину в лесу…
Книга моих стихов
Чтобы стать поэтом, нужны не только талант и особый, поэтический взгляд на мир. Любой поэт должен знать правила стихосложения и уметь использовать литературные приемы. В этом самоучителе собраны занимательные уроки стихосложения, которые объяснят вашему ребенку, что такое рифма и размер, строка и строфа, как строки собираются в стихотворения и как помочь им зазвучать красиво. Выполняя несложные, интересные задания, ребенок научится чувствовать ритм и слышать музыку стиха. И это поможет ему стать настоящим поэтом!
Книга моих историй
Дети любят выдумывать разные истории. Но чтобы стать настоящим писателем, мало придумать интересный сюжет — нужно уметь его записать. На страницах этой книги Луи Стоуэлл делится с начинающими авторами секретами писательского мастерства и объясняет, как создавать захватывающие рассказы! Маленькие писатели попробуют свои силы в разных жанрах — дневниковые записки школьника, детективная история о загадочном убийстве, комикс о пиратах, рассказ в стиле фэнтези о пришельце и даже сценарий для фильма.
Серия «Дневники Вишенки»
Необычный графический роман про девочку Вишенку, которая хочет стать писателем. . По совету писательницы мадам Дежарден она начинает вести дневник, ведь писатель должен уметь выстраивать историю, собирать факты, брать интервью, а главное — наблюдать. Кроме потрясающих акварельных кадров в комиксе есть дневниковые записи самой Вишенки, ее рисунки и фотографии. Все это создает неповторимую личную историю и дает возможность взглянуть на мир глазами 10-летнего начинающего писателя.
Современная русская литература
- 10 недель
от 5 до 6 часов в неделю
понадобится для освоения
2 зачётных единицы
для зачета в своем вузе
О курсе
Курс рассказывает о процессах, происходящих в русской литературе, начиная с позднесоветского времени и до наших дней. В ходе изложения выявляются истоки формирования постмодернистской литературы, ее сходство и различие с западной литературой, рассказывается о судьбе массовой литературы, о творческом пути ведущих представителей литературы 1990-х годов – Владимира Сорокина, Виктора Пелевина, Бориса Акунина, Татьяны Толстой, Михаила Шишкина и др. Курс дает представление о широком спектре тем, жанров и стилей новой русской литературы. Во второй половине курса описывается «возвращение реализма» в русскую литературу, тенденция к созданию антиутопий, интерес современных писателей к истории, мифу и фольклору, сближение «элитарной» и «массовой» литературы, возвращение к проблематике военной и лагерной литературы позднесоветского периода. В заключение курса дается обзор имен и произведений писателей, недавно дебютировавших в литературе, но уже сумевших получить признание критики и читателей. Таким образом, курс носит информативно-общеобразовательный характер и позволяет обучающимся сориентироваться в бескрайнем море современной словесности.
Программа курса
Модуль 1. Предыстория современной литературы
Модуль 2. Писатели, опередившие свое время
Модуль 3. Рождение русского постмодернизма. Московский концептуализм. Творчество Владимира Сорокина
Модуль 4. Развитие постмодернистской литературы. Творчество Виктора Пелевина
Модуль 5. Между постмодернизмом, «либеральной» и массовой литературой. Творчество Бориса Акунина
Модуль 6. Между постмодернизмом и «гуманной» литературой. Творчество Татьяны Толстой и Михаила Шишкина
Модуль 7. Литературная ситуация 2000-х годов. Творчество Алексея Иванова
Модуль 8. Постмодернистские имперские (анти) утопии и возвращение соцарта
Модуль 9. «Новый реализм» 2000-х годов. Радикальный реализм: творчество Захара Прилепина
Модуль 10. Литература последнего десятилетия. Новые имена и тренды
Результаты обучения
По завершении этого курса учащиеся будут
Уметь:
1. пользоваться научной, справочной, учебно-методической и критической литературой;
2. понимать и излагать литературоведческую информацию;
3. интерпретировать художественные произведения с опорой на имеющуюся научную информацию, проводить сопоставительный анализ художественных текстов с учетом жанровых традиций, различных литературных направлений и течений.
Знать:
1. основные вехи литературного процесса конца XX – начала XXI века;
2. основные имена писателей и поэтов XX – начала XXI века;
3. содержание наиболее актуальных произведений современной литературы.
Владеть:
1. основным терминологическим аппаратом современного литературоведения;
2. терминами и понятиями, связанными с современным литературным процессом;
3. навыками понимания и анализа художественного текста.
Формируемые компетенции
ОК-1 – способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
ОК-2 – способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;
ОК-6 – способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, оценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности;
ПК-1 – демонстрация знаний современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования;
ПК-2 – демонстрация углубленных знаний в избранной конкретной области филологии;
ПК-3 – владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач;
ПК-4 – способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и иных гуманитарных наук для собственных научных исследований;
ПК-5 – владение навыками самостоятельного исследования основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов;
ПК-6 – владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных иными специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта.
Курсы лекций по литературе
+7 (495) 542 88 06
апрель 2020
Жанр: Искусство, Литература
Кто: Александр Филиппенко
Что: Гоголь. Шнитке. «Мёртвые души»
Последние главы (12+)
Где: Концертный зал «Зарядье», Москва, ул. Варварка 6, стр.4
Когда: 16 апреля, четверг, в 19:00
ВНИМАНИЕ: мероприятие перенесено на 14 октября 2020 года.
Приходите услышать, как великий актёр читает великий текст. Как Филиппенко читает Гоголя. Приходите уловить в «Мёртвых душах» живую сегодняшнюю реальность. И понять что-то новое о ней и о себе. Убедиться, что Гоголь радикальнее и острее любой современности. И что за 200 лет у нас ничего не изменилось.
Кто: Дмитрий Быков
Что: Гамлет-пьеса про нас
Где: онлайн-прямой эфир, Москва
Когда: 18 апреля, суббота, в 22:00
«Гамлет» — не просто самая популярная, но и, безусловно, самая таинственная пьеса из мирового репертуара. Не просто самая любимая и желанная роль для большинства артистов любого возраста, но и самая опасная, потому что роль Гамлета может довести до полноценного безумия. «Гамлет» — это пьеса про всех нас.
Кто: Константин Райкин
Что: Моноспектакль «Над балаганом небо…»
Где: ЦДЛ, Москва, Б. Никитская, 53
Когда: 22 апреля, среда, в 19:30
ВНИМАНИЕ: мероприятие перенесено на 21 октября 2020 года.
«Над балаганом небо…» — это высокая поэзия, пропущенная через сердце, в исполнении народного артиста России Константина Райкина.
Кто: Михаил Ефремов + Дмитрий Быков
Что: «Стихи не про нас»
Где: Royal Geographical Society, London, 1 Kensington Gore, SW7 2AR
Когда: 25 апреля, суббота, в 19:00
Эффект от сочетания дуэта Ефремов + Быков знает без преувеличения весь мир, но их совместные выступления проходят крайне редко. И вот наконец в конце апреля они приедут в Лондон на единственный концерт в рамках лектория «Прямая речь».
Жанр: Детям, Литература
Кто: Григорий Остер
Что: Вредные советы
Веселый творческий утренник для детей (7+) и их родителей
Где: TABERNACLE, NOTTING HILL, London, 35 Powis Square, off Portobello Road W11 2AY
Когда: 26 апреля, воскресенье, в 11:00
Григорий Остер — автор знаменитых «Вредных советов» — расскажет о том, как научить детей, становясь взрослыми, не перестать быть детьми.
! Внимание — лекция переносится на 22 ноября
Кто: Евгений Водолазкин + Дмитрий Быков
Что: «Литература про меня»
Где: ЦДЛ, Москва, Б. Никитская, 53
Когда: 27 апреля, понедельник, в 19:30
Цена: от 1000 руб. до 3500 руб.
Евгений Водолазкин – один из очень немногих русских писателей, кого не испортила быстрая и внезапная слава. Может быть, рецепт в том, что, как говорил Окуджава, слава пришла к нему после 40, когда уже трудно самообольщаться. Замечательный исследователь русской классической литературы, древнерусской литературы, знаток языка, историк Водолазкин написал три романа («Авиатор», «Брисбен» и «Лавр»), которые оказались действительно в центре внимания всей читающей России.
май 2020
Жанр: Искусство, Литература
Кто: Дмитрий Быков + Алексей Иващенко
Что: «Золушка». Чтение музыкальной сказки для взрослых
Где: ЦДЛ, Москва, Б. Никитская, 53
Когда: 24 мая, воскресенье, в 19:00
Цена: от 1000 руб. до 3000 руб.
Когда Шарля Перро спросили, о чем сказка «Золушка», он ответил: «Глупый не бывает добрым, добрый не бывает глупым. Если и не все дураки злы, то все злые – дураки. В этом и вся мораль моей сказки». Когда Дмитрия Быкова спросили, о чем его «Золушка», он ответил: «О том, что именно в моменты отчаяния случаются чудеса». О глупости и добре, отчаянии и чудесах, а также о современном положении дел и вопросах, которые однажды задает себе каждый, — вот о чем «Золушка» образца 2.0.
10 курсов для будущих писателей и сценаристов
Антонина Крошнева
Написать гениальный сценарий или книгу — задача не из легких, зато освоить азы писательского мастерства и стать крепким профессионалом получится у многих. Осталось найти профессиональных учителей. Команда издательства Bookscriptor специально для T&P собрала 10 курсов для тех, кто хочет научиться писать для себя и для работы.
Высшие литературные курсы
Организатор: Литературный институт им. Горького
Где и когда: Москва (продолжительность — 2 года)
Стоимость: 89 000 р. в год
Литературный институт проводит переподготовку для тех, кто хочет стать профессиональным писателем. Слушатели должны иметь высшее образование любого профиля и успешно справиться с творческим конкурсом: представить свои книги, публикации в СМИ или неопубликованное творчество. Выпускниками Литинститута в разное время были Виктор Астафьев, Петр Проскурин, Олесь Гончар и др.
Магистерская программа «Литературное мастерство»
Организатор: НИУ ВШЭ
Где и когда: Москва (продолжительность — 2 года)
Стоимость: 290 тыс. р. в год, есть бюджетные места
«Хороший писатель должен быть хорошим читателем», — считает руководитель программы, филолог и писатель Майя Кучерская. Студенты будут анализировать много литературы, а мастер-классы по работе с текстом проведут известные российские писатели — Дмитрий Быков, Лев Данилкин, Сергей Гандлевский и др. Освоенные навыки пригодятся не только будущим писателям, но и работникам медиа, рекламных и креативных агентств.
Литературные мастерские от Creative Writing School
Организатор: Creative Writing School
Где и когда: онлайн или очно в Москве с 11 февраля (продолжительность — 2,5 месяца)
Стоимость: 15–30 тыс. р.
На литературных мастерских учат писать сценарии компьютерных игр, пьес, многостраничных романов, делать художественные переводы и др. — остается выбрать подходящую специальность. Обучение в школе проходит по концепции сreative writing, которая преподается в американских и европейских университетах. Преподаватели курсов — писатели Ольга Славникова и Дмитрий Данилов, переводчики Александра Борисенко и Виктор Сонькин и другие специалисты в области филологии.
Курсы писателей
Организатор: Санкт-Петербургская школа телевидения
Где и когда: Санкт-Петербург, с 26 ноября (продолжительность — 16 часов)
Стоимость: 5900 р.
Первая ступень курса посвящена работе с текстом: композиции, сюжету, конфликту и героям. На второй ступени слушатели подготовятся к публикации книги и проведению PR-кампании перед ее запуском. Новые знания позволят пройти путь от создания книги до ее продвижения, а также попробовать написать киносценарий и «научиться читать заново», фокусируясь на писательских приемах, а не впечатлениях от текста.
Писательское мастерство
Где и когда: онлайн в любое время (продолжительность — 7 текстовых уроков)
Как найти мотивацию писать, сделать тексты нескучными, улучшить грамотность и стиль, расскажут в быстрых и доступных онлайн-уроках. В конце курса порекомендуют полезные книги для самостоятельного обучения.
Специализация «Литературное творчество»
Организатор: Wesleyan University
Где и когда: онлайн в любое время (продолжительность — 6 месяцев)
Стоимость: 3279 р. в месяц
Пять из шести месяцев специализации посвящены аспектам литературного повествования: сюжету, персонажам и описаниям обстановки. Студентам расскажут, как позволить персонажам жить своей жизнью, поддерживать единство вымышленного мира и безжалостно редактировать собственные тексты. Заключительный курс — финальный проект, в котором слушатели самостоятельно напишут рассказы, эссе и мемуары.
Сюжет и структура сценария от Нью-Йоркской академии киноискусства
Организатор: Нью-Йоркская академия киноискусства
Где и когда: онлайн с 4 февраля (продолжительность — 4 месяца)
Превращать реальные истории в сценарии научат преподаватели Нью-Йоркской киноакадемии. Разработка диалогов, монологов, телефонных разговоров и мечтаний героев — студенты познакомятся со всеми деталями работы над сюжетом. Продолжить обучение можно на других воркшопах академии.
К писательству через комиксы
Организатор: Stanford University
Где и когда: онлайн в любое время (продолжительность — 6 часов)
Для обучения будущих писателей Стэнфорд выбрал формат комиксов — студенты освоят литературные навыки на примере бытовых ситуаций. Как написать хороший план текста, работать с аудиторией и контекстом, разобраться с пассивным залогом и приводить убедительные аргументы — экспресс-курс позволит подтянуть английский и навыки письма в игровой форме.
Курс литературного мастерства от Маргарет Этвуд
Где и когда: онлайн в любое время (продолжительность — 23 урока)
Автор «Рассказа служанки» научит создавать увлекательные истории в любом жанре — от исторического романа до фантастики. На примерах из своих и чужих произведений Маргарет Этвуд расскажет, почему так важны первые пять страниц, как вернуться к тексту после длительного перерыва и проводить исследования для точности описаний. Загрузив на сайт свои работы, можно получить фидбек от класса и самой писательницы.
Пиши как ниндзя: 4 уровня мастерства
Организатор: Шани Раджа
Где и когда: онлайн в любое время (продолжительность — 4 часа видео)
Экс-редактор The Wall Street Journal Шани Раджа подробно расскажет о четырех уровнях текста, которые всегда держат в уме журналисты: нарратив, абзац, предложение и слово. Слушатели узнают, как увлечь читателя, органично переходить от одной темы к другой, добавить драмы скучной истории и создавать впечатляющие концовки.