Курсы гештальт психологии
Гештальтпсихология
Гештальтпсихология (гештальттерапия) это одна из форм феноменолого-экзистенциальной терапии, основанной Фредериком (Фрицем) С. Перлзом и Лаурой П. Перлз. Первые разработки в этом направлении появились в 40-х годах ХХ века. Широкой известности данное направление достигло в конце 60-х ХХ века. Собственно Институт Гуманистической психологии в Биг – Сур (Калифорния) стал так широко известен потому, что Ф.Перлз работал там в последние годы своей жизни. Впоследствии это направление развивали многие другие исследователи. Сейчас гештальттерапия – это направление, практикуемое во всем мире.
Фундамент гештальттерапии – это феноменология и диалог, направленные на то, чтобы увеличить сознавание и сделать непосредственное переживание более ясным. Объяснения и интерпретации полагаются менее надежными, нежели то, что видится и воспринимается непосредственно. Гештальттерапия с одинаковым уважением относится к непосредственному переживанию и терапевта, и клиента. Различия в восприятии и переживаниях участников становятся материалом для экспериментов и диалога. Цель клиентов – прийти к сознаванию того, ЧТО они делают, КАК они это делают, и в то же время научиться принимать и адекватно оценивать себя.
Гештальттерапия больше сосредоточена на процессе (на том, что происходит), чем на содержании (на том, что обсуждается). Процесс относится к наблюдаемому развитию поведения, происходящему во время часа терапии. Акцент на том, что есть, а не на том, что было, могло бы быть, возможно произошло бы, должно было бы произойти. Внимание уделяется процессам: процессу пациента, процессу терапевта и процессу взаимодействия между ними.
Гештальттерапевтический подход позволяет успешно справляться с проблемами коммуникативного характера. На основании этого подхода может быть успешно построена практика психотерапевтической группы, что, в частности, психоанализ не предполагает. Гештальттерапия также с успехом может быть использована при краткосрочных терапиях, таких, как работа с шоковыми травмами, или при работах направленных на необходимые изменения в поведении. Также она может применяться в работе с семьей. Предполагается также работа с экзистенциальными проблемами человека: одиночество, свобода, смерть, смысл. Вопросы, связанные с этими проблемами, неизбежно возникают практически в любой психотерапии, и в гештальт подходе содержится возможность работы с этими темами.
Гештальтерапия рассматривает человека, как целое существо, как единство поведения, чувств и мышления, находящееся в процессе взаимодействия с окружающим миром. То есть рассматривается не человек отдельно и мир отдельно, но их взаимодействие, непосредственное сознавание которого позволяет более глубоко и насыщенно воспринимать мир.
Существует также практикум по гештальттерапии, который позволяет, после небольшой подготовки, вести самостоятельную работу, что в других психотерапевтических направлениях не предусматривается.
Большое место в гештальттерапии занимает эксперимент, как возможность увеличения уровня сознавания и присутствия, как возможность испытать новые модели поведения в проблемных ситуациях, как возможность актуализации новых ресурсов и возможностей человеческой целостности.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ТЕМА 1. Знакомство, прояснение профессиональной и личной мотивации участников, проективная техника «представление через предмет».
ТЕМА 2. История появления гештальт-терапии в России.
ТЕМА 3. Гештальт-терапия (ГТ) — одно из современных направлений психотерапии. История метода. ГТ — направление психотерапевтической практики, созданное в середине нашего века Ф. Перлзом и группой, в которую входили Лаура Перлз, Пол Гудмен и Изидор Фромм, опирающееся на достижения гештальт- психологии, психоанализа, экзистенциальной психологии и духовные традиции Востока.
ТЕМА 4. Исторические корни ГТ. Гештальт психология. Исследования зрительного восприятия М.Вертхаймера, В.Келера и К.Коффки — отправная точка возникновения психологии гештальта и холистического принципа. Феноменологический метод как метод гештальт психологии. Исследования феноменов фигуры и фона К.Рубиным. «Теория поля» К.Левина. Эффект незавершенных действий Б. Зейгарник. Основные законы и принципы гештальт психологии (соотношение фигуры и фона, холизм, динамическое поле организм — среда).
ТЕМА 5. Психоанализ — как интеллектуальный предшественник ГТ. Первая книга Ф. Перлза «Эго, голод и агрессия», как попытка пересмотра и расширения психоаналитической теории и метода. Расхождения ГТ Ф.Перлза с психоанализом З.Фрейда (холизм у Ф.Перлза и разделение на иерархические структуры у З.Фрейда; опора на очевидный материал в ГТ и на подавляемый в ПА; «организмическое единство и саморегуляция» в ГТ и теория инстинктов и либидо в ПА; экзистенциализм и детерминизм; отношение к феномену «сопротивления» и т.д.) и соответствия («фигура и фон» у Ф.Перлза и «катексис» у З.Фрейда; «фундаментальное возбуждение» и «либидо»; континуум сознавания и свободные ассоциации; «сознание» и «сознавание»; «избегание сознавания» и сопротивление; «незаконченные ситуации» и навязчивые повторения; «уход из среды» и регрессия; проекция у Перлза и Фрейда; терапевтические отношения в ГТ Ф.Перлза и трансферентные отношения в ПА З.Фрейда и т.д.).
ТЕМА 6. Влияние коцепции «мышечного панциря» другого крупного психоаналитика В.Райха и его «анализа характера» на представления Ф.Перлза о взаимосвязи тела и психики.
ТЕМА 7. Влияние экзистенциализма и феноменологии. Утверждение, что «мир индивидуального опыта может быть понят только из его непосредственного описания в его уникальной ситуации» — ядро мировоззрения в гештльт-подходе.
ТЕМА 8. Ф.Перлз и гештальт-терапия. Нью-йоркской группа (Лаура Перлз, Пол Гудмен, Изидор Фромм, Ральф Хефферлин и др.).
ТЕМА 9. Основные понятия и принципы гештальт-терапии. Определение «гештальта».
ТЕМА 10. Организм и среда. Организм как целое. Единство опыта. Среда, как и организм существуют в виде поля, т.е. в виде непрерывно изменяемого в пространстве, времени и предметном содержании процесса, основной характеристикой которого является целостность. Организм как часть поля, контекста. Саморегуляция и доминирующая потребность.
ТЕМА 11. Понятие границы контакта. Граница контакта — функция, определяющая отношения между организмом и окружающей средой. Соответствие контакта со средой и «ухода» из нее формированию и завершению гештальта. Подвижность границы и психическое здоровье. Творческое приспособление.
ТЕМА 12. Принцип «здесь и теперь». Важность непосредственного актуального переживания себя и среды (актуальной ситуации) в настоящий момент. Влияние «незаконченных ситуаций» на формирование невротического способа взаимодействия с миром. Тревога как энергетический разрыв, напряжение между «сейчас» и «тогда».
ТЕМА 13. «Как» важнее, чем «почему». Акцент гештальт-терапии на постоянно возрастающем сознавании человеком собственого поведения, а не на исследовании причин, почему он ведет себя именно таким образом.
ТЕМА 14. Сознавание. Отличие Перлзовского «сознавания». Континуум сознавания. Избегание сознавания — основной фактор, препятствующий психологическому росту.
ТЕМА 15. Фигура и фон. Динамическое взаимодействие фигур и фона, определяемое иерархией актуальных потребностей. Построение и разрушение гештальтов.
ТЕМА 16. Цикл опыта. Ритм построения и разрушения гештальтов — это фундаментальный процесс, на основе которого работает терапия. Шесть фаз цикла опыта.
ТЕМА 17. Теория «Я» в гештальт-терапии. «Я»(self) как сложная система контактов, необходимых для адаптации в сложном поле. Модальности «Self»: Id, Ego, и Persona. Особенности функционирования «Self» в каждой из этих модальностей. Нарушения функций «Self». Формы прерывания цикла формирования и разрушения гештальтов (цикла контакта): слияние (конфлюенция), интроекция, проекция, ретрофлексия, эготизм идифлексия.
ТЕМА 18. Слияние как состояние «неконтакта», отсутствие различения между фигурой и фоном и отсутствия фигуры. Слияние как базовый феномен контакта со всем тем, что не является фигурой в поле в данный момент.
ТЕМА 19. Интроекция как генетически примитивная форма функционирования индивида в окружающей среде. Различие патологической и творческой интроекции.
ТЕМА 20. Проекция. Позитивная и негативная роль процесса проецирования.
ТЕМА 21. Ретрофлексия как способ отказа от контакта со средой и обращения функции контакта на себя. Здоровая и патологическая ретрофлексия. Роль ретрофлексии в возникновении психосоматических заболеваний. Определение дефлексии и эготизма.
ТЕМА 22. Понятие психологически зрелой личности. Развитие и рост и их нарушение. Невроз как нарушение процесса развития и роста личности. 5 уровней невроза: уровень клише, уровень игр, уровень тупика, уровень имплозии (внутреннего взрыва), уровень эксплозии (внешнего взрыва).
ТЕМА 23. Введение в техники гештальт-терапии. Супрессивные техники и экспрессивные техники. Основной метод работы в ГТ. эксперимент. Обеспечение контекста. Работа с полярностями. Техника работы с частями «Я». Техника работы с идентификацией (основана на механизме проекции). Исполнение ролей. Телесная работа. Работа с фантазиями и сновидениями.
Московский Институт Гештальта и Психодрамы (МИГИП)
Гештальта и Психодрамы
+7 925 420-29-12 менеджер по обучению
+7 901 424-04-27, +7 966 316-40-91 администратор офиса
+7 909 620-90-79 вебинары
Метод гештальт-терапии
Гештальт-терапия – одно из современных направлений исследования личности и психотерапии, разработанное Фр. Перлзом в конце сороковых годов. Широко применяется в психологическом консультировании, в индивидуальной и семейной терапии, в бизнес-консультировании.
Сам термин «гештальт» означает «целостный образ» и был заимствован из гештальтпсихологии, относящейся к разделу психологии восприятия. Основа метода – целостный подход к человеку, соединяющий эмоциональное, телесное и интеллектуальное начала. Подобное видение человека и человечества сделало гештальт-терапию универсальным направлением.
Обучение гештальт-терапии
Обучение гештальт-терапии происходит поступательно от первой к третьей ступени, программа также включает в себя супервизию и личную терапию в индивидуальной и групповой форме, четвертая ступень и международные программы являются формами повышения квалификации сертифицированных гештальт-терапевтов.
Введение в гештальт-терапию и гештальт-консультирование
На 1 ступень «Введение в гештальт-терапиюгештальт-консультирование» принимаются лица, имеющие среднее, средне-специальное, высшее образование по любой специальности. По окончании программы выдается:
— сертификат и удостоверение о повышении квалификации, если студент имеет профильное образование по специальности психология, педагогика, медицина (только психиатрия и психотерапия);
— сертификат для всех остальных студентов;
Обучение гештальт-терапевтов и консультантов
На 2 ступень профессиональной подготовки гештальт-консультантов принимаются выпускники 1 ступени гештальт- и психодрама- институтов , имеющие средне-специальное, высшее образование по любой специальности. По окончании программы выдается:
— сертификат (при выполнении всех требований) и диплом о профессиональной перепоготовке.
Специализации
По окончании 2 ступени студенты могут выбрать специализацию по работе с семьей, группой, детьми, навыкам работы с группой и другим узким направлениям и, при выполнении студентом всех сертификационных требований, получить сертификат по специализации.
Программа GATLA
Лос-Анджелесская программа повышения квалификации для гештальт-терапевтов.
В программу принимаются студенты, окончившие обучение на 2 ступени по гештальт-терапии.
ГРУППА РАБОТАЕТ В ПРИСУТСТВИИ КРУГА НАБЛЮДАТЕЛЕЙ («АКВАРИУМ»).
Группа №9
- 1 цикл — 16-17-18 октября 2018 (1-я встреча) — ведущие Боб и Рита Резники
- 2 цикл — 25-26-27 марта 2019 ( 2-я встреча) — ведущий Джей Левин
Идет набор в группу. Открыт набор в «аквариум».
Группа №7
- 19-20-21 октября 2018 (4я встреча) — Роберт Резник.
- 18-19-20 марта 2019 года (5я встреча) — Джей Левин.
Открыт набор в «аквариум».
Группа №6
- 19-20-21 октября 2018 (3я встреча) — Рита Резник
- 22-23-24 марта 2019 г (4я встреча) — Джей Левин
Открыт набор в «аквариум».
Участие в аквариуме может быть разовым или систематическим. Обучение длится 2 года. Обучение проводят тренеры международного класса Лос-Анджелесской Ассоциации Гештальт-терапии (GATLA). По окончании обучения, студенты сдают три экзамена (письменный теоретический, устный теоретический и клинический) на сертификат GATLA по специальности «гештальт-терапевт». Группа работает с переводчиком.
Гештальт-терапия в Москве
Описание
«Люди едят, когда им одиноко, занимаются любовью, когда злятся, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены». (Ирвин и Мириам Польстер)
Гештальт-терапия— одно из современных направлений экзистенциальной психотерапии. Главная его цель — повышение степени осознанности человека для достижения целостности личности, наполненности и осмысленности жизни, улучшения контакта с окружающими людьми и внешним миром.
Возьмём простые жизненные ситуации. Женщина так увлечена работой, что забыла про супруга, который давно обижается на её невнимание. Или мать, постоянно прокручивая в голове проблемы дочери, «запорола» какой-то важный отчёт. Или вас настолько преследуют воспоминания о разбитой любви, что вы переходите улицу на красный свет.
Вот так, зациклившись на чём-то, мы неосознанно отталкиваем всё остальное и вместо живой жизни проживаем мёртвые, но цепкие воспоминания.
Бывает наоборот. Повседневная суета и мельтешение не дают сосредоточиться на главном, добиться цели или, наконец, совершить поступок. Мы суетимся, раздражаемся, «тормозим«, ворочаемся в постели, теряем аппетит или жуём всё подряд. Энергия, которая так необходима нам для деятельной и созидательной жизни, расщепляется и распыляется вхолостую. К чему это? А чтобы, не дай бог, не выскочить из привычной колеи тяжёлых, но зато таких привычных воспоминаний, или феерических планов жизни в далёком будущем. Но вот именно из этого вязкого прошлого или неодолимого будущего «прилетают» нежданные разводы, увольнения, язвы, инфаркты.
И то, и другое, и третье психологи называют «феноменом незавершённого действия«. А в сущности, это просто старая заноза, которую вы до сих пор не вытащили из своего сердца… Что бы вы ни делали, она продолжает кричать о себе, отдаваясь головной болью или спазмами в желудке. Вы ходите по врачам, но всё без толку, потому что пытаетесь лечить симптомы, а не вытащить занозу.
В детстве мы «проглатывали» обиды, потому что боялись дать отпор. Потом мы стыдились слёз, чтобы не огорчать близких. Сегодня подавляем в себе радость из-за соображений политкорректности. Разве уместна улыбка в компании серьёзных зануд?
Всё это подавленное, невысказанное, невыраженное и незавершённое живёт внутри, поглощает наши силы и отравляет нашу жизнь. В итоге мы помогаем тем, кому вовсе не хотим, и, наоборот, не можем выразить любовь по отношению к своим близким.
Как вернуть себе подлинность чувств и свежесть восприятия?
Велосипедов изобретать не надо. Во всём мире психологические группы гештальт-терапии прочно вошли в жизнь бизнесменов и домохозяек, спортсменов и инвалидов, трудных подростков и студентов, семейных пар и закоренелых холостяков. В них люди учатся слушать и понимать друг друга, проявлять и принимать сочувствие. Здесь они узнают самих себя с другой стороны, переживают необычный опыт, испытывают захватывающие чувства. Одним словом, они возвращают себе изначальную целостность, собирают себя из разрозненных кусочков, на которые была раздроблена их личность. Вот такой гештальт получается. В переводе с немецкого языка гештальт означает образ, фигуру, форму. В психологии под гештальтом понимают специфическую организацию частей, которая составляет определённое целое.
Если и вы всего этого хотите, значит, вам нужна гештальт-терапия, основателем которой является немецкий психотерапевт Ф. Перлз.
В пространстве гештальт-группы вы, наконец-то, избавитесь от детских обид, попросите и получите прощение у тех, кого уже нет рядом с вами; отрепетируете тот трудный разговор, который уже много дней (или лет?) откладываете.
Здесь вы узнаете, что в вас притягивает людей, а что — отталкивает. Здесь можно вести себя по-другому и сразу же почувствовать результат.
Одним словом, в гештальт-группе, вы постепенно начнёте действовать и чувствовать, как живой человек в живом мире.
Курсы гештальт психологии
Многие люди посвящают себя тому, чтобы реализовывать концепцию того, какими они должны быть, вместо того, чтобы реализовать себя. Различие между самореализацией и реализацией своего образа очень важна. Многие живут только ради своего образа.
Фредерик Перлз, основатель гештальт-терапии
Мы приглашаем тех, кто хочет изучать гештальт-терапию профессионально, так и тех, кто заинтересован в исследовании себя и своих отношений с другими людьми.
Группа ориентирована на изучение теории, исследование себя, обучение самоподдержке и поддержке других, развитию базовых навыков гештальт-терапевта. Теоретический материал сопровождается практическими упражнениями, которые позволяют осознать материал через свой собственный опыт. В программу включены, упражнения, мини-сессии в парах в кругу и возможность получить индивидуальную психотерапевтическую сессию в кругу с ведущим группы.
Обучение рассчитано на
- специалистов, планирующих использовать гештальт-подход в своей работе,
- людей, которые заинтересованы в том, чтобы лучше понимать себя; научиться чему-то новому, попробовать решить свои проблемы;
- практикующих психологов, которые стремятся к расширению свой практики за счет онлайн-терапии.
Участники получат:
- Исследование своих личных проблем и навыки осознания себя.
- Осознание своих собственных способов в создании и решении проблем.
- Знание теории и методов гештальт-терапии.
- Практику базовых навыков терапевта.
- Опыт работы в режиме скайп-терапии.
Формат обучения
Лекционные занятия вы получите в форме видео-уроков. На практических занятиях вы сможете задать вопросы. Также практические занятия включают упражнения и терапевтические сессии. Сессии проводятся как ведущим с кем-то из участников или между двумя участниками, один из которых выступает в роли терапевта, в другой — клиента. Затем следует обсуждение группой проведенной сессии на основе предыдущего теоретического материала.
Практическая часть обучения проходит в формате закрытой учебно-терапевтической группы, в режиме онлайн видеоконференции. Это значит, что все участники одновременно присутствуют в онлайн-комнате со звуком и видео.
Все упражнения курса и теория подобраны с учетом особенностей онлайн-работы.
Общая продолжительность обучения: примерно 7 месяцев, занятия проходят еженедельно.
Ближайший старт: ноябрь 2020 г., по четвергам с 20.00 до 23.00 мск.
Темы занятий:
- История гештальт-терапии. Гуманистические основы подхода.
- Феноменология в гештальт-терапии.
- Диалог в гештальт-терапии.
- Теория поля в гештальт-терапии
- Фигура и Фон. Граница и контакт.
- Цикл контакта и прерывания. Открытые и закрытые гештальты.
- Прерывания контакта: конфлюэнция.
- Прерывания контакта: интроекция.
- Прерывания контакта: проекция.
- Прерывания контакта: ретрофлексия.
Стоимость и условия обучения
Вы можете выбрать удобный и доступный по стоимости пакет обучения:
Обучение проходит в режиме видеоконференции в Zoom.
ПАКЕТ 1: 10 видео-лекций по теории гештальт-терапии
ПАКЕТ 2: 10 видео-лекций по теории гештальт-терапии + 30 практических занятий
ПАКЕТ 3: 10 видео-лекций по теории гештальт-терапии + 30 практических занятий в рассрочку с оплатой раз в месяц