Курс по русскому языку 2 класс
Курс по русскому языку 2 класс
ОБУЧЕНИЕ ВО 2 КЛАССЕ
2 к л а с с (170 ч)
Фонетика (10 ч), грамматика (100 ч),
правописание (30 ч) и развитие речи (30 ч)
Речь. Предложение. Слово.
Членение речи на предложения. Выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.
Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое — грамматическая основа предложения. Нераспространенные и распространенные предложения.
Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные.
Точка, знак вопроса и восклицательный знак в конце предложения.
Звуки и буквы, их различие.
Алфавит. Алфавитное название букв.
Гласные и согласные звуки, их различие. Обозначение буквами гласных и согласных звуков.
Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги, перенос слов по слогам.
Ударение, ударные и безударные слоги.
Прописная буква в именах собственных. Понятие орфограммы.
Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласного звука на письме ь, буквами и, е, ё, ю, я.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я: обозначают два звука в начале слова, после гласного звука, после согласного звука в словах с разделительными ь и ъ.
Шипящие согласные звуки. Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк, щн.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Парные согласные в конце слова. Правописание парных согласных в конце слова.
Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные.
Единственное и множественное число имен существительных.
Род имен существительных: мужской, женский, средний.
Изменение имен существительных (по вопросам: кто ? что ? кого ? и т. п.).
Глагол. Изменение глаголов по числам.
Времена глагола: настоящее, прошедшее, будущее.
Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с существительными. Правописание окончаний -ый, -ий, -ая, -яя, -ое, -ее, -ые, -ие . Понятие о согласовании. Словосочетание.
Предлог. Отличие предлога от приставки. Раздельное написание предлогов со словами.
Корень слова. Однокоренные слова.
Правописание безударных гласных в корне слова.
Во 2 классе обогащаются знания и методические приемы работы над связной речью.
Устная речь. Организация практики устного общения: речевые упражнения в форме диалогической и монологической речи: дискуссия, беседа, обсуждение, сообщение. Использование в общении жизненного опыта детей, а также ситуаций из прочитанных рассказов, знакомых мультфильмов.
Соответствие словаря речевого этикета ситуации и собеседнику. Правила обращения, отклика, приветствия, прощания при непосредственном общении с родителями, со знакомыми, с друзьями, с учителем, в школе (разыгрывание соответствующих ситуаций).
Письменная речь. Ознакомление с понятиями: речь разговорная, деловая, научная, художественная.
Наблюдение в конкретных речевых ситуациях соответствия цели высказывания и стиля письменной речи (разговорная, деловая, научная, художественная).
Наблюдение жанра литературной речи, устного народного творчества (рассказ, сказка, загадка, стихотворение, скороговорка, шарада, пословица, поговорка и т. п.); типа речи — повествования (есть сюжет), описания (нет сюжета). К примеру, описание цветка подснежника в стихотворении, в учебнике, в словаре и др.
Текст. Тема, название (заголовок), автор. Главное в тексте.
Выделение частей текста, их озаглавливание.
Правильное расположение данных к тексту пунктов плана.
Работа с текстом (при отсутствии необходимых абзацев) по этапам: вычленение главной мысли, краткий пересказ прочитанного, членение текста на смысловые части.
Восстановление и запись деформированного текста (с ориентацией на признаки текста). Составление и запись предложений, составляющих небольшой текст (по рисунку, сюжетной картинке, по вопросам).
Наблюдение соответствия высказывания и средств речевого этикета (приветствия, прощания, благодарности, отказа и т. п.). К примеру, составление телеграммы с поздравлением бабушке и учительнице.
Сочинения по заданной теме («Мои друзья», «Любимые игры», «Что мне рассказала капелька дождя», «Снежинки» и др.).
Постепенное включение в сочинения элементов описания и рассуждения.
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения;
имя существительное, род, число, изменение существительных по вопросам в предложении;
имя прилагательное, род, число, согласование прилагательного с именем существительным;
глагол, время глагола;
корень слова, однокоренные слова, правила правописания безударных гласных;
парные согласные на конце слова и правила их правописания;
словарь речевого этикета при непосредственном общении (приветствие, слова при прощании, обращение на «ты» и «вы», слова-извинения).
Учащиеся должны уметь:
находить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения;
составлять предложения по рисунку, по заданиям учебника;
распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число имен существительных, род, число имен прилагательных, время и число глаголов), образовывать множественное число от единственного, единственное от множественного существительных и прилагательных в именительном падеже (без термина «падеж»);
писать раздельно предлоги со словами;
подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи;
находить в словах орфограммы на изученные правила, различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные;
обозначать парные согласные на конце слов;
различать слова с разделительными ь и ъ;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь;
приводить примеры слов с нужными орфограммами;
писать слуховые и зрительные диктанты;
использовать правила вежливости, понимать различия в реагировании в соответствии с ситуацией и собеседником: с родными, с учителем и одноклассниками на уроке, на перемене, на прогулке.
Из программы видно, что во 2 классе продолжается изучение основных категорий и явлений языка, начало которому положено в 1 классе (звуки, буквы, слог, слово, смыслоразличительная роль звуков речи, расхождение произношения и написания, ударение, части речи, изменение слов, относящихся к разным частям речи, предложение). По всем указанным темам происходит углубление знаний на более сложном материале. Части речи изучаются на основе понятий. Предложение рассматривается со стороны главных и второстепенных членов предложения. Работа над связной речью как сложным синтаксическим целым организуется вокруг понятия «текст» (анализ текста, текст-повествование, описание, рассуждение), а также путем ознакомления с разговорной, научно-деловой, художественной речью и изобразительно-выразительными средствами языка (образными сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами). Значительно расширяется список орфографических правил (правописание безударных гласных в корне слова, парных согласных, предлогов, разделительных ь и ъ и др.).
Программа элективного курса по русскому языку 2 кл (ФГОС)
элективный курс по русскому языку (2 класс) по теме
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
кружка «Секреты орфографии»
для учащихся 2 класса
Образовательная область: русский язык
Учебная дисциплина: русский язык
Тип: дополнительное образование
2012-2013 учебный год
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
II. Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе ; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Тематическое планирование 1 час в неделю (34 часа)
Русский язык, 2 класс
На уроках русского языка во 2 классе дети учатся разбирать слова, выявлять их лексическое значение, синонимы, антонимы. Раскладывая слова по составу, второклассники учатся выделять не только корни, но и суффиксы, приставки и окончания. Изучают правила написания, учатся подбирать проверочные слова. Более подробному рассмотрению подвергаются и части речи.
В данном разделе собран и обобщён опыт педагогов по организации уроков и проверочных работ по русскому языку во втором классе. Здесь — конспекты уроков; тесты, задания и упражнения по предмету, планирование, разработки.
Русский язык во 2 классе: конспекты уроков, планирование, разработки
Показаны публикации 1-10 из 127 .
Все разделы | Русский язык, 2 класс
Конспект викторины по русскому языку «Грамотей» для учащихся 2-х классов Викторина «Грамотей» для учащихся 2-х классов Цель : закреплять знания и умения учащихся,полученные на уроках русского языка ; прививать любовь к русскому языку; развивать интерес к изучению русского языка; расширять словарный запас детей. Задачи: формировать интерес к русскому.
Конспект урока русского языка во 2 классе «Твердые и мягкие согласные» Тема: Твердые и мягкие согласные Цель: Формирование навыка употребления гласных букв 1 и 2 ряда после твердых и мягких согласных на письме в словах, словосочетаниях, предложениях. Задачи: • Совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные. • Закрепить.
Русский язык, 2 класс — Карточки для самостоятельной работы по теме «Перенос слов» по русскому языку для второго класса
Публикация «Карточки для самостоятельной работы по теме «Перенос слов» по. » Фамилия _ Фамилия _ 1 .Дописать слово, чтобы получилось слово из словаря. 1.Дописать слово, чтобы получилось слово из слова ря. За, _ робей, _ нал, _ роз, _ вод. _ пата, _ пуста, _ пор, _ суда, ме. 2.Составить из слогов слова, а из слов 2.Составить из слогов слова, а из слов.
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Гласные звуки» Предмет: русский язык. Класс: 2 «б». Тема урока: «Гласные звуки». Тип урока: открытие нового знания . Цель урока: первичное усвоение знаний и способов действий при изучении темы «Гласные звуки» Задачи урока: Дидактические: 1. Формировать умение определять гласные звуки; 2.
Конспект урока русского языка во 2 классе «Заглавная буква в именах собственных. Закрепление» Ф.И.О. – Угренёва Ольга Валерьевна Место работы – МБОУ СОШ № 70 г. Хабаровска Должность – учитель начальных классов Предмет – русский язык Класс – 2 «Б» Базовый учебник – УМК «Школа России». Русский язык. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.М.
Урок русского языка в 4 классе по теме «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений» Тема урока: Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений. Цели: 1. Закрепить знания об окончаниях глаголов 1 и 2 спряжений. 2. Формировать умения различать окончания глаголов 1 и 2 спряжений. 3. прививать интерес к русским традициям, познакомить с историей самовара и чаепития.
Русский язык, 2 класс — Конспект урок русского языка во 2 классе для детей с ОВЗ «Составление и письмо слогов, слов и предложений»
Статья «Конспект урок русского языка во 2 классе для детей с ОВЗ «Составление. » Урок: Русский язык 2 класс Учитель: Е.Г. Лебедева Тема: Составление и письмо слогов, слов и предложений из изученных букв Цель: Закрепление умения составлять слоги, слова и предложения из изученных букв. Задачи: Закреплять написание изученных бкв, умение соотносить звук и букву.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Второстепенные члены предложения. Обстоятельства» 3 класс «Перспективная начальная школа» Тема: Второстепенные члены предложения. Обстоятельства. Цель: создание условий для формирования умений распознавать второстепенный член предложения — обстоятельство. Задачи: Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Слова с непроизносимыми согласными» Тема: Слова с непроизносимыми согласными. 2-й класс Цели. Образовательные: — познакомить с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными; — учить определять слова с непроизносимыми и сомнительными согласными и подбирать к ним проверочные слова. Развивающие: -.
Конспект урока по русскому языку «Главные члены предложения» во 2 классе Конспект урока по русскому языку Программа: Школа России Класс: 2 Тема урока: «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения» Цель: развивать умение находить главные члены предложения, правильно их подчеркивать. Задачи: Обучающие: 1) познакомить с признаками главных членов.