Strong-stuff.ru

Образование Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Химия 8 класс курс

Решаем трудную задачу. Химия. 8 класс. Программа элективного курса

Пояснительная записка

Элективный курс химии «Решаем трудную задачу» предназначен для учащихся 8 класса и носит предметно-ориентированный характер.

Содержание курса поможет ученикам подготовиться к ГИА и предметной олимпиаде, его предназначение дать реальный опыт решения сложных задач и ответить на вопросы «Могу ли я?», «Хочу ли я?».

Цели данного элективного курса:

  • Проверить готовность учащихся к усвоению материала повышенного уровня сложности по данному предмету;
  • Устранить проблемы в знаниях;
  • Подготовить учащихся к ГИА и предметной олимпиаде;

Формами отчётности по изучению данного элективного курса могут быть:

  • Конкурс числа решённых задач;
  • Составление сборников авторских задач учащихся по разделам, теме;
  • Составление творческих расчётных задач по разным темам (например, «Медицина», «Экология»);
  • Зачёт по решению задач;

Пройдя данный курс, учащиеся смогут решать задачи повышенного уровня сложности из сборников задач по рассмотренным темам. Программа рассчитана на 17 часов, по одному часу в неделю во втором полугодии.

Тематический план

Наименование тем

Количество часов

Виды деятельности

1

Задачи на выведение формулы вещества с использованием долей элементов и относительной плотности вещества.

Лекция. Входной контроль.

2

Задачи на определение содержания элемента в веществе

3

Задачи с использованием законов Авогадро

4

Задачи на кристаллогидраты

Лекция. Опорный конспект. Алгоритмы.

5

Задачи, связанные со смешиванием растворов

6

Комбинированные задачи на расчёт массовой доли растворенного вещества.

7

Задачи на генетическую связь неорганических веществ.

Лекция. Опорный конспект. Алгоритмы.

8

Задачи с алгебраическим методом решения

9

Ожидаемые результаты:

Полученные знания должны помочь учащимся:

  • определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей (профиля обучения);
  • научиться обращаться со сверстниками, учителями, отстаивать свою точку зрения;
  • закрепить практические навыки и умения при решении задач;
  • выполнять творческие задания;

В процессе обучения на занятиях элективного курса учащиеся приобретают следующее знания:

  • формирующие научную картину мира;
  • применение теоретических знаний на практике решения задач;

Умения:

  • уметь производить типовые расчеты химических задач указанных в планировании согласно программе для общепринятых учреждений;
  • выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний.

I. Задачи на выведение формулы вещества с использованием долей элементов и относительной плотности вещества

  1. Выведите формулу вещества, если в нём содержится 1,59% водорода, 22,22% азота, 76,19% кислорода. Известно, что плотность этого вещества по оксиду углерода (II) равна 2,25.
  2. Выведите формулу вещества, если в нём содержится 3,06% водорода, 31,63% фосфора, 65,31% кислорода. Известно, что плотность этого вещества по воздуху равна 3,38.
  3. Выведите формулу вещества, если в нём содержится 0,995% водорода, 35,32% хлора, 63,68% кислорода. Известно, что плотность этого вещества по воздуху равна 3,47.

Алгоритм решения задач данного типа:

  1. По относительной плотности рассчитать молярную массу неизвестного вещества.
    Dпо газу(вещества) = М(вещества) / М(газа)
  2. Используя массовые доли элементов, найти индексы в формуле неизвестного вещества. Для этого массовые доли делят на относительную атомную массу элемента.

II. Задачи на определение содержания элемента в веществе

  1. Сколько г фосфора содержится в 9,8 г ортофосфорной кислоты. Какой объём кислорода потребуется для сжигания этого количества фосфора?
  2. Сколько г серы содержится в 4,9 г серной кислоты. Какой объём кислорода потребуется для сжигания этого количества серы?
  3. Сколько г железа содержится в 10,7 г гидроксида железа (III). Какой объём кислорода потребуется для сжигания этого количества железа?
Читать еще:  Php курсы бесплатно

Алгоритм решения задач данного типа:

  1. Перевести граммы данного вещества в моли, используя молярную массу. Зная количество сложного вещества, определить моли элемента. Например, 3H2SO4, 6 моль водорода, 3 моль серы, 12 моль кислорода.
  2. Затем расчет ведём по уравнению химической реакции, по количеству вещества элемента определим количество вещества кислорода.
  3. По закону Авогадро, моли кислорода перевести в литры.

III. Задачи с использованием законов Авогадро

  1. Сколько моль железа нужно затратить для реакции с кислородом, полученным при разложении 36,75 г бертолетовой соли?
  2. Сколько моль фосфора нужно затратить для реакции с кислородом, полученным при разложении 4,9 г бертолетовой соли?
  3. Сколько моль углерода нужно затратить для реакции с кислородом, полученным при разложении 31,6 г перманганата калия?

Алгоритм решения задач данного типа:

  1. Перевести массу сложного вещества в моли, подставить моли в уравнение реакции разложения и по уравнению найти количество вещества кислорода.
  2. В реакции сжигания перейти от количества вещества кислорода к количеству вещества элемента или простого вещества.

IV. Задачи на кристаллогидрат

  1. К 5,72 г кристаллической соды добавили 300 г 10% раствора карбоната натрия. Какую новую массовую долю будет иметь раствор?
  2. К 7,38 г горькой соли добавили 400 г 8% раствора сульфата магния. Рассчитайте массовую долю сульфата магния в полученном растворе.
  3. К 6,44 г глауберовой соли добавили 500 г 8% раствора сульфата натрия. Какую новую массовую долю будет иметь раствор?

Алгоритм решения задач данного типа:

  1. Используя молярную массу кристаллогидрата определить массу растворённого вещества в нём.
  2. Рассчитать массу растворенного вещества в добавляемом растворе.
  3. Найти общую массу раствора и общую массу растворённого вещества в нём. Затем рассчитать новую массовую долю.

V. Задачи, связанные со смешиванием растворов

  1. Какие массы 40% и 20% растворов азотной кислоты потребуются для получения 100 г 25% раствора азотной кислоты смешиванием исходных растворов?
  2. Какую массу соли надо добавить к 500 г 10% раствора соли, чтобы раствор соли стал 25%?
  3. Какая масса пергидроля (30% раствора пероксида водорода H2O2) и воды потребуется для приготовления 100 г 3% раствора пероксида водорода, используемого в медицине для обработки ран и ссадин?

Алгоритм решения задач данного типа:

  1. Если известны три массовые доли, исходных растворов и получаемого путём смешивания, то задачу можно решать с помощью квадрата Пирсона.
  2. Для этого строят диагональный крест, на концах которого указывают исходные концентрации. В середине креста указывают получаемую концентрацию.
  3. Затем работают по диагоналям, находя разности. Полученные разности можно сократить, они и будут показывать весовые части исходных растворов.
Читать еще:  Резьба по дереву курсы москва

VI. Комбинированные задачи на расчёт массовой доли растворенного вещества

  1. В один сосуд вылили 200 г 5% раствора некоторого вещества, 250 г 10% раствора того же вещества, затем добавили 80 г этого вещества и 120 г воды. Вычислите массовую долю данного вещества в образовавшемся растворе.
  2. Смешали два раствора гидроксида натрия: 120 г 5% раствора и 130 г 15 % раствора. Рассчитайте массовую долю гидроксида натрия в полученном растворе.
  3. Какую массу соли надо добавить к 95 г воды, чтобы получить 5% раствор соли?

Алгоритм решения задач данного типа:

  1. Рассчитать массу растворимого вещества в каждом растворе.
  2. Новая массовая доля – есть отношение суммарной массы растворенного вещества к суммарной массе раствора.

VII. Задачи на генетическую связь неорганических веществ

  1. Осуществить цепочку превращений:
  2. Как осуществить следующие превращения: из водорода получить воду; из воды – кислород; из кислорода – углекислый газ; из углекислого газа – угарный газ; из кислорода – фосфорный ангидрид; из углекислого газа – угольную кислоту.
  3. Как осуществить следующие превращения: из фосфора получить фосфорный ангидрид; из фосфорного ангидрида – ортофосфорную кислоту; из ортофосфорной кислоты – фосфат кальция; из кальция – оксид кальция; из оксида кальция – гидроксид кальция. Что можно получить при взаимодействии кальция с фосфором.

Алгоритм решения задач данного типа:

VIII. Задачи с алгебраическим методом решения

  1. Смесь магния и кальция массой 1,28 г окислили кислородом, полученным при разложении 1,64 г бертолетовой соли. Установите процентный состав смеси.
  2. 29,6 г смеси железа и меди окислили кислородом, полученным из 130,2 г оксида ртути (II). Установите процентный состав смеси.
  3. Смесь алюминия и калия, массой 26,4 г, окислили кислородом, полученным из 14,4 г воды. Установите процентный состав смеси.

Алгоритм решения задач данного типа:

  1. Рассчитать количество вещества кислорода, полученного путём разложения сложного вещества.
  2. Написать уравнения реакций окисления кислородом компонентов смеси. Ввести в уравнения реакций переменные х и у, обозначающие моли компонентов смеси.
  3. Составить два уравнения с переменными: одно на кислород, другое на смесь веществ. Найти значения х и у в молях, перейти к массам и массовым долям смеси.

Рабочая программа. Химия 8 класс

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6 — 9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Программа рассчитана на 2 часа в неделю (35 недель — всего 70 часов, из них 2 часа — резервное время)

Читать еще:  Курсы по литературе подготовка к егэ бесплатно

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях.

— овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

— развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

— воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

— применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

IV . Нормативно-правовая база

Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:

— Федеральный компонент государственного стандарта общего образования,
утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

— Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;

— Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)

Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2006/2007 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 302 от
07.12.2005 г.;

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Дрофа, 2007.)- 8 класс, базовый уровень, 70 часов по 2 часа в неделю, в том числе 3 резервных часа.

V . Учебно-методические материалы

Учебник. О.С. Габриелян. Химия 8 класс: учебник/ О.С. Габриелян. — 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2015.

1. О. С. Габриелян, Н. П. Воскобойникова, А. В . Яшукова. Методическое пособие. «Настольная книга учителя. Химия. 8 класс» — М.: Дрофа,2003.

2. О. С. Габриелян, П. Н. Берёзкин, А. А. Ушакова. «Химия 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику. О. С. Габриеляна «Химия 8» — М.: Дрофа,2005.

3. О. С. Габриелян, Н. Н. Рунов, В. И. Толкунов. Химический эксперимент в основной школе. 8 кл.-М.: Дрофа, 2005.

4. О. С. Габриелян, Т. В. Смирнова Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2004.

5. О. С. Габриелян, Н. П. Воскобойникова Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. М.: Дрофа, 2005.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector