Химия 10 класс курс
Рабочая программа курса «Химия 10 класс»
При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!
Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Икшинская средняя общеобразовательная школа
Директор МОУ «Икшинская СОШ »
_____________ / Чунихина Е.А. /
от «_31_» августа 2016г.
Автор-составитель: Григорьева Е.А.
Срок реализации 2016- 2017 год
Рабочая программа курса «Химия 10 класс» разработана в соответствии с ФЗ № 273 РФ «Об образовании», Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089, на основе Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Икшинская средняя общеобразовательная школа, авторской программы Габриеляна О. С. «Химия 10-11 класс» и адресована обучающимся 10 «А» класса. На изучение химии в 10 классе отведено 67 часов (2 часа в неделю). Рабочая программа скорректирована в соответствии с календарным графиком школы.
Цели изучения курса химии в 10 классе:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях органической химии, теории строения органических соединений;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде
Подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества.
Формирование умений: обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, фиксировать результаты опытов, делать обобщения.
Тема 1. Введение 4 (часа)
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. При родные, искусственные и синтетические органические соединения.
Тема 2. Строение органических соединений (7 часов)
Валентность. Химическое строение как поря док соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, гомологических рядах; изомерии и изомерах; радикалах, функциональных группах. Химические формулы и модели молекул в органической химии. Типы химических связей в молекулах органических соединений.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
Тема 3. Реакции органических соединений (4 часа)
Классификация реакций в органической химии по характеру химических превращений. Реакции замещения. Реакции присоединения. Реакции отщепления. Реакции изомеризации. Способы образования и разрыва ковалентной связи. Типы реакционноспособных частиц в органической химии.
Тема 4. Углеводороды и их природные источники (18 часов)
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, заме щение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и cвойств а перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Арены. Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бен зола на основе свойств.
Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации. Горение метана, этилена, ацтилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бром ной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений. 2. Изготовление моделей молекул углеводородов. 3.Изделия из полиэтилена. 4. Коллекции «Каучуки», «Резина и изделия из неё», изделия из мягкой резины и эбонитовая палочка 5.Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 6. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».
Тема 5. Кислородсодержащие органические соединения (14 часов)
Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники. Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о во дородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Каменный уголь. Фенол. Коксохмическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. Мыла. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Слож ные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свой ства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирова ние жидких жиров. Применение жиров на войств свойств. Калорийность жиров пищи.
Тема 6. Углеводы (7 часов)
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Калорийность углеводов пищи.
Глюкоза вещество с двойственной функ цией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза → полисахарид.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его
переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного – зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты. 7. Свойства спирта. 8. Свойства глицерина. 9. Свойства формальдегида. 10. Свойства уксусной кислоты. 11. Свойства жиров. 12. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 13. Свойства глюкозы. 14. Свойства крахмала.
Тема 6 Азотсодержащие соединения.
Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина — анилина — из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и войств а ы. Применение аминокислот на основе свойств.
Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков. Калорийность белков пищи.
Генетическая связь между классами органических соединений. Классификация органических реакций в органической химии.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Рас творение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК.
Лабораторные опыты. 15. Свойства белков.
Практическая работа № 1. Идентификация органических соединений.
Тема 8. Биологически активные органические соединения
Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народ ном хозяйстве.
Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Минеральные воды.
Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого картофеля. Коллекция CMC, содержащих энзимы. Испытание среды раствора CMC индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с раз личными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бума гой. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.
Тема 9. Повторение и обобщение знаний по органической химии (3часа)
Обобщение знаний по курсу «Органическая химия»
Контрольная работа № 4(итоговая) «Органическая химия 10»
Элективный курс «Мир органических веществ», 10-й класс
Разделы: Химия
Класс: 10
Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов, изучающих химию на базовом уровне. Курс рассчитан на 34 часа. Введение данного курса предусматривает расширение базового курса по органической химии. Он направлен на развитие содержания органической химии как смежного профильным предметам в классах агро-технологического, физико-математического профиля и универсального уровня.
В наше время происходит усиление химизации большинства сфер жизни человека, но успехи органической химии используются без осознания необходимости грамотного применения веществ и материалов. Изучение курса поможет учащимся раскрыть свойства широкого спектра веществ и материалов в связи с их использованием.
Основные цели курса:
- помочь учащимся усвоить базовый курс органической химии;
- расширение и углубление знаний об органических веществах;
- развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников, в том числе и компьютерных;
- воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества.
Задача курса:
- раскрыть более подробно содержание предмета органической химии;
- показать практическое значение органических веществ для человека;
- научить применять полученные знания и умения для безопасного использования органических веществ в быту, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека.
- раскрыть роль и перспективы химических знаний в решении экологических проблем
- способствовать развитию способности к самостоятельной работе;
- совершенствовать навыки и умения, необходимые в научно-исследовательской деятельности.
Отличительной особенностью курса является то, что его содержание сопряжено с основным курсом органической химии, развёртывается во времени параллельном ему. Это даёт возможность постоянно и последовательно увязывать учебный материал курса с основным курсом, а учащимся получать более прочные знания по предмету. Программа курса послужит для существенного углубления и расширения знаний по химии, необходимых для конкретизации основных вопросов органической химии и для общего развития учеников.
В элективном курсе более подробно рассматриваются вопросы генетической связи веществ, свойства и применение, расширены сведения об изомерии, включены дополнительно практические работы, что даст возможность лучше усвоить теоретические понятия и практические умения.
По окончании курса учащиеся должны знать:
- классификацию органических соединений;
- общие химические свойства гомологических рядов в зависимости от строения;
- практическое значение отдельных представителей широко используемых в повседневной жизни, их составе, свойствах, способах применения;
- способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами.
Уметь:
- устанавливать структурно-логические связи между всеми классами органических веществ;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- составлять уравнения реакций разных типов;
- соблюдать экологические требования в практической деятельности и в повседневной жизни;
- проводить самостоятельный поиск необходимой информации.
Программа реализуется при использовании традиционных и элементов других современных педагогических технологий, включая компьютерные технологии.
В качестве основных форм проведения занятий предполагается проведение лекций, семинаров, организации коллективных способов обучения, метод проектов.
В ходе изучения темы теоретические вопросы контролируются тестированием; решение расчетных задач — контрольной работой; практическая и учебно-исследовательская деятельность с использованием справочников, энциклопедий, электронных библиотек, дополнительной литературы в виде защиты проекта по одной из тем.
По окончании курса деятельность учащихся оценивается в виде зачета. Для получения зачета необходимо выполнить 55% — 60% тестовых заданий, подготовить и защитить на уроке- конференции проектную работу.
Содержание курса
Тема №1.
Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого (2 ч)
Электронная и электронно-графическая формула атома углерода. Природа и особенности ковалентной связи. Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации.
Тема №2.
Основы номенклатуры и изомерии (4 ч)
Принципы образования названий органических соединений. Структурная изомерия и её виды: углеродного скелета, изомерия положения, межклассовая изомерия. Геометрическая изомерия. Изомерия и запах: ванилин и изованилин; диметилфенолы. Оптическая активность биологических веществ, лекарственных препаратов ( D(-) – адреналин, L (+) – адреналин ).
Тема №3.
Сравнительная характеристика углеводородов (5 ч)
Общие формулы. Нахождение в природе. Гибридизация, отличительные признаки в строении. Виды изомерии. Типичные химические свойства. Отношение к раствору перманганата калия. Генетическая связь между классами углеводородов.
Практическая работа 1
Тема №4.
Применение углеводородов (7 ч)
Синтез-газ, хлоруглеводороды, нефть и нефтепродукты, хладоген, винилхлорид, акрилонитрил, бензол, дифенил, нафталин, стирол, полимеры, синтетические каучуки.
Расчётные задачи:
- Термохимические расчёты
- Объёмные доли.
Проектные работы.
- Как повысить октановое число?
- Продукты переработки нефти — народному хозяйству.
- Перспективы развития энергетики.
- Термопласты и термореактопласты, углеродопласты.
- Эластомеры.
Тема №5.
Кислородсодержащие органические вещества на службе человека (8 ч)
Монофункциональные соединения: Спирт-ректификат, абсолютный спирт, формалин, ацетон, акролеин, , антифризы, фенол, анестезирующие вещества (диэтиловый эфир); антисептики (фенолы и их производные), Карбоновые кислоты: одноосновные( муравьиная, уксусная, бензойная), двухосновные (щавелевая, фталевая, адипиновая), многоосновные (лимонная). Получение мыла. Биологическая функция жиров. Глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал, целлюлоза. Полисахариды в природе их биологическая роль. Проблемы питания.
Массовая доля растворённого вещества
Практическая работа 2
Кислотный и ферментативный гидролиз сахарозы и крахмала.
Тема №6.
Азотсодержащие соединения (5 ч)
Амины и нитросоединения (анилин, гидразин, нитроглицерин, стрептоцид, норсульфазол, диаминобензол, фуксин). Медицинские препараты. Кислотно-основные свойства аминокислот и её причины (глицин, глутаминовая кислота).
Белки как природные полимеры. Биологические функции белков (инсулин, кератины, фиброин, коллаген, миоглобин, аспартам, казеин). Пищевые добавки.
Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК.
Практическая работа 3
Анализ пищевых продуктов.
Тема №7.
Экологические проблемы в курсе органической химии (3 ч)
Вредное влияние загрязнения биосферы на организм человека. Вещества-тератогены. Наркотические свойства и токсичность одноатомных спиртов. Вредное действие фенола и его производных.
Синтетические моющие средства. Загрязнения нефтепродуктами.
Проектные работы.
- Действие этанола на белковые вещества.
- Действие фенола на экологическое равновесие в экосистемах.
- Генетическая роль нуклеиновых кислот. Генные мутации.
- Загрязнения атмосферы.
- Пластмассы загрязняют океан.
- Влияние СМС на водную экосистему.
Химия, 10 класс
Для оформления покупки запрос будет
перенаправлен в магазин «1С Интерес»
Для оформления покупки диска вы будете
перенаправлены в магазин «1С Интерес»
Оформить заказ в партнерских магазинах My-Shop.
Приложение распространяется бесплатно.
Установите приложение в App Store или в iTunes
Приложение распространяется бесплатно.
Установите в Google Play, используя ваш аккаунт Google
и запустите приложение на мобильном устройстве.
Приложение распространяется бесплатно.
Установите в магазине приложений Windows Store
В образовательном комплексе (ОК) «1С:Школа. Химия, 10 класс» рассматриваются сначала основные механизмы органических реакций, а затем классы соединений и их свойства.
Параграфы содержат текст учебника, который снабжен ссылками на видеофрагменты, анимации, иллюстрации, интерактивные задания и другие материалы.
Учебник читается с интересом. При этом он строго соответствует требованиям ФГОС основного общего образования в части возможности построения индивидуальных траекторий обучения, развития навыков самостоятельной учебной деятельности, формирования ИКТ-компетентности учащегося. По ходу чтения учебника возникает необходимость выполнить задания, что значительно повышает усвояемость материала. Существует возможность выбрать оглавление электронного учебника в соответствии с УМК, по которому изучается химия в школе.
Образовательный комплекс «1С:Школа. Химия, 10 класс» поможет:
- самостоятельно изучить новый материал;
- посмотреть видеофрагменты химических опытов, которые невозможно провести дома;
- проконтролировать полученные знания;
- подготовиться к заданиям ЕГЭ по органической химии;
- подготовить материал для доклада, реферата, презентации;
- расширить свой кругозор;
- подобрать иллюстративный материал к уроку;
- подготовить практические задания для выполнения в классе и тесты для проведения контрольной работы;
- провести практические и контрольные занятия по подготовке к ЕГЭ по органической химии.
«Химия, 10 класс» ОК выпущен в мобильной версии для планшетных компьютеров скачайте в:
В ОК входят различные типы электронных образовательных ресурсов:
Штрих-код 4601546114624
Раздел I. Общая органическая химия
Раздел II. Обзор органических веществ по классам
Раздел III. Биологически важные соединения
Загружаемая цифровая версия продукта полностью идентична версии, размещаемой на CD.
- Если выбрано «Купить и скачать на ПК» вы приобрели бессрочную лицензию на образовательную программу. После оплаты на ваш e-mail придет ссылка на скачивание установщика программы. Далее следуйте инструкциям установщика.
- Если выбрано «Доступ онлайн» вы приобрели лицензию на полную версию продукта сроком на 1 год. После оплаты на ваш email придет ссылка для перехода к онлайн версии продукта, а также логин и пароль для доступа. Доступ осуществляется с помощью вашего браузера.
Перейдите по ссылке в письме, выберите из выпадающего списка название продукта, введите логин и пароль для доступа. Подробнее - Если выбрано «CD с доставкой», то ваш запрос будет переадресован в фирменный магазин «1С Интерес», который продает наши образовательные программы на дисках без наценки и обладает полным ассортиментом товаров.
Если у вас остались вопросы по установке или работе программы, воспользуйтесь формой «Задать вопрос».
- Операционная система Microsoft Windows XP, Windows Vista, Windows 7, Windows 8
- Процессор Pentium 4 или более производительный
- Оперативная память 512 Мб
- Дисплей с разрешением не ниже 1024х768
- Устройство чтения DVD-ROM 12х
- Колонки или наушники Свободное место на жестком диске:
- не менее 1,6 Гб на выбранном для установки диске
- не менее 300 Мб на системном диске (если платформа не была установлена на компьютере)
Информация для учителей и образовательных организаций
Учебные пособия «1С:Школа» можно использовать для работы в сетевом режиме в локальной сети школы или через интернет. Для работы в сетевом режиме необходимо приобрести программу «1С:Образование 5. Школа» и дополнительные лицензии к учебным пособиям. Подробнее
Для покупки программы «1С:Образование 5. Школа» и дополнительной лицензии вы можете обратиться к одному из наших партнеров. Для выбора Партнера 1С пройдите по ссылке
Рекомендованная цены на 2017 год (Партнер уточнит для вас цены и сделает запрос на подключение) :
Комплектация изделия: DVD-диск, упакованный в jewel-case.
Разработчики – ООО «1С-Паблишинг», ООО «1C».
Издатель – ООО «1С-Паблишинг».
ISBN: 978-5-9677-2280-6
Важная дополнительная информация
Главной особенностью ОК является организация подачи теоретического материала, соответствующая требованиям ФГОС. Параграфы построены таким образом, что по ходу чтения текста учебника ученик выполняет задания, которые оформлены как ссылки из текста параграфа. Таким образом, в ситуации, когда необходимо ответить на вопрос, ученик вынужден осознать прочитанное, что повышает усвояемость материала и улучшает его запоминание.
«1С:Образование 5. Дом» – это программная платформа фирмы «1С» для тех, кто учится, и тех, кто учит. Ее основное назначение – создание удобной и понятной обучающей среды, позволяющей работать с образовательными комплексами, которые уже разработаны и будут разрабатываться фирмой «1C» в дальнейшем. Образовательные комплексы на платформе «1С:Образование 5. Дом» могут содержать в себе разнообразные наглядные мультимедиа-учебники, справочные материалы, диагностические, обучающие и контролирующие тестовые задания. Платформу можно использовать для усвоения учебного материала, подготовки домашних заданий, проверки своих знаний, для подготовки учителя к уроку.
«1С:Образование 5. Дом» является многопользовательской системой, в которой информация о прохождении учебного материала, а также объекты, созданные пользователем, для каждого пользователя хранятся индивидуально.
Для использования учебных материалов образовательного комплекса в сетевом режиме рекомендуется система «1С:Образование 5. Школа», предназначенная для организации и поддержки образовательного процесса.