Электронный учебный курс по литературе
Электронный учебный курс по литературе
Главная ♦ К урокам литературы ♦ Электронный учебный курс
На этой странице представлен курс: Литература ЕГЭ
Автор: Смирнова Светлана Амаяковна — учитель русского языка и литературы высшей категории, Почетный работник общего образования Российской Федерации, заместитель председателя предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку, эксперт предметной комиссии ЕГЭ по литературе.
Литературные направления и течения Роды литературы
Тематика, проблематика, идея
Жанры литературы литературного произведения
Сюжет, фабула Композиция
литературного произведения литературного произведения
Система образов Образ человека
в литературном произведении в литературном произведении
Художественное время и
художественное пространство Условные образы
в литературе в литературном произведении
Методы, приёмы и принципы Типы авторской эмоциональности
изображения в литературе в литературе
Изобразительно-выразительные Ритмико-мелодическая организация
средства в литературе поэтической речи
Древнерусская литература Русская литература 18 века
Д.И.Фонвизин «Недоросль» Г.Р.Державин «Памятник»
Русская литература В.А.Жуковский
первой половины 19 века «Море», «Светлана»
А.С.Грибоедов «Горе от ума» А.С.Пушкин. Биография.
Основные мотивы лирики А.С.Пушкина А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
А.С.Пушкин «Медный всадник» А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
М.Ю.Лермонтов. Биография М.Ю.Лермонтов. Основные мотивы лирики.
М.Ю.Лермонтов
«Герой нашего времени» Н.В.Гоголь. Биография.
Н.В.Гоголь «Ревизор» Н.В.Гоголь «Шинель»
Литература второй половины 19 века А.Н.Островский «Гроза»
А.А.Фет. Н.А.Некрасов.
Основные темы и мотивы лирики. Основные мотивы лирики.
И.А.Гончаров «Обломов» Л.Н.Толстой. Биография.
Л.Н.Толстой «Война и мир» Л.Н.Толстой «Война и мир»:
тематика и проблематика
Л.Н.Толстой «Война и мир».
Стиль автора. Ф.М.Достоевский. Биография.
Ф.М.Достоевский Ф.М.Досоевский «Преступление и наказание»
«Преступление и наказание» «Теория» Раскольникова.
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
Стиль автора.
Преподавание литературы с применением электронных образовательных ресурсов
Учителю литературы стоит прибегнуть к помощи цифровых образовательных ресурсов, если он хочет максимально эффективно использовать урочное время и обеспечить всем учащимся хороший уровень подготовки. Вот какую помощь могут оказать Вам ЭОР уже сегодня:
1. Сэкономить время на подготовку к урокам. Не так давно цифровая образовательная платформа LECTA подготовила особый сервис для учителей — «Классная работа». Это электронный поурочный план для самых популярных учебно-методических комплексов по разным предметам, в том числе и по литературе. Сервис предназначен для того, чтобы каждый учитель мог пользоваться им каждый день, как собственным органайзером.
Для каждого урока подготовлено подробное описание, цели, задачи, планируемые результаты, а также есть готовые мультимедийные презентации к урокам: вы можете использовать их в первоначальном виде – или редактировать на свой вкус, выстраивая собственную логику ведения урока, дополняя презентации иллюстративным материалом, интересными фактами и любым необходимым для урока контентом.
Так выглядит описание урока, посвященного творчеству А.С. Пушкина, в рабочей программе к УМК Ланина для 7 класса. Прописана вся методическая «кухня»: основное содержание урока, типы деятельности, время на выполнение, иллюстративный материал.
Редактируя рабочую программу на свой вкус, Вы можете менять уроки местами, дополнять их содержание и даже создавать собственные уроки: простор для творчества плюс удобная платформа для реализации всех педагогических замыслов.
Отредактированные Вами рабочие программы и презентации к урокам сохраняются на сервере; вы можете в любой момент обратиться к ним, редактировать снова – или дополнить ими Ваше личное портфолио.
2. Вести уроки ярко и наглядно. Современные ЭОР позволяют использовать на уроках литературы самый разнообразный цифровой контент – фото, аудио, видеоматериалы. В преподавании литературы это особенно актуально, ведь литературные произведения получают вторую жизнь в музыке, живописи, кинематографе. Вам больше не придется тратить время, подбирая нужный иллюстративный материал к каждому уроку: в электронных формах учебника платформы LECTA в структуру каждой темы уже вписан богатый и разнообразный иллюстративный материал, оформленный в виде мультимедийных презентаций.
Учебник литературы для 10 класса, 1 часть. Авторы – А.Н. Архангельский, Д.П. Бак, М.А. Кучерская. Презентация, посвященная творчеству М.Ю. Лермонтова, включает аудиозапись романса на стихотворение «Выхожу один я на дорогу…».
Часто мультимедийные презентации в ЭФУ оформлены так, чтобы их можно было использовать не только как набор иллюстраций, но и как интерактивный опрос или викторину. Например, такие презентации встречаются в учебнике литературы для 5 класса (УМК Т.Ф. Курдюмовой).
Если вы пользуетесь цифровым сервисом «Классная работа», то для вас открываются дополнительные возможности: мультимедийные презентации к урокам дополнены не только иллюстрациями, аудио и видеофрагментами, но и заданиями по теме. Их можно выполнять индивидуально, в группах или фронтально, на интерактивной доске. Рабочая программа к УМК Ланина, 8 класс.
3. Воспитать в учениках навыки самоконтроля и саморефлексии. Важный элемент современного образовательного процесса – оценка учеником собственной работы и достигнутого уровня знаний. Электронные формы учебников и другие цифровые сервисы разработаны таким образом, чтобы ученик мог проверить себя при помощи интерактивных заданий. Такие задания весьма разнообразны по форме и, как правило, школьникам очень нравится их выполнять.
Учебник 10 класса А.Н. Архангельского. Задание, посвященное роману Чернышевского «Что делать?»: что именно происходило в каждом из четырех снов Веры Павловны?
В том же учебнике, как и в других электронных формах учебников, представлены и более традиционные тестовые работы. Каждый тест можно решить много раз. При проверке система выделяет цветом верные и неверные ответы и предлагает пройти тест снова – или при необходимости вывести на экран правильный ответ.
Проверка собственных знаний может быть и увлекательным делом, когда тесты по некоторым темам сделаны в виде кроссворда или головоломки. Учебник для 7 класса из УМК Москвина, авторы Н.Н. Пуряева, Г.В. Москвин, Е.Л. Ерохина.
Если задание выполнено правильно, ученик получает от электронного сервиса положительную обратную связь. каждое задание устроено так, что его можно выполнять любое число раз, исправляя шибки.
4. Без проблем провести контрольную работу. Сервис «Контрольная работа» платформы LECTA — это удобный и технологичный сервис, способный сократить время подготовки к процедурам текущего и итогового контроля. Все, что вам нужно, это выбрать актуальную тему, сгенерировать нужное число вариантов и распечатать необходимое количество экземпляров. При желании контрольную работу можно провести в онлайн-режиме.
УМК Ланина, 8 класс. Создание четырех уникальных вариантов контрольной займет не более 5 секунд.
А так выглядит вариант контрольной работы, выведенный на экран. Результаты контрольной работы будут при желании отправлены в электронный дневник или в Ваш личный кабинет.
5 онлайн-курсов по литературе
О «работнике революции» Маяковском, японском декадансе и о том, что скрывают архивы: представляем онлайн-курсы, которые бесплатно помогут разобраться в тонкостях литературы.
Читайте также :
Всем, кто давно хотел заняться самообразованием, но не знал, с чего начать, традиционно рекомендуем освоить формат онлайн-курсов: в сети можно найти немало платформ, предоставляющих бесплатный, но качественный контент от ведущих вузов мира и известных лекторов.
А если ваши интересы лежат в плоскости литературы, предлагаем вам познакомиться с этой подборкой.
Курс российского литературоведа Олега Лекманова на Magisteria о непростом для литературы — да и для истории в целом — времени. Отрезок от революционного 1917-го до конца 30-х годов для кого-то ознаменовался популярностью и признанностью властью, для кого-то — забвением и романами «в стол». Этот курс о творчестве Зощенко, Платонова, Цветаевой, а по сути, о вечном конфликте художника и государства.
Подкасты курса можно услышать здесь. В течение февраля в рамках «Довоенной советской литературы» также появятся лекции об ОБЭРИУ и Набокове.
Читайте также :
Arzamas предлагает поистине разнообразные материалы о литературе, не забывая не только освещать тему с разных сторон, но и обращать внимание на интересные факты. Так, один из курсов посвящён архивам, абсолютной тайне для обывателя-неархивиста. Онлайн-студентам предстоит узнать о важных архивных находках, виртуально побывать в крупном российском архиве, РГАЛИ, и узнать детали одного из самых резонансных литературно-политических дел.
Курс состоит из 5 лекций и 24 материалов, которые можно увидеть здесь.
Без фольклора нельзя представить литературу ни одной из стран мира. Но как учёные изучают эту громаду? По каким законам выстраиваются ритуалы? Что такое мифологический хаос? И почему фольклор рождается только тогда, когда умирает автор?
Об этом — 11 лекций фольклориста Сергея Неклюдова, прочитанные в рамках курса «Введение в теоретическую фольклористику» на ПостНауке.
Читайте также :
Отношения города и искусства не всегда бывают лёгкими, и тем не менее, они вечны и вряд ли когда-нибудь прервутся. Петербургский текст — ключевое понятие для русской литературы и культуры вообще. О двуликости города, Ленинграде Мандельштама и Петербурге Бродского можно услышать от преподавателей словесности, которые ведут свои лекции на фоне «виновника торжества» — Санкт-Петербурга. Курс «Петербургские перекрёстки» ориентирован в первую очередь на старшеклассников, но будет интересен всем, кто хочет больше узнать о литературе.
Курс стартует 15 мая 2018 года. Записаться можно на сайте «Лекториума».
Этот курс, пожалуй, выглядит достаточно элитарным, однако он подойдёт и тем, кто просто интересуется японской культурой или изучает японский язык и хочет попробовать свои силы в чтении текстов-оригиналов. Антология «Манъёсю», рассказы сэцува и повести рэкиси-моногатари: «История классической японской литературы» поможет не только прояснить значение этих слов, но и объяснить влияние этих феноменов на мировую литературу.
Курс начался 21 февраля и продлится до 1 мая. До конца записи осталось 2 недели; зарегистрироваться можно здесь. Желающие зачесть пройденный курс в рамках обучения на бакалавриате могут получить соответствующий сертификат.
P. S. Мы тоже решили обратиться к классической литературе и запустили серию подкастов «Литература для взрослых». В рамках этого проекта петербургские учителя рассказывают о тех произведениях школьной программы, которые мы незаслуженно обделили вниманием или не до конца поняли. Первые два выпуска — о действительно смешной комедии «Горе от ума» и об истинном главном герое «Отцов и детей» (спойлер: это не Базаров) — можно послушать здесь, а также в iTunes, на платформе CastBox и в аудиозаписях ВКонтакте.
Электронный учебный курс по литературе
Литература может быть интересной. Да-да, даже школьная программа! Выбрали онлайн-лекции и книги, которые помогут полюбить Толстого и Пушкина, научат придумывать истории и писать сочинения.
Лекции и онлайн-курсы
Подборка видео- и аудиоматериалов, которые помогут полюбить и понять школьную программу по литературе.
Как работает литература
Лекции Александра Жолковского, в которых раскрываются секреты Пушкина, Пастернака, Мандельштама, Толстого, Чехова — и художественного творчества вообще.
«Беседы о русской культуре» Юрия Лотмана
Юрий Михайлович Лотман — легенда, услышать или прочитать которого должен каждый, кто интересуется русской литературой и культурой. Лекции можно найти на книжных полках, но видео, в котором Лотман рассказывает о дореволюционном российском мире, производят гораздо большее впечатление. Да, выглядят они немного «ретро», но смысл от этого не теряется.
Русская литература XX века
Шесть курсов Arzamas о главных русских писателях и поэтах XX века, а также материалы о литературе на любой вкус: хрестоматии, словари, самоучители, тесты и игры.
Лекции Дмитрия Быкова
Подборка лекций Дмитрия Быкова: выступления в Московском институте открытого образования, открытые уроки, лекторий «Прямая речь», записи программ в эфире «Эха Москвы». Живые и необыкновенно интересные рассказы о творчестве Пастернака, Горького, Маяковского, Ахматовой.
Литературоведение
Проект «Audeamus» задумывался как платформа дистанционного обучения, но сейчас работает скорее как архив аудиокурсов. Здесь можно найти качественные лекции по мистицизму в русской литературе Серебряного века, современной поэзии, русскому фольклору и истории отечественной журналистики.
6 доказательств того, что литература полезна в обычной жизни
Интерьер с читающей женщиной. Картина Карла Холсё. Дания, до 1935 года
Доктор филологических наук Сергей Зенкин объясняет пользу литературы на примере шести понятий из теории. Вдохновляющая статья, после которой захочется взять книжку.
Как читать русскую литературу
Инструкции по написанию «Евгения Онегина», романов Достоевского и рассказов Чехова, а также лекции Игоря Пильщикова о том, почему мы не понимаем классиков.
Лев Толстой против всех
Источник
Аудиолекции о жизни и смерти великого русского писателя, а также его смешные выражения, мудрые мысли, личные вещи и тест на литературное чутье.
Как определить стихотворный размер
Источник
Если вам знакомы слова «ямб», «хорей», «силлабо-тонический» и «стопа», село открывайте эту лекцию. Редактор Arzamas и бывший стиховед пытается помочь школьникам определить размер стихотворения, если это задали на дом.
Мир Булгакова
Аудиолекции Мариэтты Чудаковой о «Мастере и Маргарите», игра в персонажей Булгакова, а также удивительная статистика, рекомендации фильмов и рассказов и другие материалы о русском классике.
Книги
Подборка книг, которые помогут развить слог, письменные навыки и научат выражать свои мысли. Книги на любой возраст.
642 идеи, о чем написать
«Твоя кошка мечтает о мировом господстве. Она вычислила, как поменяться с тобой телами»… Эта книжка — творческий «тренажер» для отработки писательского мастерства. Она придется очень кстати всем, кто хочет развить воображение и научиться емко излагать мысли. На ее страницах — 642 начала историй — веселых, смешных, грустных, фантастических и даже немного странных… Их нужно развить и превратить в законченные рассказы.
Как писать крутые тексты
Если ваш ребенок хочет стать писателем, журналистом, поэтом, критиком, блогером или сценаристом, любит выдумывать и рассказывать захватывающие истории, книга «Как писать крутые тексты» поможет отточить талант и сделать следующий шаг в мастерстве. Книга будет полезна всем детям, которые хотят лучше изучить школьный предмет «русский язык».
Пиши здесь, пиши сейчас
Творческий блокнот, который помогает подросткам понять себя, задуматься о важных вещах и записывать интересные мысли на бумаге. Ваш ребёнок сможет составить список желаний, узнать о себе по своему почерку, побороть страхи и познакомиться с собой в будущем. Книга вдохновит будущих писателей, художников, коллекционеров, изобретателей и исследователей открывать свои таланты и развивать их.
Читательский дневник
Чтобы научить ребенка любить книги и смотреть вглубь каждой, есть волшебный инструмент — читательский дневник. Не тот, который заставляют вести в школе. Другой. «Читательский дневник» Марты Райцес. В нём можно записывать свои впечатления и понравившиеся цитаты, рисовать любимых героев, составлять словарь непонятных слов, придумывать кроссворд или интеллект-карту… Дневник поможет развить писательское мастерство, расширит кругозор, привьет любовь к литературе и чтению.
Напиши свою книгу приключений
Эта книга научит вашего ребенка превращать выдуманные истории в захватывающие рассказы и позволит ему почувствовать себя настоящим писателем! Самое интересное, что в альбоме сразу можно потренироваться и записать свои рассказы. Здесь есть «заготовки» для ужастика с привидениями, триллера с участием акулы, шпионского детектива, леденящей кровь истории про заброшенную хижину в лесу…
Книга моих стихов
Чтобы стать поэтом, нужны не только талант и особый, поэтический взгляд на мир. Любой поэт должен знать правила стихосложения и уметь использовать литературные приемы. В этом самоучителе собраны занимательные уроки стихосложения, которые объяснят вашему ребенку, что такое рифма и размер, строка и строфа, как строки собираются в стихотворения и как помочь им зазвучать красиво. Выполняя несложные, интересные задания, ребенок научится чувствовать ритм и слышать музыку стиха. И это поможет ему стать настоящим поэтом!
Книга моих историй
Дети любят выдумывать разные истории. Но чтобы стать настоящим писателем, мало придумать интересный сюжет — нужно уметь его записать. На страницах этой книги Луи Стоуэлл делится с начинающими авторами секретами писательского мастерства и объясняет, как создавать захватывающие рассказы! Маленькие писатели попробуют свои силы в разных жанрах — дневниковые записки школьника, детективная история о загадочном убийстве, комикс о пиратах, рассказ в стиле фэнтези о пришельце и даже сценарий для фильма.
Серия «Дневники Вишенки»
Необычный графический роман про девочку Вишенку, которая хочет стать писателем. . По совету писательницы мадам Дежарден она начинает вести дневник, ведь писатель должен уметь выстраивать историю, собирать факты, брать интервью, а главное — наблюдать. Кроме потрясающих акварельных кадров в комиксе есть дневниковые записи самой Вишенки, ее рисунки и фотографии. Все это создает неповторимую личную историю и дает возможность взглянуть на мир глазами 10-летнего начинающего писателя.
Электронный учебный курс по литературе
8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
Материалы для организации дистанционного обучения. Литература (5–9 классы)
Класс
Название урока
Ссылка на учебные материалы
Книга в жизни человека
О книге. Твой учебник
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»
Межпредметный урок по мифам Древней Греции
Литература и фольклор. Устное народное творчество
Фольклор. Малые жанры фольклора
Пословицы и поговорки
Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
Богатырская сказка «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо»
Сказки о животных
«Повесть временных лет»: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
М. В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру. »
Жанр басни в мировой литературе
Басни И. А. Крылова
И. А. Крылов. Басня «Свинья под дубом»
И. А. Крылов. Басня «Волк на псарне»
В. А. Жуковский «Спящая царевна»
В.А. Жуковский «Кубок»
Мудрость великого поэта в его творчестве
А. С. Пушкин. Лицей в жизни поэта. Тема дружбы
А. С. Пушкин. Стихотворение «Няне»
А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Биография Н. В. Гоголя
Рождественские традиции в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Мир реального и фантастического в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Н. В. Гоголь «Заколдованное место»
Н. А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях. » (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)
Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»
И. С. Тургенев «Муму»
А. А. Фет «Чудные картины» русской природы
Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»
А.П. Чехов «Хирургия»
Ф. И. Тютчев – великолепный певец природы
Русские поэты XIX века о Родине и родной природе
И. А. Бунин «Косцы»
В. Г. Короленко «В дурном обществе»
Образ родного дома в стихах С. А. Есенина
П. П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
С. Я. Маршак «Сказки»
С. Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»
Андрей Платонов. Знакомство с биографией писателя
А. П. Платонов «Никита»
А. П. Платонов. Рассказ «Никита»
В. П. Астафьев «Васюткино озеро»
К. Г. Паустовский «Заячьи лапы»
А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»
К. М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете. »
И. А. Бунин «Помню — долгий зимний вечер. ». Дон-Аминадо. «Города и годы»
Д. Б. Кедрин «Алёнушка». А. А. Прокофьев «Алёнушка». Н. М. Рубцов «Родная деревня»
Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»
Р. Л. Стивенсон «Вересковый мёд»
Д. Дефо. «Робинзон Крузо»
Х. К. Андерсен «Снежная королева»
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
Дж. Лондон «Сказание о Кише»
Художественное произведение, автор, герои
Малые жанры фольклора
Загадки как малый жанр фольклора
Лирическая песня как вид народной поэзии
«Повесть временных лет»: «Сказание о белгородском киселе»
Русские басни. И. И. Дмитриев «Муха»
Басни И. А. Крылова
А. С. Пушкин. Лицейские годы. «И. И. Пущину»
А. С. Пушкин «Узник»
А. С. Пушкин «Зимнее утро»
Тема дороги в лирике А. С. Пушкина
Двусложные и трёхсложные размеры стиха
А. С. Пушкин. Роман «Дубровский». Старшее поколение в романе
А. С. Пушкин. Роман «Дубровский». Младшее поколение в романе
А. С. Пушкин. Роман «Дубровский». Композиция романа
А. С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания
А. С. Пушкин. «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка»
М. Ю. Лермонтов «Тучи»
М. Ю. Лермонтов «Три пальмы»
М. Ю. Лермонтов Лирика
И. С. Тургенев. Личность и творчество. История создания рассказа «Бежин луг»
И. С. Тургенев «Бежин луг». Образы автора и рассказчика
И. С. Тургенев «Бежин луг». Образы крестьянских детей
Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело. »
А. А. Фет. Волшебные картины русской природы
Н. А. Некрасов «Железная дорога»
Н. А. Некрасов «Железная дорога». Своеобразие композиции стихотворения
Н. С. Лесков «Левша». Автор и сказитель в сказе, идейный смысл произведения
Н. С. Лесков «Левша». Судьба мастера. Язык сказа
Л. Н. Толстой. Автобиографический характер повести «Детство»
А. П. Чехов «Толстый и тонкий»
Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист. », «Чудный град порой сольётся. »
Я. П. Полонский «По горам две хмурых тучи. »
А. К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы. »
А. И. Куприн «Чудесный доктор»
А. С. Грин «Алые паруса». Мечта и действительность
А. С. Грин «Алые паруса». Ассоль и Грэй
А. П. Платонов «Неизвестный цветок»
Творчество А. В. Кольцова
Произведения о Великой Отечественной войне
В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
В. Г. Распутин «Уроки французского»
В. Г. Распутин «Уроки французского». Авторская позиция в рассказе
В. Г. Распутин «Уроки французского». Герои произведения
В. М. Шукшин «Критики»
Ф. А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»
А. А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном. »
С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали. », «Пороша»
А. А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие. »
Н. М. Рубцов «Звезда полей»
В. С. Высоцкий. Личность и творчество
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла
Гомер «Илиада» и «Одиссея»
М. де Сервантес Сааведра «Дон Кихот»
Ф. Шиллер «Перчатка»
П. Мериме «Маттео Фальконе»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы
Книжность в Древней Руси
Предания. Исторические события в преданиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник»
Пословицы и поговорки
Эпос народов мира. Былины
Вольга и Микула Селянинович
«Поучение» Владимира Мономаха
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг»
М. В. Ломоносов. Оды
Г. Р. Державин «Река времен в своем стремленье. », «На птичку. », «Признание»
А. С. Пушкин «Полтава» («Полтавский бой»)
А. С. Пушкин «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн. »)
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
А. С. Пушкин «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре)
А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»: «Станционный смотритель»
М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива. », «Молитва», «Ангел»
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Образы Остапа и Андрия
И. С. Тургенев «Бирюк»
И. С. Тургенев Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы», «Два богача»
Н. А. Некрасов «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»)
Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»
А. К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»
М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». «Дикий помещик»
Л. Н. Толстой. «Детство». Главы из повести
А. П. Чехов. Рассказы «Хамелеон», «Злоумышленник», «Размазня»
Край ты мой, родимый край. » (обзор). Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
(В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»)
И. А. Бунин «Цифры», «Лапти»
М. Горький «Детство». «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»)
В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям»
Л. Н. Андреев «Кусака»
А. А. Платонов. Рассказ «Юшка»
М. Зощенко. Рассказ «Беда»
Б. Л. Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме. »
Проза Великой Отечественной войны
На дорогах войны (обзор). А. Ахматова «Клятва»; К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины. »; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др.
Ф. А. Абрамов «О чём плачут лошади»
Е. И. Носов «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя»
Ю. П. Казаков «Тихое утро»
«Тихая моя Родина» (обзор). Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего
Д. С. Лихачев «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи
Песни на слова русских поэтов XX века. А. Н. Вертинский «Доченьки», И. А. Гофф «Русское поле», С. А. Есенин «Отговорила роща золотая. »;
Н. Заболоцкий «В этой роще березовой…»; Б. Окуджава «По смоленской дороге…»
Р. Гамзатов «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине»
Роберт Бёрнс «Честная бедность»
Д. Г. Байрон «Душа моя мрачна…»
Японские хокку (трехстишия)
О. Генри «Дары волхвов»
Р. Д. Брэдбери «Каникулы»
Литература и история
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа
Отражение жизни народа в народных песнях. Исторические песни
Русские народные песни
Лирические, исторические песни
Частушки как малый песенный жанр
Предания как исторический жанр русской народной прозы
Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком»
«Житие Александра Невского» (фрагменты)
«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века
Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»
Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Традиции и новаторство Фонвизина-драматурга
И. А. Крылов. Басня «Обоз»
К. Ф. Рылеев «Смерть Ермака»
А. С. Пушкин «Туча», «К***», «19 октября»
А. С. Пушкин «История Пугачёва» (отрывки). «Капитанская дочка»
А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Анализ первой главы повести
Образ Гринёва в повести А. C. Пушкина «Капитанская дочка»
Формирование характера и взглядов Петруши Гринёва
Семья капитана Миронова
Образ Емельяна Пугачёва в повести Пушкина «Капитанская дочка»
Пугачёв и народное восстание в повести
Заячий тулупчик, или О чём говорит художественная деталь в повести Пушкина
М. Ю. Лермонтов. Биография. Творчество
М. Ю. Лермонтов «Мцыри»
М. Ю. Лермонтов. История создания поэмы «Мцыри»
М. Ю. Лермонтов. В чём смысл жизни Мцыри?
М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма
М. Ю. Лермонтов. Судьба Мцыри – блаженство или проклятие?
Мцыри как образ романтического героя в поэме
М. Ю. Лермонтова
Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор»
Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель»
И. С. Тургенев. Рассказ «Певцы»
М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»
Н. С. Лесков «Старый гений»
Н. С. Лесков «В поисках пути праведного» (по произведениям «Привидение в Инженерном замке», «Томление духа»)
Л. Н. Толстой «После бала»
Поэзия родной природы в русской литературе
XIX в. (обзор). А. С. Пушкин «Цветы последние милей…»; М. Ю. Лермонтов «Осень»; Ф. И. Тютчев «Осенний вечер»; А. А. Фет «Первый ландыш»;
А. Н. Майков «Поле зыблется цветами…»
А. П. Чехов «О любви»
А. П. Чехов. Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)
И. А. Бунин «Кавказ»
А. И. Куприн «Куст сирени»
А. А. Блок «Россия»: история и современность