Медицинские онлайн курсы
СПбГУ — медицинский: образовательные программы и онлайн-курсы
Каждое третье воскресенье июня в России отмечается день медицинского работника. В 2018 году праздничная дата выпадает на 17 число — в этот день по всей стране поздравляют специалистов, выбравших заботу о здоровье людей делом своей жизни.
«Биомедицина и здоровье человека» — одно из приоритетных направлений развития Санкт-Петербургского университета. Оно предполагает планомерное внедрение модели непрерывного медицинского образования, создание и реализацию новых теоретических подходов и практических методов для проведения научных исследований, экспертной и инновационной деятельности и, разумеется, системное развитие образовательных программ.
Получить медицинское образование в СПбГУ можно, обучаясь на программах среднего профессионального и высшего образования. Так, программа «Сестринское дело» включает в себя подготовку медбратьев и медсестер; освоить навыки лечебного дела и стоматологии в Университете можно на программах специалитета. Научно-педагогические кадры готовят в аспирантуре, а врачей различных медицинских специальностей — в ординатуре.
программ разной медицинской направленности по разным уровням образования открыты в СПбГУ для приема в 2018/19 учебном году.
Наличие собственной медицинской клиники и большое число партнеров — клинических баз Университета — обеспечивает каждому студенту необходимый теоретический опыт и практические умения в выбранной сфере. Так, практика обучающихся по специальности «Лечебное дело» проводится на базе 11 медицинских учреждений, по специальности «Стоматология» — 18 медицинских учреждений, а для совершенствования умений ординаторов заключены договоры с более чем 50 медицинскими организациями Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
С начала 2018 года в состав СПбГУ вошел клинический комплекс, выделенный из состава Национального медико-хирургического центра имени Н. И. Пирогова, — Клиника высоких медицинских технологий, которая не только принимает пациентов, но и проводит научные исследования в различных областях медицины.
Весь учебный процесс обеспечивается современными медицинскими лечебными и диагностическими технологиями, используется большое количество различных форм дистанционного и симуляционного обучения. Одной из таких форм является освоение онлайн-курсов.
Сегодня на платформах «Открытое образование» и Coursera доступны пять онлайн-курсов СПбГУ, посвященных различным аспектам медицины. Они предназначены как для студентов медицинских специальностей, являясь для них частью процедуры профессионального формирования врача, так и для более широкой аудитории, просто интересующейся этой областью. Общее требование ко всем слушателям — твердое знание школьной программы по биологии, без которого будет сложно ориентироваться в новом материале.
Предлагаем познакомиться с курсами поближе.
Введение в физиологию
Тело человека — единый сложно устроенный организм, состоящий из органов и систем, тесно связанных между собой. Понимать принципы его функционирования, молекулярно-клеточные процессы, лежащие в основе деятельности органов, значит лучше понимать самого себя. Курс позволит сделать первый шаг на этом полезном и увлекательном пути. По его завершении учащиеся овладеют базовой терминологией, научатся различать системные механизмы регуляции деятельности органов, будут знать молекулярные и клеточные основы функций клеток и органов.
Курс предназначен для широкого круга слушателей и не требует особой предварительной подготовки.
Введение в биоинформатику
Биоинформатика представляет собой совокупность компьютерных методов для анализа биологических данных: прочитанных структур ДНК и белков, баз данных с результатами экспериментов, сигналов и т. д. Слушателям предлагается изучить некоторые из них: познакомиться с обзором методов секвенирования ДНК, сборке геномов de novo, а также собрать и проаннотировать бактериальный геном.
Курс будет интересен всем, кто хочет получить расширенное представление о биоинформатике и узнать, как она помогает биологам и медицинским специалистам в их работе.
Введение в биоинформатику: метагеномика
В 2018/19 учебном году при поступлении на программы магистратуры и аспирантуры СПбГУ сертификат о прохождении онлайн-курсов засчитывается как индивидуальное достижение и приносит десять дополнительных баллов. Соотношение онлайн-курсов и релевантных направлений подготовки можно найти здесь.
Курс посвящен введению в метагеномику — раздел геномики, изучающий геномы совокупности обитателей микробных сообществ, живущих в разных природных условиях. Он затрагивает основные вопросы подготовки метагеномных проб и особенностей их анализа, математические подходы, лежащие в основе созданных специально для этого типа данных программных продуктов, вопросы секвенирования и сборки метагеномов, их аннотации и применения.
Материал будет полезен как студентам-биологам, медицинским специалистам и экологам, так и всем, кто просто интересуется данной областью. Рекомендуется начать обучение с прохождения первой части — онлайн-курса «Введение в биоинформатику».
Общие вопросы патологической анатомии
Курс предназначен немедикам, работающим по тематике, связанной с медициной. Его освоение может считаться дополнительной профессиональной подготовкой, что предполагает повышенные начальные требования к слушателям. Кроме этого, материалы курса содержат иллюстрации и схемы, не предназначенные для просмотра людям со слабой психикой.
По окончании курса учащиеся будут ориентироваться в представлениях о природе заболеваний человека, овладеют общей методологией комплексного анализа патологических процессов, научатся распознавать некоторые микро- и макроскопические изменения при основных общепатологических процессах.
General Pathophysiology
Патофизиология — наука о несовершенстве организма, его технологических дефектах и технических ошибках, проявляющихся при болезни. Она занимает особое место среди медицинских дисциплин, являясь инструментом интеграции медицинских знаний, основой клинического мышления и надлежащей целостной оценки патобиологической природы болезни.
Курс предназначен для студентов медицинских, биологических и химических специальностей. Необходимый уровень знаний — бакалавриат по биологии, химии, биоинженерии или два курса медицинской вузовской программы, а также уверенное владение английским языком.
5 учебных центров, в которых можно пройти медкурсы без медобразования
Каждый желает получать достойную заработную плату. К сожалению, не всегда удается с первого раза выбрать правильную специальность. Она должна быть хорошо оплачиваемой и радовать человека. Если не удалось сделать правильный выбор, то есть возможность все исправить. Для этого подойдут курсы. Популярна медицинская специализация. Работать в отрасли можно без высшего и среднего специального профильного образования. Медик без профессионального образования – медицинская сестра, администратор в салоне красоты, управляющий частной медицинской клиникой, косметолог. В зависимости от выбранной специализации определяется размер заработной платы. В среднем он колеблется от 25 000 до 150 000 рублей. Не обязательно быть профессиональным врачом и иметь медобразование, достаточно окончить медкурсы и стать специалистом в одной области.
Профессиональное медобразование
Многие задаются вопросом о наличии медицинских курсов без базовой подготовки. К счастью, такие занятия есть, они направлены на получение новых знаний. Окончить курсы можно при желании, не зависит уровень подготовки. Обратиться к получению специальности можно как после 9, так и после 11 класса.
Курсы не являются средним специальным или высшим образованием. Они необходимы для углубления в тему вопроса.
По окончанию курсов учебные заведения выдают свидетельство, в котором указано, что студент прослушал лекции (сколько академических часов).
Учебные заведения с медкурсами без медицинского образования
Образовательные учреждения предоставляют возможность обучаться желающим. Разрабатываются специальные материалы, которые позволяют понять медицинский профиль. Преподаватели осознают, что перед ними не медики с образованием, а люди, желающие ими стать. Ведется несложное обучение, которое доступно для понимания людей. Употребляется по минимум терминов. Существуют курсы при высших, средних специальных учебных заведениях. Популярностью пользуются некоммерческие центры, которые созданы для профессиональной переподготовки граждан.
Курс младшей медсестры в учебном центре по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию
Негосударственное учебное заведение основано 5 лет назад в городе Москва. Обучение ведется в соответствии с утвержденными программами Министерства образования Российской Федерации. Планы разработаны в индивидуальном порядке действующими кандидатами наук и профессорами вузов.
Основное в работе профильного центра – образование и знания, с которым выпускник приступает к работе. В результате обучения получаем ненужный набор знаний, который непригоден для реальной профессиональной сферы. Отчасти так оно и есть в большинстве образовательных учреждениях. НМФО предлагает знания, которые реализовывают на практике.
Обучение предлагают осуществлять в разных режимах: очном и заочном. Дистанционная форма подразумевает учебу без отрыва от работы. Образовательная деятельность проходит самостоятельно.
Срок реализации образовательной программы от 3 до 6 месяцев. Стоимость обучения на 2018-2019 учебный год составляет от 3 000 до 9 000 рублей.
В ходе обучения осваивают сестринское дело, профессию младшей медицинской сестры, основы медицинской деятельности.
Студенты самостоятельно определяют удобную форму обучения. Обратите внимание, что очная подразумевает группы выходного дня. Таким образом, посещать лекции можно без отрыва от профессиональной жизни.
Учеба.ру
Современный портал, который нацелен на обучение людей новым специальностям и профессиям. В ходе обучения реализовывают несколько образовательных программ. Курсы на учеба.ру помогают продвинуться по карьерной лестнице и сменить трудовую деятельность.
Портал с удобным интерфейсом, что позволяет пользоваться без труда. Легко записываться в онлайн режиме на курсы. При проблемных вопросах есть возможность обратиться к консультанту, который дает исчерпывающие ответы.
Популярны курсы для медиков без медицинского образования. Обучиться можно на младший медицинский персонал, что поможет изменить жизнь.
Младшая медицинская сестра – доступное образование, на которое записывается любой желающий. При выпуске выдают сертификат с присвоением квалификации медицинской сестры или брата.
Срок освоения образовательной программы – 1 месяц. Стоимость обучения – 9 000 рублей.
В ходе обучения студенты изучают:
- анатомию,
- физиологию,
- санитарию и гигиену,
- уход за лежачими больными,
- техники уколов,
- физиотерапию.
Если выпускник решит не связывать трудовую жизнь с профессией медицинской сестры, он получит в результате обучения важные навыки: научиться измерять давление, пульс. На занятиях обучают и показывают, как делать искусственную вентиляцию легких, непрямой массаж сердца. Таким образом, специалист обладает знаниями по экстренной неотложной помощи.
Центр образования «21 век»
Учебное заведение некоммерческое, работает 3 года. Проводит обучающие курсы для специалистов и людей, желающих получить начальные знания в области медицины, педагогики, экономики, юриспруденции и строительства. Работать без высшего или среднего специального образования можно при наличии профильных курсов. В таком случае удастся трудоустроиться в СПА-центры, салоны красоты, фитнес-центры.
Руководство центра образования «21 век» предлагает индивидуальный подбор графика обучения для студентов. Удастся выбрать не только форму занятий, но и время, в которое будет осуществляться обучение. Для кого-то приоритетны ночные часы, кто-то предпочтет выходные дни. При желании продлевают обучение, сославшись на уважительные причины.
В рамках реализации медицинской программы становятся младшей медицинской сестрой. Срок обучения 2 месяца. Стоимость образовательной программы на 2018-2019 учебный год составляет 8 800 рублей.
Учебный центр предлагает несколько форм освоения знаний:
- стандарт,
- интенсив,
- группа выходного дня.
Выбрав форму интенсив, удастся окончить образовательную программу раньше назначенного срока.
Студенту поступают на электронную почту конспекты и задания. В указанные сроки отправляют решенные задачи на почту закрепленного куратора.
На выходе выпускники получают свидетельства, с указанием, что студент имеет право работать медицинской сестрой или братом, поскольку освоил курсы по заданной тематике.
Образовательная программа включает в себя изучение:
- анатомии,
- правил ухода за больными,
- оказание неотложной помощи,
- медицинской этики,
- практическую отработку знаний.
В том случае, если студент выбирает дистанционную форму обучения, требуется самостоятельно проводить практическую отработку знаний. Придется мерить пульс и артериальное давление близким.
Образование медицинской сестры в институте массажа и косметологии
Коммерческое образовательное учреждение создано 4 года назад. Основной профиль – косметология. Обучение ведется как для действующих работников салонов красоты, СПА центров, ведущих частных практику, так и для тех, кто мечтает стать специалистом в области косметологии и массажа.
На курсе работают преподаватели, добившиеся многого в индустрии красоты. Косметолог – востребованная и оплачиваемая специальность.
Курсы открываются по мере набора учебных групп. Без медицинского образования можно попробовать себя на лекциях по направлению «Косметолог без медицинского образования». Обратите внимание, что специалисту не разрешено вкалывать ботокс, гиалурон и осуществлять сложные манипуляции. Как правило, профессионалы делают маски, массаж лица, осуществляют чистки.
Стоимость образовательной программы составляет 49 600 рублей. Срок реализации государственного стандарта 4 месяца. За время изучены азы косметологии, которые разрешено применять на практике.
В конце выдается диплом о профессиональной переподготовке. Это важный документ, который свидетельствует об успешной реализации учебной программы, полном освоении дисциплины. В дополнение оформляют свидетельство о прослушанных курсах по косметологии.
Обучение на фельдшера в медицинском институте реабилитации и косметологии имени З.М. Никифоровой
Учебное заведение предоставляет дополнительное образование. Рабочие программы разработаны с учетом требований ФГОС. Некоммерческая организация со свидетельством и лицензией на ведение образовательной деятельности. Это позволяет выдавать выпускникам свидетельства и дипломы государственного образца. Документы ценятся у работодателей и являются причиной трудоустройства.
Выпускники медицинского института реабилитации и косметологии востребованы, поскольку работодатели честно сотрудничают с образовательным учреждением. Они знают, что в центре предоставляют обширную базу практику, в ходе которой происходит накапливание не только знаний, но и умений.
Без медицинского образования и дополнительных требований можно окончить курсы младших медицинских сестер. Срок реализации программы – 40 академических часов. Стоимость обучения – 8 330 рублей.
Предоставлены на выбор 3 формы: заочная, очная и дистанционная. Преимущество очной базы практики и личный контакт с преподавателями. Преимущество дистанционной формы низкая оплата за обучение.
Реализация образовательной программы осуществляется по направлениям:
- уход за новорожденными,
- уход за больными,
- экстренная помощь,
- работа с людьми после аварий и катастроф,
- базовые знания фармакологии.
На курсах преподают действующие врачи-практики, которые в состоянии передать не только знания и научные теории, но и опыт.
К чему быть готовым, собираясь учиться дистанционно
На выбор образовательные учреждения предлагают очную или дистанционную форму обучения. Последняя вытесняет некогда популярную заочную форму, поскольку обучаться и там, и там приходится самостоятельно. Однако заочное обучение предполагает дважды в год посещение образовательного учреждения, приходится отпрашиваться с работы.
Дистанционный формат не предполагает посещения образовательной организации. Начинающие медсестры, медбратья и фельдшеры полностью обучаются самостоятельно. В зависимости от учебного заведения назначаются аттестационные экзамены. Они могут быть как при личном посещении, так и дистанционно.
На выходе из учебного заведения студенты получают документы, которые удостоверяют образовательную деятельность. Дипломы абсолютно одинаковы и соответствуют государственным стандартам. В таком случае нет смысла переплачивать за очную образовательную программу. Она стоит в несколько раз дороже.
Медицинские курсы позволят развиваться студентам без медицинского образования. Возможно исполнение заветной детской мечты. Если мечтали изменить жизнь, исправить трудовую деятельность, то можете обратить внимание на подобные курсы. Кроме того, медицина в наше время активно развивается, открываются негосударственные центры, в которые уже ходит больше пациентов. Как следствие, специалисты подобных учреждений получают достойную заработную плату.
Читайте также статьи, описывающие получение похожих профессий: дистанционное обучение массажа, образование диетолога, высшее сестринское образование.
Онлайн-курс «Медицина боли»
Обучающий курс создан при поддержке образовательного гранта Международной ассоциации по изучению боли (IASP).
“This course is supported by an education grant from the International Association for the Study of Pain (IASP).
По своему биологическому происхождению боль рассматривается как физиологическое явление – сигнал опасности и неблагополучия в организме, направленный на мобилизацию защитных процессов, восстановление поврежденной ткани и нормальной жизнедеятельности. Без сохранности восприятия боли существование человека и животных невозможно. Ощущение боли формирует целый комплекс защитных реакций, направленных на устранение повреждения. Физиологическая боль полезна, она охраняет организм от опасных для жизни повреждений. Однако положительное, физиологическое значение боли сохраняется только до тех пор, пока она выполняет сигнальную функцию и обеспечивает мобилизацию защитных сил организма. В случаях интенсивной или длительной боли сигнальное значение боли минимизируется, а неприятное болевое ощущение превращается в повреждающий фактор, вызывая длительное страдание. Такая боль становится патологической (Г.Н. Крыжановский, 1997). Врач часто имеет дело с патологической болью, она представляет опасность для организма, вызывая нарушение систем регуляции гомеостаза. Эта боль нередко делает людей нетрудоспособными, вызывает эмоциональные и другие нервно-психические расстройства, нарушает микроциркуляцию, является причиной иммунной недостаточности и нарушения деятельности висцеральных систем.
Обследование пациента, начинается с опроса, позволяющего получить максимально полную информацию о сенсорном, аффективном, когнитивном и поведенческом компонентах боли. Хотя для выявления причины болевого синдрома обязательным является тщательное клинико-инструментальное соматическое, неврологическое и при необходимости психологическое и психиатрическое обследование пациента, во многих случаях уже правильно проведенный опрос позволяет с большой степенью точности дифференцировать ноцицептивный, невропатический и психогенный болевые синдромы.
Разнообразие механизмов возникновения боли предполагает индивидуальное лечение пациента с учетом заболевания, явившегося причиной боли, а также клинических особенностей самого болевого синдрома. Кроме того, следует принимать во внимание огромное множество факторов — общее состояние пациента, наличие сопутствующих заболеваний (например, депрессии или наркомании/токсикомании, заболеваний печени и почек и т.д.), безуспешность/успешность предшествующей терапии, а также доступность препаратов в аптеке или стационаре.
Возникновение невропатической боли связывают с поражением структур соматосенсорной системы на всех её уровнях от периферического нерва до коры больших полушарий.
Головные боли (цефалгии) являются причиной значительного социально-экономического ущерба для общества и входят в десятку самых частых причин нетрудоспособности. В развитых странах мира головная боль (ГБ) рассматривается как серьезная медицинская и экономическая проблема. В 2007 г. в нашей стране создано Российское общество по изучению головной боли (РОИГБ)*, основными задачами которого являются объединение специалистов различных регионов нашей страны, занимающихся проблемой ГБ, координация образовательной, исследовательской и практической работы в этой области.
Боль в спине значительно снижает качество жизни и работоспособность, является ведущей причиной обращения за медицинской помощью и одной из основных причин инвалидизации. По данным эпидемиологического исследования, проведенного в городской поликлинике г. Москвы, из 1300 первичных пациентов, обратившихся за амбулаторной медицинской помощью, у 24.9% основной причиной обращения была боль в пояснично-крестцовой области. Эпидемиология боли в пояснично-крестцовой области изучена значительно лучше, чем боли в шейном или грудном отделах позвоночника. Из всех пациентов, предъявляющих жалобы на «боль в спине», боль в «верхней части» спины изолированно отмечается лишь у 15%. Результаты эпидемиологического исследования, включавшего опрос более 46 тыс жителей разных стран Европы и Израиля, показали, что хронической болью в спине (без уточнения локализации) страдают 24%, болью в поясничной области — 18%, а болью в шее — 8% населения. При этом в качестве причины имеющегося хронического болевого синдрома на «повреждение межпозвоночных дисков» указали 15% опрошенных.
Фибромиалгия (ФМ) — одна из наиболее распространенных форм диффузной мышечной боли. W.R. Gowers в 1904 г. для обозначения диффузной боли в мышцах ввел понятие «фиброзит». Он предполагал, что боль возникает в результате пролиферации и/или воспаления подкожных и фиброзных тканей. Длительное время это состояние рассматривалось как воспалительное заболевание мышечной системы, между тем при патоморфологическом исследовании воспалительные изменения в мышцах не обнаруживались.
Воспалительные и дегенеративные заболевания опорно-двигательной системы -ревматические заболевания (РЗ) – одна из наиболее частых причин развития болевого син-дрома в современной популяции. Боль является первым и важнейшим симптомом ревмати-ческих заболеваний, определяя основные страдания пациентов, снижение их качества жизни и социальной активности. Поэтому купирование боли является первоочередной задачей и одним из главных критериев эффективности комплексной противоревматической терапии.
Боль является одним из основных симптомов, причиняющих страдания при злокачественных новообразованиях (ЗНО). Несмотря на выдающиеся успехи, достигнутые в диагностике ранних форм рака и его терапии, по прогнозам экспертов ВОЗ в ближайшем обозримом будущем заболеваемость ЗНО продолжит расти, соответственно будет увеличиваться число пациентов с болевыми синдромами, обусловленными опухолевым процессом.
В конце 1990-х гг. от выраженного болевого синдрома в послеоперационном периоде страдали от 30 до 75% пациентов (Harmer M., Davies К.,1998, Neugebauer E.,1998, Carr D., Goudas L.,1999). Не изменилась эта ситуация и в 2000-х гг. В крупном исследовании с участием около 20 000 пациентов хирургических отделений Великобритании послеоперационные болевые ощущения средней интенсивности были отмечены у 29.7% пациентов, высокой интенсивности — у 10.9% (Dolin S., Cashman J.,2002). В другом исследовании показано, что у 80% пациентов в 1-е и даже 2-е сутки после операции боль характеризуется средней и высокой интенсивностью (Apfelbaum J.,2003). По данным Национального центра статистики здравоохранения США, от острой послеоперационной боли ежегодно страдают более 4,3 млн американцев, 50% из них считают послеоперационное обезболивание неадекватным (Polomano R et al.,2008).
Согласно определению экспертов международной ассоциации по изучению боли, хронической считается боль, длительность которой превышает нормальный период заживления и составляет более 3 месяцев. По данным Европейского эпидемиологического исследования (Breivik et al., 2006), частота хронических неонкологических болевых синдромов в странах западной Европы составляет около 20%, т.е., каждый пятый взрослый европеец страдает ХБС. ХБС наиболее распространены при заболевании суставов, боли в спине, головных болях, скелетно-мышечных и невропатических болях. Многоцентровые эпидемиологические исследования (Ш.Ф. Эрдес и соавт., 2009), проведенные в России, свидетельствуют о том, что распространенность болей в коленных и тазобедренных суставах среди взрослого населения достигает 35% и только у 7-8% проходит с течением времени, у остальных, сохраняется в течение года или дольше. Среди лиц пожилого возраста артралгии приобретают хронический характер и наблюдаются у 80-90% больных. Анализ частоты обращаемости в поликлиники по поводу боли в нижней части спины (10 тыс. первичных обращений в 10 городских поликлиниках 10 городов России) показал, что данная патология является причиной обращения к врачу в 17-46% случаев и зависит от демографических особенностей прикрепленного населения. Невропатическая боль является причиной обращения к врачу-неврологу в 18% случаев (Н.Н. Яхно и соавт., 2008).