Strong-stuff.ru

Образование Онлайн
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гештальт терапия онлайн

Гештальт-терапия онлайн. Базовый курс

Бесплатные вебинары
в рамках программы обучения «Гештальт-терапия онлайн. Базовый курс»
«Гештальт-терапия простыми словами»

Гештальт-терапия сегодня — это самое востребованное направления психологической помощи, доказавшее свою эффективность в решении проблем клиентов как при краткосрочной работе, так и при долгосрочной психотерапии.

  • Что такое гештальт, и зачем его завершать?
  • На каких идеях строится гештальт-терапия?
  • Чем гештальт-терапия отличается от других направлений психотерапии?
  • Почему гештальт-терапевты любят спрашивать «Что ты сейчас чувствуешь?»

На наших онлайн мастер-классах вы узнаете о возможностях обучения гештальт-терапии в Институте Психотерапии Онлайн:

  • Что нужно для того, чтобы стать участником курса?
  • Какова стоимость и какие есть формы оплаты обучения?
  • Что включает в себя программа обучения?
  • Какой документ вы получите, окончив обучение?
  • Что для вашей практики даст эта программа?

Итак, посетив наши онлайн мастер-классы вы будете знать:

  • Что такое гештальт-терапия, и чем она отличается от других направлений психотерапии
  • Что такое саморегуляция, и откуда берутся психологические проблемы?
  • Почему незавершенные гештальты вредны для здоровья, и как их завершить
  • Какие возможности изучения гештальт-терапии вас ждут в Институте Психотерапии Онлайн
  • Для того, чтобы вы почувствовали, как работает гештальт-терапия, и узнали о своих незакрытых гештальтах, мы предлагаем практические упражнения.

Ведущие вебинара:

Вероника Туркина

Психолог, гештальт-терапевт, онлайн-терапевт, карьерный консультант.
Руководитель обучающих программ по гештальт-терапии Института Психотерапии Онлайн. Постоянный участник обучающих программ по гештальт-терапии Ассоциации гештальт-терапевтов Лос-Анджелеса — GATLA.
Успешный опыт преподавания гештальт-терапии онлайн.

Ольга Семенова

Психолог, гештальт-терапевт, онлайн-терапевт, танатотерапевт.
Директор, преподаватель и супервизор Института Психотерапии Онлайн. Член Немецкой Ассоциации Системной терапии, Консультирования и Семейной терапии — DGSF.
Более 20 лет терапевтической практики и преподавательской деятельности.

Что такое Гештальт-терапия?

Гештальт-терапия — это метод психотерапии, который способствует расширению осознавания человека и посредством этого достижение большей внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром в целом, и с окружающими людьми.
Базовая идея гештальт-терапии основана на способности психики к саморегуляции, на творческом приспособлении организма к окружающей среде и на принципе ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания.
Основная роль терапевта заключается в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании происходящего «здесь и сейчас», ограничении попыток интерпретировать события, внимании к чувствам-индикаторам потребностей, собственной ответственности клиента как за реализацию, так и за запреты на реализацию потребностей.

Услуги

Статьи

Эссе на тему: «Мой опыт прохождения супервизии»

«…лицом к лицу — лица не увидать,
большое видится на расстоянии. »

Супервизия в моей практике появилась, когда мне трудно было самостоятельно найти ответ на возникающие в терапии вопросы.

После очередного «исчезновения» клиента я считал себя терапевтом-неудачником, и в то же время мне было непонятно, как такого классного меня может «бросить клиент». И вот, после очередного «бегства» клиента я решился на супервизию. К тому времени я уже навесил на себя кучу ярлыков: мне казалось, что я всемогущ и могу «вылечить» любого клиента, и в другой своей нарциссической крайности ощущал себя полным ничтожеством, ничего не знающим, страдающим синдромом самозванца, тупым и никчемным терапевтишкой. Я не мог этим ни с кем поделиться: ни с коллегами, ни с близкими. Перед коллегами хотелось выглядеть крутым и неуязвимым, конкурентоспособным, успешным и могучим гештальт-терапевтом, который может справиться с любой патологией. А близким хотелось показать свою новую идентичность гештальт-терапевта как что-то совершенное, как то, что мне позволит в жизни встать на ноги и сделает мою жизнь успешной, прекрасной и насыщенной.

Разочарование партнером в здоровых отношениях неизбежно

Итак, поговорим об отношениях с точки зрения гештальта, а если быть точнее, то с точки зрения диалогово-феноменологической модели гештальт-терапии. Повторю утверждение, которое я вынес в заглавие – в здоровых отношениях разочарование своим партнером неизбежно. Рано или поздно и, причем не единожды в жизни. Но неизбежно. Вот так вот фаталистично.

Однако есть и приятная новость – в здоровых отношениях очарование своим партнером также неизбежно и тоже не единожды. Разверну свою мысль подробнее.

Три зоны осознавания

Внутренняя зона осознавания относится к субьективным феноменам человека, чаще всего их трудно наблюдать окружающим, это прежде всего телесные отклики: ощущения в теле, во внутренних органах, напряжение и расслабление мускулов, биение сердца, дыхание и т.д. К этой же зоне обычно относят и эмоции, хотя это и несколько спорный момент, так как в эмоциях есть и когнитивный компонент (см. раздел «Средняя зона»).

Это осознавание контакта с окружающей нас действительностью. Эта зона прежде всего связана с функциями наших анализаторов, таких как: слух, зрение, речь, вкус, осязание, обоняние и движение), то есть все наши способы контакта с миром. Сюда так же входит наше поведение, речь и действия, то есть объективно наблюдаемые, внешне проявляющиеся феномены.

Любим или мстим?

На конференции в Сочи провёл с котерапевтом Ириной Гончаровой (г. Сочи) одно интресное исследование про обиду и месть(компенсаторный механизм психики).

Компенсаторный механизм психики, или как мы мстим.

Итак, обида на кого-то за что-то запускает следующий механизм. Обида, не высказанная сразу, удивительным образом затаивается в глубинах бессознательного в виде злости, гнева, грусти, печали и рано или поздно приводит к мести. Паттерны, проживаемые в моменте «здесь и сейчас», базируются, как правило, на проекциях прошлого (родительско-детские отношения) и переносятся в реально проживаемую модель поведения с партнёром. Затаиваемые чувства обиды, злости, гнева на близкого человека создают непреодолимое желание ему отомстить (компенсировать нанесённую обиду).

Истоки и понятие гештальт терапии Хломов 2016

Психосоматика.

Психосоматика в переводе с греческого означает душа (psyche) и тело (soma). Соответственно психосоматические недуги – это болезни, вызванные душевными расстройствами или нестабильным эмоциональным состоянием (психотравма, стресс, конфликт человека с самим собой), которые каким-либо образом проявляются физически.

Многие ученые убеждены, что 80 % болезней развиваются именно по психосоматическим причинам. Согласно этому утверждению, здоровье человека напрямую зависит от его эмоций, мыслей, жизненного настроя, отношений с окружающими людьми, умения радоваться жизни и т. д. Оставшиеся же 20 % недугов ученые, которые являются сторонниками психосоматического подхода к медицине, относят к несчастным случаям.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с таблицей психосоматики болезней. В ней в алфавитном порядке перечислены недуги, а напротив – причины, вызывающие их, и новый подход, которому нужно следовать, чтобы справиться с заболеванием. Однако данные, представленные в этой таблице, лишь капля в море информации о таком направлении в медицине, как психосоматика. Поэтому точно определить причины появления тех или иных физических недугов может только опытный специалист, после разговора с пациентом и его тщательной диагностики.

Путь к Другому или о близости.

В статье речь пойдет о близости в жизни и психотерапии и о том, какие сложности стоят на пути к близости. Этот феномен в психотерапии, на мой взгляд, представлен понятиями Встречи (экзистенциально-гуманистический подход) и Контакта (гештальт-подход). Эти понятия я буду использовать в тексте как синонимы.

О близости говорить одновременно и легко, и сложно. Легко, потому что тема всем знакома. Сложно, так как у каждого есть свое понимание того, что это такое.

Важно заметить, что способность к близким отношениям является одним из базовых критериев психического здоровья.

Читать еще:  Курсы тестирования онлайн бесплатно

Начну с того, что человек нуждается в близости и в Другом. Это аксиома. Это базовая человеческая потребность. В том случае, если эта потребность не может быть удовлетворена, человек переживает одиночество.

От ярости и ненависти – к раздражению, злости и гневу

Ярость является чувством, сопровождающим слияние. Цель ярости – не восстановление границы контакта, а отчаянное стремление удовлетворить потребность в привязанности манипулятивным образом, воздействуя на партнера по симбиозу. Другими словами, ярость не способствует отделению, а поддерживает слияние. При этом осознавание и дифференцирование потребностей ввиду отсутствия контакта также представляется невозможным. Необходимо отметить, что конфлюентные отношения со средой можно рассматривать как через онтогенетическую, так и через филогенетическую призмы анализа эмоциональных психических феноменов. Онтогенетически слияние имеет отношение к наиболее раннему этапу развития индивида, происходящего на фоне жизненно и эмоционально важного процесса взаимодействия с матерью и другими близкими людьми. Филогенетически слияние возникает как одна из первых попыток организации контакта со средой, выполняющая функцию выживания человека в первобытном мире.

От ужаса — к страху.

Ужас является одним из наиболее ранних чувств, появление которого относится к младенческому возрасту. В этот период развития граница контакта индивида со средой еще не сформировалась, отношения в поле строятся по модели конфлюенции, объект еще не отделен от субъекта. Поскольку младенец не в состоянии самостоятельно позаботиться о себе, фрустрация важных потребностей может быть воспринята как угроза его существованию, что приводит к появлению ужаса (поскольку объект не может быть проконтролирован). Ужас часто провоцирует ярость (как последний отчаянный способ восстановить контроль над ситуацией). Однако ввиду существования симбиотической зависимости ярость воспринимается как аутоагрессивное действие, и может снова ввергнуть младенца в состояние ужаса [3, 4, 11] Так поддерживается нарциссический порочный круг, выход из которого связан с возможностью младенца распорядиться своей яростью.

Психосоматика как способ контакта

Статья для обычных людей не психологического сообщества.
Итак, начну. Всё, что Вами будет прочитано ниже, это лишь мой опыт и опыт моих клиентов, поэтому хотите верьте, хотите нет, это Ваше право.

Парадоксы современного общества загоняют в тупик не только обычного человека, но и светил науки. Никто не задумывался над таким вопросом: почему количество больных людей увеличивается? Ведь казалось бы, лекарств больше, больницы оснащаются более современным электронно-лазерным оборудованием, а проблема остаётся открытой, мало того, при уменьшении населения России на 1 000 000 человек в год, кол-во больных людей увеличивается. Ответ казалось бы очевиден: неправильное питание, химикаты, образ и темп жизни — заставляют человека отвлечься от краеугольного, но на мой взгляд, самого главного камня — ЗДОРОВЬЯ. Причем здоровье в высшем понимании этого слова, охватывающего все его аспекты. Все знают знаменитую пословицу: «В здоровом теле — здоровый дух!». Получается, у больного человека страдает не только его тело, но и духовная природа. В чем причина? Почему не получается находиться в состоянии здоровья?

Гештальт терапия онлайн

Многие люди посвящают себя тому, чтобы реализовывать концепцию того, какими они должны быть, вместо того, чтобы реализовать себя. Различие между самореализацией и реализацией своего образа очень важна. Многие живут только ради своего образа.

Фредерик Перлз, основатель гештальт-терапии

Мы приглашаем тех, кто хочет изучать гештальт-терапию профессионально, так и тех, кто заинтересован в исследовании себя и своих отношений с другими людьми.

Группа ориентирована на изучение теории, исследование себя, обучение самоподдержке и поддержке других, развитию базовых навыков гештальт-терапевта. Теоретический материал сопровождается практическими упражнениями, которые позволяют осознать материал через свой собственный опыт. В программу включены, упражнения, мини-сессии в парах в кругу и возможность получить индивидуальную психотерапевтическую сессию в кругу с ведущим группы.

Обучение рассчитано на

  • специалистов, планирующих использовать гештальт-подход в своей работе,
  • людей, которые заинтересованы в том, чтобы лучше понимать себя; научиться чему-то новому, попробовать решить свои проблемы;
  • практикующих психологов, которые стремятся к расширению свой практики за счет онлайн-терапии.

Участники получат:

  • Исследование своих личных проблем и навыки осознания себя.
  • Осознание своих собственных способов в создании и решении проблем.
  • Знание теории и методов гештальт-терапии.
  • Практику базовых навыков терапевта.
  • Опыт работы в режиме скайп-терапии.

Формат обучения

Лекционные занятия вы получите в форме видео-уроков. На практических занятиях вы сможете задать вопросы. Также практические занятия включают упражнения и терапевтические сессии. Сессии проводятся как ведущим с кем-то из участников или между двумя участниками, один из которых выступает в роли терапевта, в другой — клиента. Затем следует обсуждение группой проведенной сессии на основе предыдущего теоретического материала.

Практическая часть обучения проходит в формате закрытой учебно-терапевтической группы, в режиме онлайн видеоконференции. Это значит, что все участники одновременно присутствуют в онлайн-комнате со звуком и видео.

Все упражнения курса и теория подобраны с учетом особенностей онлайн-работы.

Общая продолжительность обучения: примерно 7 месяцев, занятия проходят еженедельно.

Ближайший старт: ноябрь 2020 г., по четвергам с 20.00 до 23.00 мск.

Темы занятий:

  1. История гештальт-терапии. Гуманистические основы подхода.
  2. Феноменология в гештальт-терапии.
  3. Диалог в гештальт-терапии.
  4. Теория поля в гештальт-терапии
  5. Фигура и Фон. Граница и контакт.
  6. Цикл контакта и прерывания. Открытые и закрытые гештальты.
  7. Прерывания контакта: конфлюэнция.
  8. Прерывания контакта: интроекция.
  9. Прерывания контакта: проекция.
  10. Прерывания контакта: ретрофлексия.

Стоимость и условия обучения

Вы можете выбрать удобный и доступный по стоимости пакет обучения:

Обучение проходит в режиме видеоконференции в Zoom.

ПАКЕТ 1: 10 видео-лекций по теории гештальт-терапии

ПАКЕТ 2: 10 видео-лекций по теории гештальт-терапии + 30 практических занятий

ПАКЕТ 3: 10 видео-лекций по теории гештальт-терапии + 30 практических занятий в рассрочку с оплатой раз в месяц

Гештальт-терапия от А до Я. Краткий словарь терминов гештальт-терапии

Издатель

Гештальт-терапия от А до Я
Краткий словарь терминов гештальт-терапии
Андрей Гронский

© Андрей Гронский, 2016

Редактор Ирина Анатольевна Гронская

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

От автора

Целью этой работы было объединить в одном издании все термины, употребляемые в гештальт-терапии. Нередко в процессе изучения и преподавания гештальт-терапии возникают трудности связанные с пониманием и трактовкой понятий в ней используемых. Лично для меня долгое время оставались загадкой слова «фигура и фон», «поле», «завершенный гештальт» и т. п. Поэтому я постарался собрать в этой брошюре термины, как специфичные только для гештальт-подхода, так и используемые в других терапевтических системах, но применяемые в гештальт-терапии, и вычленить из первоисточников определения и цитаты, которые наиболее ясно выражают их суть.

Словарь имеет следующую структуру: вначале помещен алфавитный указатель терминов; следующая часть включает статьи, их толкующие. Статьи расположены в порядке, по возможности обеспечивающем их логическую взаимосвязанность. Эта часть словаря представляет собой тезисное изложение теории гештальт-терапии (технические аспекты гештальт-метода сознательно оставлены вне рассмотрения). Автор надеется, что это изложение позволит составить не столько глубокое, сколько целостное представление о теории Гештальта; для более глубокого ознакомления с теоретическими положениями стоит обратиться к литературе, указанной в конце брошюры. Словарь снабжен литературным указателем использованных работ со ссылками на страницы, на которых имеется разъяснение толкуемых понятий. При составлении словаря использовались как известные, ставшие классическими тексты, так и более современные теоретические работы некоторых зарубежных и отечественных гештальт-терапевтов, а также некоторые философские работы, имеющие отношение к методологическим основам гештальт-терапии. Надеюсь, что приводимые цитаты помогут передать дух изначальной теории гештальт-подхода.

Читать еще:  Онлайн курс android

Автор надеется, что словарь будет полезен тем, кто начинает свое изучение гештальт-метода.

А также пользуясь, случаем хочу выразить признательность Нифонту Долгополову и Московскому институту Гештальта и Психодрамы за то, что они в свое время открыли для психологического и психотерапевтического сообщества Новосибирска живую традицию гештальт-терапии.

Условные обозначения – В квадратных скобках в конце цитат указаны фамилии авторов, в круглых скобках – номер печатного издания в библиографическом списке, перед закрывающей квадратной скобкой – номера цитируемых страниц. Например: [Перлз (19), с. 8].

– Примечанием (см.) в тексте отмечены понятия и термины, толкуемые в других статьях словаря.

Жирным курсивом в тексте выделены термины, на которые имеются указания в алфавитном указателе, но которым не посвящена отдельная статья.

Алфавитный указатель

Баланс фрустрации и поддержки (см. фрустрация) 43

Взрыв (см. уровни невроза) 35

– внешний (см. уровни невроза)

– внутренний (см. уровни невроза)

Вина (см. слияние) 29

Гештальт институты 45

Гештальт незавершенный 15

Гештальт фиксированный 15

Граница контакта 24

Девиация (см. дефлексия) 29

Действие незавершенное (см. гештальт незавершенный) 15

Десенситизация (десенсибилизация) 30

Долженствования (см. шуддизм) 22

Дыры в личности 39

Значение (см. фигура – фон) 9

Зоны осознавания (см. осознавание) 17

– зона средняя (см. осознавание)

– зона фантазии (см. осознавание)

Игра в самобичевание (см. противоположности) 38

Ид (см. функция Оно) 32

Идентификация- отчуждение 31

Идентификация ложная (см. идентификация – отчуждение,

интроекция, противоположности) 31, 26, 38

Иерархия потребностей 14

Избегание (см. также вытеснение) 21

Интроекция здоровая (см. интроекция) 26

Интроекция патологическая (см. интроекция) 26

Квази-потребность (см. потребность) 11

Контакт финальный (см. цикл опыта) 24

Контактирование (см. цикл опыта) 24

Контекст (см. фигура/фон) 9

Конфлюэнция (см. слияние) 29

Личность (см. функция Личность) 32

Механизмы защиты (см. сопротивление) 25

Нападающий – защищающийся (см. противоположности) 38

Неосознаваемое (см. бессознательное) 20

Обвинитель-обвиняющий (см. противоположности) 38

Обида (см. слияние) 29

Органическая саморегуляция 14

Парадоксальная теория изменения (см. шуддизм) 22

Персона (см. функция Личность) 32

Повествовательность (см. эбаутизм) 21

Поле организм/среда 10

Полярности (см. противоположности) 38

Потеря функции Эго (см. функция Эго) 33

Проекция патологическая (см. проекция) 27

Проекция творческая (см. проекция) 27

Равновесие гомеостатическое (см. органическая

Ретрофлексия патологическая (см. ретрофлексия) 28

Ретрофлексия творческая (см. ретрофлексия) 28

Сейчас-и-как (см. актуальность) 16

Система ориентации (см. контакт) 23

Система манипуляции (см. контакт) 23

Ситуация незавершенная (см. гештальт незавершенный) 15

Слияние здоровое (см. слияние) 29

Слияние патологическое (см. слияние) 29

Смысл (см. фигура / фон) 9

«Собака сверху – собака снизу» (см. противоположности) 38

Сопротивление патологическое (см. сопротивление) 25

Сопротивление творческое (см. сопротивление) 25

Способы прерывания контакта (см. сопротивление) 25

Способы регуляции границы контакта (см. сопротивления) 25

Структура невроза (см. уровни невроза) 35

Сэлф (см. самость) 31

Творческое приспособление 44

Трансфер (см. перенос) 40

Тревога (см. актуальность, возбуждение) 16, 13

Тупик (см. уровни невроза) 35

Уровни невроза 35

Уровень клише (см. уровни невроза) 35

Уровень синтетический (см. уровни невроза) 35

Уровень смерти (см. уровни невроза) 35

Фигура (см. гештальт, фигура/фон) 9

Фон (см. фигура/фон) 9

Фрагментация личности 40

Функция Личность 32

Функции самости (см. самость) 31

Цикл актуализации и удовлетворения потребности (см. цикл

Цикл интерактивный (см. цикл опыта) 24

Цикл контакт-уход (см. цикл опыта) 24

Цикл потребностный (см. цикл опыта) 24

Части личности (см. противоположности, конфликт,

фрагментация личности, шуддизм) 38, 39, 40, 22

Эго (см. функция Эго) 33

Эго-граница (см. границы Я) 36

Я (см. самость) 31

Я-идеал (см. противоположности) 38

Я – ты отношение (см. диалог) 43

Язык ответственности (см. язык Эго) 33

Гештальт – понятие было позаимствовано Ф. Перлзом из гештальт-психологии – направления психологической мысли, сформировавшегося в начале XX в. В приблизительном переводе с немецкого слово «гештальт» (Gestalt) означает «фигура, форма, конфигурация, паттерн». Гештальт определяют как специфическую организацию индивидуальных частей, которая создает целостность. Данный термин подразумевает уникальность организации элементов, – это означает, что целое не является механической суммой частей. Так, например, семь нот составляют октаву, только будучи сгруппированы в определенном порядке. Ранние гештальт-психологи занимались исследованиями законов восприятия. Ими был открыт факт, что человек воспринимает не отдельные, не связанные между собой элементы, а актом восприятия он изначально организует их в значимые фигуры (гештальты). Основной принцип гештальт-психологии как теоретического направления состоит в том, что анализ частей не может обеспечить понимание целого. «Если вы расчленили гештальт, то он уже таковым не является» [Перлз (18), с. 17]. Перлз расширил применение этого принципа, использовав его для анализа человеческой личности, ее переживаний и поведения.

Литература: [4; 14, с. 208; 17, с. 15—17, 21—22; 18, с.17; 20, с. 37—41; 25, с. 24; 28, с. 208; 29, с. 246]

Фигура / фон – гештальт-психологами было установлено, что человек организует свое поле восприятия, разделяя его на фигуру и фон. Формирование фигуры определяется интересом. Если человек испытывает жажду, то стакан воды будет восприниматься как фигура, даже среди изысканных блюд, которые станут восприниматься как фон. Т. о. воспринимаемое явление приобретает значение (смысл) только в определенном контексте. Так в приведенном примере стакан воды приобретает свое значение в контексте того, что человек испытывает жажду. Иными словами, смысл (значение) – это связь между фигурой и фоном (контекстом). Перлз применил этот вывод гештальт-психологии к теории психотерапии.

Применительно к организму в качестве фигур (гештальтов) выступают потребности организма и связанные с ними объекты окружающей среды. «…В каждый момент доминирующая потребность организма выходит на передний план в качестве фигуры, а остальные, по крайней мере, временно, отступают на задний план. Фигура – это та потребность, которая наиболее остро требует удовлетворения…» [Перлз (17), с.22].

Литература: [10, с. 102—120; 14, с. 209—211; 16, с. 269—274; 17, с. 15—16, 22; 19, с. 12—14; 22, с. 31—33; 23, с. 8; 25, с. 24—25; 28, с. 140—142]

Поле организм / среда – термин «поле» был позаимствован гештальт-психологом Куртом Левином из физики для описания психологических явлений. Им же было введено понятие психологического поля. В гештальт-терапии используется понятие «поле организм / среда», которое означает взаимозависимость и взаимовлияние живого организма и его окружающей среды. С точки зрения гештальт-теории, организм и его среда образуют единый гештальт. Организм активно выбирает и преобразует свою среду, а среда в свою очередь влияет на организм. Поле организм / среда имеет сложную структуру. «…Когда мы изучаем человека (это касается психологии, физиологии и психотерапии) мы должны говорить о поле, в котором взаимодействуют, по меньшей мере, социально-культурные, биологические и физические факторы» [Перлз (19), с. 8]. Человеческий организм в гештальт-подходе также рассматривается как единое поле психологических и физиологических процессов, единое целое (единый гештальт).

Р. Резник дал следующее определение поля: «Поле – это наибольшая и наиболее безграничная система и, что важно, поле включает в себя свою историю. Любая часть поля, на которой мы фокусируемся – это часть большего поля (или поле внутри поля). Таким образом, „система“ на любом уровне, – например, биохимическом, клеточном, индивидуальном, парном, семейном, организационном, общественном, национальном, планетарном, космическом и т. д. – это просто часть поля, которое в любой данный момент нас окружает. Взаимосвязанность частей поля и воздействия, которые они оказывают друг на друга, означает, что поле постоянно в движении, постоянно относительно, постоянно в процессе» [Резник (23), с. 7—8]. Принятие концепции поля в науке означает отход от парадигмы линейной причинности. Эта идея выражена Перлзом следующим образом: «…Между элементами, составляющими целое, невозможно установить причинно-следственные отношения» [Перлз (17), с.

Читать еще:  Онлайн университет тестировщиков

ГЕШТАЛЬТ ТЕРАПИЯ

Гештальт-терапия является наиболее значительной областью психотерапии. Уникальность Гештальт-терапии состоит в том, что эта система построена скорее на интуитивном, эзотерическом понимании, чем на теории. Есть много хороших, солидных, компетентных работ в области психотерапии, но мало таких, которые можно назвать праздником. Эта книга- праздник, вдохновение, эрудиция, завершенность. Она отличается глубиной анализа, основанного на потоке наблюдений, ясностью стиля изложения

Эта книга, раскрывающая некоторые глубинные проблемы психотерапии, будет полезной и для специалистов, и для широкого круга заинтересованных читателей.

Отношение и Практика атеоретического эмпиризма 1

Предисловие к английскому изданию 2

Вступительное слово автора 3

КНИГА ПЕРВАЯ — ОТНОШЕНИЕ И ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТ — ТЕРАПИИ — ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ — Глава первая. Главенство Отношения 4

Глава вторая. Концентрация на Настоящем 7

ЧАСТЬ II. ТЕХНИКА — Глава третья. Введение в Технику Гештальт-терапии 12

Глава четвертая. Суппрессивная Техника 13

I. Повествователъность 14

II. Долженствование 15

III. Манипуляция 16

Испрашивание Разрешения 18

Глава пятая. Экспрессивная Техника 18

Инициация Действия 19

II. Завершенность Экспрессии 20

А. Простое повторение 21

Б. Преувеличение и Развитие 21

В. Выявление или Передача 21

Г. Идентификация и Исполнение Роли 22

III. Прямота Экспрессии — А. Минимизация 22

Б. Ретрофлексия 23

Глава шестая. Техника Интеграции 24

Внутриличностное Столкновение 24

Ассимиляция Проекций 25

ЧАСТЬ III. СТРАТЕГИЯ — Глава седьмая. Стратегия как Метатехника 26

Глава восьмая. Здесь и Сейчас с Джеральдом: случай с примечаниями 26

Глава девятая. Психологическое Дзю-до 28

Обращение к Прошлому 30

Исследование Будущего и Возможного ‘ 32

Глава десятая. Там и Тогда (Лен) 32

Глава одиннадцатая. Работа с Грезами 34

Глава двенадцатая. Ричард 35

КНИГА ВТОРАЯ — РЕВИЗИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ — Глава первая. Трансперсональный аспект Гештальта 37

Глава вторая. Гештальт и Медитация — а также другое… 39

Глава третья. Дик Прайс: Памятное Крещение 43

Глава четвертая. Гештальт — упражнения 44

Глава пятая. Гештальт и Протоанализ 47

Глава шестая. Гештальт в контексте Путей Роста 51

Глава седьмая. Гештальт после Фритца 54

Клаудио Наранхо
ГЕШТАЛЬТ — ТЕРАПИЯ

Отношение и Практика атеоретического эмпиризма

Перевод с английского Рунихина А. А.

Под общей редакцией Валерия Зеленского

Издание подготовлено по инициативе Санкт-Петербургского Психоаналитического общества и Информационного Центра

Д-р Клаудио Наранхо

Гештальт-терапия является наиболее значительной областью психотерапии. Уникальность Гештальт-терапии состоит в том, что эта система построена скорее на интуитивном, эзотерическом понимании, чем на теории. Есть много хороших, солидных, компетентных работ в области психотерапии, но мало таких, которые можно назвать праздником. Эта книга- праздник, вдохновение, эрудиция, завершенность. Она отличается глубиной анализа, основанного на потоке наблюдений, ясностью стиля изложения

Эта книга, раскрывающая некоторые глубинные проблемы психотерапии, будет полезной и для специалистов, и для широкого круга заинтересованных читателей.

«По силе воздействия эта книга сегодня вполне может поспорить с работами Пола Гудмэна по Гештальту, начиная с пятидесятых.»

Гештальт-инструктор, из предисловия к итальянскому изданию.

«Книг по Гештальт-терапии, таких достаточно ясных для понимания и богатых по экспериментальному содержанию, еще очень немного. Клаудио удалось напасать такую книгу, она живет и дышит именно тем Гештальтом, который был разработан Фритцем в Эзалене в шестидесятые, калифорнийским Гештальтом. У Клаудио светлая голова, за многие годы практики он не растерял «ощущения темы», поэтому данная его работа охватывает весь его организм в целом, всю сущность личности. Медитационное мастерство чувствуется буквально на каждой странице.»

доктор медицины, Школа Ломи, Петалума, Калифорния.

«Пожалуй, никто так определенно не высказывался о Гештальте, как Клаудио Наранхо. В своей «Экспрессивной Технике» Наранхо мастерски показывает трансовые состояния, иллюстрирующие работу пациента, дает комментарии, которые будут очень полезны для всех, изучающих Гештальт-терапию.»

Крис Хатчер и Филип Химельштеин,

издатели «Учебника по Гештальт-терапии».

«Д-р Клаудио Наранхо предлагает творческое и в тоже время «классическое» представление о Гештальт-терапии, дополняя и существенно обогащая ее. Трансперсональный подход и теория «нетеоретического эмпиризма» воистину являются достойным вкладом в наше искусство и науку — психотерапию.»

Д-р Иларион Петцольд,

профессор, основатель Института Фритца Перлса, Дюссельдорф.

Предисловие

Книга Наранхо по Гештальт-терапии — это и эрудиция, и вдохновение, и завершенность. Но, возможно, более всего — это удовольствие. Очень уместно воспользоваться так часто применяемыми в обозрениях по беллетристике словами: «Хорошая книга». Работа просто превосходная — не малое достижение для серьезного труда по теории и специфической практике в наиболее значительной области Психотерапии — в Гештальт-терапии.

Удовольствие от книги и волнующее чтение соответствует духу и изысканности этого грандиозного труда.

Для начала, Автор озарен ясностью стиля, что уже является результатом преданности исследовательской работе и страстности его как преподавателя. Можно быть уверенным, что Клаудио просто не способен писать трудными для восприятия предложениями. Чем объяснить такую счастливую предопределенность? Убежден, что только могучим интеллектом и инстинктивным талантом к упрощению, дедукции, к разложению проблемы на составные части.

Как раз то, что надо. Фритц Перлз постоянно выделял параллель между хорошей едой и требованиями к эмоциональному росту при разрешении конфликтов. Эмоциональные переживания — как и пища — должны быть тщательно распробованы, пережеваны, измельчены, проглочены, переварены и усвоены. Только тогда они становятся частью тебя, не превращаясь в нечто неудобоваримое, ведущее к несварению и бессоннице.

Книга свидетельствует, что у Клаудио Наранхо очень интеллектуально чувствительный «желудок», его легко «расстроить» неподходящей «едой». Вот так он и работает, пережевывает ее, а когда готов поделиться, его «еда» вкусная, сочная, питательная.

Возьмем, например, такую несколько эзотерическую фразу Гурджиева как «сознательное страдание». Наранхо искусно соотносит ее с гештальтным «страданием, которое невозможно обойти» (очевидно относящимся к осторожной «еде», мы говорим об этом выше). Таким образом, то, что озадачивает в туманном стиле Гурджиева, теперь видится просто как мысль о конфронтации, а не о стремлении избежать боль или разочарование. Такое мастерское владение параллелями, соотнесением различных областей густо насыщает всю книгу.

Со всей очевидной тщательностью подбиралось и название книги. У большинства книг это выглядит стандартно. «Теория и практика…» Наранхо же избрал вместо «теории» слово «отношение», что проясняет сущность темы. Мне вспоминаются два инцидента, происшедших как-то между мной и Фритцем. В ранний период моей учебы у него я все приставал к нему с вопросами о «технике». В конце концов он вышел из себя. «Эйб, вы меня с ума сведете всеми этими «техническими» вопросами. Главное ведь не в технике; все дело в перспективе». Его слова задели меня за живое, но истинный смысл дошел лишь многие годы спустя. В другой раз мы говорили о его потрясающем терапевтическом умении. Он сказал: «Мне удается, потому что у меня есть глаза и уши, и я — не боюсь».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector